Дело №2-5531/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19.08 2016 г. г. Махачкала
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре ФИО12, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному искуФИО1 в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 к ФИО14 о признании незаконным отказа в зачислении ФИО2 в списки на обучение по программе специалитета на места, финансируемые из средств федерального бюджета, в пределах целевой квоты и зачислить ее в эти списки, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО2 с административным исковым заявлением к ФИО14 о признании незаконным отказа в зачислении ФИО2 в списки на обучение по программе специалитета на места, финансируемые из средств федерального бюджета, в пределах целевой квоты и зачислить ее в эти списки. В обоснование иска указал, его дочь ФИО2, в июне 2016 г. окончила Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- Махачкалинский многопрофильный лицей №. По результатам единого государственного экзамена по предметам ей выставили по русскому языку 54 балла, по биологии-48 балов, по химии-38 баллов. Не согласившись с результатами ЕГЭ по химии, 7 июля 2016 г. ФИО2 подала апелляцию для повторной проверки результатов ЕГЭ. По результатам рассмотрения апелляции, жалоба была удовлетворена и к результатам ЕГЭ по Химии добавлены 2 балла и в итоге ее результат по химии составил 40 баллов. Таким образом количество баллов ЕГЭ 142 при допустимых 120. 05.07.2016г. Министерством здравоохранения РД с ФИО2 заключен договор о целевом обучении по образовательной программе по направлению подготовки (специальности) «лечебное дело» высшего профессионального образования, реализуемой в ГБОУВПО «ФИО14». ДД.ММ.ГГГГ оригиналы необходимых документов с проходными баллами для поступления были сданы в приемную комиссию Дагестанского медицинского университета. Однако, согласно выставленному на сайте ДГИК приказу от 29.07.2016г. №-УУ в списках о зачислении на обучение по программе специалитета на места, финансируемые из федерального бюджета, в пределах целевой квоты, ФИО2 отсутствует. 03.08.2016г. ФИО1 в интересах своей несовершеннолетней дочери обратился с заявлением на имя Ректора ДГМУ с просьбой сообщить причину отказа в зачислении его дочери в число студентов ДГМУ. На данное заявление 05.08.2016г. был дан ответ, что в соответствии с Порядком приема на обучение (п.118) день издания вузами России приказов о зачислении на целевые места установлен 29. 07.2016г. и вузы не могут своим решением отсрочить это событие или проводить целевой прием в другой день по каким- либо причинам, в том числе и при следующих изменениях балов ЕГЭ у поступающих. Отказ ДГМУ, административный истец считает незаконным и необоснованным, нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО2, поскольку создают ей препятствия в получении высшего медицинского образования, при наличии необходимых вступительных баллов.
В судебном заседании представители административного истца ФИО3, ФИО4 и ФИО5 поддержали исковые требования и просили удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители административного ответчика ФИО6 и ФИО7 иск не признали и просили отказать в ее удовлетворении, по основаниям, изложенным ими в письменных возражениях, согласно которых ФИО19 Минздрава России является юридическим лицом бюджетным учреждением (некоммерческой организацией), созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации для удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования и дополнительного профессионального образования в избранной области профессиональной деятельности. а также послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре. Исходя из приведенного следует, что ФИО19 Минздрава России, не обладает государственными или иными публичными полномочиями и потому данное дело не может быть рассмотрено в порядке определенном КАС РФ так не соответствует предмету регулирования указанного кодекса. В соответствии со ст. 128 КАС РФ с\дья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством. В соответствии с частью 1 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц. которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.Согласно части 8 вышеуказанной статьи Порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования.. .. устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, и не подлежат изменению в части приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета после 1 сентября года, предшествующего приему на обучение по указанным программам. Данный порядок установлен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (далее Приказ Минобрнауки России от 14.10.15г.). Согласно пункта 4. Приказа Минобрнауки России от 14.10.15г. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) в конкретную организацию. осуществляющую образовательную деятельность. на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) регламентируются локальным нормативным актом организации. Порядок приема в ГБОУ ВПО ДГМА Минздрава России (ФИО19 Минздрава России) установлен «Правилами приема граждан на обучение по программам специалитета в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ФИО14» Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2016/17 учебном году" (далее Правила приема). Согласно п. 18 Правил приема «Академия установила следующий перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам при приеме на обучение по программам специалитета для поступающих на базе среднего общего образования и на базе профессионального образования: химия; биология; русский язык. В качестве результатов вступительных испытании признаются результаты ЕГЭ, либо указанные вступительные испытания проводятся Академией самостоятельно в соответствии с Правилами приема. В соответствии с п. 30 Приказа Минобрнауки России от 14.10.15г. для общеобразовательного вступительного испытания в качестве минимального количества баллов используется минимальное количество баллов ЕГЭ, которое устанавливается организацией высшего образования, если оно не установлено учредителем такой организации. Указанное минимальное количество баллов не может быть ниже количества баллов ЕГЭ необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета и установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Пунктом 24 Правил приема Академия установила минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний 40 баллов для каждого общеобразовательного вступительного испытания. Минимальное количество баллов для общеобразовательного вступительного испытания, проводимого Академией самостоятельно, равно минимальному количеству баллов ЕГЭ для соответствующего общеобразовательного вступительного испытания. Минимальное количество баллов не может различаться при приеме на места в пределах особой квоты, на места в пределах целевой квоты, на основные места в рамках контрольных цифр и на места по договорам об оказании платных образовательных услуг. Минимальное количество баллов не может быть изменено в ходе приема. ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 подала заявление о приеме на обучение на места, финансируемые из средств федерального бюджета, в пределах целевой квоты, указав в заявлении результаты ЕГЭ по Химии-40 баллов: Биология-48 баллов: Русский язык-54балла. Однако при проверке достоверностей сведений указанных в заявлении на Официальном информационном портале единого государственного экзамена установлено, что результаты ЕГЭ по Химии составляют 38 баллов. В соответствии с п. 106.1 Правил приема при приеме на обучение по программам специалитета зачисление поступающих на общие бюджетные места проводятся в следующие сроки:
1) размещение списков поступающих на официальном сайте и на информационном
стенде - 27 июля:
2) этап приоритетного зачисления - зачисление без вступительных испытаний,
зачисление на места в пределах особой квоты и целевой квоты (далее - места в пределах квот):
28 июля завершается прием заявлений о согласии на зачисление от лиц. поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квот, если указанные лица одновременно подали заявления о приеме в две и более организации высшего образования: 29 июля издается приказ (приказы) о зачислении лиц. подавших заявление о согласии на зачисление, из числа поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квот:При очередной проверке достоверностей сведений указанных в заявлении на Официальном информационном портале единого государственного экзамена по состоянию на 2"ДД.ММ.ГГГГг. результаты ЕГЭ по Химии составляли 38 баллов. Таким образом, на момент издания приказа о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, из числа поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квот у ФИО2 установленное минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний не имелось. Административный истец и сам в иске указывает, что результаты апелляции о несогласии с выставленными баллами, были размещены на сайте ЕГЭ только лишь 03 августа. то есть позже установленного Приказом Минобрнауки России № от 14.10.15г. даты издания приказа о зачислении на целевое обучение (ДД.ММ.ГГГГг.) Решение о публикации результатов на официальном портале ЕЛ Э принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющий государственное управление в сфере образования каждого региона, каковым является Министерство образования Республики Дагестан. Законный представитель административного истца указывает, что ДД.ММ.ГГГГ<адрес> здравоохранения Республики Дагестан с ФИО2 заключен договор о целевом обучении по образовательной программе по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело», высшего профессионального образования, реализуемой в ГБОУ ВПО ДГМА Минздрава России. Апелляция для проверки результатов ЕГЭ по химии административным истцом подана ОДД.ММ.ГГГГ<адрес> приема, которые определяют минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний для каждого общеобразовательного вступительного испытания, утверждены и размещены на официальном сайте ГБОУ ВПО ДГМА Минздрава России 12.11.2015г. Таким образом, законный представитель административного истца, заведомо зная об отсутствии у ФИО2 минимального количества баллов по химии необходимого для успешного прохождение вступительного испытания, заключает договор о целевом обучении. В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ. право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимом в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью в статьи 55 настоящего Федерального закона. Кроме того, доводы административного истца о том, что административный ответчик должен был дождаться результатов апелляции для издания приказа о зачислении на целевые места, в которые ФИО8 не была включена, являются незаконным, так как исходя из принципа равных условий приема для всех поступающих ФИО19 Минздрава России не имеет права в угоду отдельных индивидов, самостоятельно устанавливать и утверждать новые сроки издания приказа о зачислении.
Определением суда в качестве заинтересованных лиц были привлечены Министерство образования и науки РД и Министерство здравоохранения РД.
Представитель по доверенности Министерства образования и науки РД ФИО9 иск ФИО1 считает обоснованным и подлежащим удовлетворению. ФИО2, не согласившись с результатами ЕГЭ по химии, ДД.ММ.ГГГГ подала апелляцию для повторной проверки результатов ЕГЭ. По результатам рассмотрения апелляции, она была удовлетворена и к результатам ЕГЭ по Химии добавлены 2 балла и в итоге ее результат по химии составил 40 баллов, что является проходным для поступления в ДГМУ. Результаты апелляции выдаются на руки апеллянту. ДД.ММ.ГГГГ результат апелляции они отправили в Федеральный центр тестирования в <адрес> для перерасчета. У медуниверситета не было оснований для исключения ФИО13 из списка абитуриентов по квоте, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ у них не было данных, что у нее сняли баллы, добавленные ими, а имелись сведения об удовлетворении апелляции. Поэтому отказ ДГУМ считает незаконным и просит удовлетворить иск ФИО1
Министерство здравоохранения РД, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечило, об уважительности причинах неявки, суду не сообщило, и не ходатайствовало об отложении дела, поэтому суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствии.
Выслушав объяснения участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 43. Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Согласно ч.3 ст. 43 каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Статья 2. Конституции РФ предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Доводы административного ответчика в части неправильного определения вида судопроизводства, суд находит не обоснованными, основанными на неправильном толковании норм права.
В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящимКодексоми другими федеральнымизаконами.
Согласно ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
ФИО19 Минздрава России является бюджетным образовательным учреждением, и наделен отдельными государственными полномочиями в сфере образования. Статьей 28 Федерального закона об образовании в Российской федерации устанавливается компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Согласно ч. 3 п.8 указанной статьи к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе и прием обучающихся в образовательную организацию. Поэтому данное дело подлежит рассмотрению в рамках КАС РФ.
Указанная правовая позиция находит свое отражение и в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2010 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ).
Довод административного ответчика, что при проверке достоверности сведений, указанных в заявлении на официальном портале единого государственного экзамена ими установлено, что результаты ЕГЭ по Химии составляют 38 баллов, при проходных 40, суд считает необоснованными.
Административным истцом представлена распечатка с официального сайта единого государственного экзамена на имя ФИО2, где указанны ее баллы по ЕГЭ, а именно, по Русскому языку -54 баллов, Биологии- 48 баллов и по Химии -40 баллов. Наличие указанных баллов и достоверность указанных сведений подтверждается информацией на сайте «Официальный информационный портал единого государственного экзамена» и представителем Министерства образования и наука и РД ФИО9
Позиция административного ответчика, что они не знали и не могли знать, что ФИО2 имеет 40 баллов по химии, суд отклоняет, поскольку приемная комиссия не приняла бы у ФИО2 документы, если бы у нее не хватало бы баллов. В заявлении ФИО13 на имя Ректора ДГМУ указаны анкетные данные и баллы по ЕГЭ, в них указано, что у нее баллы по Химии -40, по биологии -48, по русскому языку -54. В документе, подписанным секретарем приемной комиссии ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ также указаны эти баллы. Иных доказательств, что на момент сдачи документов у ФИО2 имелись 38 баллов, а не 40, как указывает административный ответчик, не имеются и суду они не представлены. На ДД.ММ.ГГГГ у ответчика не имелись данные, что решение конфликтной комиссии о добавлении ФИО13 по итогам рассмотрения ее апелляционной жалобы 2-х баллов отменено кем бы -то ни было.
К тому же, ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения РД с ФИО2 заключен договор о целевом обучении по образовательной программе по направлению подготовки (специальности) «лечебное дело», высшего профессионального образования, реализуемой в ГБОУВПО «ФИО14». Согласно пункту 127 Приказа Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №. целевой прием проводится в пределах установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого организацией с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд приходит к выводу, что отказ ДГМУ в зачислении ФИО2 в списки на обучение по программе специалитета на места, финансируемые из средств федерального бюджета, в пределах целевой квоты является необоснованным и привели к нарушению одного из основополагающего социального права на высшее образование гарантированное Конституцией РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории, суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
В ходатайстве представителей административного истца содержится просьба об обращении решения по административному делу к немедленному исполнению.
Суд считает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения может нанести ущерб интересамФИО2, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ начинаются учебные занятия в университете.
При указанных выше обстоятельствах, заявленные требования ФИО1 в интересах своей несовершеннолетней дочери подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, ст. 227 КАСРФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление ФИО1 в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным отказ ФИО24 в зачислении ФИО2 в списки на обучение по программе специалитета на места, финансируемые из средств федерального бюджета, в пределах целевой квоты.
Обязать Дагестанский государственный медицинский университет зачислить ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ рождения, в списки на обучение по программе специалитета на места, финансируемые из средств федерального бюджета, в пределах целевой квоты.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения.
Судья Арсланалиев А.Х.