Дело № 2-5521/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2014 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колыванова С.М.,
при секретаре судебного заседания Иллензеер К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щелковского городского прокурора Московской области, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области по принятию решения об отклонении или об утверждении проекта генерального плана поселения,
У С Т А Н О В И Л:
Щелковский городской прокурор, действуя в порядке, установленном ст. 45 ГПК РФ, обратился в Щелковский городской суд Московской области в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области по принятию решения об отклонении или об утверждении проекта генерального плана поселения.
В обоснование заявления указано, что Щелковской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства Администрацией городского поселения Щелково при разработке и утверждении проекта генерального плана городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области. В ходе проверки установлено, что проект генерального плана городского поселения Щелково подготовлен на основании муниципального контракта № № от 18.07.2014 года, заключенного между Администрацией городского поселения Щелково и ООО «<данные изъяты>» по итогам проведенного аукциона. Постановлением Главы городского поселения Щелково от 20.09.2013 года № «О проведении публичных слушаний по проекту «Генеральный план городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области» назначено проведение публичных слушаний и определено 35 участков, в пределах которых были проведены публичные слушания. По результатам проведенных публичных слушаний по проекту генерального плана городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области составлено заключение о поступивших предложениях и замечаниях от неопределенного круга лиц по проекту генерального плана от 20.11.2013 года. Администрацией городского поселения Щелково по результатам рассмотрения замечаний и предложений по проекту генерального плана городского поселения Щелково не учтены все мнения граждан. Установлено, что проект генерального плана городского поселения Щелково не соответствует положениям ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, определяющим содержание проекта генерального плана поселения, материалы проекта генерального плана, в том числе объемы нового строительства и параметры их размещения не установлены в соответствии с указанной нормой закона, Схемой территориального планирования Московской области, Схемой территориального планирования Щелковского муниципального района, генеральным планом города Щелково 2004 года, ранее утвержденными Программам развития Щелковского муниципального района и поселения, муниципальными контрактами и утвержденными проектами планировок территорий в границах поселения. Экономическая целесообразность планируемых объемов нового жилищного строительства, рост численности населения, изменение зонирования с указанием площадей, границ земельных участков и других параметров с учетом мнения их правообладателей, жителей поселения и Администрации Щелковского муниципального района не обоснованы. Текстовые и графические части проекта генерального плана предполагают размещение объектов строительства, которые в настоящее время уже возведены, то есть генеральный план поселения на сегодняшний день не актуализирован, строительство новых микрорайонов на территории поселения, строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур не обосновано, разделы проекта по решению экологических проблем, защите территории от вредного воздействия промышленных предприятий, шумового воздействия <адрес> аэродрома, железных и автомобильных дорог, а также решение вопроса по сбору и утилизации ТБО не конкретизированы. В транспортной схеме проекта генерального плана объекты транспортной инфраструктуры не разделены по полномочиям органов федерального, регионального и местного уровней. Структура автомобильных дорог по видам улиц, с указанием обеспеченности парковочных мест в соответствии с действующими нормативами и уровнем автомобилизации населения не уточнены, сведений о размещении перехватывающих парковок и транспортно-пересадочных узлов не имеется, неверно отображены прохождение трассы автодороги «<данные изъяты> и направление городской магистрали «<данные изъяты>».
Кроме того, Постановлением Главы городского поселения Щелково № от 23.01.2014 года, в соответствии со ст.25 Градостроительного кодекса РФ, создана Согласительная комиссия по проекту генерального плана городского поселения Щелково и определен порядок ее деятельности. По истечении двух месяцев с момента создания согласительной комиссии по проекту генерального плана городского поселения Щелково заседания комиссии не проводились, члены комиссии на заседания не собирались. Заседание комиссии состоялось только 22.04.2014 года в здании Правительства Московской области. В соответствии с п.3.3 Порядка деятельности комиссии Глава городского поселения Щелково на основании документов и материалов, представленных Согласительной комиссией принимает решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта городского поселения Щелково в Совет депутатов городского поселения Щелково, или об отклонении проекта генерального плана и направлении его на доработку. Однако, по истечении срока работы Согласительной комиссии, решение по проекту генерального плана комиссией и Главой городского поселения Щелково не принято, что свидетельствует о несоблюдении законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и законодательства в области градостроительства.
Прокурор считает, что в совокупности, перечисленные выше факты, свидетельствуют о бездействии Главы городского поселения Щелково и должностных лиц Администрации городского поселения Щелково при разработке и утверждении проекта генерального плана поселения, в связи с чем, просит удовлетворить заявление.
Помощник Щелковского городского прокурора Шлычкова М.Д. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении заявления, по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика - Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области ФИО1, действующая на основании доверенности № № от 25.12.2013 года (копия в деле) в судебном заседании возражала против заявленных требований Щелковского городского прокурора Московской области, просила суд отказать в удовлетворении его заявления, так как Администрацией городского поселения при подготовке проекта генерального плана городского поселения Щёлково не было допущено указанных нарушений. Пояснила, что проект генерального плана содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, карту функциональных зон поселения. В томах 1-3 Положения о территориальном планировании наличествуют сведения о программах развития поселения, состав проекта соответствует распоряжению Главного управления архитектуры и градостроительства от 05.04.2012 года № 25 «Об утверждении градостроительного задания в виде справки-выкопировки по подготовке проекта «Генеральный план городского поселения Щелково», утвержденной справке-выкопировке из Схемы территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития и градостроительному заданию на подготовку проекта «Генерального плана городского поселения Щелково», разработанного ГУП МО «НИиПИ градостроительства» в 2011 году, в котором определены проблемы и приоритеты территориального развития Щёлковского муниципального района.
По вопросу экономической целесообразности планируемых объемов нового жилищного строительства отметила, что все инвестиционные контракты на комплексную застройку микрорайонов городского поселения Щелково заключены Администрацией Щёлковского муниципального района, и очередность строительства объектов капитального строительства предусмотрена данными инвестконтрактами. Обязательств перед Администрацией городского поселения Щелково застройщики микрорайонов не имеют, земельные участки, на которых возможно спланировать строительство социального жилья, на территории городского поселения Щелково отсутствуют, в связи с тем, что все территории городского поселения Щелково, подлежащие застройке многоэтажными жилыми объектами, обременены названными инвестиционными контрактами или находятся в частной собственности на основании правовых актов, принятых Администрацией Щелковского муниципального района. Вопрос экономической целесообразности планируемых объемов нового жилищного строительства освящен в томе 1 (стр.37 абз.6) Положения о территориальном планировании, согласно которому рекомендуется сделать акцент на малоэтажное жилищное строительство, снижение этажности и технико-экономических показателей в ранее запроектированных микрорайонах. Рост численности населения на территории городского поселения Щелково обоснован в томе 3 Положения о территориальном планировании (раздел 2.2.2 «Трудовые ресурсы»). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, как местоположение существующих, так и строящихся объектов местного значения поселения, и основываются на материалах цифровой топографической подосновы М №, согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ. Указанные в проекте объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур при строительстве новых микрорайонов на территории городского поселения Щелково обоснованы данными, предоставленными Администрацией Щелковского муниципального района и сведениями, имеющимися в проектах планировок территорий, утвержденных в установленном порядке. Планируемые объемы электропотребления, теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения в отношении новых микрорайонов, согласованы эксплуатирующими организациями. Данные согласования имеются на соответствующих графических материалах (схемах), входящих в состав проекта Генерального плана. Более того, количество и размещение перечисленных объектов детально регламентируется соответствующими проектами планировок на застраиваемые территории, а также инвестиционными контрактами в процессе их реализации. Также, в составе проекта генерального плана представлена Карта существующего и планируемого развития транспортной инфраструктуры городского поселения Щелково, имеющая свое обоснование в разделе 2.6 «Развитие системы транспортной инфраструктуры и обслуживания территории городского поселения Щелково» (том 3 Положения о территориальном планировании), содержащая информацию об объектах транспортной инфраструктуры, разграниченных по полномочиям органов федерального, регионального и местного уровней, и согласованная Министерством транспорта Московской области. Перехватывающие парковки и существующие гаражные кооперативы нанесены на проектном плане. Карта существующего и планируемого развития транспортной инфраструктуры городского поселения Щёлково, в части прохождения автодорог «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», разработана в соответствии с нормативными документами, а именно: схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, одобренной Правительством МО ДД.ММ.ГГГГ № 548/21, схемой территориального планирования Щелковского муниципального района, утвержденной решением Совета депутатов Щелковского муниципального района 09.10.2012 года № № и в соответствии с Генпланом г. Щелково, утвержденным решением Совета депутатов Щелковского района 27.04.2004 года № №, и согласуется с градостроительным заданием на подготовку проекта «Генерального плана городского поселения Щелково», разработанного ГУП МО «НИиПИ градостроительства» в 2011 году, что соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ. При этом, санитарно-защитные зоны прохождения автодороги «Западный обход <адрес>» нанесены на карте зон с особыми условиями использования территории городского поселения Щелково. Вопросы экологической безопасности освящены в разделе «Акустическая экология» (том 3 Положения о территориальном планировании), перечень мероприятий по охране окружающей среды изложен в томе 2 Положения о территориальном планировании. В Положении о территориальном планировании (том 1) перечислены существующие и проектируемые локальные очистные сооружения (табл.2.8-4), а также описаны мероприятия по реконструкции и строительству новых систем канализации. Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера изложены в томе 3 (п.2.8.4 «Санитарная очистка территории») и томе 4 Положения о территориальном планировании.
По вопросу принятия какого-либо решения Главой городского поселения Щелково по истечении срока работы Согласительной комиссии по проекту генерального плана отметила, что законодатель не регламентирует срок и форму принятия такого решения и оставляет их на усмотрение главы местной администрации поселения, более того, по настоящее время специалисты Администрации городского поселения Щелково, ответственные за разработку проекта Генерального плана, а также разработчики проекта (подрядная организация – ООО «<данные изъяты>») систематически вносят изменения в проект генерального плана, то есть фактически осуществляют его доработку, с учетом замечаний Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области и центральных органов исполнительной власти Московской области, непосредственно взаимодействуют с названными органами.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами в дело доказательства, не находит оснований для удовлетворения заявления Щелковского городского прокурора, в связи со следующим.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит, в том числе, и утверждение генеральных планов поселения.
Согласно нормам ст. 24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст.25 Градостроительного кодекса РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае поступления от одного или нескольких уполномоченных органов исполнительной власти заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.
Судом установлено, что в рамках предоставленных полномочий Администрацией городского поселения Щелково 23.05.2012 года издано постановление № № «О размещении заказа на выполнение работ по подготовке проекта «Генеральный план городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области». По результатам конкурсных процедур 18.07.2012 заключен муниципальный контракт №№ на выполнение работ по подготовке проекта «Генеральный план городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области», разработчиком проекта является ООО «<данные изъяты>».
В соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ постановлением Главы городского поселения Щелково были назначены и проведены публичные слушания по проекту генерального плана.
Впоследствии работа над проектом Генерального плана осуществлялась в рамках согласительной комиссии, созданной на основании Постановления Главы городского поселения Щелково № № от 23.01.2014 года «О создании Согласительной комиссии по проекту «Генеральный план городского поселения Щелково», принятого в связи с поступившим Сводным заключением Правительства Московской области, а также предложениями и замечаниями, поступившими в ходе проведения публичных слушаний.
Щелковский городской прокурор утверждает, что Главой городского поселения Щелково по истечении срока работы Согласительной комиссии решение по проекту генерального плана не принято. Однако, данное утверждение опровергается материалами дела.
Так, по информации, представленной разработчиком проекта генерального плана ООО «<данные изъяты>» по состоянию на 30.09.2014 года, осуществляется работа по устранению замечаний, изложенных в сводном заключении об отказе в согласовании проекта Генерального плана, в частности, выполнен перерасчет параметров и технико-экономических показателей согласно новым утвержденным нормативам градостроительного проектирования Московской области от 24.06.2014 года, проработаны замечания министерств Московской области и направлены соответствующие обращения, получены согласования Администрации Щелковского муниципального района, отредактированы и приведены в соответствие с новыми нормативами градостроительного проектирования Московской области утверждаемая и обосновывающая части проекта генерального плана, откорректирована графическая часть проекта генерального плана.
Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст.ст.255, 258 ГПК РФ).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия, при этом, решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме, более того, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, стороны обязаны представить суду доказательства в обоснование своих требований и возражений. Прокурором не представлены суду доказательства в подтверждение незаконного бездействия Главы городского поселения Щёлково, Администрации городского поселения Щёлково и должностных лиц Администрации городского поселения Щёлково.
Принимая во внимание изложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Щелковского городского прокурора Московской области, действующего в порядке, установленном ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области по принятию решения об отклонении или об утверждении проекта генерального плана поселения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд в апелляционном порядке.
Председательствующий:
Судья С.М.Колыванов