ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-550 от 01.08.2011 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

                                                                                    Медведевский районный суд Республики Марий Эл                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Медведевский районный суд Республики Марий Эл — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-550/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2011 года п.Медведево

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

Председательствующего судьи Ильина Е.В.,

При секретаре судебного заседания Поповой Л.Г.,

Рассмотрев а открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в интересах ФИО1 к МУК «Шеклянурский культурно-досуговый центр» МО «Азяковское сельское поселение», в интересах ФИО2 к МУК «Краснооктябрьский Центр русской культуры» МО «Краснооктябрьское городское поселение», в интересах ФИО3 к МУК «Юбилейный культурно-досуговый центр» МО «Юбилейное сельское поселение», в интересах ФИО4 к МУК «Силикатный культурно-досуговый центр» МО «Кундышское сельское поселение», в интересах ФИО5 к МУК «Куярский культурно-досуговый центр» МО «Куярское сельское поселение», в интересах ФИО6 к МУК «Азановский культурно-досуговый центр» МО «Азановское сельское поселение», в интересах ФИО7 к МУК «Пекшисолинский культурно-досуговый центр» МО «Пекшиксолинское сельское поселение», в интересах ФИО8 к МУК «Кузнецовский культурно-досуговый центр» МО «Кузнецовское сельское поселение», в интересах ФИО9 к МУК «Азановский культурно-досуговый центр» МО «Азановское сельское поселение» о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг,

установил:

Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2 с вышеуказанными исками. Просил взыскать с ответчиков в возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 00.00.0000 по настоящее время: ФИО1 –  руб.; ФИО9 –  руб.; ФИО8 –  руб.; ФИО7 -  руб.; ФИО6 –  руб.; ФИО5 –  руб.; ФИО4 –  руб.; ФИО3 –  руб.; ФИО2 –  руб. В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру Медведевского района указанные лица обратились с заявлениями о рассмотрении вопроса о невыплате им в 100% размере возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку являются библиотечными работниками в сельской местности. Прокурор считает, что за истцами должны быть сохранены ранее существующие льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением в виде компенсации понесенных расходов в полном объеме.

Определением суда от 28 июля 2011 года гражданские дела по искам прокурора в интересах вышеуказанных лиц были объединены в одно гражданское производство (л.д. 48).

В судебном заседании помощник прокурора Васильева Т.А. заявленные исковые требования поддержала, пояснила аналогично изложенному в исковых заявлениях. Считает, что иски предъявлены к надлежащим ответчикам.

ФИО1, ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора в их интересах поддержали, просили их удовлетворить.

Представители ответчиков ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, являющиеся директорами культурно-досуговых центров, в судебном заседании исковые требования прокурора признают, считают их обоснованными, пояснили, что остальные работники центров также будут обращаться с аналогичными требованиями. Также пояснили, что выплата указанных компенсаций работникам производится централизованной бухгалтерией Отдела культуры, физической культуры и спорта администрации МО «Медведевский муниципальный район».

Представитель МУК «Кузнецовский культурно-досуговый центр» МО «Кузнецовское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Представитель третьего лица Отдела культуры, физической культуры и спорта администрации МО «Медведевский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен. В суд поступило письменное заявление от руководителя Отдела, в котором просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, также указано на несогласие с исковыми требованиями прокурора, поскольку возмещение расходов истцам производится в соответствии с нормами Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48 «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» (том 2, л.д. 137).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела судом установлено, что:

ФИО1 работает заведующей библиотекой в МУК «Шеклянурский культурно-досуговый центр» МО «Азяковское сельское поселение»;

ФИО2 работает заведующей библиотекой в МУК «Краснооктябрьский Центр русской культуры» МО «Краснооктябрьское городское поселение»;

ФИО3 работает заведующей библиотекой в МУК «Юбилейный культурно-досуговый центр» МО «Юбилейное сельское поселение»;

ФИО4 работает заведующей библиотекой в МУК «Силикатный культурно-досуговый центр» МО «Кундышское сельское поселение»;

ФИО5 работает заведующей библиотекой в МУК «Куярский культурно-досуговый центр» МО «Куярское сельское поселение»;

ФИО6 работает библиотекарем в МУК «Азановский культурно-досуговый центр» МО «Азановское сельское поселение»;

ФИО7 работает заведующей библиотекой в МУК «Пекшисолинский культурно-досуговый центр» МО «Пекшисолинское сельское поселение»;

ФИО8 работает заведующей библиотекой в МУК «Кузнецовский культурно-досуговый центр» МО «Кузнецовское сельское поселение»;

ФИО9 работает заведующей библиотекой в МУК «Азановский культурно-досуговый центр» МО «Азановское сельское поселение».

Указанные лица проживают вместе с членами своих семей в сельской местности на территории указанных муниципальных образований.

Из исковых заявлений, пояснений прокурора и истцов следует, что заявляя требования о взыскании с ответчиков в пользу истцов денежных средств в счет компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных расходов, прокурор полагает, что указанные расходы в 100% размере подлежат возмещению на основании того, что до 01 января 2005 года работники культуры, проживающие в сельской местности, пользовались правом бесплатного проживания вместе с членами своих семей в принадлежащих им жилых помещениях, поскольку при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации с принятием Закона Республики Марий Эл от 31 декабря 2004 года № 48-З «О социальной защите некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» не были соблюдены условия по сохранению уровня социальной защиты работников культуры, проживающих в сельской местности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 1994 года «О библиотечном деле» библиотечное дело отнесено к сфере культуры, следовательно, библиотечные работники относятся к работникам культуры.

До 01 января 2005 года жилищно-коммунальные льготы в сельской местности работающим квалифицированным специалистам, в том числе работникам культуры, предоставлялись на основании ранее действовавших союзных, федеральных и республиканских нормативных правовых актов.

Основанием для предоставления натуральной льготы в виде бесплатного пользования жильем с отоплением и освещением работникам культуры, проживавшим в сельской местности, являлись: ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках»; постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года № 31 «О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельских местностях и рабочих поселках»; постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года № 384 «О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельской местности и рабочих поселках»; постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1977 года № 981 «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения».

С принятием федеральных законов от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»; от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»; от 22 августа 2004 года № 122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» система социальных гарантий на федеральном уровне была пересмотрена с целью приведения системы социальной защиты граждан в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Ранее действовавшее правовое регулирование по предоставлению натуральных льгот в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением для всех специалистов сферы культуры, работавших и проживавших в сельской местности, отменено либо утратило силу.

Таким образом, ссылка прокурора на указанные в исковых заявлениях нормативные правовые акты бывшего СССР не состоятельна.

В настоящее время на федеральном уровне нет действующих нормативных правовых актов, предусматривающих меру социальной поддержки работникам культуры в виде предоставления права бесплатного проживания в жилых помещениях.

Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Согласно ч.2 указанной статьи закона изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Для исключений Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 2 указанной статьи ЖК РФ компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых в порядке, установленном ст. 159 настоящего Кодекса.

Ст. 159 ЖК РФ устанавливает порядок и условия предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Анализ вышеприведенных законодательных норм позволяет сделать вывод, что в настоящее время социальная защита малоимущих граждан, вне зависимости от их профессии и места жительства, осуществляется, в том числе, путем предоставления им субсидий на оплату жилья с учетом совокупного дохода семьи.

Защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (пункты «б», «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ).

Федеральный законодатель в процессе реформирования системы социальной защиты граждан разграничил полномочия по предметам совместного ведения и предусмотрел конкретные формы участия в ней субъектов Российской Федерации. Часть полномочий по установлению мер социальной поддержки в отношении некоторых категорий граждан передана субъектам Российской Федерации Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ), а также Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В рамках собственных полномочий по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией Республика Марий Эл определила меру предоставляемой социальной поддержки, ее объем и круг льготополучателей в Законе Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-ФЗ «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», что не противоречит действующему федеральному законодательству.

При этом в соответствии с п.2 ст.3 указанного Закона Республики Марий Эл социальная поддержка работников культуры, проживающих в сельской местности, оказывается в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 100 % платы: за наем жилого помещения в пределах социальной нормы общей площади жилья; за тепловую энергию, газа, твердых видов топлива в пределах норматива потребления на социальную норму общей площади жилья, 50 % оплаты электрической энергии в пределах норматива потребления.

Из пояснений участников процесса и материалов дела установлено, что все истцы, за исключением ФИО1 с 01 января 2005 года получают компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в установленном указанным Законом Республики Марий Эл размере.

При этом ФИО1 льготой не пользовалась, что следует из представленной суду справки Отдела культуры, так как ранее льгота по оплате жилья предоставлялась ее сыну.

ФИО7 до 01 января 2005 года также льготой не пользовалась, поскольку семья пользовалась льготой, которая предоставлялась ее супругу. По указанной причине за спорный период времени ФИО7 льгота возмещалась частично, что следует из имеющейся в деле справки.

Согласно пояснениям ФИО4 и ФИО5 до 01 января 2005 года льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги им не предоставлялись, так как указанные лица работают соответственно в МУК «Силикатный культурно-досуговый центр» МО «Кундышское сельское поселение» и в МУК «Куярский культурно-досуговый центр» МО «Куярское сельское поселение». Указанные муниципальные образования в 2006 году были переданы в состав Медведевского района, до этого времени входили в состав г. Йошкар-Ола.

Ссылка прокурора на статью 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в обоснование применения в настоящее время ранее существующих правовых норм бывшего СССР также не является состоятельной.

Как указано выше общие принципы перехода к новой системе обеспечения мер социальной поддержки, гарантированный минимальный (базовый) уровень этих мер установлены Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 2 ст. 153 данного Федерального закона вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления – ухудшены.

Между тем из содержания данного Федерального закона вытекает, что круг лиц имеющих право на получение гарантированного минимального (базового) уровня мер социальной поддержки, устанавливается специальными федеральными законами.

В отношении специалистов учреждений культуры статья 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года «О социальном развитии села», предусматривающая меры социальной поддержки, утратила силу с 01 января 2005 года.

Каких-либо норм, устанавливающих предоставление мер социальной поддержки специалистам учреждений культуры, проживающих в сельской местности, в Федеральном законе по состоянию на 31 декабря 2004 года не имелось.

Таким образом, судом установлено, что истцы, являясь работниками культуры, работающие и проживающие в сельской местности, не были лишены установленных законом мер социальной поддержки, поддержка в размере, установленном п.2 ст.3 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» им предоставлялась, на основании чего, суд приходит к выводу об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении исковых заявлений прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в интересах ФИО1 к МУК «Шеклянурский культурно-досуговый центр» МО «Азяковское сельское поселение», в интересах ФИО2 к МУК «Краснооктябрьский Центр русской культуры» МО «Краснооктябрьское городское поселение», в интересах ФИО3 к МУК «Юбилейный культурно-досуговый центр» МО «Юбилейное сельское поселение», в интересах ФИО4 к МУК «Силикатный культурно-досуговый центр» МО «Кундышское сельское поселение», в интересах ФИО5 к МУК «Куярский культурно-досуговый центр» МО «Куярское сельское поселение», в интересах ФИО6 к МУК «Азановский культурно-досуговый центр» МО «Азановское сельское поселение», в инетерсах ФИО7 к МУК «Пекшисолинский культурно-досуговый центр» МО «Пекшиксолинское сельское поселение», в интересах ФИО8 к МУК «Кузнецовский культурно-досуговый центр» МО «Кузнецовское сельское поселение», в интересах ФИО9 к МУК «Азановский культурно-досуговый центр» МО «Азановское сельское поселение» о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.В. Ильин

Мотивированное решение составлено 08 августа 2011 года.