ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-547/19 от 29.10.2019 Еткульского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-547/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2019 года Еткульский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего : Черепановой С.Г.,

при секретаре : Киселевой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Еманжелинского сельского поселения о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность с индексацией данной пенсии; встречному иску Администрации Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Еманжелинского сельского поселения о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, назначенную ей как лицу, замещавшему должность муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения и об индексации данной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование указав, что более <данные изъяты> лет проработала в бухгалтерии Администрации Еманжелинского сельского поселения (кассиром, бухгалтером, главным бухгалтером, ведущим специалистом Администрации Еманжелинского сельского поселения, заместителем главного бухгалтера, заместителем главы поселения по финансовым вопросам). В стаж муниципальной службы ей включен период продолжительностью <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением пенсионного возраста (ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось <данные изъяты>) она уволилась с муниципальной должности по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. ДД.ММ.ГГГГ по ее заявлению территориальным органом Пенсионного фонда РФ ей была назначена страховая пенсия по старости бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Еманжелинского сельского поселения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должности муниципального служащего, приложив необходимый пакет документов за исключением справки пенсионного органа о назначении ей пенсии по старости. Распоряжением Администрации Еманжелинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена пенсия за выслугу лет со стажем муниципальной службы в <данные изъяты> в размере 100% должностного оклада. Пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет в связи с увеличением муниципальным служащим должностных окладов с ДД.ММ.ГГГГ по решению Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил ее о приостановлении выплаты ей муниципальной пенсии в связи с проводимой проверкой обоснованности назначения и выплаты ей муниципальной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об отказе в выплате пенсии за выслугу лет. По мнению ответчика пенсия за выслугу лет ей была назначена необоснованно, поскольку на момент освобождения от должности она не имела права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях». С данным решением не согласна. Право на страховую пенсию по старости у нее возникло с ДД.ММ.ГГГГ (с момента достижения возраста <данные изъяты>). На этот момент она продолжала замещать муниципальную должность. Принятое Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ Приложение к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (о повышении пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости) распространяется исключительно на лиц в период замещения ими муниципальных должностей. Ей же была назначена пенсия после увольнения с муниципальной должности, т.е. как неработающему лицу. Все условия, необходимые для назначения ей муниципальной пенсии, соблюдены: достижение возраста 55 лет; увольнение с муниципальной должности по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ; замещение муниципальной должности непосредственно перед увольнением не менее 12 месяцев; наличие необходимого стажа для назначении пенсии за выслугу лет не менее <данные изъяты>.

Администрация Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района обратилась к ФИО1 со встречным иском о взыскании неосновательного обогащения в размере 87.519 рублей 60 копеек. В обоснование указав, что пенсия за выслугу лет ФИО1 как лицу, замещавшему муниципальную должность, была назначена по ее заявлению с ДД.ММ.ГГГГ. При этом документ, подтверждающий назначение ей страховой пенсии по старости, представлен не был. В связи с тем, что ФИО1 много лет проработала в органе местного самоуправления, отсутствие данного документа не вызвало сомнений в том, что такая пенсия ФИО1 назначена. Однако впоследствии, при проверки обоснованности назначения ФИО1 муниципальной пенсии было выявлено, что такая пенсия ей была назначена в отсутствие оснований для ее назначения. Так, согласно подп.2 п.7 Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения право на такую пенсию имеют лица, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с ч.1 ст.8 и ст.ст.9,30-33 ФЗ «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев после выхода на пенсию по старости. Фактически ФИО1 на момент освобождения ее от муниципальной должности (ДД.ММ.ГГГГ) страховая пенсия по старости назначена не была, а была назначена лишь ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, права на назначение муниципальной пенсии ФИО1 не имела. Более того, с ДД.ММ.ГГГГ действующим законодательством увеличен возраст для приобретения права на страховую пенсию по старости. В 2018 году данный возраст для женщин составил <данные изъяты>. Истице же исполнилось только 55 лет. Таким образом, истица должна была уволиться с должности муниципального служащего ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи ФИО1 неосновательно получала денежные средства в виде муниципальной пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по апрель 2019 г. в размере 87.519,60 рублей, которые должны быть возвращены в бюджет. В действиях ФИО1 усматривается злоупотребление своим служебным положением при назначении муниципальной пенсии, которое выражается в том, что она являлась разработчиком проекта Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения и убедила комиссию по назначению муниципальных пенсий в том, что она имеет право на такую пенсию.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 поддержали заявленные требования, в обоснование указав те же обстоятельства. Встречный иск не признали. Указав, что право на муниципальную пенсию у ФИО1 возникло. ФИО1 при предоставлении документов для назначения ей муниципальной пенсии не совершала никаких действий, свидетельствующих о злоупотреблении своим служебным положением.

В судебном заседании представители Администрации Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района - глава поселения ФИО3 и действующая по доверенности ФИО4 заявленные ФИО1 исковые требования не признали. Встречный иск поддержали. Дополнительно указав, что для назначения муниципальной пенсии необходимо также соблюдение условия, предусмотренного подп.4 п.7 Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения, согласно которому лицам, замещающим должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении № 6 к настоящему Положению. Согласно Приложению № 6 в 2018 году возраст женщины, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, составляет <данные изъяты>. Данного возраста ФИО1 на момент назначения ей страховой пенсии не достигла.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, замещала должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения, работая в централизованной бухгалтерии Администрации Еманжелинского сельского поселения на разных должностях - кассиром, бухгалтером, главным бухгалтером, ведущим специалистом, заместителем главного бухгалтера, заместителем главы поселения по финансовым вопросам. В стаж муниципальной службы ей включен период продолжительностью <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор со ФИО1 прекращен по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию в связи с выходом на пенсию). С ДД.ММ.ГГГГ территориальным органом Пенсионного фонда РФ ФИО1 назначена страховая пенсия по старости бессрочно в соответствии со ст.8 ФЗ-400 «О страховых пенсиях». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Еманжелинского сельского поселения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должности муниципального служащего. Распоряжением Администрации Еманжелинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена пенсия за выслугу лет со стажем муниципальной службы в ДД.ММ.ГГГГ в размере 100% должностного оклада. Пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Еманжелинского сельского поселения выплата муниципальной пенсии ФИО1 приостановлена в связи с проведением проверки обоснованности назначения данной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об отказе в выплате пенсии за выслугу лет ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и предложено вернуть полученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 87.519,60 рублей. Решение основано на том, что на момент освобождения от должности ФИО1 не имела права на страховую пенсию по старости, соответственно, основания, предусмотренного подп.2 п.7 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения, не наступило.

В Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего.

Согласно п.5 ч.1 ст.23 названного закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

В соответствии с п.п.2,4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом законодатель в ч.1 ст.24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.

ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов Еманжелинского сельского поселения своим решением утвердил Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения, которое определяет порядок и условия назначения, перерасчета размера, выплаты (приостановления, возобновления, прекращения) пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы ( далее - Положение). Данное Положение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.7 Положения пенсия за выслугу лет назначается муниципальным служащим Еманжелинского сельского поселения при наличии стажа муниципальной службы, в частности, в 2018 году продолжительностью 16 лет и при замещении должности муниципальной службы не менее 12 месяцев при увольнении с муниципальной службы по основаниям, в числе которых указан пункт 3 ч.1 ст.77 (расторжение трудового договора по инициативе работника), если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с ч.1 ст.8 и ст.ст.9,30-33 ФЗ «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.

В рассматриваемой ситуации все вышеуказанные условия на момент принятия органом местного самоуправления решения о назначении муниципальной пенсии ФИО1 имелись. ФИО1 имела стаж муниципальной службы продолжительностью более <данные изъяты>, который определен Комиссией по установлению стажа муниципальной службы; уволена с муниципальной службы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию; непосредственно перед увольнением замещала должность муниципальной службы не менее 12 месяцев; на момент освобождения от должности имела право на страховую пенсию по старости при условии обращения в пенсионный орган за назначением страховой пенсии не в период замещения муниципальной должности.

При этом сторона ответчика, приняв решение о прекращении выплаты ФИО1 муниципальной пенсии, ошибочно полагала, что на момент увольнения с муниципальной должности ФИО1 должна являться получателем страховой пенсии по старости. Между тем, из смысла вышеуказанного пункта Положения следует, что лицо, замещавшее должность муниципальной службы, должно обладать правом на страховую пенсию по старости, а не являться получателем данной пенсии.

Такое право у ФИО1 возникло бы с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента достижения ею возраста <данные изъяты> при условии увольнения ее с муниципальной службы. Фактически данное право у истицы возникло и было ею реализовано с ДД.ММ.ГГГГ после увольнения с муниципальной службы.

Довод органа местного самоуправления о том, что право на получение страховой пенсии по старости должно было возникнуть у ФИО1 в соответствии с ч.1.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» (введенной в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ) в 56,5 лет, т.е. с августа 2019 года, не основан на нормах права.

Действительно, в Федеральных закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми лицам, замещающим государственные должности РФ и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Между тем, данное положение распространяется на лиц, замещающих вышеуказанные должности на момент принятия пенсионным органом решения о назначении страховой пенсии. ФИО1 к моменту обращения за страховой пенсии и назначением данной пенсии уволилась с муниципальной службы.

Вышеуказанная правовая норма продублирована в подп.4 п.7 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения и по его смыслу также распространяется на лиц, замещающих должности муниципальной службы, а не на лиц, уволенных с муниципальной службы.

Таким образом, к рассматриваемой ситуации норма, содержащаяся в подп.4 п.7 Положения, не применима.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ФИО1 имеет право на получение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения. Выплата муниципальной пенсии ФИО1 должна быть возобновлена с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.19 Положения перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в случае централизованного увеличения должностных окладов муниципальных служащих.

В судебном заседании бесспорно установлено, что решением Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, размеры должностных окладов муниципальных служащих органов местного самоуправления Еманжелинского сельского поселения увеличены с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, возобновление выплаты ФИО1 муниципальной пенсии должно быть произведено с учетом индексации.

По вышеуказанным основаниям встречный иск Администрации Еманжелинского сельского поселения является не основанным на законе, а потому удовлетворению не подлежит.

Суд считает необходимым отметить, что исходя из положений п.3 ч.1 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.

В рассматриваемой ситуации встречный истец не привел заслуживающих внимания доводов и не представил доказательства наличия со стороны получателя муниципальной пенсии недобросовестных действий, злоупотребления (представления подложенных документов, не соответствующих действительности документов).

Сам по себе факт участия ФИО1 в разработке проекта Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения не свидетельствуют о злоупотреблении получателем муниципальной пенсии своим положением, о недобросовестности.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО1 удовлетворить.

Администрации Еманжелинского сельского поселения возобновить выплату ФИО1 пенсии за выслугу лет, назначенную в соответствии с Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Еманжелинского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, проиндексировав ее размер в соответствии с решением Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении иска Администрации Еманжелинского сельского поселения о взыскании со ФИО1 неосновательного обогащения в размере 87.519 рублей 60 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Еткульский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий :