ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5483/20 от 29.10.2020 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-5483/2020

УИД 11RS0001-01-2020-009132-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сыктывкар 29 октября 2020 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Коданевой Я.В.,

при секретаре Стеблиной Е.П.,

с участием прокурора Липиной Светланы Михайловны, действующей на основании удостоверения,

представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК – ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов, разработать проект рекультивации земельного участка и провести соответствующие мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Куломского района Республики Коми обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных в выделе 13,17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество», разработать проект разработать проект рекультивации земельного участка и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество».

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства на территории Усть-Куломского района, в ходе которой установлено, что на территории СП «Тимшер» в выделах 13,17,18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество» в границах государственного лесного фонда, в эксплуатационных лесах расположена несанкционированная свалка отходов 6,1 га. Поскольку непринятие мер по сбору, вывозу и утилизации отходов с территории несанкционированной свалки, нарушает требования Законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства России.

Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми.

В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям, указанным в отзыве.

Представитель соответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми в судебное заседание не явился, в направленном в адрес суда отзыве указал, что является ненадлежащим ответчиком и просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители третьих лиц - администрации сельского поселения «Тимшер», Федеральное агентство лесного хозяйства России в судебном заседании не присутствуют, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.4 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы

В соответствии с п. 2 и п. 5 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Кроме того, юридические и физические лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 51 от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается производить сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Положениями статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах), а п. 7 ст. 12 данного закона запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Как следует из материалов дела, в выделах 13,17,18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество» в границах государственного лесного фонда, в эксплуатационных лесах расположена несанкционированная свалка отходов 6,1 га.

Несанкционированная свалка отходов около ... находится в точке с координатами ...

Собственник отходов, размещенных на указанном лесном участке, не установлен.

При этом, выявленная несанкционированная свалка отходов не является объектом размещения отходов, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена.

Исходя из положений ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом, а также обязанность нести бремя содержания имущества.

Положения п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Частью 5 ст. 13 ЗК РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель, обязаны обеспечить их рекультивацию.

В соответствии с п.1 ст. 50.7, ст. 51, 53 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, загрязнений и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Частью 1 ст. 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ или использующими леса в соответствии с ЛК РФ.

Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений и в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена ст. 91 ЗК РФ и ст. 5.1 Федерального закона № 7-ФЗ со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в п. 7 ст. 26.3 которого определена возможность передачи соответствующих полномочий федеральными законами.

Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452, основными задачами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми являются обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов, повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности.

Учитывая, что земельный участок, на котором выявлено несанкционированное складирование отходов, относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности, кому-либо в законное владение и пользование не передан, пользователи, землевладельцы этого участка, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены, обязанность по принятию мер организации сбора и вывоза отходов, размещенных на земельном участке, а также по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации земельного участка, по мнению суда, должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Позиция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми опровергается также следующим.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В силу п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 24.08.2017 № 452, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в области лесных отношений на территории Республики Коми.

Утрата с 01.10.2016 силы нормы ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, - не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.

Введенная с 01.03.2017 норма п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не исключает из системы охраны лесов специализированный региональный орган государственной власти.

Письмо Рослесхоза от 28.09.2017 исх. № 05-01-27/13757, на которое ссылается ответчик, основанием иного перераспределения полномочий в сфере лесных отношений не является. К тому же в нем имеется ссылка на п. 2 и п. 4 ст. 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми организацию по ликвидации накопленного вреда вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, в настоящее время такой порядок не утвержден.

Доводы ответчика о том, что возложение на Министерство обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, суд признает несостоятельными.

Вопреки возражениям ответчика, именно Министерство наделено соответствующими государственными полномочиями, а также финансовыми возможностями осуществления вмененных мероприятий. В соответствии ч. ч. 3 и 5 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации. В п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация охраны и защиты лесов.

В силу п. 10.37 Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Министерство исполняет функции распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Министерства, государственных учреждений Республики Коми и на реализацию возложенных на Министерство функций.

Относительно доводов о необходимости возложения соответствующих обязанностей по устранению нарушения законодательства в области обращения с отходами на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Таким образом, Росимущество осуществляет полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти - Минприроды России, Федеральное агентство лесного хозяйства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий, переданных им статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Росимуществе указанный федеральный орган исполнительной власти не осуществляет полномочия и функции в сфере лесных отношений, так же, как и в области обращения с твердыми бытовыми отходами. Территориальное управление Росимущества в Республике Коми, как территориальный орган Росимущества, не может обладать объемом полномочий, превышающим полномочия Росимущества.

Финансирование расходов на содержание федерального имущества органов государственной власти осуществляется на основании статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой соответствующие лимиты бюджетных обязательств выделяются на обеспечение выполнения возложенных функций. Соответственно Территориальному управлению Росимущества в Республике Коми выделяются бюджетные ассигнования на содержание имущества, находящего на балансе Территориального управления.

Также Росимуществу (территориальному органу Росимущества) в связи с осуществлением его полномочий выделяется финансирование в рамках подпрограммы Ж «Управление федеральным имуществом» Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316. Мероприятия в области охраны окружающей среды, лесных отношений и обращения с твердыми бытовыми отходами в рамках рассматриваемой программы не предусмотрены.

Основные мероприятия подпрограммы Ж «Управление федеральным имуществом»: основное мероприятие Ж.1. Развитие федеральной государственной информационно-аналитической системы «Единая система управления государственным имуществом»; основное мероприятие Ж.2. Инвентаризация и вовлечение в гражданско-правовые отношения объектов имущества, составляющего казну Российской Федерации, и обеспечение сохранности имущества, ограниченного в обороте; основное мероприятие Ж.З. Инвентаризация и вовлечение земельных участков в гражданско-правовые отношения (кадастровые работы); основное мероприятие Ж.4. Повышение эффективности управления организациями с государственным участием и оптимизация их состава; основное мероприятие Ж.5. Обеспечение реализации подпрограммы (Приложение № 1 к государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»).

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признаются нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, по мнению суда, Росимущество (Территориальное управление Росимущества в Республике Коми) не наделено полномочиями и не осуществляет функции в области охраны окружающей среды, в сфере организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и обращения с твердыми бытовыми отходами, а также не наделено бюджетными средствами, необходимым для осуществления указанных полномочий.

При этом из решения Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2020 по делу № А26-9028/2018, на которое ссылается Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, не следует обязанность территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и обращения с твердыми бытовыми отходами, конкретно - по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории лесного фонда.

Суд также учитывает, что региональные операторы не обращались в Территориальное управление Росимущества в Республике Коми в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, соответственно положения указанного постановления не могут быть применены к правоотношениям в связи с рассмотрением настоящего иска.

Кроме того, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2020 по делу № А26-9028/2018 не может рассматриваться как прецедент, подлежащий применению и в рамках рассмотрения настоящего дела, поскольку система российского права относится к системе не прецедентного права, источником права являются только действующие нормативно-правовые акты, применяемые исходя из конкретных обстоятельств в рамках конкретного дела.

Вместе с тем, непринятие мер по ликвидации отходов приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, возникает реальная опасность причинения вреда здоровью населения и экологическим правам граждан.

С учетом установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки на подконтрольной ему территории.

Оснований для возложения указанной обязанности на Территориальное управление Росимущества в Республике Коми суд в данном случае не усматривает.

Суд устанавливает ответчику (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми) срок для организации работ по сбору и вывозу отходов, разработке проекта рекультивации земельного участка и проведения мероприятий по рекультивации до 01.09.2021, который является разумным и позволяет надлежащим образом исполнить решение суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Усть-Куломского района Республики Коми удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в срок до 01.09.2021 организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество», а также разработать проект рекультивации земельного участка и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество».

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения настоящего решения.

Мотивированное решение изготовлено 03.11.2020.

Судья – Я.В. Коданева