ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-551/2012 от 18.04.2012 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

Гражданское дело № 2-551/2012

Решение

Именем Российской Федерации

"18" апреля 2012 года

Лабинский городской суд Краснодарского края в составе :

председательствующего судьи: Швед А.Ю.,

при секретаре Дмитриевой А.Б.,

с участием: представителя заявителя в лице заместителя Лабинского межрайонного прокурора Снимщиковой О.Ф., представителя заинтересованного лица – Администрации Лабинского городского поселения – Беляевой И.В., представившей доверенность № 833/02-10 от 16.04.2012 года,

рассмотрев дело по заявлению Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Лабинский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что Лабинской межрайонной прокуратурой в ходе исполнения задания прокуратуры Краснодарского края о рассмотрении обращения Б. в интересах жителей микрорайона «Предгорье» о нарушениях природоохранного законодательства, неудовлетворительном состоянии малых рек установлено следующее.

В ходе выезда на местность установлено нарушение земельного законодательства РФ жителями микрорайона «Предгорье», являющихся собственниками домовладений, находящихся в прибрежной полосе реки Кукса, выразившееся в самовольном занятии прибрежной полосы реки Кукса. На протяжении реки Кукса от железобетонного моста пер. Карпатский до автомобильного железобетонного моста через реку Кукса ул. Вознесенская имеются искусственные препятствия, влияющие на естественное прохождение реки в виде самовольно сооруженных мостов, расположенных: пер. Сибирский, пер. Амурский, пер. Енисейский, пер. Обский, пер. Уральский, пер. Саянский, ул. Некрасова. На пересечении ул. Репина и ул. Шишкина расположены два капитальных кирпичных гаража. По правой стороне реки Кукса по ул. Репина от № 2 по 20 располагаются самовольно распаханные огороды, а также заборы тыльной стороны земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Так, проведенной проверкой был установлен факт использования Л. земельного участка, расположенного по адресу: <...> (прилегающая территория к домовладению, с запада свободные земли города на расстоянии около 6,0м. – река Кукса), площадью 170,0 кв.м., кадастровый номер <...>, категория земель – земли населенных пунктов, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Земельный участок по периметру огорожен сеткой рабица. По данному факту гр. Л. привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.

Аналогичное правонарушение совершено З., который пользовался земельным участком, расположенным по адресу: <...> (прилегающая к домовладению территория), площадь 150,0 кв.м., кадастровый номер <...>, категория земель – земли населенных пунктов, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. На земельном участке расположено некапитальное сооружение – теплица на основе деревянного каркаса, площадью 90,0 кв.м. По данному факту З. привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ

Кроме того, был установлен факт использования Ю. земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 1734,0 кв.м., кадастровый номер <...> категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, на основании свидетельства о государственной регистрации права <...>, выданного <...>. На земельном участке расположено нежилое капитальное строение - бюро ритуальных услуг, что свидетельствует об использовании Ю. части земельного участка площадью 52,8 кв.м. для эксплуатации нежилого капитального строения – бюро ритуальных услуг и является фактом нецелевого использования земельного участка с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Постановлением главного государственного инспектора Лабинского района по использованию и охране земель – начальником Лабинского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю Т.Ю. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Однако, указанные факты нарушения порядка использования земельных участков в границах Лабинского городского поселения мерами муниципального земельного контроля выявлены не были.

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Лабинского городского поселения было внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.

Согласно информации администрации Лабинского городского поселения «указанные в представлении Лабинской межрайонной прокуратуры от 23.01.2012 года № 7-02-2012 факты нарушения порядка использования земельных участков в границах Лабинского городского поселения Лабинского района мерами муниципального контроля выявлены не были. По результатам выявленных прокуратурой нарушений и низкой результативности проверок, проведенных отделом муниципального имущества и земельного контроля администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, ведущему специалисту отдела муниципального имущества и земельного контроля Н. распоряжением администрации Лабинского городского поселения объявлено дисциплинарное взыскание».

Из ответа на представление следует, что никаких мер, направленных на устранение выявленных нарушений, администрацией Лабинского городского поселения принято не было.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Не являющиеся государственными органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению земельного, экологического контроля, а также могут наделяться некоторыми государственными контрольными полномочиями.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Аналогичная норма закреплена в п. 21 ст. 8 Устава Лабинского городского поселения Лабинского района, принятым решением Совета Лабинского городского поселения Лабинского района от 31.10.2011 года № 124/34.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Ч. 1 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, бездействие администрации Лабинского городского поселения, выразившееся в неисполнении полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель Лабинского городского поселения, является незаконным.

По настоящее время со стороны администрации Лабинского городского поселения меры к реализации вопроса местного значения (а именно земельного контроля) не принимаются.

Кроме того, предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения установленных правовыми нормами правил использования земель. Этим, в частности, муниципальный земельный контроль отличается от государственного, в сферу которого входит проверка исполнения юридических требований в области не только использования, но и охраны земель.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ следует, что проверка соблюдения земельного законодательства в рамках осуществления муниципального земельного контроля представляет собой совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения субъектами земельных правоотношений требований действующего земельного законодательства.

Постановлением администрации Лабинского городского поселения Лабинского района от 11.02.2010 года № 88 утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории Лабинского городского поселения Лабинского района (далее по тексту – Положение). В соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 указанного Положения Настоящее Положение определяет порядок осуществления муниципального земельного контроля за соблюдением установленных требований по использованию земель, находящихся в государственной собственности, до их разграничения по уровням собственности, муниципальной собственности, собственности и пользовании граждан и юридических лиц. Положение определяет основные задачи, принципы муниципального земельного контроля, порядок организации и проведения муниципального земельного контроля, права и обязанности должностных лиц при проведении муниципального земельного контроля, права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется муниципальный земельный контроль; взаимодействие при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Лабинское городское поселение Лабинского района.

В соответствии с п.2.1. Положения основными задачами муниципального земельного контроля являются обеспечение эффективного использования земель на территории Лабинского городского поселения Лабинского района; защита государственных, муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области использования земель; принятие мер по предупреждению нарушений земельного законодательства; контроль за устранением нарушений земельного законодательства; привлечение общественности к выполнению мероприятий по контролю за соблюдением требований по использованию земель; участие в интеграции информационных ресурсов контролирующих организаций и органов управления; осуществление мероприятий по контролю, в соответствии с которым действия должностного лица или должностных лиц органа муниципального контроля и привлекаемых к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, по проведению их исследований, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований.

Согласно п.п. 3.1, 3.2. Положения муниципальный земельный контроль осуществляется местной администрацией. Руководитель назначается главой местной администрации. Муниципальный земельный контроль осуществляет администрация Лабинского городского поселения Лабинского района (далее - Администрация).

Глава Лабинского городского поселения Лабинского района является главным муниципальным инспектором. Другие должностные лица администрации, на которых в соответствии с должностными инструкциями возложены функции муниципального земельного контроля, одновременно по должности являются муниципальными инспекторами по муниципальному земельному контролю Лабинского городского поселения Лабинского района.

В соответствии с п.п. 4.1- 4.8 Положения администрация в пределах своей компетенции осуществляет муниципальный контроль за использованием земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, а также договорами аренды; своевременным освоением земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; соблюдением установленных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю на территории Лабинского городского поселения Лабинского района; соблюдением порядка переуступки права пользования землей на территории Лабинского городского поселения Лабинского района; использованием земельных участков в соответствии с установленным видом разрешенного использования; соблюдением ограничений в использовании земельных участков, установленных органами местного самоуправления в случаях, определенных законодательством Российской Федерации; исполнением выданных инспекторами предписаний по вопросам соблюдения установленных требований по использованию земель и устранению нарушений в использовании земель; использованием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении в своей деятельности территорий, зданий, строений, сооружений.

В силу п. 5.3. Положения главный муниципальный инспектор и муниципальные инспекторы обязаны своевременно и в полной мере предупреждать, выявлять и пресекать земельные правонарушения; осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии); принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по устранению выявленных земельных правонарушений; проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствующих совершению земельных правонарушений; оперативно рассматривать поступившие заявления и сообщения о нарушениях в использовании земель и принимать соответствующие меры; составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков; выполнять требования законодательства по защите прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю; разъяснять лицам, виновным в совершении земельных правонарушений, их права и обязанности; руководствоваться при осуществлении муниципального земельного контроля законодательством Российской Федерации, Краснодарского края и муниципальными правовыми актами; знакомить лицо, в отношении которого проведена проверка, с ее результатами.

Согласно п. 9 Положения внеплановые проверки в отношении лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, проводятся в отношении граждан городского поселения, по поручению главы Лабинского городского поселения Лабинского района, а также в случае обнаружения инспектором достаточных оснований, указывающих на наличие нарушений в использовании земель, и для проверки исполнения предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, выданных муниципальным инспектором по земельному контролю.

В ходе проверки установлено, что жители микрорайона «Предгорье» неоднократно обращались в администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района по вопросу самозахвата водоохраной зоны реки Кукса, однако, мер, направленных на осуществление земельного контроля на территории микрорайона «Предгорье», администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района принято не было.

Кроме того, согласно ч.ч. 2, 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Режим использования полосы общего пользования реки Кукса на всей протяженности микрорайона «Предгорье» г. Лабинска не соблюдается.

Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей должностными лицами администрации Лабинского городского поселения.

Кроме того, в соответствии с п. 5 Федерального закона № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (в том числе мосты) являются искусственными дорожными сооружениями.

На протяжении реки Кукса от железобетонного моста пер. Карпатский до автомобильного железобетонного моста через реку Кукса ул. Вознесенская имеются искусственные препятствия, влияющие на естественное прохождение реки, в виде самовольно сооруженных мостов, расположенных: пер. Сибирский, пер. Амурский, пер. Енисейский, пер. Обский, пер. Уральский, <...>

Отсутствие собственника данных мостов делает невозможным их техническое обслуживание, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери.

В силу ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона установлено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ). В силу пункта 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляет Лабинский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Таким образом, администрация Лабинского городского поселения Лабинского района обязана обратиться в Лабинский отдел Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества – указанных мостов.

Однако, несмотря на имеющуюся угрозу безопасности жизни и здоровья населения, муниципальное образование Лабинское городское поселение Лабинского района, в границах которого находятся данные мосты, в нарушение пункта 3 статьи 225 ГК РФ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества – указанных мостов не обратилось.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Неправомерное бездействие администрации Лабинcкого городского поселения Лабинского района нарушает права неопределенного круга лиц - как проживающих, так и пребывающих на территории поселения, поскольку застройка прибрежной полосы и искусственные препятствия в виде мостов влияют на естественное прохождение реки, никем не обслуживаются, находятся в аварийном состоянии и создают угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушения приобрело особое общественное значение, прокурор в праве предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан (неопределенного круга лиц).

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Данные обстоятельства в соответствии со ст.ст. 45 и 254 ГПК РФ дают прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, заявитель просит суд признать незаконным бездействие администрации Лабинского городского поселения, выразившееся в неисполнении полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель в микрорайоне «Предгорье» города Лабинска; обязать администрацию Лабинского городского поселения устранить допущенные нарушения федерального законодательства следующим путем: провести проверку исполнения земельного законодательства на земельных участках, являющихся смежными с водным объектом река Кукса; принять меры к обеспечению свободного доступа граждан к реке Кукса и ее береговой полосе; в срок до 15.04.2012 провести обследование русла реки и расположенных на ней мостов в границах Лабинского городского поселения, в этот же срок решить вопрос о ликвидации мостов либо обратиться в Лабинский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о принятии на учет мостов, расположенных: пер. Сибирский, пер. Амурский, пер. Енисейский, пер. Обский, пер. Уральский, <...>

В судебном заседании заместитель Лабинского межрайонного прокурора Снимщикова О.Ф. изменила требования, изложенные в заявлении, в части срока проведения обследования русла реки и расположенных на ней мостов, решения вопроса о принятии мостов на учет или их ликвидации, и просила суд обязать Администрацию Лабинского городского поселения обязать выполнить данный пункт в срок до 02 июля 2012 года. На остальной части требований настаивает в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Лабинского городского поселения по доверенности Беляева И.В. в судебном заседании не признала требования заявителя, пояснив, что Лабинское городское поселение не является собственником земли, расположенной возле реки Кукса, администрация не распоряжается ни землями, ни мостами через реку Кукса. В связи с чем привлечение к ответственности неправомерно.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к убеждению, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению в полнм объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушения приобрело особое общественное значение, прокурор в праве предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан (неопределенного круга лиц).

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Данные обстоятельства в соответствии со ст.ст. 45 и 254 ГПК РФ дают прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что Лабинской межрайонной прокуратурой в ходе исполнения задания прокуратуры Краснодарского края о рассмотрении обращения Б. в интересах жителей микрорайона «Предгорье» города Лабинска о нарушениях природоохранного законодательства, неудовлетворительном состоянии малых рек установлены многочисленные нарушения земельного законодательства РФ жителями микрорайона «Предгорье» города Лабинска, являющимися собственниками домовладений, находящихся в прибрежной полосе реки Кукса, выразившиеся в самовольном занятии прибрежной полосы реки Кукса.

На пересечении ул. Репина и ул. Шишкина расположены два капитальных кирпичных гаража. По правой стороне реки Кукса по <...> располагаются самовольно распаханные огороды, а также заборы тыльной стороны земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Также в ходе проверки установлено, что жители микрорайона «Предгорье» неоднократно обращались в администрацию Лабинского городского поселения по вопросу самозахвата водоохраной зоны реки Кукса, однако, мер, направленных на осуществление земельного контроля на территории микрорайона «Предгорье», администрацией Лабинского городского поселения принято не было.

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Лабинского городского поселения Лабинским межрайонным прокурором было внесено представление об устранение нарушений земельного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.

Согласно информации администрации Лабинского городского поселения указанные в представлении Лабинской межрайонной прокуратуры от 23.01.2012 года № 7-02-2012 факты нарушения порядка использования земельных участков в границах Лабинского городского поселения Лабинского района мерами муниципального контроля выявлены не были. По результатам выявленных прокуратурой нарушений и низкой результативности проверок, проведенных отделом муниципального имущества и земельного контроля администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, ведущему специалисту отдела муниципального имущества и земельного контроля Н. распоряжением администрации Лабинского городского поселения объявлено дисциплинарное взыскание».

Таким образом, из ответа на представление следует, что никаких мер, направленных на устранение выявленных нарушений, администрацией Лабинского городского поселения принято не было. Между тем, режим использования полосы общего пользования реки Кукса на всей протяженности микрорайона «Предгорье» города Лабинска не соблюдается.

Кроме того, на протяжении реки Кукса от железобетонного моста пер. Карпатский до автомобильного железобетонного моста через реку Кукса ул. Вознесенская имеются искусственные препятствия, влияющие на естественное прохождение реки, в виде самовольно сооруженных мостов, расположенных: пер. Сибирский, пер. Амурский, пер. Енисейский, пер. Обский, пер. Уральский, <...> Отсутствие собственника данных мостов делает невозможным их техническое обслуживание, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери.

Таким образом, администрация Лабинского городского поселения Лабинского района обязана обратиться в Лабинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества – указанных мостов.

Однако, не смотря на имеющуюся угрозу безопасности жизни и здоровья населения, муниципальное образование Лабинское городское поселение Лабинского района, в границах которого находятся данные мосты, в нарушение пункта 3 статьи 225 ГК РФ в Лабинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества – указанных мостов не обратилось.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с п. 1 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Не являющиеся государственными органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению земельного, экологического контроля, а также могут наделяться некоторыми государственными контрольными полномочиями.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Аналогичная норма закреплена в п. 21 ст. 8 Устава Лабинского городского поселения Лабинского района, принятого решением Совета Лабинского городского поселения Лабинского района от 31.10.2011 года <...>.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Часть 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ определяет местную администрацию как исполнительно - распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения установленных правовыми нормами правил использования земель. Этим, в частности, муниципальный земельный контроль отличается от государственного, в сферу которого входит проверка исполнения юридических требований в области не только использования, но и охраны земель.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 72 ЗК РФ следует, что проверка соблюдения земельного законодательства в рамках осуществления муниципального земельного контроля представляет собой совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения субъектами земельных правоотношений требований действующего земельного законодательства.

Постановлением администрации Лабинского городского поселения Лабинского района от 11.02.2010 года № 88 утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории Лабинского городского поселения Лабинского района (далее по тексту – Положение). В соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 указанного Положения оно определяет порядок осуществления муниципального земельного контроля за соблюдением установленных требований по использованию земель, находящихся в государственной собственности, до их разграничения по уровням собственности, муниципальной собственности, собственности и пользовании граждан и юридических лиц. Положение определяет основные задачи, принципы муниципального земельного контроля, порядок организации и проведения муниципального земельного контроля, права и обязанности должностных лиц при проведении муниципального земельного контроля, права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется муниципальный земельный контроль; взаимодействие при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Лабинское городское поселение Лабинского района.

В соответствии с п. 2.1 Положения основными задачами муниципального земельного контроля являются обеспечение эффективного использования земель на территории Лабинского городского поселения Лабинского района; защита государственных, муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области использования земель; принятие мер по предупреждению нарушений земельного законодательства; контроль за устранением нарушений земельного законодательства; привлечение общественности к выполнению мероприятий по контролю за соблюдением требований по использованию земель; участие в интеграции информационных ресурсов контролирующих организаций и органов управления; осуществление мероприятий по контролю, в соответствии с которым действия должностного лица или должностных лиц органа муниципального контроля и привлекаемых к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, по проведению их исследований, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований.

Согласно п.п. 3.1, 3.2 Положения муниципальный земельный контроль осуществляется местной администрацией. Руководитель назначается главой местной администрации. Муниципальный земельный контроль осуществляет администрация Лабинского городского поселения Лабинского района (далее - Администрация).

Глава Лабинского городского поселения Лабинского района является главным муниципальным инспектором. Другие должностные лица администрации, на которых в соответствии с должностными инструкциями возложены функции муниципального земельного контроля, одновременно по должности являются муниципальными инспекторами по муниципальному земельному контролю Лабинского городского поселения Лабинского района.

В соответствии с п. п. 4.1- 4.8 Положения администрация в пределах своей компетенции осуществляет муниципальный контроль за использованием земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, а также договорами аренды; своевременным освоением земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; соблюдением установленных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю на территории Лабинского городского поселения Лабинского района; соблюдением порядка переуступки права пользования землей на территории Лабинского городского поселения Лабинского района; использованием земельных участков в соответствии с установленным видом разрешенного использования; соблюдением ограничений в использовании земельных участков, установленных органами местного самоуправления в случаях, определенных законодательством Российской Федерации; исполнением выданных инспекторами предписаний по вопросам соблюдения установленных требований по использованию земель и устранению нарушений в использовании земель; использованием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении в своей деятельности территорий, зданий, строений, сооружений.

В силу п. 5.3 Положения главный муниципальный инспектор и муниципальные инспекторы обязаны своевременно и в полной мере предупреждать, выявлять и пресекать земельные правонарушения; осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии); принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по устранению выявленных земельных правонарушений; проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствующих совершению земельных правонарушений; оперативно рассматривать поступившие заявления и сообщения о нарушениях в использовании земель и принимать соответствующие меры; составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков; выполнять требования законодательства по защите прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю; разъяснять лицам, виновным в совершении земельных правонарушений, их права и обязанности; руководствоваться при осуществлении муниципального земельного контроля законодательством Российской Федерации, Краснодарского края и муниципальными правовыми актами; знакомить лицо, в отношении которого проведена проверка, с ее результатами.

Согласно п. 9 Положения внеплановые проверки в отношении лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, проводятся в отношении граждан городского поселения, по поручению главы Лабинского городского поселения Лабинского района, а также в случае обнаружения инспектором достаточных оснований, указывающих на наличие нарушений в использовании земель, и для проверки исполнения предписаний об устранении земельного правонарушения, выданных муниципальным инспектором по земельному контролю.

Кроме того, согласно ч.ч. 2, 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Также, в соответствии с п. 5 Федерального закона № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (в том числе мосты) являются искусственными дорожными сооружениями.

В силу ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Частью 2 ст. 50 вышеуказанного закона установлено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Имущество, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (статья 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).

В силу пункта 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляет Лабинский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

При данных обстоятельствах неисполнение администрацией Лабинского городского поселения полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель в микрорайоне «Предгорье» города Лабинска нельзя признать законным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 194–198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

1. Признать незаконным бездействие администрации Лабинского городского поселения, выразившееся в неисполнении полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель в микрорайоне «Предгорье» города Лабинска.

2. Обязать администрацию Лабинского городского поселения устранить допущенные нарушения федерального законодательства следующим путем:

провести проверку исполнения земельного законодательства на земельных участках, являющихся смежными с водным объектом река Кукса;

принять меры к обеспечению свободного доступа граждан к реке Кукса и ее береговой полосе;

в срок до 02 июля 2012 года провести обследование русла реки Кукса и расположенных не ней мостов в границах Лабинского городского поселения, в этот же срок решить вопрос о ликвидации мостов либо обратиться в Лабинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о принятии на учет мостов, расположенных: пер. Сибирский, пер. Амурский, пер. Енисейский, пер. Обский, пер. Уральский, <...>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Лабинский городской суд в течение месяца.

Судья: А.Ю. Швед