Дело № 2а-5554/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2015 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Жуковой Н.О.,
при секретаре судебного заседания Поспеловой К.В.,
с участием представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 Сабир оглы к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю о признании решения от (дата) незаконным, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю о признании решения от (дата) незаконным, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости, мотивируя свои требования тем, что истец является собственником нежилого здания, расположенного в (адрес), с наименованием «коровник» общей площадью (иные данные) кв.м., на основании договора купли-продажи от (дата) о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от (дата). Данный объект длительное время не использовался истцом как «коровник», и в дальнейшем он не собирается использовать по назначению. При обращении в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ему было отказано в изменении наименования «здание коровник», на наименование «нежилое здание». В решении от (дата) о приостановлении осуществления кадастрового учета, указано, что при проверке документов, поступивших с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сведений спорного нежилого здания выявлено, что представленный для кадастрового учета технический план по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством основанием для изменения наименования здания является Акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, ранее выдавшего разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, об изменении наименования объекта учета. Вместе с тем, указанный документ отсутствует в составе технического плана на объект. Истец не согласен с принятым решением, поскольку какое-либо техническое переустройство/реконструкция вышеуказанного здания не проводилась и не планируется в связи с чем, разрешение не требуется. Кроме того, порядок присвоения наименования объектам капитального строительства законодательством Российской Федерации не установлен, наименование сооружения может быть изменено на основании любого документа. Поскольку в результате действий ответчика нарушаются права истца, последний обратился в суд с названными исковыми требованиями.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что спорное здание учтено в государственном кадастре недвижимости под наименованием «коровник», под которое был выделен земельный участок с целью использования объектов сельскохозяйственного назначения. При подаче истцом заявления об изменении объекта недвижимости (адреса и наименования), а также уточнении местоположения, был приложен технический план здания, технический паспорт и иные необходимые документы. Вместе с тем, предоставленный технический план здания подготовлен только на основании декларации, а не на основании разработанной проектной документации, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. Кроме того, технический паспорт здания датирован 1999 г., что исключает возможность подготовки технического плана и отражения характеристик объекта. В данном случае наименование «коровник» фактически определяет тот способ законного использования объекта капитального строительства, который был согласован и разрешен в момент его ввода в эксплуатацию в соответствии с разрешительными документами, являющимися действительными в силу ч.3 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ, следовательно не может изменяться произвольно. Вопрос о технической возможности переустройства здания, соответствии здания техническим регламентам для использования его по иному функциональному назначению должен рассматриваться после получения соответствующего разрешения компетентного органа по установленной законом процедуре. При этом, законность изменения целевого назначения объекта недвижимости не может оцениваться лишь исходя из сохранения внешнего архитектурного облика и технических характеристик здания как строительной конструкции. Разрешительная документация, подтверждающая возможность использования здания под иные цели, в состав технического плана не включена.
Представитель заинтересованного лица администрации города Комсомольска-на-Амуре, а также кадастровый инженер ФИО3 в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч. 2 ст.1 КАС РФ, вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Положениями ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из анализа указанных норм права следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО2 является собственником нежилого здания «коровник» инв.номер 5466 (№), этажность 1, площадью (иные данные) кв.м., расположенного в (адрес), что подтверждается кадастровым паспортом, свидетельством о государственной регистрации права, договором купли-продажи от (дата), актом приема –передачи от (дата)..
Решением органа кадастрового учета филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от (дата)(№) осуществление государственного учета по заявлению ФИО2 приостановлено ввиду того, что технический паспорт не соответствует по содержанию требованиям действующего законодательства. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством основанием для изменения наименования здания является Акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, ранее выдавшего разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, об изменении наименования объекта учета. Вместе с тем, указанный документ отсутствует в составе технического плана на объект.
Рассматривая законность принятого решения, суд исходит из следующего:
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 1 указанного Закона, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а так же иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч.2 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе….
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов. Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства(ч.5 ст.1 Закона о кадастре).
Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 2 статьи 7 указанного Федерального закона в состав сведений государственного кадастра недвижимости включаются: назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание; назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение; вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме; назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.
Частью 2 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии со статьей 22 Закона о кадастре если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении).
Как следует из материалов дела ФИО2 для внесения изменения в государственный кадастр недвижимости касающихся назначения здания были представлены следующие документы: технический план здания, технический паспорт здания, составленный по состоянию на 1999г., свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Как следует из технического плана здания, сведения о здании в него внесены на основании изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта объекта недвижимости и соответствуют сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Кроме того, в техническом плане указано, что он подготовлен в связи с изменением сведений о местоположении и наименовании здания с кадастровым номером (№). Наименование здания – Нежилое здание изменено на основании декларации об объекте недвижимого имущества от (дата), на основании решения собственника нежилого здания от (дата).
Вместе с тем, в силу ч.8 ст.41 Закона о кадастре, сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права, внесение в технический план изменений в части наименования здания на основании технического паспорта, изготовленного до 01.01.2013 недопустимо и не может являться основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, спорное помещение введено в эксплуатацию на основании Акта приемки объекта законченного строительства, в котором отражено, что здание запроектировано с учетом всех санитарных, противопожарных и иных норм для здания с функциональным назначением – коровник.
В силу ч.4 ст.26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм права в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение от (дата) филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Хабаровскому краю в осуществлении кадастрового учета изменений в наименовании и назначении здания по заявлению ФИО2 является законным, основанным на правильном применении норм права.
Кроме того, обращение за изменением наименования объекта направлено на изменение целевого назначения объекта капитального строительства.
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением
Кадастровым паспортом земельного участка по (адрес) предусмотрено разрешенное использование земельного участка: с целью использования объектов сельскохозяйственного использования – нежилых зданий: коровников и свинофермы.
При вышеизложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания решения от (дата) незаконным, в связи с чем требования заявителя не могут быть признаны обоснованными, поэтому не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО2 Сабир оглы к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю о признании решения от (дата) незаконным, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.О. Жукова