ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5582/2015 от 17.12.2015 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело (№) г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

в составе:

председательствующего судьи Файзуллиной И.Г.,

при секретаре судебного заседания Тришиной К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю о признании решения от (дата)(№) незаконным, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1  обратился в суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по (адрес) о признании решения от (дата) незаконным, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости, ссылаясь на то, что истец является собственником нежилого здания, с наименованием – «здание коровника», общей площадью (№) кв.м, инв. (№), кадастровый (№)(№), расположенного в (адрес), на основании договора купли-продажи от (дата) о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от (дата). Данный объект длительное время не использовался истцом как «коровник», и в дальнейшем он не собирается использовать его по назначению. При обращении в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, решением от (дата) за (№) были приостановлены изменения в наименование «здание коровника» на наименование «нежилое здание» поскольку документы, необходимые для кадастрового учета по форме или содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, а именно, в составе технического паспорта отсутствует акт уполномоченного органа государственной власти об изменении наименования объекта учета. С принятым решением истец не согласен, поскольку какое-либо техническое переустройство (реконструкция) вышеуказанного здания не проводилась и не планируется, вместе с тем, собственник вправе по своему усмотрению изменять наименование принадлежащего ему объекта недвижимости в пределах установленного разрешенного использования. Порядок присвоения наименования объектам капитального строительства законодательством РФ не установлен. Просит суд признать решение от (дата) за (№) о приостановлении кадастрового учета (изменении вида наименования с «здания коровника» на «нежилое здание») незаконным и внести изменения в вид наименования здания.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю ФИО2, действующая на основании доверенности № 2.4-10/12-14 от (дата), исковые требования не признала, пояснив, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером (№), на котором расположено здание, был отведен для целей использования объектов сельскохозяйственного назначения, в том числе коровника. (дата)ФИО1 обратился с заявлением (№) об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером (№) в связи с уточнением местоположения здания на земельном участке, изменением адреса и наименования объекта. К заявлению был приложен технический план здания, подготовленный кадастровым инженером ФИО3 на основании решения ФИО1  от (дата) об изменении наименования нежилого здания со «здание коровника» на «нежилое здание», декларации собственника об объекте недвижимости, и иных необходимых документов. Вместе с тем, в состав технического плана включен технический паспорт в отношении здания коровника, датированного 1999 г. Наличие технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 г., по смыслу части 8 статьи 41 Закона о кадастре, исключает возможность подготовки технического плана и отражения характеристик объекта недвижимости на основании декларации. Кроме того, на странице 2 указанного технического паспорта 1999 г. отражено, что объект «здание коровника» введен в эксплуатацию на основании Акта приемки объекта законченного строительством, утвержденного Министерством черной металлургии, дата ввода в эксплуатацию 1978 г. Следовательно, в данном случае наименование «здание коровника» фактически определяет тот способ законного использования объекта капитального строительства, который был согласован и разрешен в момент его ввода в эксплуатацию в соответствии с разрешительными документами, являющимися действительными в силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ. Соответственно, это здание запроектировано с учетом всех санитарных, архитектурно-планировочных, технологических, противопожарных и других норм для здания соответствующего функционального назначения - коровника. Изменение функционального назначения здания влечет за собой и изменение требований, предъявляемых к объекту капитального строительства. Вопрос о технической возможности переустройства (перепрофилирования) здания, соответствии здания техническим регламентам для использования его по иному функциональному назначению (в том числе по месторасположению, энергоснабжению, пожарной безопасности) должен рассматриваться после получения соответствующего разрешения компетентного органа по установленной законом процедуре. Между тем, документы, подтверждающие изменение вида использования земельного участка, в орган кадастрового учета в установленном законом порядке не поступали. Разрешительная документация, подтверждающая возможность использования здания под иные цели, правомерность таких изменений, заявителем не предоставлена. В связи с чем просит в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации города Комсомольска-на-Амуре, кадастровый инженер ФИО4 в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является собственником нежилого здания - « здание коровника» инв.(№)(№) этажность 1, площадью (№) кв.м., с кадастровым номером (№), расположенного в г. Комсомольске-на-Амуре, по (адрес), что подтверждается кадастровым паспортом, свидетельством о государственной регистрации права, договором купли-продажи от (дата), актом приема –передачи от (дата)

Решением органа кадастрового учета филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 01.10.2015 г. (№) осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости на по заявлению ФИО1 приостановлено на основании п.5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре – заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Из содержания решения следует, что технический паспорт не соответствует по содержанию требованиям действующего законодательства. Согласно документов, входящих в состав технического плана, наименованием объекта является «Коровник», которое уже внесено в государственный реестр недвижимости. Документом, на основании которого возможно изменение наименование здания, является Акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, ранее выдавшего разрешение на ввод объекта в эксплуатацию с наименованием «Коровник», об изменении наименования объекта учета. Вместе с тем, указанный документ отсутствует в составе технического плана на объект.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами входе судебного разбирательства.

15.09.2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации с 15 сентября 2015 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие, в связи с чем суд считает необходимым при рассмотрении данного дела руководствоваться нормами Кодекса об административном судопроизводстве.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.ч. 9-11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 1 указанного Закона, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а так же иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов. Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства(ч.5 ст.1 Закона о кадастре).

Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу части 2 статьи 7 указанного Федерального закона в состав сведений государственного кадастра недвижимости включаются: назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание; назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение; вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме; назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Частью 2 той же статьи Закона о кадастре предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии со статьей 22 Закона о кадастре если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении).

Как следует из материалов дела ФИО1 для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, касающихся наименования здания были представлены следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете изменений, технический план здания б/н от (дата), содержащий технический паспорт здания, составленный по состоянию на 1999 г., свидетельство о государственной регистрации права собственности.

Как следует из технического плана здания, сведения о здании в него внесены на основании изготовленного до (дата) технического паспорта объекта недвижимости и соответствуют сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости (наименование нежилого здания – «здание коровника»).

Кроме того, в техническом плане указано, что он подготовлен в связи с изменением сведений о местоположении и наименовании здания с кадастровым номером (№). Наименование здания – Нежилое здание - изменено на основании декларации об объекте недвижимого имущества от (дата), на основании решения собственника нежилого здания от (дата)ФИО1 Технический план подготовлен на основании декларации согласно п.8 ст. 41 Закона о кадастре.

Вместе с тем, в силу ч.8 ст.41 Закона о кадастре, сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что внесение в технический план изменений в части наименования здания на основании декларации собственника при наличии технического паспорта, изготовленного до 01.01.2013 г., недопустимо и не может являться основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.

Кроме того, спорное помещение введено в эксплуатацию на основании Акта приемки объекта законченного строительства, в котором отражено, что здание запроектировано с учетом всех санитарных, противопожарных и иных норм для здания с функциональным назначением – коровник, что свидетельствует о том, что изменение функционального назначения здания влечет за собой и изменение требований, предъявляемых к объекту капитального строительства.

Пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание, что осуществление государственного кадастрового учета в части внесения изменений в наименование здания, влекущее за собой изменение его функционального назначения, в данном случае возможно в случае предоставления собственником нежилого здания разрешения на ввод здания, имеющего иное функциональное назначение, в эксплуатацию, поскольку имеются сведения, отраженные в государственном реестре недвижимости, внесенные на основании технического паспорта, изготовленного до 01.01.2013 г.

С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм права в их совокупности, принимая во внимание, что необходимые документы для внесения изменений в государственный кадастровый учет собственником не представлено, суд приходит к выводу о том, что решение от 01.10.2015 г. филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Хабаровскому краю (№), которым осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости на по заявлению ФИО1 приостановлено, соответствует требованиям п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, в связи с чем является законным, основанным на правильном применении норм права.

Кроме того, обращение истца за изменением наименования объекта направлено на изменение целевого назначения объекта капитального строительства.

В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением

Кадастровым паспортом земельного участка по (адрес) предусмотрено разрешенное использование земельного участка: с целью использования объектов сельскохозяйственного использования – нежилых зданий: коровников и свинофермы.

При вышеизложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания решения от (дата) незаконным, в связи с чем требования истца не могут быть признаны обоснованными, поэтому не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 Сабир оглы к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю о признании решения от (дата)(№) незаконным, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости- отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Файзуллина И.Г.