ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-551/2021 от 12.04.2021 Алагирского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2021 года г.Алагир

Дело №2-551/2021

Алагирский районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи – Черчесовой Л.А.,

с участием адвоката – Дзадзаева С.В.,

при помощнике судьи – Габолаевой Ф.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 к территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управлению социальной защиты населения по Алагирскому району о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения и судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6Дз., ФИО7 и ФИО8 обратились в суд с требованиями о взыскании за счет средств бюджета РСО-Алания с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – УСЗН по Алагирскому району задолженность по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в пользу ФИО1 -72.821,58 рублей, ФИО2 – 127.453,02 рубля; ФИО3 – 150.868,76 рублей; ФИО4 – 120.696,37 рублей; ФИО5 – 73.153,04 рубля, ФИО6Дз. – 169.898,18 рублей; ФИО7 – 74.177,21 рублей и ФИО8 – 142.262,29 рублей и о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 3.000,00 рублей каждому истцу.

Обосновав свои требования тем, что они проживают в <адрес>. Как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, им согласно ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» и п.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предоставлено право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Федеральное законодательство предусматривает предоставление льгот независимо от занимаемой площади помещения или иных обстоятельств (например, нормативов потребления или количества членов семьи, проживающих совместно с педагогическим работником). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг должно производиться органами социальной защиты населения по месту жительства в форме денежной выплаты. Однако, указанные компенсационные выплаты им не выплачены, тем самым были существенно нарушены их права. В РСО-Алания указанная мера социальной поддержки предоставлялась с 2012 по 2015 годы (фактически за 2012 год выплаты осуществлены не были по разным причинам, а за 2015 год выплаты были взысканы через суд). Законом РСО-Алания от 30.12.2015 года №48 РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2016 год» Закон РСО-Алания №32 от 30.06.2010 года был приостановлен. Начиная с 2016 года, меры социальной поддержки в РСО-Алания законодательно приостановлены и в последующие годы до 2020 года. Согласно справкам ТО МТСР РСО-Алания УСЗН по Алагирскому району, образовавшаяся задолженность на оплату коммунальных услуг, за 2016-2019 года составляет у: ФИО1 -72.821,58 рублей, ФИО2 – 127.453,02 рубля; ФИО3 – 150.868,76 рублей; ФИО4 – 120.696,37 рублей; ФИО5 – 73.153,04 рубля, ФИО6Дз. – 169.898,18 рублей; ФИО7 – 74.177,21 рублей и ФИО8 – 142.262,29 рублей.

До начала судебного разбирательства в суд поступили возражения ответчика - ТО МТСР РСО-Алания – УСЗН по Алагирскому району, основанные на том, что ответчик иск не признает в полном объеме, полагает не подлежащими удовлетворению. С 01.01.2016 года действие Закона РСО-Алания от 30.06.2010 года №32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» приостановлено Законом РСО-Алания от 30.12.2015 года №48-РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» (ст.13), Законом РСО-Алания от 30.12.2016 года №77-РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (ст.19), Законом РСО-Алания от 21.12.2017 года №69-РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (ст.14), Законом РСО-Алания от 26.12.2018 года №99-РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (ст.14), выплата социальных гарантий не производится. В соответствии со ст.5 Закона РСО-Алания от 30.06.2010 года №32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» финансирование возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет средств республиканского бюджета РСО-Алания. Порядок возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается Правительством РСО-Алания (п.44 Закона №32-РЗ). В силу п.1.2 Положения о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категория граждан в РСО-Алания, утвержденное постановлением Правительства РСО-Алания от 29.03.2016 года №107 «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания» п.1.2 Положения о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан РСО-Алания, утвержденное Постановлением Правительства РСО-Алания от 30.12.2008 года №304 «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания» действие, которого распространяется на правоотношения до 01.01.2016 года решение о предоставлении социальных гарантий принимаются территориальными органами Министерства труда и социального развития РСО-Алания – управлениями социальной защиты населения. В соответствии с 5.3 Положения о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания (утв.постановлением Правительства РСО-Алания от 29.03.2016 года №107) Министерство финансов РСО-Алания обеспечивает финансирование на выплату социальных гарантий до 23 числа каждого месяца, следующего за отчетным. Управление социальной защиты населения принимает решения о предоставлении социальных гарантий и не производит выплату социальных гарантий. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РСО-Алания от 13.09.2010 года №248 «Вопросы министерства финансов РСО-Алания» Министерство финансов осуществляет исполнение республиканского бюджета. Согласно п.1 Положения, министерство финансов РСО-Алания является органом исполнительной власти РСО-Алания, которое осуществляет нормативное правовое регулирование и функции по разработке и реализации государственной политики в финансовой сфере, включая бюджетную и налоговую. Расчеты задолженности, представленные в исковом заявлении не соответствуют действующему законодательству. Расчет истца: ФИО2, ФИО3, ФИО6Дз, ФИО7 являются завышенными, о чем прилагаются справки. Расчет ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО8 являются заниженным, справки прилагаются. По данным электронного расчета на 15.03.2021 года суммы расчета за период с 01.01.2016 года по 31.12.2019 года у ФИО1 - 88.603,63 рублей, ФИО2 – 126.000,62 рублей; ФИО3 – 132.147,55 рублей; ФИО4 – 129.564,21 рубля; ФИО5 – 89.333,67 рубля, ФИО6Дз. – 166.899,11 рублей; ФИО7 – 68.071,67 рубль и ФИО8 – 145.866,36 рублей. Так же по исковым требованиям за 2016 год предусмотренный срок исковой давности истек и руководствуясь ст.ст.196, 199 ГК РФ, ст.35 ГПК РФ, просит применить срок исковой давности в отношении требований истцов. Кроме того, истцами документально не подтверждены судебные расходы на оплату услуг представителя. Считает, заявленные исковые требования не соответствуют принципам разумности и обоснованности, и удовлетворение может повлечь необоснованные финансовые нагрузки на орган социальной защиты. Обязательства по назначению социальных гарантий произведены истцу Управлением в полном объеме. При исполнении возможных обязанностей Управлением не было допущено нарушение прав указанной категорий граждан на получение мер социальной поддержки, которые бы послужили основанием для обращения в суд. В рамках поступившего финансирования, Управление выполнило свои обязательства перед гражданами и перед бюджетом. Управление не обеспечивает финансирование средств на предоставление социальной поддержки и является не надлежащим ответчиком по данным исковым требованиям. Кроме того, финансирование расходов, связанных с реализацией Закона РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ, осуществляется из республиканского бюджета и является целевым, следовательно, Управление социальной защиты населения, как государственный орган, выступает в защиту государственных интересов и в соответствии со ст.333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

В силу ст.39 ГПК РФ истцы: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО8 подали заявления об уточнении исковых требований, в виде увеличении требований и просят взыскать в пользу ФИО1 -88.603,63 рубля, ФИО2 – 126.000,62 рублей, ФИО3 – 132.147,55 рублей, ФИО4 – 129.564,21 рубля, ФИО5 – 89.333,67 рубля и ФИО8 – 145.866,36 рублей. Обосновав увеличение требований с возражениями ответчика на исковое заявление и представленными сведениями.

Лица участвующие, в деле извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились.

Истцы, их адвокат и руководитель ответчика просили суд рассмотреть дело в их отсутствии.

Третье лицо – министерство финансов по РСО-Алания причину неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ оценив в совокупности все обстоятельства дела с учетом имеющихся доказательств, суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению, что требования истцов: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО8 обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме, требовании истцов: ФИО6Дз. и ФИО7 подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.09.2013 года, которым педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В силу п.8 ст.47 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной нормой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2.1 Положения о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 29.03.2016 года №107 «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания», социальные гарантии предоставляются в денежной форме отдельным категориям граждан, имеющим право в соответствии с законодательством на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, по месту жительства или по месту регистрации.

На региональном уровне действует Закон Республики Северная Осетия – Алания от 30.06.2010 года №32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», устанавливающий меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия – Алания. В соответствии с указанным Законом, право на меры социальной поддержки имеют педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках городского типа Республики Северная Осетия – Алания, либо вышедшие на пенсию, при условии, если общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее десяти лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в образовательных учреждениях, расположенных в указанных населенных пунктах, и члены их семей совместно с ними проживающие. Возмещение расходов гражданам производится в форме ежемесячной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение, отопление и освещение. Указанным гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется право на возмещение расходов в размере 100 процентов на приобретение и доставку топлива.

Материалами дела установлено, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: РСО-Алания, <адрес>, что подтверждается копиями их паспортов как граждан РФ и справками о составе семьи, выданными АМС Црауского сельского поселения от 26.08.2020 года №507, от 02.09.2020 года №544, № 546, от 24.08.2020 года №474, от 25.08.2020 года №495, от 02.09.2020 года №545, от 27.08.2020 года №517.

ФИО3 действительно работает в МБОУ СОШ с.Црау, Алагирского района учителем математики с 06.10.1975 года по настоящее время на основании трудового договора №16 от 09.01.2018 года в соответствии с приказом №30 от 06.10.1975 года, что подтверждается справкой, выданной директором школы от 27.08.2020 года за №34.

ФИО6Дз. действительно работала МБОУ СОШ с.Црау, Алагирского района учителем химии с 01.09.2000 года (приказ №48 от 01.09.2000 года) по 26.08.2020 года (приказ №ЛС-19 от 27.08.2020 года), что подтверждается справкой, выданной директором школы от 02.09.2020 года за №38.

Справка №1.8 от 28.01.2021 года, выданная директором школы, свидетельствует о том, что ФИО6Дз. уволена в связи с выходом на пенсию с 26.08.2020 года (приказ №ЛС-19 от 27.08.2020 года).

Из справки выданной директором МБОУ СОШ с.Црау Алагирского района от 31.08.2020 года №37 следует, что ФИО7 действительно работает в МБОУ СОШ с.Црау, Алагирского района учителем математики с 03.13.1997 года по настоящее время на основании трудового договора №24 от 09.01.2018 года в соответствии с приказом №26 п.2 от 31.10.1997 года.

Из справки выданной директором МБОУ СОШ с.Црау Алагирского района от 24.08.2020 года №32 следует, что ФИО5 действительно работает в МБОУ СОШ с.Црау, Алагирского района учителем музыки с 01.10.1996 года по настоящее время на основании трудового договора №77 от 09.01.2018 года в соответствии с приказом №77 от 26.09.1996 года.

С 10.11.1981 года (приказ №74 от 05.11.1981 года) по 26.08.2014 года (приказ №ЛС-9 от 26.08.2014 года) ФИО2 действительно работала МБОУ СОШ с.Црау Алагирского района учителем начальных классов, что подтверждается справкой, выданной директором МБОУ СОШ с.Црау Алагирского района от 04.09.20210 года за №41.

Справка №1.7 от 28.01.2021 года, выданная директором школы, свидетельствует о том, что ФИО2 уволена в связи с выходом на пенсию.

Из данных документов следует вывод, что ФИО2 вышла на пенсию, с общим стажем работы в вышеуказанной сельской местности – с.Црау, и стаж составляет более тридцати лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в образовательном учреждении - МБОУ СОШ с.Црау Алагирского района.

С 10.11.1977 года (приказ №77 от 10.11.1977 года) по 31.08.2015 года (приказ №ЛС-31.1 от 31.08.2015 года) ФИО1 действительно работала МБОУ СОШ с.Црау Алагирского района учителем физики, что подтверждается справкой, выданной директором МБОУ СОШ с.Црау Алагирского района от 04.09.2020 года за №49.

Справка №1.5 от 28.01.2021 года, выданная директором школы, свидетельствует о том, что ФИО1 уволена в связи с выходом на пенсию.

Из данных документов следует вывод, что ФИО1 вышла на пенсию, с общим стажем работы в вышеуказанной сельской местности – с.Црау, и стаж составляет тридцать восемь лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в образовательном учреждении - МБОУ СОШ с.Црау Алагирского района.

Из справки выданной директором МБОУ СОШ с.Црау Алагирского района от 27.08.2020 года №35 следует, что ФИО4 действительно работает в МБОУ СОШ с.Црау, Алагирского района учителем физики и информатики с 24.08.1990 года по настоящее время на основании трудового договора №3 от 09.01.2018 года в соответствии с приказом №21 от 20.08.1990 года.

Справка №1.6 от 28.01.2021 года, выданная директором МБОУ СОШ с.Црау, Алагирского района, свидетельствует о том, что ФИО8 действительно работала в МБОУ СОШ с.Црау, Алагирского района учителем начальных классов с 30.11.1985 года (приказ №141 от 30.11.1985 года) по 27.07.2020 года (приказ №ЛС-17 от 27.07.2020 года) уволена в связи с выходом на пенсию.

Из данного документа следует вывод, что ФИО8 вышла на пенсию, с общим стажем работы в вышеуказанной сельской местности – с.Црау, и стаж составляет тридцать пять лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в образовательном учреждении - МБОУ СОШ с.Црау Алагирского района.

Справки о начислении средств по домохозяйству в отношении каждого истца, представленные суду ответчиком с возражениями на исковое заявление свидетельствуют о том, что по сведениям о начислении средств, как педагогическим работникам государственного учреждения образования в сельской местности за период с 01.01.2016 года по 31.12.2019 года льготные выплаты в размере: у ФИО1 – 88.603,63 рубля; у ФИО2 - 126.000,62 рублей; ФИО3 – 132.147,55 рублей; ФИО4 – 129.564,21 рублей; ФИО5 – 89.333,67 рубля; ФИО6Дз. – 166.899,11 рублей; ФИО7 – 68.071,67 рубль; ФИО8 - 145.866,36 рублей.

В соответствии со ст.5 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 30.06.2010 года №32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», финансирование возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

Согласно Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2008 года №304 (ред. от 29.03.2016) «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия – Алания» на Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания возложена обязанность обеспечить своевременное финансирование расходов по предоставлению социальных гарантий отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством. Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания проводить разъяснительную работу по реализации настоящего постановления.

Кроме того, в силу п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Статьей 21 Бюджетного кодекса РФ установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

С 01.01.2016 года действие Закона РСО-Алания от 30.06.2010 года №32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» приостановлено на основании: ст.13 Закона РСО-Алания от 30.12.2015 года №48-РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»; ст.19 Закона РСО-Алания от 30.12.2016 года №77-РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»; ст.14 Закона РСО-Алания от 21.12.2017 года №69-РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», ст.14 Закона РСО-Алания от 26.12.2018 года №99-РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

Как установлено выплаты социальных гарантий в соответствии с Законом РСО-Алания от 30.06.2010 года №32-P3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» с 1 января 2020 года не производятся, хотя действия Закона РСО-Алания были приостановлены по 31 декабря 2019 года.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что истцы обоснованно просят взыскать с ТО МТСР РСО-Алания – УСЗН по Алагирскому району расходы на оплату коммунальных услуг в виде мер социальной поддержки педагогическому работнику образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, и вышедших на пенсию.

При таком положении, суд делает вывод, что расходы, понесенные истцами по оплате коммунальных услуг, должны быть взысканы с ответчика за счет средств республиканского бюджета.

Ответчик в возражениях по исковым требованиям за 2016 год заявил о применении срока исковой давности. Однако, суд не может удовлетворить заявление о применении срока исковой давности по следующим основаниям.

Так, если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании ст.1069 ГК РФ убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.

Таким образом, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2016 году истцы могли и должны были узнать по окончании соответствующего финансового года. С этих дат согласно ст.200 ГК РФ и с учетом положений ст.12 Бюджетного кодекса следует исчислять срок исковой давности по требованию, заявленному истцом.

Статьей 196 Гражданского кодекса установлен общий срок исковой давности - три года.

Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, не является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса), так как действия Закона дающий право для обращения истцам в суд был приостановлен, следовательно, и течение срока исковой давности приостанавливается.

Согласно ст.100 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Ордерами адвоката и приходными кассовыми ордерами подтверждается, что истцы заключила соглашения с адвокатом Дзадзаевым С.В. и оплатила его услуги по 3.000,00 рублей, которые также надлежит взыскать с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО8 удовлетворить.

Иск ФИО6, ФИО7 удовлетворить частично.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО1 расходы на оплату коммунальных услуг в размере 88.603,63 рубля.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3.000,00 рублей.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО2 расходы на оплату коммунальных услуг в размере 126.000,62 рублей.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3.000,00 рублей.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО3 расходы на оплату коммунальных услуг в размере 132.147,55 рублей.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3.000,00 рублей.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО4 расходы на оплату коммунальных услуг в размере 129.564,21 рубля.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО4 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3.000,00 рублей.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО5 расходы на оплату коммунальных услуг в размере 89.333,67 рубля.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО5 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3.000,00 рублей.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО8 расходы на оплату коммунальных услуг в размере 145.866,36 рублей.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО8 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3.000,00 рублей.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО6 расходы на оплату коммунальных услуг в размере 166.899,11 рублей.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО6 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3.000,00 рублей.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО7 расходы на оплату коммунальных услуг в размере 68.071,67 рубль.

Взыскать с территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Алагирскому району за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания в пользу ФИО7 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3.000,00 рублей.

В остальной части исковых требований ФИО6 и ФИО7 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания.

Судья: /подпись/ Черчесова Л.А.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 апреля 2021 года.