Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2013 года город Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Сизовой С.К.
при секретаре Махоновой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5489/13 по иску ФИО5, ФИО6 к ТСЖ «Союз-102а» об отмене решения общего собрания жильцов, перерасчете,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 и ФИО6 обратились в суд с иском к ответчику о защите прав потребителей, возмещении материального ущерба, штрафа, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что они являются собственниками квартиры жилой площадью 60,1 кв.м., находящейся по адресу: <адрес> на основании договора передачи квартир в собственность граждан от 04.12.1995г. № На имя ФИО5 открыт лицевой счет, по которому они оплачивают плату за содержание и ремонт помещения и коммунальные услуги. Свои обязательства исполняют надлежащим образом. Регулярно оплачивают объемы коммунальных услуг. В результате невыполнения ТСЖ «Союз-102А» (председатель ФИО7) ч.1 ст.157 ЖК РФ о расчете платы за коммунальные услуги по показаниям приборов учета и порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № и от 06.05.2011г. № ТСЖ неправомерно производит с 01.01.2012г. до настоящего времени расчет платы за коммунальные услуги не по показаниям общедомовых приборов учета, а по нормативам, в результате чего они переплатили за 2012г. <данные изъяты> рублей за электроэнергию на общедомовые нужды и <данные изъяты> рубля за отопление занимаемых жилых помещений. В 2013г. за 9 месяцев переплата за коммунальные услуги по расчетам ТСЖ составила более <данные изъяты> рублей. В корректировке размера платы за коммунальные услуги 2012г. в соответствии с требованиями ст.21б и 27 постановления № не произведена на том основании, что решением голосования общего собрания собственником жилых помещений многоквартирного дома (ст.145 ЖК РФ высшим органом управления товарищества собственников жилья, в компетенцию которого (ч.2 ст.145 ЖК РФ) полномочия по утверждению неправомерных действий по начислению коммунальных услуг не входит). Просят суд отменить решение заочного собрания жильцов ТСЖ «Союз-102а) от 08.04.2013г. в части зачисления переплаты за электроэнергию на ОДН и за отопление жилых помещений в резервный фонд. Зачислить переплату по коммунальным услугам за электроэнергию на ОДН и за коммунальные услуги по отоплению за период с 01.01.2012г. по 01.10.2013г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № (отопление) и от 06.05.2011г. № (за электроэнергию на ОДН) в платежи за отопление и электроэнергию на ОДН за 2013г. Взыскать с ТСЖ «Союз-102а» в пользу истцов штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворение их требований в размере 50% от суммы присужденной судом.
В судебном заседании истцы поддержали исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец ФИО5 в судебном заседании дополнительно пояснил, что его расчет основан на данных, которые были представлены на основании отчета собрания. Взял в ТСЖ счет - фактуры и составил расчет. Хотел, чтобы ТСЖ ему пересчитало сумму, но было решение собрания о создании резервного фонда в размере <данные изъяты> рублей. Больше нигде резервного фонда не было. Просит произвести перерасчет, в связи с тем, что начисление по оплате за свет и отопление производились не по счетчикам, а по тарифам. Полагает, что общее собрание превысило свои полномочия.
Истец ФИО6 в судебном заседании дополнительно пояснила, что они просят отменить решение собрания, собрание юридически неправомочно принимать решение о создании резервного фонда.. Тот, кто голосовал, не знали за что они голосовали. Даже свидетели были не в курсе того, что начисление было не по счетчикам, а по нормативам. Сам резервный фонд не предусмотрен никакими документам. Решение собрания не может отменить постановление правительства. Решение собрания незаконно.
Представитель ответчика по доверенности ФИО8 в судебном заседании пояснил, что возражает против удовлетворения требований истцов, поскольку согласно ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания относится образование резервного фонда, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов. Общее собрание имеет право создавать резервные фонды. Процедура прошла правомерно. Решение было принято большинством голосов о создании данного фонда. Заочное собрание было законным и не превышало своих полномочий. Согласно п. 25 Постановления Правительства РФ от 23.05 2006г № предусмотрено право производить корректировку отопления 1 раз в год. ТСЖ в настоящее время имеет право произвести корректировку за 2012 год до конца 2013 года.
Председатель ТСЖ «Союз-102а» ФИО9 в судебном заседании пояснила, что возражает против удовлетворения исковых требований истцов. Поддержала пояснения представителя ТСЖ «Союз-102А». Суду дополнительно пояснила, что в 2012, 2013 г.г. начисления за отопление происходило на основании тарифов, за свет сумма- тариф, был заложен в смету, с учетом показаний счетчиков за предыдущие периоды. Корректировка не делалась. За 2012 г будет произведена корректировка до окончания 2013 г., а за 2013 г. до окончания 2014 г. Съэкономленные денежные средства общее собрание решило направить в создаваемый резервный фонд.
Суд, выслушав истцов, представителя ответчика, председателя ТСЖ «Союз-102А», исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с преамбулой к Закону РФ "О защите прав потребителей" ДД.ММ.ГГГГ отношения, регулируемые данным законом могут возникать из договоров, в т.ч. по выполнению работ и оказанию услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, в то время как отношения между членами товариществ собственников жилья, а также собственников помещений, не являющихся членами таких товариществ, и самими товариществами собственников жилья регулируются специальными нормами ЖК РФ и уставами данных организаций.
При этом, товарищество собственников жилья, реализуя цели своей уставной деятельности (управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме), в соответствии с избранным собственниками помещений способом управления многоквартирным домом предоставляет приобретаемые коммунальные услуги членам товарищества собственников жилья на основании членства в организации, а также осуществляет иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, что следует из ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
Закон РФ "О защите прав потребителей" содержит определение исполнителя, согласно которому в таком качестве выступают: организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. При этом, необходимо учитывать, что товарищество собственников жилья представляет интересы собственников помещений и действует в их интересах, однако, само не выступает в качестве потребителя коммунальных услуг и не является их перепродавцом, а суммы, внесенные собственниками помещений в многоквартирном доме за потребленные ими коммунальные услуги, не являются платой товариществу за эти услуги, а предназначены для оплаты стоимости коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, предоставившим их в соответствии заключенными договорами.
Как следует из п. 2.1 Устава ТСЖ "Союз 102А" предметом деятельности товарищества является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (л.д.25 том 1).
Таким образом, указанные отношения между истцом и ответчиком не могут рассматриваться как отношения по защите прав потребителя.
Судом установлено, что истцы являются собственниками <адрес> А по <адрес> в <адрес>. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами.
Указанный многоквартирный жилой дом находится в управлении ТСЖ "Союз 102А» (л.д.22-33,55-64,158-159 том 1).
В обоснование исковых требований истцы ссылаются на необходимость осуществления ответчиком перерасчета платы за тепловую энергию и электроэнергию на ОДН, в связи с установкой в доме общедомовых приборов учета и возврата им, как собственникам жилого помещения в доме, излишне уплаченных ими денежных средств за тепловую энергию и электроэнергию на ОДН за 2012 и 9 месяцев 2013 года. Считают, что ответчик незаконно направил переплаченную им сумму в резервный фонд ТСЖ.
Резервный фонд в ТСЖ "Союз 102 А»" создан на основании общего собрания членов ТСЖ, проведенного в форме очно-заочного голосования с ДД.ММ.ГГГГ г.-ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается протоколом общего собрания членов ТСЖ "Союз 102 А»", бюллетенями для голосования, протоколом заседания Правления от ДД.ММ.ГГГГ г., реестром присутствующих, реестром уведомлений и бюллетеней, протоколом заседания Правления № г. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35,36, 39-40,41-47, 50-53,54-153,160-161, 197-200. 231-234, 235-239 том 1).
При проведении данного голосования имелся необходимый кворум, составивший 87,57% членов ТСЖ, на котором за формирование средств резервного фонда за счет сэкономленных средств проголосовало -95,99%, против - 2,05 %, воздержались 1,96 % (л.д. 35, 36 том 1, л.д. 64-74 том 2).
Свидетель ФИО1, допрошенная в судебном заседании 01.11.2013г. показала, что она принимала участие в собрании, является членом ревизионной комиссии. Повестку дня знала на стадии формирования, до того как разносят листы. Лично ей приносили уведомление под роспись. Обычно проводятся заочные собрания, поскольку тяжело граждан собрать в одном месте. Знала, что будет рассмотрен вопрос о формировании резервного фонда. Дом старый и требует ремонта. Отопление выставлялось жильцам по тарифу, электроэнергия выставлялась по счетчику. Ее голос был за то, чтобы был создан резервный фонд, чтобы сэкономленные средства перечислили в данный фонд.
Свидетель ФИО2, допрошенная в судебном заседании 01.11.2013г. показала, что она принимала участие в собрании, получала уведомление, расписалась за него, к ней приходили домой. Она опоздала на собрание на очное голосование. Как происходит начисление в 2012 и в 2013 году по домовым счетчикам или по тарифам не знает. Согласна с тем, чтобы был создан резервный фонд, чтобы сэкономленные средства перечислили в данный фонд.
Свидетель ФИО3, допрошенная в судебном заседании 01.11.2013г. показала, что о собрании узнала дней за 10, всегда вывешивается объявление на подъезде, что будет собрание с указанием повестки дня. Когда пришли домой в ящике нашли уведомление, по поводу собрания. На следующий день к ней пришла председатель и сказала, что в ее ящик бросила не то уведомление. Ей вручили новое. Старое уведомление она не изучала. На собрании повестка дня собрания не отличалась от той, которая была указана в объявлении. В повестке дня был пункт о создании резервного фонда. Резервный фонд создали, в связи с тем, что дом старый, чтобы в случае аварии у жильцов были деньги на ремонт, она не против этого фонда. Счета за отопление жильцам выставляли по нормативам, как происходило начисление по свету, точно сказать не может. Голосовала за создание резервного фонда.
Свидетель ФИО4, допрошенный в судебном заседании 01.11.2013г. показал, что увидел объявление на доске объявлений о собрании, пришел по объявлению. Не помнит точно, какие вопросы были повесткой дня. Сначала на собрании были общественные вопросы, потом вопрос о создании резервного фонда. Кворума не было, потом домой еще прислали бумаги, он согласился, чтобы был создан резервный фонд. Оплату за коммунальные услуги вносит сам. Не может сказать как за отопление и за счет 2012 году начисляли. Он голосовал за то, чтобы был создан резервный фонд, чтобы сэкономленные средства перечислили в данный фонд.
В соответствии с частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, также продолжает действовать (в части неутратившей силу) Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Согласно ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.
В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.
Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.
Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества.
Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья может быть принято путем проведения заочного голосования в порядке, установленном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.
В силу ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
В силу ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 47 ЖК РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Согласно ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.
Как установлено судом до указанного истцом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> А по <адрес> в <адрес> уже были установлены общедомовые приборы учета потребления тепловой энергии и электроэнергии на ОДН. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами.
Однако начисление коммунальных платежей - за отопление, электроэнергию на ОДН в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> А по <адрес> в <адрес> происходило не по показаниями счетчиков за указанный период, а на основании тарифов за отопление, на основании тарифа, выведенного усреднено по показаниям счетчика за предыдущие периоды за электроэнергию ОДН.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителями ответчика, подтверждается материалами дела: квитанциями о размере платы, сводными справками за 2012-2013 г.г., сметами за 2011-2013 г.г. (л.д.15-35, 36-37, 46-48, 49-54 том 2).
Согласно ч. 1 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов.
Аналогичное положение содержится и в Уставе ТСЖ (л. д. 55 -66 том 2).
Согласно ч. 1.1. ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации положения статей 45 - 48 настоящего Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено настоящим разделом.
В соответствии с ч. 3 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.
В соответствии с п. 4 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязан, своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги.
Исходя из положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нормативно-правовым актом, регулирующим отношения между исполнителем и потребителями коммунальных услуг, устанавливающим их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества, коммунальных услуг, определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, методику перерасчета и изменения размера платы являются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 и Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Указанные нормы призваны способствовать более экономному и рациональному потреблению энергоресурсов, за счет использования приборов учета, что соответствует положениям ст. 4, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом, образующаяся в результате применения указанных выше формул разница может образовывать как переплату потребителя, так и недоплату за полученные услуги и должна корректироваться соответствующим образом.
Исходя из положений п.п.25, 27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам предоставления коммунальных услуг в редакции, действующей в спорный период времени, действительно исполнитель обязан производить один раз в год корректировку размера платы за отопление при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N к указанных Правилам, а при наличии коллективного (общедомового) прибора учета потребления тепловой энергии и распределителей в помещениях в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N. ФИО10, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги должна учитываться исполнителем при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсироваться потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Таким образом, установив в данном случае факт переплаты в 2012-2013г.г., ответчик должен произвести, как правильно считают истцы, возврат потребителю излишне уплаченных денежных средств за отопление и электроэнергию за ОДН в соответствии с указанным нормативным правовым актом.
Однако не исполнение этой обязанности ответчиком в рассматриваемом случае не нарушило прав собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома, в том числе и истца, поскольку решением общего собрания был создан резервный фонд.
Порядок образования специальных фондов определяется общим собранием членов товарищества (часть 3 статьи 151 Жилищного кодекса РФ).
Согласно принятому решению общего собрания членов ТСЖ "Союз 102А", указанный резервный фонд ТСЖ формируется за счет сэкономленных средств: экономия на коммунальных услугах (л.д. 35-36 том 1).
Товарищество собственников жилья вправе на основании пп. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ определять смету доходов и расходов на год, в т.ч. необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели. Таким образом, законодательство предусматривает возможность формирования в товариществе различного рода резервных и иных фондов.
Высшим органом управления ТСЖ является общее собрание, объем полномочий которого определяется ЖК РФ и уставом товарищества (ст. 145 ЖК РФ). К исключительной компетенции данного органа, в частности, относится утверждение порядка образования резервного фонда товарищества иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов (пп. 5 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).
Аналогичные положения содержатся в Уставе ТСЖ «Союз 102А».
Таким образом, общее собрание членов ТСЖ может установить возможность формирования резервного или иного фонда, а также любое другое использование в рамках уставных целей свободных денежных средств, включая средства, образуемые в результате применения указанных выше формул (при условии возникновения переплаты). Соответственно, данный орган управления своим решением вправе установить: не производить корректировку платы за коммунальные услуги, а использовать эти средства иным образом.
Поскольку оснований для дифференциации ЖК РФ не предусматривает, то нормы, устанавливаемые ТСЖ, носят универсальный характер для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, судом установлено, что истец в спорном периоде оплачивал коммунальные услуги: отопление в соответствии с нормативами и тарифами, установленными для домов, не оборудованных приборами учета тепла, за электроэнергию за ОДН на основании тарифа, выведенного усреднено по показаниям счетчика за предыдущие периоды, в то время как согласно п. 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Исключение из этого, в данном случае, может быть установлено общим собранием членов ТСЖ, что и было сделано в данном конкретном случае.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеприведенные нормативные положения Жилищного кодекса РФ, а также исходя из установленных Жилищным кодексом РФ положений о порядке проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, проверив порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, суд приходит к выводу о том, что вопрос о направлении оспариваемых денежных сумм в резервный фонд ТСЖ "Союз 102А" правомочно решен общим собранием.
Как установлено пунктом 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности действий ответчика по направлению выявленной суммы переплаты за отопление и электроэнергию ОДН в резервный фонд ТСЖ.
Доводы истца о том, что ответчик незаконно не производит корректировку платы за 2012-.2013 г.г., что нарушает права истцов, суд полагает несостоятельными.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что корректировка за 2012 г. будет произведена до окончания 2013 г., за 2013 г. - до окончания 2014 г..
При этом ни в ЖК РФ, ни в Правилах не указаны конкретные сроки, в которые ежегодно должен быть произведен сам перерасчет: по окончании календарного года, отопительного сезона и т.д.
Учитывая, что 2013 г. не закончился, корректировка платы производится один раз в год, исходя из показаний общедомового прибора учета, суд не усматривает каких-либо нарушений прав истцов в связи с непроведением корректировки за 2012 г. до окончания 2013 г., за 2013 г. до окончания 2014 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истцов являются необоснованными, основаны на неправильном толковании норм права, соответственно не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО5, ФИО6 к ТСЖ «Союз-102а» об отмене решения общего собрания жильцов, перерасчете отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий С.К.Сизова
Мотивированное решение изготовлено 19.11.2013 года.
Копия верна:
Судья С.К.Сизова
Секретарь