Дело № 2-677/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26.02.2018 года
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
судьи Елясовой А.Г.,
при секретаре Щуковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО9 к МБДОУ «Детский сад № 24» города Бийска о возложении обязанности произвести начисление стимулирующей выплаты и выплатить причитающую сумму,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Бийский городской суд Алтайского края с иском к МБДОУ «Детский сад № 24» города Бийска, попросив суд (с учетом уточнений) обязать ответчика произвести начисление стимулирующей выплаты ФИО1 в соответствии с оценочным листом результативности профессиональной деятельности за 2017 год и выплатить причитающуюся сумму; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за причиненный моральный вред в размере 5 000,00 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она с 2007 года состояла в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад № 24» города Бийска в должности воспитателя дошкольной группы. 11.09.2017 года трудовой договор с истцом расторгнут по основаниям, предусмотренным ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации. При получении расчета истцом было установлено, что работодатель не произвел начисление и выплату стимулирующей выплаты за 2017 год. Полагая, что ее права нарушены, истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в полном объеме поддержали исковые требования, подтвердив в их обоснование обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 24» города Бийска ФИО3, представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 24» города Бийска и представитель третьего лица МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» ФИО4 исковые требования не признали, указав на необоснованность заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад № 24» города Бийска в должности воспитателя ( приказ № 13к от 14.09.2007 г. – т.1 л.д.108; приказ № 87л от 11.09.2017 г. – т.1 л.д.109).
В соответствии с п.п.1.1., 1.17., 2.2. Устава муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24» города Бийска, именуемое в дальнейшем Учреждение, создано и действует на основании законодательства Российской Федерации, Устава, а также муниципальных правовых актов муниципального образования город Бийск.
Предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечение присмотра и ухода за воспитанниками.
В своей деятельности Учреждение руководствуется, в том числе, Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Алтайского края, уставом муниципального образования города Бийск, иными нормативными правовыми актами муниципального образования город Бийск, локальными актами Учреждения (т.1 л.д.29-32).
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
На основании ст. 135 ТК РФ Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу положений ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с под. «б» п.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с вышеуказанными нормативами.
Согласно подп.1 п.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Постановлением Администрации Алтайского края от 30.01.2014 N 31 утверждена Методика расчета нормативов бюджетного финансирования реализации образовательных программ и субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Алтайского края.
В соответствии с вышеуказанными нормами и Письмом Минобрнауки РФ от 31.03.2008 N 03-599 "О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда" Постановлением Администрации города Бийска от 27.07.2015 N 1368 утверждено Положение "Об оплате труда административно-управленческого и педагогического персонала муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Бийска".
На основании приведенных норм и Положения "Об оплате труда административно-управленческого и педагогического персонала муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Бийска" в МБДОУ «Детский сад № 24» города Бийска утверждены: Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» и Положение о порядке формирования и распределения стимулирующего фонда муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» города Бийска, с приложением - Положением об оценке результативности и профессиональной деятельности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
Как следует из п.2.1 Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24», заработная плата работников включает: должностные оклады, выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера (т.1 л.д.87).
Пунктом 2.2 данного Положения также предусмотрено, что к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественным результатам труда, а также поощрение за выполненную работу.
Согласно п.п.6.1. – 6.2 вышеуказанного положения система выплат стимулирующего характера ПП (педагогического персонала) дошкольного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и поощрительные надбавки). При этом стимулирующие выплаты ПП осуществляются на основании критериев, оценки результативности профессиональной деятельности работников дошкольного учреждения (т.1 л.д.90).
В соответствии п.п.1,2 Положения о порядке формирования и распределения стимулирующего фонда муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» города Бийска стимулирующая часть фонда оплаты труда педагогических работников дошкольного учреждения составляет 20 % от общего фонда оплаты труда педагогических работников. Выплаты стимулирующего характера осуществляются ежемесячно пропорционально отработанному времени.
Пунктами 1.2., 1.3 Положения об оценке результативности и профессиональной деятельности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (далее – Положение) установлено, что стимулирующий фонд оплаты труда направлен на усиление материальной заинтересованности педагогических работников ДОУ в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитие творческой активности и инициативы, мотивацию работников в области инновационной деятельности. Основная цель оценки профессиональной деятельности педагогов ДОУ – обеспечение зависимости оплаты труда педагогов от результатов работы путем объективного оценивания педагогической деятельности и осуществления на их основе материального стимулирования за счет соответствующих выплат из стимулирующего фонда оплаты труда педагогических работников ДОУ.
Согласно п.п.2.2.-2.10. Положения основанием для оценки результативности профессиональной деятельности педагога служит портфолио (портфель профессиональных достижений) педагога.
Для проведения оценки результативности профессиональной деятельности педагога на основе его портфолио в ДОУ приказом руководителя создается экспертный совет, состоящий из представителей администрации ДОУ, методического совета (иного аналогичного органа), профсоюзного комитета.
Результаты работы экспертного совета оформляются протоколами.
В установленные приказом руководителя сроки (не менее чем за две недели до заседания Совета ДОУ), на котором планируется рассмотрение вопроса стимулирующего фонда оплаты труда педагогических работников) педагоги передают в экспертный совет собственное портфолио с заполненным собственноручно Оценочным листом, содержащим самооценку показателей результативности с приложением документов, подтверждающих и уточняющих результативность их деятельности.
Экспертный совет в установленные сроки проводит (на основе представленных в портфолио и оценочном листе материалов) экспертную оценку результативности деятельности педагога за отчетный период (учебное полугодие) в соответствии с критериями, представленными в данном положении.
Экспертный совет готовит заключение о результативности профессиональной деятельности педагогов ДОУ, содержащие таблицу результативности их труда в баллах, и передает его в установленные сроки руководителю для подготовки доклада на Совет ДОУ (Управляющий совет). Заключение подписывается председателем экспертного совета и председателем профсоюзного комитета ДОУ (т.1 л.д.99-102).
Согласно данному Положению результативность профессиональной деятельности педагогов определяется дважды в год на основании представленных педагогами портфолио.
Из представленных локальных актов МБДОУ «Детский сад № 24» города Бийска следует, что стимулирующие выплаты являются частью фонда заработной платы педагогических работников, ежемесячно выплачиваемых пропорционально отработанному времени в соответствии с заключением экспертного совета о результативности профессиональной деятельности педагогов, выраженной в баллах.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 16.01.2017 года состоялось заседание экспертного совета, на котором было рассмотрено портфолио истца, и результативность ее профессиональной деятельности была оценена в 43 балла (т.1 л.д.172-173).
На основании вышеуказанного решения экспертного совета и приказов руководителя истцу за период с января 2017 г. по сентябрь 2017 г. были начислены и выплачены стимулирующие выплаты, что подтверждается приказами о распределении стимулирующих выплат, приложениями к ним, расчетными листами (т.1 л.д.160-161, т.2 л.д.81-149).
Представленные ответчиком доказательства опровергают доводы истца о том, что за указанный период ей не были начислены и выплачены стимулирующие выплаты.
С доводами истца о том, что в августе 2017 г. на экспертном совете был рассмотрен ее портфолио за период ее работы с января 2017 г. по август 2017 г., и в соответствии с решением экспертного совета она должна получить стимулирующие выплаты на будущее время – с сентября по декабрь 2017 г., суд не соглашается, так как за указанный период (с января 2017 г. по август 2017 г.) истец получила стимулирующие выплаты, а кроме того, согласно локальным нормативным актам стимулирующие выплаты осуществляются за отработанное время, и поскольку трудовые отношения между истцом и ответчиком прекращены с 11.09.2017 г., правовых оснований для осуществления стимулирующих выплат истцу с сентября 2017 г. по декабрь 2017 г. суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом не установлено нарушений прав истца, требования истца, в том числе и о взыскании компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая заявление ответчика о применении срока исковой давности к исковым требованиям, суд исходит из положений ст.392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Истец обратилась в суд с иском 06.12.2017 года (т.1 л.д.2), то есть в течение трех месяцев с момента ее увольнения, то есть в пределах срока исковой давности. Принимая во внимание, что истцом не пропущен срок исковой давности, оснований для его применения суд не находит.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО10 к МБДОУ «Детский сад № 24» города Бийска отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья А.Г. Елясова