ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-544/2016 от 06.12.2016 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-544/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2016 года с. Красный Чикой

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Моисеевой В.Э.,

при секретаре Григорьевой Е.С.,

с участием помощника прокурора Красночикойского района Налабордина Ю.В., представителя администрации муниципального района "Красночикойский район" Никифоровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению "Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка», администрации муниципального района "Красночикойский район" о возложении обязанности выполнить мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательногоучреждения,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Красночикойского района обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности несовершеннолетних и о противодействии терроризму и экстремизму в образовательных организациях, в ходе которой выявлено, что в Муниципальном учреждении «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка» не в полной мере созданы условия для обеспечения безопасности несовершеннолетних, предупреждения и пресечения экстремизма и терроризма, техническая укрепленность, антитеррористическая защищенность учреждения не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. В ходе проверки установлено, что муниципальное учреждение «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка» не обеспечено ограждением по периметру, системой видеонаблюдения и тревожной кнопкой. Тем самым, данное учреждение не может считаться обеспеченным в силу действующего законодательства защитой от возможных террористических посягательств и чрезвычайных ситуаций.

Просил обязать муниципальное учреждение "Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка», выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно установить тревожную кнопку для экстренного вызова полиции и систему видеонаблюдения; установить полноценное ограждение по периметру территории детского лагеря, расположенного по адресу: <адрес> севернее от с. Красный Чикой. Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» обеспечить финансирование муниципального учреждения «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка» для устранения нарушений законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности.

В ходе рассмотрения дела прокурором были уточнены исковые требования, а именно: установить тревожную кнопку для экстренного вызова полиции в сторожевом домике; установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории мест массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течении 30 дней; видеокамеры установить в количестве 10 штук, а именно:1 на пункте пропуска для обзора выезда в лагерь; 1 на пункте пропуска для обзора бассейна; 1 на электроопоре около домика №1 для обзора периметра жилой зоны; 2 на домик №3 для обзора площади построения детей (плац) и столовой; 1 на электроопору около домика №7 для обзора по периметру жилой зоны; 1 на электроопору около домика №16 для обзора по периметру жилой зоны; 1 на электроопору около домика №17 для обзора по периметру жилой зоны; 2 на электроопору около сцены для наблюдения за трибунами и футбольной площадкой; установить замкнутое ограждение по периметру территории детского лагеря высотой не менее 120 см, обеспечивающее защищенность от несанкционированного проникновения на территорию лагеря посторонних лиц и животных. Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» обеспечить финансирование муниципального учреждения «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка» для устранения нарушений законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности.

В отзыве на исковое заявление прокурора представитель ответчика администрации муниципального района "Красночикойский район" указала, что с исковыми требованиями прокурора не согласны в виду того, что ни один из перечисленных истцом федеральных законов, постановлений, распоряжений не содержит в себе прямых указаний на необходимость установления в образовательном учреждении, а именно в летнем детском лагере, в целях противодействия терроризму системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации. В иных нормативно-правовых актах соответствующие указания также отсутствуют. В своем отзыве ответчик указывает, что Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, на которую ссылается истец, утратила сила 31 декабря 2010 года. Полагает, что принятая и действующая на сегодня Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, служит источником финансирования мероприятий, направленных на совершенствование образовательного процесса в Российской Федерации, но не обязании проведения каких-либо мероприятий, в том числе по установке системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации в образовательных учреждениях. Ответчик, ссылаясь также на письмо заместителя Министра образования и науки Российской Федерации «О подготовке к новому учебному году» № ЛО-596/12 от 16.05.2016 года, указывает, что проводимые мероприятия по организации проведения проверок готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года, направлены на организацию проведения проверок готовности и оценки готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу нового учебного года (в период с 10 по 26 августа 2016 год). О подготовке лагерей, осуществляющих свою деятельность в летний сезон 2017 года, а также об обязании образовательных учреждений установить системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации в данной Методике не упоминается. Соответственно, данная Методика также не может служить обоснованием требований Истца.

Согласно раздела 1 Свода правил общественные здания и сооружения актуализированная редакция СНиП 31-06-2009: «Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений высотой до 55 м <1>, с заглубленной подземной частью ниже планировочной отметки земли (ее высшей части, если здание расположено на склоне) менее 15 м. Требования настоящего свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям (далее - общественные здания).Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В*.» Полагает, что СНИП на который ссылается Истец, предусмотрен только для вновь построенных зданий или при их реконструкции. Установка видеонаблюдения в старых зданиях не предусмотрена.

В отзыве ответчик также ссылается на небольшое количество детей, порядка 150 человек, отдыхающих ежегодно, на отсутствие технической возможности для установки подобного оборудования, необоснованность значительных финансовых затрат на установку требуемого оборудования, наличие заключенного договора с ООО ЧОП «Фаворит» для обеспечения охраны общественного порядка и безопасности детей в детском оздоровительном лагере МУ ДООЛ «Лесная сказка».

Кроме того, в отзыве указывается, что администрацией лагеря сделано все от нее зависящее и все возможное для выполнения мероприятий по охране зданий и сооружений, расположенных на территории лагеря «Лесная сказка», имеется паспорт безопасности, проводятся инструктажи, установлены дежурства руководителей, дежурства воспитателей, круглосуточно работают сторожа, осуществляется охрана зданий в том числе в период, когда лагерь не работает, у воспитателей имеются сотовые телефоны для связи в экстренных случаях, круглосуточно осуществляется охрана сотрудниками ООО ЧОП «Фаворит». Ограждение по периметру территории детского лагеря, расположенного по адресу: <адрес>. севернее от с.Красный Чикой, начато исходя из имеющихся средств в 2016 году, в 2017 году данные работы будут продолжены исходя из финансовых возможностей.

Просит суд с учетом небольшого количества отдыхающих в лагере, сезонностью работы данного учреждении, принятием необходимых мер, для обеспечения контртеррористической безопасности детей летнего лагеря, отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

В судебном заседании помощник прокурора Красночикойского района Налабордин Ю.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал, подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объёме.Дополнительно пояснил, что муниципальное учреждение "Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка» является местом массового пребывания людей, соответственно на основании Постановления Правительства № 272 от 25.03.2015 года, антитеррористическая защищенность людей обеспечивается путем определенных организационных мероприятий, в том числе путем оборудования системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуации, системой освещения.

Представитель ответчика администрации муниципального района "Красночикойский район" Никифорова И.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что с требованиями прокурора по обеспечению мер по антитеррористической защищенности детей, проводящих летний отдых в "Детском оздоровительно-образовательном лагере «Лесная сказка" согласны с учетом представленных ответчиком возражений.

Ответчик муниципальное учреждение "Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка" своего представителя в судебное заседание не направил, об отложении судебного заседания не просил.

Ответчик извещался по указанному адресу надлежащим образом заказным письмом с уведомлением, которое возвратилось в суд, с отметкой «истек срок хранения».

Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

При этом время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащим возврату в суд (ч. 1 ст. 115 ГПК РФ).

Согласно ч. 5. ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах.

Согласно п. 2.13 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36, судебные повестки и копии процессуальных актов направляются судом в соответствии с требованиями Приказа ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 г. N 343 "О введении в действие "Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное".

Особенности оказания услуг почтовой связи в отношении почтовой корреспонденции разряда "Судебное" установлены Особыми условиями приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное" (приложение N 1 к Приказу ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343).

В соответствии с пунктами 3.2 - 3.4 и 3.6 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное" заказные письма разряда "Судебное" доставляются и вручаются лично адресату под расписку в извещении. При отсутствии адресата такие письма могут вручаться совместно проживающим совершеннолетним членам семьи. При отсутствии адресата и совершеннолетних членов его семьи в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике оставляются извещения с приглашением адресата на объект почтовой связи для получения почтового отправления. При неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда "Судебное" в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Не врученные адресатам заказные письма разряда "Судебное" возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи.

В соответствии со ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.

В силу принципа диспозитивности, сторона по делу самостоятельно распоряжается своими процессуальными правами, по своей воле и в своих интересах.
Кроме того, согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Розыск ответчика по заявленным требованиям не производится.

Таким образом, на основании изложенного, суд считает ответчика надлежащим образом извещенного о сути времени и месте рассмотрения дела.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

В судебном заседании 04.10.2016 года представитель ответчика, директормуниципального учреждения "Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка» Шаченок Н.Н., действующий на основании прав по должности, в суде пояснил, что исковые требования признает, но исполнить требования не предоставляется возможным, в связи с отсутствием финансовых средств.

В судебном заседании 04.10.2016 года представитель администрации муниципального района «Красночикойский район» Никифорова И.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснила, что технической возможности установить на территории лагеря тревожную кнопку и систему видеонаблюдения не имеется, поэтому проведение подобного рода мероприятий повлечет за собой необоснованные финансовые затраты для района. Ограждение детского лагеря по периметру было начато в 2016 году, в 2017 году будет продолжено, исходя из имеющихся в бюджете района средств. Для круглосуточной охраны лагеря, в том числе соблюдения антитеррористических мер, ежегодно между МУ ДООЛ «Лесная сказка» и ООО ЧОП «Фаворит» заключается на период работы лагеря договор об охране объектов лагеря, круглосуточно на территории лагеря находятся два охранника, в наличии бесперебойная связь при помощи раций.

В возражениях на ходатайство о внесение изменений в исковое заявление представитель администрации муниципального района «Красночикойский район» В.М.Тюриков просит отказать в удовлетворении иска в части установки т тревожной кнопки для экстренного вызова полиции в сторожевом домике и установке системы видеонаблюдения, видеокамер в количестве 10 штук, ввиду небольшой площади, занимаемой лагерем, небольшого количества детей, отдыхающих в лагере, и как следствие, необоснованных финансовых затратах. Ответчик полагает достаточным установку трех видеокамер.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 27, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с. заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом.

Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу пунктов 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» предусмотрено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу ч. 1 ст. 28 Закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-Ф3).

Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах, науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, - связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

На основании п.1 и 2 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 своду правил СП 118.13330.2012 "СаНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения". Актуализированная редакция СаНиП 31-06-2009 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 635/10) (с изменениями и дополнениями) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона от 29 декабря 2011 г. N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Из приложения "В" к Своду правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Из Постановления Правительства Российской Федерации № 272 от 25.03.2015 года «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов( территорий),подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» следует, что в зависимости от обстановки, складывающейся в районе расположения места массового пребывания людей, комиссией может быть принято решение о присвоении месту массового пребывания людей категории выше или ниже, чем это предусмотрено пунктом 10 настоящих требований.

Согласно п.п.в пункта 10 вышеуказанного Постановления место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек, определено как место массового пребывания людей 3 категории.

Согласно п. 21. Постановления № 272 от 25.03.2016 г. антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем: проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами; контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; осуществления мероприятий по защите информации.

Согласно п. 23 "Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.

В соответствии с п. 30 вышеуказанных "Требований" система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками на территории Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка», отсутствует система видеонаблюдения, тревожная кнопка с выходом на централизованный пульт, замкнутое ограждение по периметру территории детского лагеря.

Муниципальное учреждение «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка» является объектом массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних граждан, являясь одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

На основании пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Из вышеизложенного следует, администрация муниципального района «Красночикойский район» обязана участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и, являясь собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать благоприятные условия для организации летнего отдыха несовершеннолетних.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности муниципального учреждения "Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка», в отсутствиетревожной кнопки для экстренного вызова полиции и системы видеонаблюдения, а также полноценного ограждения по периметру территории детского лагеря, является нарушением требований законодательства в области антитеррористической защищенности муниципального учреждения.

Поскольку выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних, сотрудников и посетителей детского оздоровительного лагеря, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, поэтому суд, установив наличие нарушений требований законодательства в области антитеррористической защищенности в МУ ДООЛ «Лесная сказка», приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме.

Доводы представителя ответчика администрации муниципального района «Красночикойский район», о небольшом количестве детей, ежегодно отдыхающих в детском оздоровительном лагере, отсутствии технической возможности для установки оборудования, необходимого для соблюдения антитеррористических мероприятий, необоснованности значительных финансовых затрат на установку требуемого оборудования, наличие заключенного договора с ООО ЧОП «Фаворит» для обеспечения охраны общественного порядка и безопасности детей в детском оздоровительном лагере МУ ДООЛ «Лесная сказка», суд признает несостоятельными, поскольку не исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что исполнение данного решения суда сразу после вступления его в законную силу невозможно в виду недостаточного финансирования, суд полагает правильным установить срок для исполнения решения суда, администрации муниципального района «Красночикойский район» в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу, муниципального учреждения "Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению "Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка», администрации муниципального района "Красночикойский район" удовлетворить частично.

Обязать муниципальное учреждение "Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка», расположенный по адресу: <адрес> севернее от с. Красный Чикой, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями федерального законодательства:

-установить тревожную кнопку для экстренного вызова полиции в сторожевом домике;

-установить систему видеонаблюдения, с количеством камер не менее 3, обеспечивающих непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории мест массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течении 30 дней,

-установить замкнутое ограждение по периметру территории детского лагеря высотой не менее 120 см, обеспечивающее защищенность от несанкционированного проникновения на территорию лагеря посторонних лиц и животных.

Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального учреждения "Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка», для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд.

Председательствующий: В.Э.Моисеева

Решение суда принято в окончательной форме 06 декабря 2016 года

Председательствующий: В.Э.Моисеева