РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2015 года город Москва
Басманный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Курносовой О.А.,
при секретаре Фоминых О.М.,
с участием административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-5599/15 по административному исковому заявлению З. к Департаменту городского имущества <адрес> о признании недействительным Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ.,
УСТАНОВИЛ:
З. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительным Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование своих требований истец указывает, что спорные помещения не должны были и не могли соответствовать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не являлись жилыми помещениями, т.е. на эти помещения не распространялось действие Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», т.к. в соответствии с п. 1 утвержденного Постановлением Положения настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Заявитель указывает, что Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГг. № было издано в соответствии с требованиями ст. ст. 22-24 ЖК РФ и Постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГг. №-ПП «Об утверждении Регламента подготовки в режиме «одного окна» выписки из распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с выпиской из протокола Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение», в полном соответствии с полномочиями и компетенцией Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, определенными п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГг. №-№. О наличии оспариваемого Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ. заявителю стало известно из письма заместителя руководителя Департамента от ДД.ММ.ГГГГг. № №.
Административный истец З. в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва.
Заинтересованное лицо М. в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.
Выслушав объяснения истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
В силу части первой статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод нежилого помещения в жилое допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
С учетом части 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно части 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В силу частей 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования к жилым помещениям установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, согласно пункту 5 которого жилым помещением признается в том числе квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
В судебном заседании установлено, что З. принадлежит № доли в праве собственности на нежилые помещения, назначение: нежилое, общая площадь № кв.м., этаж №, номера на поэтажном плане: этаж №, помещение № – комнаты с № по №, адрес объекта: <адрес>.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГг. № «О переводе нежилых помещений в жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>» помещения, находящиеся в собственности ЗАО «Собор-М», расположенные по адресу: <адрес> – общей площадью № кв.м.; помещение №-го этажа – общей площадью № кв.м.; помещение №-го этажа – общей площадью № кв.м.; помещение №-го этажа – общей площадью № кв.м. переведены из нежилых в жилые с целью устройства №-ти жилых квартир при условии проведения ремонтно-строительных работ.
Согласно акту о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого/нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГг., комиссии предъявлены помещения по адресу: <адрес>, находящиеся в собственности ЗАО «Собор-М», переводимые в жилые с целью устройства №-ти жилых квартир при условии проведения ремонтно-строительных работ; ремонтно-строительные работы выполнены ООО «Проспект-Строй»; проектная документация утверждена распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГг. №; ремонтно-строительные работы проведены в сроки с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.; решение комиссии: считать предъявленные комиссии мероприятия (работы) выполненными в соответствии с требованиями нормативов.
Распоряжением Департамента городского имущества <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № отменено распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГг. № «О переводе нежилых помещений в жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>» в связи с нарушением установленного ст. 22-24 Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №, постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГг. №-ПП порядка перевода нежилых помещений в жилые помещения в части отсутствия решения межведомственной комиссии по использованию жилищного и нежилого фонда административного округа города Москвы.
Из материалов дела следует, что ЗАО «Собор-М» был представлен оформленный в установленном порядке проект переустройства и перепланировки переводимых помещений для приведения их в соответствие с требованиями, установленными для жилых помещений, проект был направлен Департаментом в Государственную жилищную инспекцию города Москвы. По результатам рассмотрения проекта Государственной жилищной инспекцией города Москвы письмом от ДД.ММ.ГГГГг. № выдано заключение о согласовании представленных проектных материалов и о возможности переустройства и перепланировки переводимых помещений.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отмене Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от ДД.ММ.ГГГГг. №», которым спорные помещения переведены из нежилых в жилые с целью устройства №-ти жилых квартир, не соответствует главе 3 ЖК РФ, Регламенту, является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы истца, препятствует дальнейшей эксплуатации помещения, принадлежащего ему на праве собственности
Доводы представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что оспариваемое Распоряжение является обоснованным, так как отсутствует решение окружной МВК суд считает несостоятельными.
Оказание услуги по подготовке уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение в городе Москве регулируется Регламентом подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденным постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N №.
Согласно п. 5.1 Постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N № запрашиваемый документ, выдаваемый службой "одного окна", оформляется на бланке письма Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы за подписью заместителя руководителя департамента и заверяется печатью департамента.
Перечень оснований для отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа приведен в пункте 5.7 указанного Регламента.
Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что собственником нежилых помещений ЗАО «Собор-М» был представлен неполный пакет документов для перевода нежилых помещений в жилые либо имелись иные основания для отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что спорные помещения не отвечают установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие таких помещений установленным требованиям. Само по себе отсутствие решения межведомственной комиссии не является бесспорным доказательством несоблюдения условий перевода помещений, предусмотренных ст. 22 ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вышеуказанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 7 указанного Постановления предусмотрено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
Таким образом, для оценки помещения в целях признания его жилым помещением и пригодным для проживания граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается комиссия.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что обязанность по оценке помещения в целях признания его жилым помещением и пригодным для проживания граждан возложена на орган местного самоуправления Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем подлежит признанию незаконным и отмене на основании п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ.
Касательно соблюдения административным истцом срока обращения в суд с указанными требованиями суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 7 той же статьи, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела, истцу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов ДД.ММ.ГГГГг., с иском в суд З. обратился ДД.ММ.ГГГГг., т.е. в установленный законом срок.
В силу ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах с Департамента городского имущества города Москвы в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать недействительным Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отмене распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от ДД.ММ.ГГГГг. №».
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу З. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Басманный районный суд города Москвы.
Судья О.А. Курносова
Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2015г.