ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-544/20 от 17.12.2020 Первомайского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2- 544/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Первомайский Первомайского района 17 декабря 2020 года

Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Куценко Е.И., при секретаре Кулаковой А.А., с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, взыскании денежных средств и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в Первомайский районный суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, взыскании денежных средств и судебных расходов, указав, что истец ФИО1 является ребенком-сиротой. Его родители - <данные изъяты> решением Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 30 августа 2001 года лишены родительских прав, с них взысканы алименты на содержание истца в размере <данные изъяты> части всех видов заработка в пользу органа опеки. ФИО1 находился под опекой у <данные изъяты> Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области от 15 июля 2013 года № 775-п «О постановке на учет опекаемых ФИО1, <данные изъяты>» ФИО1 был поставлен на учет в органе опеки и попечительства Первомайского района и с 01 июня 2013 года была назначена выплата денежных средств на содержание несовершеннолетнего ФИО1 С 09 августа 2013 года до 11 июня 2018 года ФИО1 был временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <данные изъяты> 20 марта 2014 года опекун <данные изъяты> обратилась с заявлением к главе Первомайского района Оренбургской области с просьбой передать личное дело подопечного ФИО1 в <данные изъяты>, где последний был поставлен на консульский учет. 03 апреля 2014 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 237-п «О снятии с учета малолетних <данные изъяты> года рождения, ФИО1 <данные изъяты> года рождения» ФИО1 был снят с учета в органе опеки и попечительства Первомайского района Оренбургской области и прекращена выплата денежного пособия на его содержание, а личное дело было решено переслать в управление образования <данные изъяты> контроль за исполнением постановления был возложен на главного специалиста МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» <данные изъяты> Постановление вступило в силу в день его подписания. В период с 13 марта 2014 года до 26 июля 2016 года ФИО1 проживал в <данные изъяты> где регистрации по месту пребывания и постоянном месте жительства не имел. На учете в управлении образования <данные изъяты> поставлен не был, причитающиеся ему выплаты не получал. Личное дело в адрес Управления так и не поступило. С 26 июля 2016 года выплаты были возобновлены на основании постановления администрации Первомайского района Оренбургской области от 25 августа 2016 № 794-п «О назначении денежных средств на содержание ФИО1» и до 31 января 2017 года администрацией Первомайского района Оренбургской области производились выплаты денежных средств на содержание ФИО1 Постановлением Администрации Первомайского района Оренбургской области от № 66-п выплаты были прекращены в связи с зачислением ФИО1 на полное государственное обеспечение в <данные изъяты> Истец полагает, что администрация Первомайского района Оренбургской области ненадлежащим образом исполнила свои обязанности и не передала личное дело ФИО1 в <данные изъяты> вследствие чего последний не получил причитающиеся ему выплаты. Указанные обстоятельства стали известны ФИО1 30 июня 2020 года когда он получил по электронной почте письмо администрации Первомайского района Оренбургской области от 29 июня 2020 года № 02-01-08/2692 из содержания, которого следует, что причитающиеся ФИО1 выплаты не положены. Размер денежных средств, выплачиваемых опекунам (попечителям) на содержание ребенка составляют 6416 рублей в месяц. Учитывая размер причитающейся выплаты в месяц, период неполучения денежных средств с 03 апреля 2014 по 25 июля 2016 (27 месяцев и 22 дня) сумма недополученных ФИО1 денежных средств составила 27*6416+(6416*22/30)— 173 232 + 4 705= 177 937 рублей. Таким образом в результате бездействия администрации Первомайского района Оренбургской области по передаче личного дела в <данные изъяты> ФИО1 не получил денежные средства в общей сумме 177 937 рублей. ФИО1 полагает, что ему причитаются проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 235 173,39 рублей состоящая из процентов за пользование чужими денежными средствами и причитающихся выплат (57 236,39+177937).

Просил признать незаконным бездействие администрации Первомайского района Оренбургской области по не передаче личного дела подопечного ФИО1 в <данные изъяты> и обязать администрацию Первомайского района Оренбургской области выплатить ФИО1 177937 рублей недополученных денежных средств за период с 03 апреля 2014 года по 25 июля 2016 года, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 57 236,39 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 5551,73 рублей, судебные расходы по подготовке и написанию административного искового заявления в размере 5000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и возражениях на отзыв, просил удовлетворить их в полном объеме, дополнительно указав, что он находился под опекой, опекуном была <данные изъяты> В 2014 году он со своим опекуном переехал в <данные изъяты> с регистрационного учета в Оренбургской области не снимался, в <данные изъяты> по месту жительства опекуна не регистрировался. Ответчик снял его с учета в связи с переменой места жительства и прекратил осуществления положенных выплат, не отправив его личное дело в <данные изъяты>, тем самым нарушил его имущественное право.

Из представленных в суд письменных возражений истца ФИО1 на отзыв следует, что доводы ответчика администрации Первомайского района Оренбургской области не находит их убедительными, по следующим основаниям. Согласно «Положения об администрации Первомайского района Оренбургской области» утвержденного 29 сентября 2017 года решением Совета депутатов муниципального образования Первомайского района Оренбургской области четвертого созыва, администрация Первомайского района Оренбургской области (далее - администрация района) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляет исполнительно -распорядительные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством, Уставом муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, правовыми актами Совета депутатов муниципального образования Первомайский район (далее - Совет депутатов района), администрации района, главы Первомайского района Оренбургской области, принятыми в пределах их компетенции (п.2.1.). Администрация района формируется главой Первомайского района Оренбургской области (далее - глава района) в соответствии с федеральными законами, настоящим положением (п. 3.1.). В структуру администрации района могут входить отраслевые (функциональные органы) и территориальные органы администрации района (далее - органы администрации района) (п. 3.3.). Органы администрации района по всем вопросам своей деятельности подчиняются главе района (п. 3.6.). Администрацией района руководит глава района на принципах единоначалии (4.1.). Администрация района, ее органы и должностные лица несут ответственность перед населением района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством (п.8). Органом (структурным подразделением) администрации Первомайского района Оренбургской области, уполномоченным непосредственно осуществлять государственные полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними на территории Первомайского района Оренбургской области, является муниципальное учреждение «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» (далее - Первомайский РОО) (п.2) Положения об осуществлении государственных полномочий по опеке и попечительству над несовершеннолетними на территории Первомайского района Оренбургской области, утвержденное 18 января 2010 года Постановлением Администрации Первомайского района Оренбургской области № 12-п.

Уставом Муниципального образования Первомайского района Оренбургской области (далее - Устав) установлено, что Администрация Первомайского района Оренбургской области (далее -администрация района) наделяется уставом муниципального района полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области (ст. 29). Глава района в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета депутатов района, издает постановления администрации района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области, а также распоряжения администрации района по вопросам организации работы администрации района (ч. 1 ст. 33 Устава).

Постановления об установлении выплат несовершеннолетним опекаемым (подопечным) выносит глава администрации.

Основным предметом данного спора является факт неисполнения (бездействия) администрацией Первомайского района Оренбургской области по передаче в 3-дневный срок личного дела подопечного ФИО1 в <данные изъяты> и как следствие неполучения последним причитающихся денежных средств. Согласно письма из посольства Российской Федерации (Консульский отдел в <данные изъяты>) от 30 апреля 2020 года № 21/гр-эн документы об опекунстве в отношении ФИО1 в Посольство не поступали. Обязанность по передаче личного дела подопечного при перемене места жительства возлагается на орган опеки и попечительства по месту, которого состоял на учете подопечный (опекаемый). Выплаты, предусмотренные законом являются следствием постановки на учет несовершеннолетнего. Постановка на учет осуществляется на основании заявления опекуна (попечителя) с обязательным условием - наличие поступившего личного дела подопечного (опекаемого), что не произошло в рассматриваемом случае, личное дело не передавалось. Ответчик пытается скрыть факт не исполнения возложенных на него законом обязанностей (факт не направления личного дела), сообщив суду и стороне факт уничтожения журналов входящей и исходящей корреспонденции, в которых должно было быть отражено движение личного дела, но забывает о том, что движение личного дела - сопроводительные письма должны содержаться в личном деле опекаемого (подопечного). <данные изъяты> где обучается в настоящий момент ФИО1 была запрошена копия личного дела подопечного из администрации Первомайского района Оренбургской области из обозрения которого следует, что материалы личного дела хранились исключительно у ответчика, копии сопроводительных писем о перемещении личного дела опекаемого (подопечного) ФИО1 не содержат, равно как и не содержат письма <данные изъяты>, что свидетельствует о бездействии администрации повлекшее неполучение денежных средств ФИО1 Кроме этого, администрация не имела правовых оснований для передачи личного дела ФИО1, равно как и на прекращение выплат, так как последний с регистрационного учета в Оренбургской области не снимался. 03 апреля 2014 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 237-п «О снятии с учета малолетних <данные изъяты> года рождения, ФИО1 <данные изъяты> года рождения» ФИО1 был снят с учета в органе опеки и попечительства Первомайского района Оренбургской области и прекращена выплата денежного пособия на его содержание, а личное дело было решено переслать в управление образования <данные изъяты>, контроль за исполнением постановления был возложен на главного специалиста МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» <данные изъяты> Постановление вступило в силу в день его подписания. Выплаты ФИО1 были прекращены, при этом адрес перемены места жительства в постановлении отсутствует. Просил признать незаконным бездействие администрации Первомайского района Оренбургской области по не передаче личного дела подопечного ФИО1 в <данные изъяты> и обязать администрацию Первомайского района Оренбургской области выплатить ФИО1 177937 рублей недополученных денежных средств за период с 03 апреля 2014 года по 25 июля 2016 года, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 57 236,39 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 5551,73 рублей, судебные расходы по подготовке и написанию административного искового заявления в размере 5000 рублей.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности был надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявлял.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области ФИО3, действующая на основании была надлежащим образом извещена, в судебное заседание не явилась, представив письменный отзыв, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Из письменного отзыва ответчика администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области следует, что 20 марта 2014 года опекун <данные изъяты> обратилась к главе Первомайского района с заявлением о передаче личного дела по адресу временной регистрации в <данные изъяты>. В последствие была представлена справка посольства России в <данные изъяты> (консульский отдел) от 13 марта 2014 года о том, что <данные изъяты> вместе с детьми ФИО1, <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> года рождения, поставлены на учёт в <данные изъяты> в связи временным пребыванием на территории <данные изъяты>. Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области от 03 апреля 2014 года ФИО1 был снят с учёта, выплата денежных средств на содержание подопечного была прекращена и личное дело ФИО1, <данные изъяты> года рождения, было направлено в орган опеки и попечительства <данные изъяты>. Подтвердить факт направления личного дела ФИО1 в республика <данные изъяты> в настоящий момент не представляется возможным в связи с истечением срока хранения журнала исходящей корреспонденции (письмо администрации Первомайского района Оренбургской области от 13 мая 2020 года №02-01-08/16/2020). Вместе с тем, в материалах дела отсутствует доказательства неисполнения органом опеки и попечительства Первомайского района обязательства по направлению личного дела истца. Соответствующая информация от органов опеки и попечительства <данные изъяты> отсутствует. Таким образом, довод истца о бездействии должностных лиц органа опеки и попечительства Первомайского района не имеет никаких снований и подтверждений. Истец заявляет, что именно не направление его личного дела в <данные изъяты> стало причиной не выплаты опекуну <данные изъяты> денежных средств на содержание истца. Вместе с тем указанный довод опять не имеет никакого формального подтверждения, что в свою очередь не позволяет установить наличие причинно-следственной связи бездействия должностных лиц органов опеки и попечительства Первомайского района Оренбургской области и наступившим для истца вредом. Исходя из обстоятельств дела, опекун истца <данные изъяты> мер по урегулированию вопроса выплат денежных средств на содержание опекаемого в период пребывания на территории <данные изъяты> не принимала. Считают, что администрация Первомайского района Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком. Законом Оренбургской области от 26 ноября 2007 г. N 1731/357-IV-ОЗ органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов были наделены государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними. Согласно постановлению администрации Первомайского района Оренбургской области от 12 января 2010 года № 12-п «Об утверждении Положения об осуществлении государственных полномочий по опеке и попечительству над несовершеннолетними на территории Первомайского района Оренбургской области», действовавшим в спорный период, органом администрации Первомайского района Оренбургской области, уполномоченным непосредственно осуществлять государственные полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними на территории Первомайского района Оренбургской области, являлось муниципальное казенное учреждение «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области». МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района» осуществлял весь комплекс переданных государственных полномочий по опеке и попечительству над несовершеннолетними за исключением вопросов, которые в соответствии с Законом о передаче полномочий снесены к компетенции главы администрации муниципального района (ч. 2. ст. 2 Закона о передаче полномочий). Указанные полномочия МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района» осуществлял вплоть до 01 июля 2016 года. Согласно ежегодному решению Совета депутатов Первомайского района Оренбургской области о районном бюджете одним из главных распорядителей средств бюджета муниципального образования Первомайский район является, в том числе, МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района». Истцом не правильно определен размер денежных средств, подлежащий взысканию. Согласно ст. 3 Закона Оренбургской области от 9 ноября 2004 года N 1533/259-111-03 «О порядке и размерах выплат денежных средств опекунам попечителям) на содержание ребенка» в редакции, действовавшей в период с 03 апреля 2014 года по 25 июля 2016 года размер денежных средств, выплачиваемых опекунам (попечителям) на содержание ребенка составлял 1900 рублей в месяц. Вместе с тем размер денежных средств индексируется в соответствии с законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии со ст. 21 Закона Оренбургской области от 10 декабря 2013 года N 2070/574-V-O3 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» размер денежных выплат опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям на содержание ребенка на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов был утвержден в сумме 5000 рублей в месяц. В соответствии со ст. 20 Закона Оренбургской области от 8 декабря 2014 года N 2809/775-V-O3 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» размер денежных выплат опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям на содержание ребенка на 2015 год был утвержден в сумме 5 305 рублей. В соответствии со ст. 21 Закона Оренбургской области от 11 декабря 2015 года N 3627/983-V-03 «Об областном бюджете на 2016 год» размер денежных выплат опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям на содержание ребенка в 2016 году был утвержден в сумме 5 517 рубля в месяц. Положения ст. 395 ГК РФ не применяются к отношениям, возникшим в связи с невыплатой денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взятых под опеку (попечительство). Просили отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1

Представитель ответчика МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района» ФИО4 действующая на основании доверенности была надлежащим образом извещена, в судебное заседание не явилась, представив письменный отзыв.

Из письменного отзыва ответчика МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района» следует, что возражают против удовлетворения заявленных ФИО1 требований и считают их не подлежащими удовлетворению. Обязанности органа опеки и попечительства по представлению, защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, прекращаются в момент установления опеки (попечительства) над детьми и их передачи в семью. В период с01 марта 2008 года по 01 марта 2016 года истец постоянно находился под опекой. В адрес МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» за период с 13 марта 2014 года по 01 июля 2016 года от опекуна истца <данные изъяты> обращений не поступало. Истец не представил доказательств неисполнения органом опеки и попечительства Первомайского района обязательства по направлению личного дела истца. Соответствующая информация от органов опеки и попечительства <данные изъяты> отсутствуют. Довод истца о бездействии должностных лиц органа опеки и попечительства Первомайского района не имеет никаких оснований и подтверждений.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч.1).

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (ч.6).

Критерием правильного определения вида судопроизводства (искового или административного) является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Исходя из характера правоотношений и заявленных требований, заявленные истцом требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном ГПК РФ.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52).

Из содержания названных конституционных норм, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 июня 2009 года N 1005-О-О, следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ предусмотрено, что в качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству определено обеспечение достойного уровня жизни подопечных.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.

В силу ст. 5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании части 1 статьи 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

Пунктом 3 статьи 148 СК РФ также предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Указанное право подопечного ребенка на обеспечение ему содержания корреспондируется с установленной пунктом 3 статьи 36 ГК РФ обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом; суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

Указанные правила вытекают из части 1 статьи 17 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» согласно которой подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

На основании статьи 12.1 Федерального закона N 81-ФЗ опекуны и попечители, в частности, имеют право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, размер которого установлен статьей 12.2 данного Федерального закона. Выплата указанного государственного пособия производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (статьи 4, 4.1 Федерального закона N 81-ФЗ).

Заочным решением Центрального районного суда г.Оренбурга от 30 августа 2001 года, <данные изъяты>. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> года рождения, ФИО1, <данные изъяты> года рождения, на содержание детей взысканы алименты в размере <данные изъяты> части всех видов заработка в пользу органов опеки.

Решение вступило в законную силу 18 сентября 2001 года.

Из материалов дела следует, что до передачи ФИО1 под опеку, последний находился в <данные изъяты>

18 января 2002 года распоряжением администрации Северного административного округа города Оренбурга № 26-р опекуном ФИО1 с 10 января 2002 года был назначен <данные изъяты>

01 июня 2007 года администрацией Первомайского района Оренбургской области принято постановление № 433-п «Об организации передачи несовершеннолетнего ФИО1 на воспитание в приемную семью <данные изъяты>

01 июня 2007 года между органом опеки и попечительства Первомайского района, с одной стороны, и <данные изъяты> с другой стороны, был заключен договор № 4 о передаче детей на воспитание в приемную семью, согласно которым приемным родителям <данные изъяты> были переданы несовершеннолетние дети ФИО1, <данные изъяты> годам рождения и <данные изъяты> года рождения. При этом приемные родители обязались, в числе прочего, осуществлять защиту прав и интересов детей.

29 октября 2010 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 844-п на основании заявления <данные изъяты> учитывая длительную командировку <данные изъяты> договор № 4 от 01 июня 2007 года о передаче детей на воспитание в приемную семью расторгнут, несовершеннолетний ФИО1 передан на попечение органу опеки и попечительства муниципального учреждения «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области».

22 ноября 2010 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 990-п «Об установлении опеки», опекуном назначена <данные изъяты> года рождения.

14 июня 2011 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 484-п <данные изъяты> освобождена от исполнения обязанностей опекуна.

16 июня 2011 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 497-п над малолетним ФИО1 установлена предварительная опека, временным опекуном назначен <данные изъяты>

28 сентября 2011 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 898-п опекуном малолетнего ФИО1 временно назначена <данные изъяты> года рождения.

01 ноября 2011 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 1026-п опекуном малолетнего ФИО1 назначена <данные изъяты> года рождения.

Малолетний ФИО1 был зарегистрирован на период с 30 января 2012 года по 11 июня 2018 года по месту жительства своего опекуна <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 30 января 2012 года.

21 мая 2013 года постановлением администрации <данные изъяты> освобождена от исполнения обязанностей опекуна несовершеннолетнего ФИО1

21 мая 2013 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 510-п, его опекуном, согласно удостоверению опекуна № 269, назначена <данные изъяты>.

15 июля 2013 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 775-п на основании заявления опекуна <данные изъяты> о постановке на учет опекаемых ФИО1, прибывших из <данные изъяты> по месту жительства опекуна, ФИО1 был поставлен на учет в органе опеки и попечительства Первомайского района Оренбургской области.

Малолетний ФИО1 был зарегистрирован на период с 09 августа 2013 года по 11 июня 2018 года по месту жительства своего опекуна <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 09 августа 2013 года.

13 марта 2014 года <данные изъяты> вместе с детьми, в том числе несовершеннолетним ФИО1 поставлены на учет в консульском отделе <данные изъяты> в связи с временным пребыванием на территории <данные изъяты>, что подтверждается справкой консульского отдела <данные изъяты> б/н от 13 марта 2014 года.

03 апреля 2014 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 237-п в связи с переездом в <данные изъяты> семья опекуна с подопечными детьми были сняты с учета в органе опеки и попечительства Первомайского района, личное дело ФИО1 по заявлению <данные изъяты> от 20 марта 2014 года передано в управление образования <данные изъяты>

26 июля 2016 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 673-п, <данные изъяты> на основании её заявления от 19 июля 2016 года освобождена от исполнения обязанностей попечителя несовершеннолетнего ФИО1, который этим же постановлением был передан отделу по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеке и попечительству администрации Первомайского района Оренбургской области.

01 августа 2016 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 697-п попечителем несовершеннолетнего ФИО1 с его согласия (от 26 июля 2016 года) временно назначена <данные изъяты> года рождения.

12 августа 2016 года постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 732-п попечителем несовершеннолетнего ФИО1 назначена <данные изъяты>

ФИО1 был зарегистрирован на период с 12 июня 2018 года по 12 июня 2019 года по месту жительства своего попечителя <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания <данные изъяты> года.

Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области от 01 сентября 2016 года № 813-п, ФИО1, <данные изъяты> года рождения включен в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации муниципального образования Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 10 октября 2016 года № 167-п, ФИО1, <данные изъяты> года рождения поставлен на учет (по категории сирота) и признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.

11 июня 2018 года попечительство над ФИО1 было прекращено в связи с его совершеннолетием.

Из материалов дела установлено, что отец истца - <данные изъяты> умер <данные изъяты> года, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты>

Решением Первомайского районного суда Оренбургской области от 11 июня 2020 года исковые требования ФИО1 к муниципальному образованию Первомайский район Оренбургской области, МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области», муниципальному образованию Беляевский район Оренбургской области, Отделу образования, опеки и попечительства администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия органов опеки и попечительства, взыскании убытков и компенсации морального вреда, удовлетворены частично. Судом признано незаконным бездействие МУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» по представлению законных интересов ФИО1 в период не осуществления приемной семьей <данные изъяты> защиты законных интересов ФИО1 с августа 2009 года по декабрь 2010 года и взыскано с муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в лице администрации Первомайского района Оренбургской области за счет средств казны муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в пользу ФИО1 убытки в размере 23473 руб 20 коп (Двадцать три тысячи четыреста семьдесят три рубля 20 коп.), компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей (три тысячи рублей), расходы по уплате госпошлины в сумме 907 руб. 50 коп. (Девятьсот семь рублей 50 коп.). В остальной части исковых требований отказано.

Решение вступило в законную силу 21 апреля 2020 года.

Закон Оренбургской области от 09 ноября 2004 года N 1533/259-III-ОЗ «О порядке и размерах выплат денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка» регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением выплат денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка.

Из анализа ч.3 ст. 4 указанного Закона следует, что для получения денежных средств на ребенка опекун (попечитель) представляет в орган опеки и попечительства по местожительству с опекаемым ребенком:
заявление о назначении денежных средств; копию свидетельства о рождении ребенка; копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (решение суда о лишении родителей родительских прав, свидетельство о смерти и т.п.);
справку с местожительства ребенка о совместном его проживании с опекуном (попечителем); справку об обучении в образовательной организации ребенка старше 16 лет; выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства);
справку государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти Оренбургской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания, о прекращении выплаты ежемесячного пособия. Назначение денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется на основании постановления (распоряжения) органа опеки и попечительства.

Назначенные денежные средства, своевременно не полученные опекуном (попечителем), выплачиваются за прошедший период, но не более чем за год, если обращение за ними последовало до достижения подопечным 18-летнего возраста (ч.9 ст.4 Закона).

Опекун (попечитель) обязан извещать орган опеки и попечительства о своем переезде. При переезде опекуна (попечителя), получающего денежные средства на подопечного, или переезде опекаемого ребенка к опекуну выплата производится органом опеки и попечительства по новому местожительству по получении личного дела подопечного и его регистрации.

В случае, если опека (попечительство) оформлена за пределами Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, двусторонними соглашениями, заключенными Российской Федерацией, денежные средства на такого опекаемого выплачиваются по месту его фактического проживания в Оренбургской области в размерах, установленных настоящим Законом ( ч.11 ст.4 Закона).

По смыслу ст. 1069 ГК РФ необходимым основанием для возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов является одновременное наличие следующих четырех условий: 1) неправомерность действий государственного органа; 2) вина государственного органа; 3) наличие вреда; 4) существование причинной связи между действиями (бездействием) государственного органа и наступившим вредом.

Реализация опекуном (попечителем) права на получение денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), носит заявительный характер.

Согласно ответу администрации Первомайского района Оренбургской области от 10 ноября 2020 года <данные изъяты> в период с 03 апреля 2014 года по 25 июля 2016 года с заявлением о назначении выплаты на содержание подопечного ФИО1 не обращалась, указанные выплаты не назначались.

Из ответа <данные изъяты> от 18 ноября 2020 года, следует, что на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения за период с 03 апреля 2014 года по 25 июля 2016 года никаких выплат не производилось.

Доказательств вины органа опеки и попечительства в невыплате денежных средств, причитающихся на его содержанием, как оставшегося без попечения родителей и находящегося под опекой (попечительством), истцом не представлено и не установлено судом.

При этом, исходя из положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания таких обстоятельств возложено на истца.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований истцу отказано, понесенные им судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины, по оказанию в подготовке и написанию искового заявления, возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области МКУ «Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, взыскании денежных средств и судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Первомайский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.И.Куценко

Решение в окончательной форме принято 21 декабря 2020 года

Председательствующий: Е.И.Куценко