ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5547/17 от 05.12.2017 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-5547/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Бабкиной Т.В.,

при секретаре судебного заседания Махмадалиевой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 05 декабря 2017 года гражданское дело по заявлению УМВД России по городу Омску о признании изъятого оружия бесхозяйным и его уничтожении,

УСТАНОВИЛ:

УМВД России по городу Омску обратилось с заявлением о признании изъятого оружия бесхозяйным и его уничтожении, в обосновании указав, что в комнате хранения оружия дежурной части Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску на хранении находится 1 единица оружия, изъятая сотрудниками органов внутренних дел, а именно боевое ручное стрелковое оружие: «БМ-16», , год сдачи: ДД.ММ.ГГГГ, номер квитанции ДД.ММ.ГГГГ. С момента помещения изъятого оружия на хранение по настоящее время в УМВД России по городу Омску никто за истребованием указанного оружия не обращался. ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по городу Омску направлен запрос в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области по установлению собственников вышеуказанного изъятого оружия. Согласно ответу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ указанная в запросе 1 единица оружия по данным Сервиса центрального учета оружия МВД России (СЦУО МВД России) в ОЛРР по городу Омску Управления Росгвардии по Омской области не значится, факт наличия разрешительных документов, а также сведений о собственнике на данное оружие не представляется возможным установить в виду отсутствия учетных дел и иной документации в подразделении ЛРР Управления Росгвардии по Омской области. В базе данных интегрированного банка данных УМВД России по Омской области, автоматизированной информационно - поисковой системы «Оружие МВД России» указанное оружие также не числится, не является вещественным доказательством по уголовным делам, что подтверждается справками ООВ УОТО УМВД России по Омской области, ГАПиУ Отдела полиции УМВД России по городу Омску. Какими-либо иными документами (сведениями), позволяющими определить собственника (владельца) изъятого оружия, УМВД России по городу Омску не располагает. Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник отказался от своих прав на оружие. Оснований для дальнейшего хранения изъятого оружия у УМВД России по городу Омску не имеется, влечет причинение убытков федеральному бюджету в виде расходов, связанных с его хранением. Изъятая и находящиеся на хранении в УМВД России по городу Омску 1 единица оружия не зарегистрирована в органах внутренних дел Российской Федерации и не зарегистрирована в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии по Омской области, в связи с чем продажа указанного оружия запрещена. Данными о том, на чье имя было зарегистрировано оружие в момент его изъятия, УМВД России по городу Омску не обладает, установить обстоятельства изъятия данного оружия в настоящее время также не представляется возможным. Согласно заключению специалиста от ДД.ММ.ГГГГ данное изъятое оружие не является историко-культурной ценностью.

На основании изложенного, просит признать бесхозяйным оружие «БМ-16», , год сдачи: ДД.ММ.ГГГГ, номер квитанции и передать данное оружие в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области для утилизации (уничтожения).

Представитель УМВД России по городу Омску в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Заинтересованные лица - УМВД России по Омской области, ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области», Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом по Омской области, Управление Росгвардии по Омской области о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили. ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» представило ходатайство, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

По смыслу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу части 1 и части 2 статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В силу части 1 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.

В соответствии со статьей 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 238 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

Согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

Судом установлено, что в комнате хранения оружия дежурной части Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску на хранении находится 1 единица оружия, изъятая сотрудниками органов внутренних дел, а именно боевое ручное стрелковое оружие пистолет ТТ, Б/Н, год сдачи: 2001, номер квитанции 138.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по городу Омску направлен запрос в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области по установлению собственников вышеуказанного изъятого оружия.

Согласно ответу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ указанная в запросе 1 единица оружия по данным Сервиса центрального учета оружия МВД России (СЦУО МВД России) в ОЛРР по городу Омску Управления Росгвардии по Омской области не значится, факт наличия разрешительных документов, а также сведений о собственнике на данное оружие не представляется возможным установить в виду отсутствия учетных дел и иной документации в подразделении ЛРР Управления Росгвардии по Омской области.

В базе данных интегрированного банка данных УМВД России по Омской области, автоматизированной информационно - поисковой системы «Оружие МВД России» указанное оружие также не числится, не является вещественным доказательством по уголовным делам, что подтверждается справками ООВ УОТО УМВД России по Омской области, ГАПиУ Отдела полиции № 1 УМВД России по городу Омску.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что поскольку собственник отказался от своих прав на оружие, то оснований для дальнейшего хранения изъятого оружия у УМВД России по городу Омску не имеется, влечет причинение убытков федеральному бюджету в виде расходов, связанных с его хранением. Данными о том, на чье имя было зарегистрировано оружие в момент его изъятия, УМВД России по городу Омску не обладает, установить обстоятельства изъятия данного оружия в настоящее время также не представляется возможным.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона РФ от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится: органами внутренних дел в случаях отсутствия разрешений на хранение и ношение оружия; нарушения гражданами установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 27 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее – Правила).

Согласно пункту 79 Правил изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ.

Изъятые, а также конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ (статья 27 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»).

Перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, содержится в пункте 10 Правил. В этот перечень включено и Министерство внутренних дел РФ.

Подпунктом "а" пункта 14 указанных Правил предусмотрено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации.

В силу пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Положения об учете, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 года № 311, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством РФ.

Как следует из материалов дела, изъятая и находящиеся на хранении в УМВД России по городу Омску единица оружия в органах внутренних дел Российской Федерации не зарегистрирована, равно как и не зарегистрирована в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии по Омской области, в связи с чем, с учетом вышеприведенных положений закона, продажа указанного оружия запрещена.

Суд учитывает, что согласно пункту 82 Правил изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющее культурную ценность, либо в отношении, которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации

Из представленного в материалы дела заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ следует, что изъятое боевое ручное стрелковое оружие: «БМ-16», , год сдачи: ДД.ММ.ГГГГ, номер квитанции , находящееся на хранении в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску по адресу: <адрес>, не является историко-культурной ценностью.

В силу пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, указанная норма предусматривает исключительно лишь уничтожение запрещенного к обороту оружия, которым является изъятое оружие, хранящееся в УМВД России по городу Омску, как незарегистрированное в органах внутренних дел и не подлежащее регистрации в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии по Омской области.

С учетом установленных выше обстоятельств, применительно к приведенным правовым нормам, суд приходит к выводу о том, что боевое ручное стрелковое оружие «БМ-16», , год сдачи: ДД.ММ.ГГГГ, номер квитанции , находящееся на хранении в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску по адресу: <адрес>, следует признать бесхозяйным имуществом и передать данное оружие в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> для утилизации (уничтожения).

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бесхозяйным боевое ручное стрелковое оружие «БМ-16», , год сдачи: ДД.ММ.ГГГГ, номер квитанции находящееся на хранении в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску по адресу: <адрес>, и передать данное оружие в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области для утилизации (уничтожения).

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы в Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.В. Бабкина

Мотивированное решение изготовлено 11.12.2017 года.