ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-550/2022 от 28.03.2022 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 2-550/2022

УИД 73RS0013-01-2022-000699-46

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Тудияровой С.В., при секретаре Еремеевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по г.Димитровграду), Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о понуждении к предоставлению субсидии и компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным исковым заявлением к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по г.Димитровграду), в обоснование иска указав, что ранее ей была назначена субсидия и компенсация расходов по оплате жилищно – коммунальных услуг. Узнав о не поступлении субсидии и компенсации за период с 15.05.2021 по 15.01.2022 на счет в ПАО Сбербанк, истец обратилась с заявлением в соцзащиту города с просьбой выплатить полагающуюся сумму, на что был получен отказ со ссылкой на отсутствие от нее заявления. Несмотря на ужесточение антиковидных мероприятий по стране и в мире, Правительством РФ было принято решение приостановить беззаявительный порядок предоставления компенсаций и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о котором не было информации ни в СМИ, ни со стороны работников соцзащиты. На вопросы истца по телефону о сроках беззаявительного порядка предоставления субсидий и компенсаций, работники соцзащиты не уточняли сроки данной ситуации.

Просил суд обязать Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по г.Димитровграду) предоставить субсидии и компенсацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №420, т.е. в беззаявительном порядке.

Судом по делу в качестве соответчиков привлечены Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «РИЦ-Димитровград».

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенном в иске. Суду пояснил, что <данные изъяты>ФИО1 является <данные изъяты>, он везде представляет ее интересы на основании доверенности. О том, что Правительством РФ было принято решение приостановить беззаявительный порядок предоставления компенсаций и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, он не знал. Данной информации не было ни в средствах массовой информации, ни со стороны работников соцзащиты. Сразу не обратился с данным заявлением в соцзащиту, поскольку данная выплата перечисляется на счет в ПАО Сбербанк, он снимает денежные средства один раз в полгода. Когда обратился в Банк, обнаружил, что денежные средства не перечислены. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области отделение по г.Димитровграду (далее ОГКУСЗН Ульяновской области) ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее, участвуя в судебном заседании, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ответчика Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение вопроса о предоставлении субсидии и компенсации расходов по оплате жилищно – коммунальных услуг оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, третьего лица ООО «РИЦ-Димитровград» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, каких – либо возражений суду не представили.

Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требовании не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 09.12.2019 ФИО1, (ДАТА) г.р., обратилась в отделение ОГКУСЗН Ульяновской области с заявлением о назначении и выплате субсидии и компенсации на оплату жилищно – коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения указанного заявления, приложенных к нему подтверждающих документов, было произведено назначение субсидии и компенсации на оплату жилищно – коммунальных услуг на срок 6 месяцев с 1 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года, что подтверждается копиями решений от 20.12.2019.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 420 (ред. от 31.12.2020) "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке.

Указом Губернатора Ульяновской области от 26 марта 2020 года №30 «Об обеспечении пособий, компенсационных и иных социальных выплат» было постановлено обеспечить автоматическое продление предоставления мер социальной поддержки в части выплаты пособий, компенсационных и иных социальных выплат, предусмотренных законодательством Ульяновской области, на шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего указа без истребования от граждан - получателей мер социальной поддержки каких-либо документов и справок (начало действия документа - 28.03.2020, окончание действия документа - 27.10.2020).

В связи с чем субсидия ФИО1 была предоставлена на следующие 6 месяцев с 1 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года в беззаявительном порядке.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.10.2020 №1703 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 420" в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 октября 2020 г. по 31 декабря 2020 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке.

Указом Губернатора Ульяновской области от 26 октября 2020 года №164 «Об обеспечении пособий, компенсационных и иных социальных выплат» было постановлено обеспечить автоматическое продление (возобновление) предоставления мер социальной поддержки в части выплаты пособий, компенсационных и иных социальных выплат, предусмотренных законодательством Ульяновской области, срок предоставления которых истекает в период с 1 октября 2020 года по 1 марта 2021 года включительно, на шесть месяцев без истребования от граждан - получателей мер социальной поддержки каких-либо документов и справок (начало действия документа - 28.10.2020).

Субсидия ФИО1 была предоставлена на следующие 6 месяцев с 1 декабря 2020 года по 31 мая 2021 года в беззаявительном порядке.

Действия Постановления Правительства РФ от 19.10.2020 №1703 распространялось по 31 декабря 2020 года. С 1 января 2021 года субсидия назначается на заявительной основе.

Действия Указа Губернатора Ульяновской области от 26 октября 2020 года №164 распространялось по 1 марта 2021 года. Со 2 марта 2021 года компенсация назначается на заявительной основе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее Правила) в соответствии со ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее субсидия), а также категории граждан, имеющих право на субсидию.

Законом Ульяновской области от 19 декабря 2007 г. №217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» (далее Закон №217-ЗО) в соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации определены категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области (далее компенсация), а также порядок и условия ее предоставления (статья 1).

Так, субсидии предоставляются собственникам жилого помещения, в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, размера региональных стандартов стоимости жилищно – коммунальных услуг, превышают 22 процента совокупного дохода семьи.

Право на компенсацию имеют, в том числе, одиноко проживающие на территории Ульяновской области неработающие пенсионеры нетрудоспособного возраста, которые являются пользователями жилого помещения государственного, муниципального жилищного фонда, нанимателями жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, собственниками жилого помещения, членами жилищного или жилищно – строительного кооператива. При этом гражданин признается нуждающимся в получении компенсации, если размер расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных за месяц, предшествующий месяцу обращения за предоставлением компенсации, превышает величину, равную 10 процентам среднемесячного совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина (статья 2 Закона №217-ЗО).

Исчисление совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина, среднемесячного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина, среднедушевого дохода семьи, величины прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (часть 1 статьи 3 Закона №217-ЗО).

При предоставлении документов с 1 по 15 число месяца субсидии и компенсации предоставляются с 1 числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16 числа до конца месяца – с 1 числа следующего месяца. Субсидии и компенсации предоставляются гражданину сроком на 6 месяцев (ч.1, 2 ст.4 Закона №217-ЗО).

Согласно пп.9 ч.5 ст.4 Закона №217-ЗО гражданин, которому предоставлена компенсация (далее также получатель компенсации), либо его законный или уполномоченный представитель не позднее десяти рабочих дней со дня истечения срока, на который была предоставлена компенсация, представляет в учреждение социальной защиты населения непосредственно при его посещении, либо через оператора почтовой связи или многофункциональный центр, либо посредством размещения на портале государственных услуг заявление, составленное по форме, установленной уполномоченным органом, и документы, подтверждающие размер фактически понесенных им в течение указанного срока расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что компенсация в спорный назначалась на заявительной основе, срок беззаявительного порядка назначения субсидии и компенсации на оплату жилищно – коммунальных услуг закончился. Обязанностей извещать об этом у работников ОГКУСЗН по Ульяновской области не имеется.

Таким образом, исходя из анализа указанных правовых норм следует, что данный срок пресекательный, данным законом восстановлению не подлежит.

В период с 15 мая 2021 года по 15 января 2022 года обращений с заявлением о назначении субсидии и компенсации от ФИО1 в адрес ОГКУСЗН по Ульяновской области ни в одной из установленных законом форм не поступало, что не отрицалось представителем истца.

Из пояснений представителя ответчика ОГКУСЗН Ульяновской области (отделение по г.Димитровграду) следует, что на основании заявлений о предоставлении субсидии и компенсации на оплату жилищно – коммунальных услуг, поступившие в ОГКУСЗН по Ульяновской области 19 января 2022 года, ФИО1 была назначена субсидия и компенсация на оплату жилищно – коммунальных услуг с 1 февраля 2022 года по 31 июля 2022 года.

С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по г.Димитровграду), Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о понуждении к предоставлению субсидии и компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения У. области (отделение по г.Димитровграду), Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о понуждении к предоставлению субсидии и компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, 04.04.2022.

Судья С.В. Тудиярова