ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-546/2016 от 09.02.2016 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2- 546/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Березники 09 февраля 2016 года

Березниковский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Лимпинской Л.В.,

при секретаре Молдован В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края гражданское дело по административному иску администрации Александровского муниципального района о признании незаконными действий начальника Березниковского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю,

у с т а н о в и л:

Административный истец администрация Александровского муниципального района обратился в суд с административным иском к начальнику Березниковского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Кармалитову Д.Ю., Управлению государственного автодорожного надзора по Пермскому краю о признании незаконным предписания начальника Березниковского отдела УГАДН по Пермскому краю, ссылаясь на то, что <дата> Управлением государственного автодорожного надзора по Пермскому краю была проведена внеплановая документарная проверка по контролю исполнения предписания от <дата> в отношении истца, по результатам которой составлен акт проверки от <дата>.. Начальником Березниковского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Кармалитовым Д.Ю. выдано предписание от <дата>, с которым истец не согласен. Истец считает требования предписания не обоснованными и не соответствующими закону в связи с тем, что пунктом 1 указанного предписания административный ответчик обязал административного истца не допускать на территории района регулярных перевозок пассажиров автобусами с мест посадки (высадки), не соответствующих требованиям законодательства в обеспечении безопасности дорожного движения, транспортной безопасности, правил осуществления перевозок с мест посадки(высадки), не оборудованных в соответствии с законом. Согласно пункту 3 акт проверки отправление автобусов по регулярным пригородным автобусным маршрутам осуществляется с остановки «.....», которая не оборудована площадкой для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств. Автовокзал, автостанции и пункты продажи билетов на территории Александровского муниципального района отсутствуют. Отсутствует контроль за перевозчиками на линии со стороны администрации Александровского муниципального района. Не применяются меры к перевозчикам за нарушение порядка осуществления перевозок.

По утверждению истца строительство автовокзала или автостанции нецелесообразно, поскольку с остановочных пунктов осуществляется посадка менее ..... пассажиров в сутки.

Остановочный пункт «.....» оборудован укрытием от осадков, но не имеет оборудованной площадки для посадка(высадки) пассажиров. Истец самостоятельно не может решить данный вопрос, так как улица ..... является объектом собственности ....., и находится в его компетенции. Александровским городским поселением разработана проектно-сметная документация капитального ремонта ....., в которой предусмотрено устройство кармана и посадочной площадки. В связи с недостаточностью финансирования, срок проведения работ не определен. С учетом изложенного административный истец считает, что с его стороны отсутствуют нарушения транспортного антитеррористического законодательства.

Пунктом 2 предписания истец обязан привести в соответствие должностную инструкцию заместителя главы администрации района – председателя комитета по управлению имуществом и земельными отношениями. Согласно пункту 4 акта проверки - в должностной инструкции заместителя главы администрации района - председателя комитета по управлению имуществом и земельным отношениями не определены полномочия по курирующим направлениям. Считает, что данное требование не правомерно, так как согласно Трудового кодекса РФ, а так же Устава Александровского муниципального района правом определять должностные обязанности сотрудников администрации района наделен только глава администрации Александровского муниципального района, вопрос определения компетенций и содержания должностных инструкций не может являться предметом проверки, и не является нарушением Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Пункт 3 предписания обязывает администрацию района привести в соответствие паспорта автобусных маршрутов в соответствие с муниципальным распорядительным нормативным правовым актом, регламентирующим разработку и утверждение паспортов маршрутов. Согласно пункту 6 акта проверки - представленные администрацией ..... паспорта маршрутов не отвечают принципу подведомственности утверждения паспортов - в титуле паспортов указано «министерство транспорта», а правильно - «администрация Александровского муниципального района». Паспорта маршрутов администрацией ..... исправлены и переутверждены главой администрации района. Данные паспорта маршрутов были представлены в ходе проверки.

Пункт 5 предписания обязывает администрацию района обеспечить постоянный контроль за деятельностью перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами и легковым такси, однако истец полагает, что контроль за деятельностью перевозчиков в рамках заключенных договоров и положения осуществляется, о чём свидетельствуют акты проверок. Контроль за всеми перевозчиками, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность на территории ....., невозможен в силу отсутствия у администрации ..... полномочий по осуществлению муниципального контроля. Администрация ..... проводит проверки, предусмотренные Положением в рамках проверки исполнения перевозчиками условий заключенных договоров.

Контроль за перевозками пассажиров легковыми таксомоторами регламентирован статьей № 9 ФЗ от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно пунктами 17,18,19. Полагают, что из норм закона, органам местного самоуправления не предоставлено право правового регулирования (контроля) в этой сфере, поэтому требование о принятии нормативно-правового акта органом местного самоуправления по организации контроля за перевозками пассажиров легковыми таксомоторами не основано на нормах закона.

Истец просит признать незаконными действия начальника Березниковского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Кармалитова Д.Ю., выразившееся в выдаче предписания от <дата>.

Представитель административного истца, надлежащим образом извещенного о дне и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимал.

Представитель административного ответчика Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю, начальник Березниковского отдела Кармалитов Д.Ю., надлежащим образом извещенные о дне и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали, Кармалитовым Д.Ю. представлены письменные возражения по административному иску.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
(Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (ред. от 25.12.2015) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" )

В соответствии с пунктом 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409, государственный транспортный инспектор в целях исполнения государственной функции имеет право:

выдавать юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверять их исполнение. (пункт 6 Приказа Минтранса России от 26.04.2012 №114)

К вопросам местного значения муниципального района в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ №112 от 14.02.2009 г., Постановлением Правительства Пермского края №78-п от 27.04.2007 г. «Об утверждении порядка организации транспортного обслуживания населения и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на краевых и межмуниципальных автобусных маршрутах», начальный и конечный остановочный пункт на маршруте – автовокзал, автостанция или места, оборудованные площадками для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

<дата> Управлением государственного автодорожного надзора по Пермскому краю проведена внеплановая документарная проверка по контролю исполнения предписания от <дата>, по результатам которой составлен акт проверки от <дата> (л.д.30-34) и выдано предписание от <дата> (л.д.28-29), которым на администрацию ..... возложена обязанность в срок до <дата> провести мероприятия по устранению выявленных нарушений: не допускать на территории ..... регулярных перевозок пассажиров автобусами с мест посадки (высадки), не соответствующих требованиям законодательства в обеспечении безопасности дорожного движения, транспортной безопасности, правил осуществления перевозок с мест посадки(высадки), не оборудованных в соответствии с законом(1); привести должностную инструкцию заместителя главы администрации района, председателя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (2); привести в соответствие паспорта автобусных маршрутов в соответствие с муниципальным распорядительным нормативным правовым актом, регламентирующим разработку и утверждение паспортов маршрутов (3); обеспечить равный доступ перевозчиков к осуществлению регулярных перевозок пассажиров в соответствии с требованиями закона(4); обеспечить постоянный контроль за деятельностью перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами и легковыми такси (5).

Из акта проверки от <дата> следует, что отправление автобусов (начальный и конечный остановочный пункт) по регулярным пригородным автобусным маршрутам сообщением ....., сообщением Александровск-В.Вильва, сообщением ..... осуществляется с остановки «.....», с необорудованной площадки для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств. Автовокзалы, автостанции и пункты продажи билетов на территории Александровского муниципального района отсутствуют. С этой же площадки производится посадка\высадка пассажиров транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по межмуниципальным и межсубъектным маршрутам.

Из административного искового заявления следует, что административным истцом не оспаривается отсутствие оборудованной площадки для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств на остановке «.....».

Таким образом, установлено, что транспортное законодательство и требования по антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры административным истцом не соблюдаются. Несоблюдение названных требований нарушает основные принципы безопасности дорожного движения, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров.

Согласно Положения об организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Александровского муниципального района, принятого решением Земского собрания ..... от <дата> контроль за соблюдением установленных условий выполнения перевозок пассажиров на маршрутах регулярного сообщения осуществляется администрацией Александровского муниципального района (п.5.1).

Администрация ..... контролирует выполнение условий контракта на осуществление регулярных перевозок на основе представляемой перевозчиками отчетности, а также посредством контроля на линии.(5.3)

Контроль на линии предусматривает проверки: качества подготовки автобусов к работе на линии (внешний и внутренний вид), соответствия автобусов требованиям, установленным настоящим Положением и договором на осуществление регулярных перевозок; соблюдения установленного расписания движения.(5.4)

Как следует из акта проверки от <дата> контроль за перевозчиками на линии со стороны администрации Александровского ..... отсутствует, что не позволяет выявлять перевозчиков, не имеющих законных оснований осуществлять регулярные перевозки пассажиров. Не применяются меры к перевозчикам за нарушения порядка осуществления перевозок.

Требование предписания обеспечить постоянный контроль за деятельностью перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами и легковыми такси не противоречит действующему законодательству.

Согласно п.2 предписания необходимо привести в соответствие должностную инструкцию заместителя главы администрации района, председателя комитета по управлению имуществом и земельными отношениями.

Уставом ..... определены полномочия главы администрации, в соответствии с которыми глава муниципального района утверждает регламент администрации района, положения об органах (структурных подразделениях) администрации, не наделяемых правами юридического лица, должностные инструкции муниципальных служащих, работников администрации, распределяет обязанности между заместителями главы администрации района и другими должностными лицами администрации (статья 40 п.1 п.п16).

В ходе проверки установлено, что постановлением администрации от <дата> функция по организации перевозок пассажиров закреплена за отделом развития инфраструктуры и градостроительства Администрации. Руководство отделом осуществляется заместителем главы администрации района –председателем комитета по управлению имуществом и земельными отношениями.

Между тем, в должностной инструкции заместителя главы администрации района –председателем комитета по управлению имуществом и земельными отношениями не определены конкретные права и обязанности, связанные с выполнением функции по организации перевозок пассажиров. Отсутствие закрепления в должностной инструкции названных прав и обязанностей ведет к неисполнению закрепленной за отделом развития инфраструктуры и градостроительства, возглавляемым заместителем главы администрации, функции по организации перевозок пассажиров.

Согласно п.3 предписания администрации необходимо привести в соответствие паспорта автобусных маршрутов.

Как следует из акта проверки представленные администрацией паспорта маршрутов не соответствуют требованиям и требуют переоформления: не отвечают принципу подведомственности утверждения паспортов – в титуле паспортов указано «министерство транспорта», тогда как следует – «администрация .....». В паспортах маршрутов и указан тариф маршрута, утвержденный Постановлением главы администрации ..... от <дата>.

В соответствии с п.1.4 Положения об организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах ..... организатором транспортного обслуживания населения между поселениями в границах ..... является администрация .......

Деятельность по организации транспортного обслуживания населения включает: размещение муниципального заказа на оказание транспортных услуг по перевозке населению; принятие нормативных правовых актов об открытии (закрытии) районных маршрутов; согласование и утверждение паспортов маршрутов; утверждение маршрутной сети перевозок по муниципальному заказу и перевозок по коммерческим маршрутам; согласование расписаний движения автобусов на районных маршрутах; контроль за соблюдением обязательных требований по осуществлению пассажирских перевозок; проведение обследований пассажиропотоков и дорожных условий.(1.5).

Таким образом, установив в ходе проверки, что представленные администрацией паспорта маршрутов не соответствуют требованиям и требуют переоформления оспариваемым предписанием обоснованно административный истец обязан устранить выявленные нарушения, привести в соответствие паспорта автобусных маршрутов.

Проанализировав представленные доказательства, исходя из того, что при внесении обжалуемого предписания начальник Березниковского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Кармалитов Д.Ю. действовал в соответствии с предоставленными полномочиями, на основании Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Пермскому краю, распоряжения от <дата> начальника Управления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом суд исходит из отсутствия совокупности предусмотренных условий: несоответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения, и нарушения этим предписанием прав либо свобод административного истца.

Судом также принято во внимание, что содержащиеся в предписании от <дата> нарушения выявлены в ходе проверки исполнения администрацией Александровского муниципального района предыдущего предписания от <дата>, за неисполнение которого мировым судьей судебного участка ..... от <дата> администрация ..... привлечена к административной ответственности по ч.1ст.19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск администрации Александровского муниципального района о признании незаконными действий начальника Березниковского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца.

Судья Л.В. Лимпинская