ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-542 от 28.04.2011 Ольского районного суда (Магаданская область)

                                                                                    Ольский районный суд Магаданской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ольский районный суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-542/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Ола 28 апреля 2011 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Карташовой Г.В., при секретаре Левкович А.Б.,

с участием помощника прокурора Ольского района Петухова Д.В.,

представителя Собрания представителей муниципального образования «Село Талон» Мисюра Л.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Село Талон» о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 4, 6, 7 и 8 части 3 статьи 42 Устава муниципального образования «Село Талон»,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Село Талон» (далее - МО «Село Талон») обратился в суд с заявлением о признании противоречащимидействующему законодательству и недействующими с 29.10.2010г. пунктов 4, 6, 7 и 8 части 3 статьи 42 Устава названного муниципального образования, приведя в обоснование иска доводы о том, что перечисленными нормами главе муниципального образования незаконно установлены следующие гарантии соответственно:

- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий;

- страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий;

- выплата единовременного пособия в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1., 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») в размере, установленном решением Собранием представителей. Данная выплата предоставляется лицу, замещавшему должность главы муниципального образования не менее половины определенного настоящим Уставом срока полномочий, в порядке, установленном решением Собрания представителей;

- выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее должность главы муниципального образования (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1., 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ). Данные выплаты предоставляются лицу, замещавшему должность главы муниципального образования не менее половины определенного Уставом срока полномочий, в порядке, установленном решением Собрания представителей.

Полагая, что приведенные нормы Устава МО «Село Талон» (об обязательном страховании) противоречат требованиям ст.ст. 3 и 927 ч. 3 ГК РФ, поскольку обязательное государственное страхование отдельных категорий служащих может быть установлено только федеральным законодательством, а действующими федеральными законами для выборных должностных лиц местного самоуправления таковое не предусмотрено, а нормы Устава в области социально-трудовых отношений противоречат требованиям ст.ст. 5, 6, 164 и 165 ТК РФ, поскольку вопросы установления гарантий, связанных с материальными выплатами, относятся к полномочиям федеральных органов и урегулированы Трудовым кодексом РФ, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей, а в данном случае гарантии предоставлены после освобождения от должности выборного должностного лица, что создает ему преимущества и выходит за пределы полномочий муниципального образования, просит признать перечисленные нормы Устава МО «Село Талон» противоречащими действующему законодательству и недействующими с 29.10.2010г.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор настаивал на заявлении, повторив изложенные в нем доводы и уточнив, что просит признать оспариваемые нормы Устава МО «Село Талон» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их обнародования, то есть с 29.10.2010г.

Возражая против удовлетворения заявления прокурора, представитель Собрания представителей МО «Село Талон» в судебном заседании сослалась на доводы отзыва, согласно которому в отсутствие установления федеральным законодательством гарантий осуществления полномочий выборного должностного лица эти гарантии определяются Уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу ст.ст. 6, 172 Трудового Кодекса РФ в отсутствие федерального законодательства гарантии выборного должностного лица установлены ст. 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ, на основании которого муниципалитет в соответствии со ст. 40 ч. 5.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ вправе был закрепить аналогичные нормы о гарантиях в своем Уставе. Кроме того, на основании ст.ст. 273-274 ТК РФ права и обязанности главы муниципального образования, как руководителя администрации МО «Село Талон», не только могут, но и должны регламентироваться муниципальными правовыми актами, из которых наибольшей силой обладает Устав муниципального образования. Вопреки утверждениям прокурора, ст.ст. 164-165 ТК РФ, а также глава 27 Трудового кодекса РФ допускают регулирование вопросов предоставления гарантий лицам, которые на момент их получения уже не состоят в трудовых отношениях, поскольку данным Кодексом регулируются не только трудовые отношения, но и иные вопросы, непосредственно связанные с ними. ТК РФ применяется к отношениям, аналогичным трудовым (ст.ст. 6 и 11 ТК РФ). Гарантии выборного должностного лица местного самоуправления на случай прекращения их полномочий идентичны гарантиям, предоставляемым уволенным работникам, они направлены на поддержку работников, лишившихся работы по тем или иным причинам. Норма ст. 6 ТК РФ не может толковаться, как умаляющая право субъектов РФ повышать уровень гарантий, предоставляемых тем или иным работникам. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечиваются за счет бюджетов соответствующего субъекта Российской Федерации. Следовательно, законом допускается увеличивать уровень гарантий работникам на территории субъекта РФ и прямо запрещено только снижение государственного уровня гарантий.

Представитель привлеченного в порядке подготовки дела к судебному разбирательству заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, будучи извещенным надлежащим образом, в суд не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, с учетом мнений сторон, судом определено рассмотреть дело в отсутствие названного лица.

Согласно направленному в суд письменному мнению, указанное заинтересованное лицо, поддержав заявление прокурора в части признания противоречащим действующему законодательству и недействующим пункта 8 части 3 статьи 42 Устава МО «Село Талон» по тем основаниям, что областной закон относительно этой гарантии (выплата в течение одного года назначенного денежного пособия либо доплата до размера денежного вознаграждения…) утратил силу. В остальной части полагал в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления прокурора в силу следующих обстоятельств.

Решением Собрания представителей от 12.10.2010г. № 43 принят Устав муниципального образования «Село Талон», который, согласно приказу № 103 вышеназванного Управления юстиции зарегистрирован 28.10.2010г., а согласно акту от 29.10.2010г. обнародован в указанный день.

Упомянутый Устав являются нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений в сфере муниципального самоуправления, направлен на возникновениеобязательных правовых предписаний, рассчитан на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений; по своей форме, порядку принятия и введения в действие (опубликования и государственной регистрации, вступления в законную силу), соответствуют требованиям ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Уставу МО «село Талон», что подтверждается копией протокола Собрания представителей от 12.10.2010г., а также выписками из Книги государственного реестра уставов муниципальных образований Российской Федерации, представленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, приложенными к отзыву.

В соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 8 части 3 ст. 42 Устава главе муниципального образования МО «Село Талон» предусмотрены следующие гарантии:

- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий (пункт 4);

- страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий (пункт 6);

- выплата единовременного пособия в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1., 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») в размере, установленном решением Собранием представителей. Данная выплата предоставляется лицу, замещавшему должность главы муниципального образования не менее половины определенного настоящим Уставом срока полномочий, в порядке, установленном решением Собрания представителей (пункт 7);

- выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее должность главы муниципального образования (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1., 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ). Данные выплаты предоставляются лицу, замещавшему должность главы муниципального образования не менее половины определенного Уставом срока полномочий, в порядке, установленном решением Собрания представителей (пункт 8).

Суд считает, что включенные в Устав МО «Село Талон» вышеперечисленные нормы о гарантиях, установленных в отношении главы, противоречат требованиям федерального законодательства, они приняты с превышением полномочий органа, их принявшего, и к такому выводу суд приходит, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 7 ч. 4 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из ст. 72 ч. 1 п. «н» Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии со ст. 40 ч. 5.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от 04.11.2007г. № 253-ФЗ) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местно самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законодательством гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не установлены.

В то же время частью 2 пунктами «г», «е», «ж» и «з» статьи 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ (в ред. ЗМО от 05.03.2010г. № 1238-ОЗ) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» предусмотрена возможность включения в Устав муниципального образования, помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, иных гарантий, в том числе вышеперечисленных, которые оспариваются прокурором.

Между тем, наличие законодательства субъекта в приведенной части, на что имеются ссылки в отзыве на заявление, и на что ссылалась в суде представитель Собрания представителей МО «Село Талон», само по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для признания оспариваемых положений Устава МО «Село Талон» противоречащими федеральному законодательству в силу следующих обстоятельств.

Так, вопросы обязательного страхования в Российской Федерации регулируются гражданским законодательством (глава 48 ГК РФ) и принятыми в соответствии с ним законами.

В силу ст. 71 п. «о» Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Согласно ст. 3 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения.

По общему правилу ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) (п. 1). Согласно п. 3 той же статьи ГК РФ законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставляемых из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

Суд полагает, что под «законом», указанным в п. 3 ст. 927 ГК РФ, во взаимосвязи с ч. 2 ст. 3 того же Кодекса следует понимать федеральные законы, а не законы иного (в данном случае - субъекта Российской Федерации), уровня.

Статья 969 п. 1 ГК РФ предусматривает обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственныхслужащих определенных категорий, которое осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Таким образом, из системного анализа приведенных норм законов следует, что установление обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе в отношении выборного должностного лица местного самоуправления, относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Урегулирование вопросов обязательного страхования, в том числе в отношении выборного должностного лица местного самоуправления, действующим федеральным законодательством не предусмотрено и не отнесено к ведению органов местного самоуправления. Федеральным законодательством (ГК РФ и другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами, содержащими вопросы страхования) предусмотрено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества для государственных служащих определенных категорий, однако к этой категории лица, замещающие должность главы, для которого Уставом МО «Село Талон» предусмотрены гарантии в сфере обязательного страхования, не относится.

Следовательно, гарантии в области обязательного страхования главе муниципального образования «Село Талон» установлены представительным органом местного самоуправления - Собранием представителей с превышением его полномочий и в противоречие с действующим федеральным законодательством.

При таком положении, на основании ст. 253 ч. 2 ГПК РФ суд находит обоснованными и законными требования прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 4 и 6 части 3 статьи 42 Устава муниципального образования «Село Талон» и об удовлетворении заявления прокурора в этой части.

Полагая заявление прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими норм Устава МО «Село Талон», содержащихся в пунктах 7 и 8 ч. 3 ст. 42 Устава (гарантии в области социально-трудовых отношений) подлежащим удовлетворению, суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями ст. 72 ч. 1 п. «н» и «к» Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Поскольку предоставление гарантий выборному должностному лицу местного самоуправления федеральным законодательством не урегулировано, то на основании п. 5.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ такие гарантии устанавливаются уставом муниципального образования на основании закона субъекта Российской Федерации.

31.10.2008г. Магаданской областной Думой принят Закон Магаданской области № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», вступивший в законную силу с 26.03.2008г., ст. 3 пунктом 2 подпунктами «ж» и «з» которого предусмотрено, что перечисленным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе (далее - лица, замещающие муниципальные должности), предоставляются гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, установлена возможность включения в устав муниципального образования, среди прочих, оспариваемых прокурором вышеперечисленных гарантий, содержащихся в пунктах 7 и 8 части 3 ст. 42 Устава МО «Село Талон» (выплата единовременного пособия, выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения либо доплата до этого вознаграждения).

Между тем, статьей 8 вступившего 26.03.2011г. в силу Закона Магаданской области от 11.03.2011г. № 1373-ОЗ «О внесении изменений в отдельные Законы Магаданской области» подпункт «з» пункта 2 статьи 3 Закона Магаданской области № 1061-ОЗ (выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения либо доплата до этого денежного вознаграждения) признан утратившим силу, в связи с чем по данному основанию аналогичный пункт 8 части 3 ст. 42 Устава МО «Село Талон» с 26.03.2011г. вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу - Законом Магаданской области № 1061-ОЗ.

То обстоятельство, что Законом Магаданской области № 1373-ОЗ статья 3 Закона № 1061-ОЗ дополнена пунктом 4 следующего содержания: «В соответствии с федеральным законодательством Уставами муниципальных образований для лиц, замещавших муниципальные должности и осуществлявших свои полномочия в течение двух сроков, может быть предусмотрена выплата ежемесячной компенсации в размере месячного денежного вознаграждения в течение одного календарного года со дня окончания полномочий до устройства на новое место работы (службы), а в случае устройства на новое место работы (службы) в течение указанного года - доплата (компенсация) до прежнего размера денежного вознаграждения, если размер заработной платы по новому месту работы (службы) ниже денежного вознаграждения, которое указанные лица получали при замещении муниципальных должностей", по мнению суда, не имеет значения для вывода о признании противоречащей федеральному законодательству вышеуказанной нормы Устава МО «Село Талон», поскольку отмеченное выше дополнение имеет иное, нежели в прежней редакции Закона № 1061-ОЗ, содержание.

Помимо того, суд полагает о наличии и других оснований для признания пункта 8 части 3 ст. 42 Устава МО «Село Талон» противоречащей действующему федеральному законодательству и недействующей.

Указанная выше социально-трудовая гарантия введена за пределами полномочий органа местного самоуправления в сфере трудовых и иных сходных с ним отношений.

Замещение гражданами выборных должностей в муниципальном образовании является реализацией их трудовых прав и охватывается сферой трудового законодательства (ст. 16 ТК РФ).

Федеральным законом вопросы социальных и трудовых гарантий лицам, замещающим выборные должности в органах местного самоуправления, не урегулированы. Соответственно, предоставление таких гарантий названным лицам должно осуществляться с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, в силу ст. 172 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц на период выполнения ими своих полномочий, а не по окончании срока полномочий.

Как следует из п. 8 части 3 ст. 42 Устава МО «Село Талон», гарантия в виде выплаты в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получали названные лица, главе муниципального образования установлена не на период выполнения им своих полномочий, а по окончании срока этих полномочий.

Поэтому в указанной части приведенную норму Устава МО «село Талон» суд, исходя из требований ст. 7 ч. 4 ФЗ № 131-ФЗ, а также из требований ст. 5 ТК РФ, находит противоречащей федеральному законодательству и подлежащей в соответствии со ст. 253 ч. 2 ГПК РФ признанию недействующей, а заявление прокурора в этой части - подлежащим удовлетворению.

В силу тех же обстоятельств у суда имеются основания для признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 7 части 3 ст. 42 Устава МО «Село Талон», которым главе муниципального образования установлена гарантия в виде выплаты единовременного пособия в случае окончания срока его полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ), в связи с чем и в этой, приведенной части, заявление прокурора следует удовлетворить и признать противоречащим и недействующим отмеченный пункт Устава.

При этом суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что оспариваемые пункты 7 и 8 ч. 3 ст. 42 Устава МО «Село Талон» предоставляют необоснованное преимущество выборному должностному лицу местного самоуправления, поскольку это запрещено статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации.

В то же время приведенные выше доводы отзыва на заявление, поддержанные представителем Собрания представителей МО «Село Талон» в суде, со ссылками на ст.ст. 6, 11, 172, 273-274 ТК РФ о праве, с учетом Закона Магаданской области № 1061-ОЗ, названного представительного органа на закрепление Уставом главе муниципального образования гарантий в сфере социально-трудовых отношений суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Так, согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают, в том числе, в результате избрания на должность.

Согласно ст. 40 Устава МО «Село Талон» глава данного муниципального образования является выборным должностным лицом.

В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантиями являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Статьей 165 того же Кодекса установлено, что, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок предоставления гарантий выборным лицам местного самоуправления определяется ст. 172 ТК РФ.

Перечисленные нормы Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают предоставление работникам гарантий и компенсаций непосредственно в период исполнения ими трудовых полномочий, в то время как оплата ежемесячного вознаграждения и выплата единовременного пособия по истечении срока полномочий по замещаемой выборной должности выходит за рамки трудового периода и фактически касается условий расторжения трудовых отношений, что противоречит требованиям ст. 172 ТК РФ.

Действительно, как указано в отзыве на заявление и представителем Собрания представителей МО «Село Талон» в суде, из содержания ст.ст. 273-274 ТК РФ вытекает, что руководитель организации осуществляет руководство этой организацией, выполняет функции ее единоличного исполнительного органа в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативные правовыми актами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами и локальными нормативными актами. Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются перечисленными выше законодательными и нормативными правовыми и локальными актами, трудовым договором.

Суд соглашается с доводами отзыва и представителя упомянутого Собрания в суде о том, что права и обязанности главы муниципального образования, являющегося одновременно и главой администрации МО «Село Талон» могут и должны регламентироваться муниципальными правовыми актами, из которых наибольшей юридической силой обладает Устав.

Однако, в то же время полагает необоснованным вытекающий из отзыва и пояснений представителя Собрания представителей МО «Село Талон» вывод о том, что нормы Устава, регулирующие права и обязанности руководителя муниципального образования и ее администрации, могут не соответствовать законодательству, имеющему большую юридическую силу (в данном случае федеральному), поскольку этот вывод сделан на основании неверного толкования и без учета взаимосвязи с нормами вышеприведенных статей Конституции Российской Федерации (ст. 72 п. «к»), Трудового кодекса (ст.ст. 5, 11, 16, 164-165, 172), ч. 5.1. ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года.

Разрешая вопрос о том, с какого времени оспариваемые прокурором и признанные судом противоречащими федеральному законодательству положения Устава МО «Село Талон» должны быть признаны недействующими, суд исходит из следующего.

Прокурор просит признать оспариваемые положения с 29.10.2009 года, то есть со дня их обнародования.

В соответствии со ст. 253 ч. 2 ГПК РФ, разъяснением, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007г. (в ред. от 10.06.2010г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

По делу установлено, что во вновь принятой 12.10.2010г. редакции Устав МО «Село Талон» в части предоставления оспариваемых прокурором гарантий не применялся.

Суд, принимая во внимание изложенное, с учетом того, что на момент вынесения настоящего решения является действующим Закон Магаданской области № 1061-ОЗ, предусматривающий возможность усмотрения в Уставе муниципального образования оспариваемых прокурором гарантий (за исключением утратившей силу гарантии, предусмотренной пунктом 8 ч. 3 ст. 42 Устава МО «Село Талон»), не находя оснований для признания недействующими признанных по настоящему делу противоречащими федеральному законодательству положений Устава МО «Село Талон» с момента их принятия, как об этом просит прокурор, считает необходимым признать их недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Прокурор при подаче заявления государственную пошлину не оплачивал. С представительного органа местного самоуправления государственная пошлина взысканию не подлежит в силу требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 27.12.2009г. № 374-ФЗ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 4, 6, 7 и 8 части 3 статьи 42 Устава муниципального образования «Село Талон».

Заявление прокурора в части признания пунктов 4, 6, 7 и 8 части 3 статьи 42 Устава муниципального образования «село Талон» недействующими с 29.10.2010г. оставить без удовлетворения.

Обязать Собрание представителей муниципального образования «село Талон» соответствующее сообщение о решении суда обнародовать в том порядке, в котором были обнародованы признанные недействующими нормы Устава муниципального образования «Село Талон».

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 04 мая 2011 года, с подачей кассационной жалобы, а прокурором - представления через Ольский районный суд.

Председательствующий судья Г.В.Карташова