№ 2-553/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ломоносов 6 июня 2018 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Яковлевой М.В.,
при секретаре Рыбиной Я.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» (СПб ГКУ «ГИРЦ») к ФИО1 о взыскании незаконно полученной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
СПб ГКУ «ГИРЦ» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученной денежной выплаты, указав, что в ответчик до 1 января 2010 года пользовался льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в виде денежной выплаты инвалиду в качестве льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В апреле 2016 года при обработке справки о регистрации формы 9 стало известно о снятии ответчика с регистрационного учёта в Санкт-Петербурге, после чего денежная выплата ему не осуществлялась, тогда же в бухгалтерию СПб ГКУ «ГИРЦ» Красногвардейского района поступило решение о прекращении выплаты ФИО1 с 1 апреля 2010 года по причине отсутствия у него регистрации в Санкт-Петербурге.
Истец просит суд взыскать с ответчика переплату денежной выплаты, предоставленной ему в качестве льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 апреля 2010 года по 30 апреля 2016 года в размере 67524 рубля 74 копеек в связи с утратой права с 1 апреля 2010 года на получение меры социальной поддержки в виде денежной выплаты.
Представитель истца СПб ГКУ «ГИРЦ» и ответчик ФИО1 в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в письменных обращениях к суду просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом надлежащего извещения сторон о времени судебного заседания, их просьбу о рассмотрении дела в их отсутствие, суд находит возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании без участия сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положением «О Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга», утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 сентября 2008 года № 1182, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, основными задачами которого являются, в том числе проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения (пункт 2.1).
В ведении Комитета находятся государственные унитарные предприятия и государственные учреждения Санкт-Петербурга согласно приложению к настоящему Положению.
В пункте 1 названного приложения указано СПб ГКУ «ГИРЦ».
Для осуществления задач, предусмотренных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет осуществляет управление государственными учреждениями, находящимися в ведении Комитета, и решает вопросы их материально-технического и финансового обеспечения.
Учитывая положения Устава СПб ГКУ «ГИРЦ», определяющие его организационно-правовую форму, цели, предмет и виды деятельности, а также характер заявленных требований, наличие у истца статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения, субъекта гражданских правоотношений, СПб ГКУ «ГИРЦ» обратился в суд с настоящим иском.
Из материалов дела следует, что на основании заявления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.14,23), ему была назначена денежная выплата инвалиду льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 января 2010 года (л.д.10-13) как лицу, проживающему по адресу: <адрес> (л.д.19).
Согласно предоставленной истцом выписке по произведенным ответчику выплатам, ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены и произведены денежные выплаты в качестве меры социальной поддержки в общей сумме 68638 рублей 93 копейки (л.д.7-9,10-13).
Согласно архивной справке о регистрации ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес> 26 сентября 2008 года по 2 марта 2010 года (л.д.19).
Согласно справке о регистрации исходящий № от 14 сентября 2016 года, предоставленной местной администрацией МО Кипенское сельское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес> постоянно с 17 мая 2010 года (л.д.20).
Решением отдела социальной защиты населения администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга № от 25 апреля 2016 года прекращены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме денежной выплаты с 1 апреля 2010 года в отношении ФИО1 (л.д.15).
16 мая 2016 года из почтового отделения № (195273) поступил возврат денежных средств в размере 1114 рублей 19 копеек, начисленных ФИО1 (л.д.13).
Отделом социальной защиты населения Красногвардейского района Санкт-Петербурга в адрес ФИО1 направлено письмо исходящий № от 31 октября 2016 года о возврате необоснованного выплаченной и полученной ФИО1 денежной суммы (л.д.25-26).
Согласно ответу Комитета социальной защиты населения администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области исходящий № от 4 мая 2018 года на запрос суда, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу места жительства: <адрес>, на учете не состоит, меры социальной поддержки ему не предоставляются.
Таким образом, судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что ФИО1, проживая в Санкт-Петербурге, являясь инвалидом, нуждающимся в мерах социальной поддержки, получал меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме денежной выплаты в период с 1 апреля 2010 года по 30 апреля 2016 года включительно.
Указанные меры социальной поддержки предоставлялись ответчику в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2009 года № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», реализованных посредством Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге».
В соответствии с пунктом 9 статьи 13 и частью 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы об определении порядка предоставления установленных законодательством мер социальной поддержки на территории города Санкт-Петербурга относятся к компетенции органов государственной власти указанного субъекта Российской Федерации.
Согласно закону Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» от 21 мая 2009 года № 228-45 определена мера предоставления социальной поддержки в форме денежной выплаты.
Согласно пункту 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе, несколько комнат), комнату) по месту его жительства, за исключением случаев, указанных в пункте 1.4 настоящего Положения.
Согласно пункту 2.1 вышеуказанного Положения, в целях предоставления денежных выплат гражданин или его представитель представляет в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства заявление о предоставлении денежной выплаты по форме, утверждаемой Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, и документы для принятия решения о предоставлении гражданину денежных выплат и расчета размера денежных выплат в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга. Денежные выплаты в силу требований пункта 2.2 данного Положения предоставляются гражданину с месяца подачи заявления и документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения.
Для разрешения исковых требований, основанием которых являются обстоятельства незаконно полученной ответчиком меры социальной поддержки, необходима проверка законности решения о прекращении мер социальной поддержки ответчику, принятого в связи с переменой места жительства ответчика: из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область.
Сторонами не оспаривается и следует из материалов гражданского дела, что ФИО1 меры социальной поддержки предоставлялись как инвалиду, проживающему на территории Санкт-Петербурга.
Как усматривается из представленных материалов дела, ФИО1 убыл из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область по адресу: <адрес>, где зарегистрирован постоянно с 17 мая 2010 года. Доказательств его регистрации в Санкт-Петербурге на момент принятия решения о прекращении выплаты, не представлено.
Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 1 декабря 2009 № 180-р «Об организации работы по предоставлению гражданам мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат» утвержден перечень документов, представляемых гражданами для принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, согласно которому место жительства в Санкт-Петербурге подтверждается: паспортом гражданина РФ (гражданина СССР) с отметкой о регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге (пункт 3.1), справкой о регистрации (форма 9) (п. 3.2), свидетельством о регистрации по месту пребывания в Санкт-Петербурге, выданным органами регистрационного учета (форма 3) на 6 или более месяцев, или несколькими свидетельствами о регистрации по месту пребывания в Санкт-Петербурге (общим сроком на 6 и более месяцев) при наличии у гражданина регистрации по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации (пункт 3.3), свидетельством о праве собственности на жилое помещение (при отсутствии регистрации по месту жительства в жилом помещении) (пункт 3.4) и т.д.
Перечень оснований для прекращения предоставления социальных льгот установлен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге».
Указанный перечень позволяет сделать вывод о том, что у администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга имелись все основания для прекращения выплат ФИО1, поскольку льготы по месту жительства ответчик мог получить лишь при наличии регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге.
Отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», вступившим в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» гражданином признается гражданин Российской Федерации, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, гражданин без определенного места жительства в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 4 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» место жительства и место пребывания гражданина или иного лица, имеющего право на социальную поддержку в Санкт-Петербурге, устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
Таким образом, данным положением Социального кодекса прямо предусмотрено предоставление указанной меры социальной поддержки только в случае, если гражданин имеет место жительства в Санкт-Петербурге.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 2 апреля 2009 года № 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением гражданам дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми могут быть определены основания, условия, порядок их предоставления, а также их размеры.
В данном случае законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя свои полномочия в данной области за счет средств своего бюджета, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определил в названном Законе круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, установил основания и условия назначения.
Пунктом 2.7-2 Положения установлено, что решение о прекращении (возобновлении) предоставления денежных выплат оформляется распоряжением администрации района Санкт-Петербурга в течение 14 рабочих дней со дня установления обстоятельств, указанных в Положении, и направляется в Горцентр. О принятом решении информируются граждане в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. Решение о приостановлении предоставления денежных выплат направляется гражданину с указанием причины приостановления и порядка его обжалования.
Согласно пункту 5.3 Положения ГУП ВЦКП ЖХ ежемесячно обеспечивает передачу в электронном виде в Горцентр реестров граждан - получателей денежных выплат в текущем месяце с указанием сведений о наличии задолженности по оплате жилого помещения или коммунальных услуг или несоблюдении соглашения по ее погашению.
При такой ситуации, решение о прекращении предоставления ФИО1 мер социальной поддержки в виде денежной выплаты после выявления обстоятельств, влекущих прекращение денежных выплат, правомерно, поскольку ФИО1 сменив местожительство и проживая в Ленинградской области, лишился права на предоставление указанной меры социальной поддержки по предыдущему месту жительства в Санкт-Петербурге.
Периоды начисления и прекращения выплат соответствуют смене ФИО1 места жительства: ФИО1 убыл из Санкт-Петербурга 2 марта 2010 года, а зарегистрирован в Ленинградской области с 7 мая 2010 года.
Начисление и получение ответчиков денежной выплаты производились за период с 1 апреля 2010 года по 30 апреля 2016 года в общей сумме 68638 рублей 93 копейки.
Зачисление указанных денежных средств на счет ответчика подтверждается ответом ПТР ПАО «Ханты-Мансиийский банк Открытие» (л.д.17-18).
При этом прекращение выплат ФИО1 администрацией Красногвардейского района определено с 1 апреля 2016 года, то есть когда он уже выбыл из Санкт-Петербурга.
Учитывая, что ответчик не сообщил об обстоятельствах, лишающих его права на получение пособия, то применительно к пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации полученные ответчиком денежные суммы, являются неосновательным обогащением ответчика, которые он в силу положений статей 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан возвратить.
Поскольку судом признано правомерным решение о прекращении предоставления ФИО1 мер социальной поддержки в виде денежной выплаты, то полученные им денежные средства в размере 67524 рубля 74 копейки = 68638,93 рублей (начисленные выплаты за период с 1 апреля 2010 года по 30 апреля 2016 года) - 1114,19 рублей (возвращенная сумма из почтового отделения 16 мая 2016 года), должны быть им возвращены.
Между тем суд отмечает, что ФИО1 не лишен права на обращение за предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту его жительства, то есть в Комитете социальной защиты населения администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области при наличии законодательно установленных субъектом Российской федерации (Ленинградской областью) оснований к предоставлению таких мер.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» - удовлетворить.
Взыскать со ФИО1 в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» 67524 (шестьдесят семь тысяч пятьсот двадцать четыре) рубля 74 копейки незаконно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 13 июня 2018 года.
Судья М.В. Яковлева
№ 2-553/2018