ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-548/2023 от 31.08.2023 Краснокаменского городского суда (Забайкальский край)

дело № 2-548/2023

УИД 75RS0015-01-2023-000881-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснокаменск 31 августа 2023 года

Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Пахатинского Э.В.

при секретаре Силантьевой У.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» в лице Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Ширинову ФИО9 о признании договора купли-продажи недействительным, применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Краснокаменский межрайонный прокурор в интересах муниципального образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» в лице Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, неопределенного круга лиц обратился в Краснокаменский городской суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности выявлены существенные нарушения процедуры продажи муниципального имущества – <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый и земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый , расположенных по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и Шириновым А.М-о. по цене <данные изъяты> рублей. По мнению истца, ответчик Ширинов А.М-о., являющийся участником торгов как физическое лицо, занимает должность генерального директора и владеет преимущественным количеством ценных бумаг АО «Продтовары» (аффилированные лица). Таким образом, с целью создания видимости проведения конкурсной процедуры продажи имущества к участию в торгах фактически допущен один участник – Ширинов А.М-о., который в отсутствия конкурентности заинтересован в покупке муниципального имущества по сниженной цене отсечения.

Прокурор просит суд признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, применить последствия недействительности сделки, обязать Ширинова А.М-о. возвратить Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края указанное имущество.

ДД.ММ.ГГГГ, до рассмотрения дела по существу Краснокаменский межрайонный прокурор уточнил исковые требования просил суд признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, применить последствия недействительности сделки, обязать Ширинова А.М-о. возвратить Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края муниципальное имущество – <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края возвратить Ширинову А.М-о. денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей (т. 2 л.д. 122).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края (т. 2 л.д. 154).

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Панков А.Ю. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, применить последствия недействительности сделки, обязать Ширинова А.М-о. возвратить Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края муниципальное имущество – <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края возвратить Ширинову А.М-о. денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей. Дал суду пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении доводам.

Представитель третьего лица и ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края Кириллова Е.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные объяснениям в письменных отзывах (т.1 л.д. 87-92), дополнив, что процедура приватизации муниципального имущества и его реализация проведены в соответствии с требованиями закона. Просила суд применить пропуск срока исковой давности, в удовлетворении иска отказать.

Ответчик Ширинов А.М-о., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его интересы в суде представлял Плотников А.В.

В судебном заседании представитель ответчика Ширинова А.М-о. – Плотников А.В., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования не признал, дал пояснения, аналогичные объяснениям в письменных отзывах (т.2 л.д. 1-2, 75-76, 120-121, 142-143), дополнив, что нарушений требований Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Шириновым А.М-о. не допущено. Просил суд применить пропуск срока исковой давности, в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо не заявляющее самостоятельных требований Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю, будучи надлежащим образом уведомлённым о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Заслушав пояснения сторон, свидетеля, оценив их доводы и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением совета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на 2019 год, в который включен объект недвижимости - <адрес>

Распоряжением Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации района поручено организовать подготовку и проведение приватизации муниципального имущества - части здания общественно – торгового центра 4 «А» микрорайона, расположенное по адресу: <адрес>, процедуру приватизации осуществить в электронной форме с привлечением оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ», размещенной на сайте в информационно – телекоммуникационной сети Интернет: http://utp.sberbank-ast.ru. (т. 1 л.д. 135).

Решением совета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на 2020 год, в который включен объект недвижимости - <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стандарт оценка» проведена оценка рыночной стоимости имущества: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенное по адресу: <адрес>. Проведенными расчетами и анализом определена рыночная стоимость имущества с учетом НДС – <данные изъяты> рублей, без учета НДС – <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 136-138).

Согласно сведениям электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ», размещенной на сайте в информационно – телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://utp.sberbank-ast.ru, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» опубликовано извещение под о проведении аукциона по приватизации нежилого помещения – части здания <адрес> Данный аукцион не состоялся по причине отсутствия заявок (т. 1 л.д. 139-142).

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» опубликовано извещение под о продаже муниципального имущества посредством публичного предложения – части здания <адрес> Данная процедура не состоялась по причине участия только одного участника (т. 1 л.д. 143-148).

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» опубликовано извещение под о продаже муниципального имущества посредством публичного предложения – части здания <адрес> Данная процедура не состоялась по причине участия только одного участника (т. 1 л.д. 149-154).

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» опубликовано извещение под .1 о продаже муниципального имущества посредством публичного предложения – части здания <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м, кадастровый (т. 1 л.д. 155-161).

Определены начальная цена – <данные изъяты> рублей, цена отсечения – <данные изъяты> рублей, шаг понижения – <данные изъяты> рублей, шаг аукциона – <данные изъяты> рублей, размер задатка <данные изъяты> рублей со сроком внесения с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Указаны сроки начала и окончания подачи заявок на участие – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколом заседания комиссии по проведению аукционов, конкурсов и выработке решений о способе отчуждения объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в собственности муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, от ДД.ММ.ГГГГ, определен способ продажи объекта недвижимости – нежилого помещения – часть здания <адрес> посредством публичного предложения в электронном виде с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении имущества с привлечением оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ» (т. 1 л.д. 162-166, 167-170).

Для участия в продаже посредством публичного предложения ДД.ММ.ГГГГ подано две заявки: от юридического лица – АО «Продтовары», от физического лица – Ширинова А.М-о. В этот же день каждым из претендентов внесен задаток в размере <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 171-172, 177-185).

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по проведению аукционов, конкурсов и выработке решений о способе отчуждения объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в собственности муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, рассмотрены заявки на участие в торгах посредством публичного предложения по приватизации объекта муниципальной собственности и документов, представленных претендентами, и принято решение о признании Ширинова А.М-о. и АО «Продтовары» участниками торгов посредством публичного предложения по приватизации объекта муниципальной собственности нежилого помещения – части здания общественно – торгового центра, расположенного по адресу: <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) (т. 1 л.д. 173-175).

Согласно сведениям электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ», размещенной на сайте в информационно – телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://utp.sberbank-ast.ru, ДД.ММ.ГГГГ осуществлена открытая форма подачи предложений о приобретении муниципального имущества в течение одной процедуры. При цене продажи имущества <данные изъяты> рублей от участников не поступило подтверждение цены. При цене, сложившейся на шаге понижения до <данные изъяты> рублей, от участников не поступило подтверждения. При цене, сложившейся на шаге понижения до <данные изъяты> рублей, от участников не поступило подтверждения. При цене, сложившейся на шаге понижения до <данные изъяты> рублей, от участника Ширинова А.М-о. поступило подтверждение цены (т. 1 л.д. 217).

Протоколом заседания комиссии по проведению аукционов, конкурсов и выработке решений о способе отчуждения объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в собственности муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, от ДД.ММ.ГГГГ признан победителем продажи посредством публичного предложения Ширинов А.М-о., заявивший цену продажи имущества в размере <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 218-220)

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» и Шириновым А.М-о. заключен договор купли – продажи муниципального имущества части здания <адрес> площадь <данные изъяты> кв.м, кадастровый , по цене <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 221-227).

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и Шириновым А.М.о. заключен договор аренды земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 41-44).

Данные в судебном заседании показания свидетеля ФИО7 не противоречат собранным по делу доказательствам и не опровергают факт заключения договора купли-продажи между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и Шириновым А.М-о.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статьями 8 и 9 Федерального закона № 178-ФЗ определены требования к разработке прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества и планированию приватизации этого имущества.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 178-ФЗ начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.

По п. 4 ст. 14 Федерального закона № 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

Под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренной ст. 15 Федерального закона № 178-ФЗ.

В ст. 13 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрены способы приватизации государственного и муниципального имущества.

При этом продажа государственного и муниципального имущества должна осуществляться на аукционе или конкурсе.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона № 178-ФЗ продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. При этом информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения размещается в установленном статьей 15 настоящего Федерального закона порядке в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.

Как следует из п. 3 ст. 23 Федерального закона № 178-ФЗ цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся, а цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены такого аукциона.

Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона № 178-ФЗ продолжительность приема заявок должна быть не менее чем двадцать пять дней. Одно лицо имеет право подать только одну заявку. Признание претендентов участниками продажи посредством публичного предложения осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Продажа посредством публичного предложения проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками продажи посредством публичного предложения.

Для участия в продаже посредством публичного предложения претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества и составляющей менее 100 миллионов рублей (п. 4.1 ст. 23 Федерального закона № 178-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона № 178-ФЗ продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи. При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения. В случае, если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой государственного или муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном «шаге понижения». В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену государственного или муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену государственного или муниципального имущества.

В силу п. 6 ст. 23 Федерального закона № 178-ФЗ продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений (ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ).

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных этой же частью (ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ).

Из положений ст. 53.2 ГК РФ следует, что в случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

В силу приведенных выше положений закона основанием для признания аукциона недействительным является нарушение правил его проведения, имеющее существенное значение и повлиявшее на результаты конкурса, которое привело к умалению прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования, которые будут восстановлены в случае признания аукциона недействительным и применения последствий недействительности сделки, заключенной на таком аукционе.

Признавая сделку купли-продажи муниципального имущества, истец указывает на участие в торгах аффиллированных лиц (Ширинов А.М-о. и АО «Продтовары»).

В то же время сам факт наличия отношений взаимосвязанности еще не составляет суть рассматриваемого нарушения антимонопольного законодательства. Участие в торгах аффилированных лиц либо группы лиц само по себе не влечет недействительность торгов. Нормы Федерального закона «О защите конкуренции» не содержат прямого запрета на участие в торгах аффилированных лиц либо группы лиц, а для констатации факта нарушения порядка проведения торгов необходимо представить доказательства того, что действия аффилированных лиц либо группы лиц повлекли за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Важным представляется установление другого обстоятельства - согласование действий участников торгов, запроса котировок со стороны организаторов или заказчиков, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. Пассивное участие одного из участников торгов само по себе не является следствием участия в ограничивающем конкуренцию соглашении на торгах.

Из заключения УФАС России по Забайкальскому краю следует, что Ширинов А.М-о. и АО «Продтовары» не являются конкурентами, а образуют одну группу лиц, которая не может являться субъектом нарушения, указанного в ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Основания для вывода о наличии в действиях рассматриваемых субъектов признаков антиконкурентного соглашения не установлены, причинная связь между действиями субъектов и негативными последствиями для конкурентной среды не усматривается ввиду отсутствия факторов таковых последствий или вероятности их наличия в пределах установленных законом сроков.

Кроме этого суд отмечает, что АО «Продтовары» имеет акционеров, которые вправе оспорить совершение крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25-50 % и более 50 % балансовой стоимости активов общества (п. 10.6 Устава) (т. 2 л.д. 3-34).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющий принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств объективно свидетельствующих о нарушении правил проведения конкурсной процедуры продажи имущества, имеющих существенное значение и повлиявших на её результаты, которые привели к умалению прав и законных интересов неопределенного круга лиц и собственника муниципального имущества. Доказательств в подтверждение согласованности действий участников аукциона в интересах одного из них, направленных на видимость состязательности на торгах и незаинтересованности участников торгов в действительной конкуренции также не представлено.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что по смыслу ст. 3 ГПК РФ право на обращение в суд на любой его стадии предполагает обращение заинтересованного лица в защиту своих прав, свобод или законных интересов.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Обращаясь в суд с иском, прокурор не указал, чем нарушены права неопределенного круга лиц и муниципального образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, не обосновал, каким образом их имущественные права и интересы будут восстановлены в результате применения последствий недействительности заключенной сделки, что оспариваемые торги и договор купли-продажи муниципального имущества нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования, отсутствуют.

Вместе с тем, доводы ответчиков о применении пропуска срока исковой давности сделки, исходя из её характера, суд находит несостоятельными.

Согласно положениям п. 1 ст. 168 ГК РФ по общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой. В то же время сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима, или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (соответствующая правовая позиция содержится в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В силу ч. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Как установлено судом и следует из материалов дела договор купли-продажи между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и Шириновым А.М-о. был заключен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок исковой давности истекал ДД.ММ.ГГГГ. Краснокаменский межрайонный прокурор с данным иском обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (вх. ), в связи с чем указанный срок не пропущен.

С учётом изложенного, исковые требования Краснокаменского межрайонного прокурора о признании договора купли-продажи недействительным, применении последствий недействительности сделки удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» в лице Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Ширинову ФИО10 о признании договора купли-продажи недействительным, применении последствий недействительности сделки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Э.В. Пахатинский