ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-559/19 от 03.04.2019 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2 – 559/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2019 года г. Белорецк, РБ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Бондаренко С.В.,

при секретаре Султановой Е.Р.,

с участием представителя истца – заместителя Белорецкого межрайонного прокурора РБ Ёлкина А.В., представителя ответчика Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ ФИО1 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ об устранении нарушений федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Белорецкий межрайонный прокурор РБ, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ об устранении нарушений федерального законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что ранее Белорецкой межрайонной прокуратурой главы администрации внесено представления об устранении нарушений федерального законодательства. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме, но администрацией городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ требования, изложенные в представлений об устранении нарушений федерального законодательства не исполнены.

Так, из текста представления прокуратуры от ... следует, что при реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды» администрацией г. Белорецка не выполнен перечень работ, предусмотренный п. 9 постановления Правительства РФ от 15.03.2017 года № 88 - в дворовых территориях ряда многоквартирных домов г. Белорецка не установлены: урны, скамейки, освещение. Администрацией г. Белорецка в рамках исполнения вышеуказанной программы необоснованно оплачены работы по благоустройству 6 подходов к подъездам многоквартирного дома ..., так как данный дом имеет только 4 подъезда. Стоимость обустройства каждого подхода составляет 2 383,5 руб. (4 767 руб. за два подхода). Работы с благоустройству дворовой территории дома ... выполнены без учета норм СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: высота бордюрного камня пешеходной дорожки составила более 5 см., высота бортового камня в местах пересечения тротуара с проезжей частью превысила 4 см., автомобильные стоянки не оборудованы знаками и разметкой для парковки инвалидов.

Несмотря на требования межрайонной прокуратуры меры к устранению выявленных нарушений администрацией городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ не приняты, нарушения не устранены, вышеуказанные обстоятельства противоречат интересам государства в сфере эффективного расходования бюджетных средств.

Просит обязать администрацию городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ обеспечить выполнение работ, предусмотренных п. 9 постановления Правительства РФ от 15.03.2017 № 88, в отношении дворовых территорий многоквартирных домов г.Белорецка, принявших в 2017 году участие в муниципальной программе «Формирование современной городской среды»; принять меры к возмещению в бюджет 4 767 рублей, которые необоснованно затрачены на оплату работ по обустройству 6 подходов к подъездам многоквартирного дома ...; устранить нарушения СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на дворовой территории дома ... в части высоты бордюрного камня пешеходной дорожки, бортового камня вместах пересечения тротуара с проезжей частью, оборудования автомобильных стоянок знаками и разметкой для парковки инвалидов.

В судебном заседании представитель истца – заместитель Белорецкого межрайонного прокурора РБ Ёлкин А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что до настоящего времени недостатки, указанные в представлении прокурора, администрацией не устранены, нет урн, освещение сделано частично. Общая стоимость работ по обустройству подъездов дома ... согласно представленной сметы и акта выполненных работ производилась на 6 подъездов, в доме 4 подъезда, следовательно, за 2 подъезда – переплата. Постановлением Правительства от 15.03.2017 года не предусмотрено согласование перечня проводимых работ с населением, Администрация должна была учитывать действующие нормативы. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что представление прокурора было рассмотрено своевременно, фактически были потрачены средства на выполнение работ по обустройству 4-х подходов к подъездам многоквартирного дома ..., в сметном расчете и актах выполненных работ допущена опечатка, ошибочно указано 6 подходов вместо 4-х. Стоимость работ на все подходы к подъездам определяется при суммировании строк 27-41 по 10-й колонки локального сметного расчета, стоимость одного подхода определяется при суммировании строк 27-41 по 6-й колонке локального сметного расчета. Перечень работ, которые должны были быть выполнены, определялся собственниками помещений многоквартирного дома на внеочередном собрании собственников МКД, о чем имеются протоколы. Собственники жилых помещений определили объем работ, исходя из этого производились сметные расчеты и выполнялись работы. Отрицательные значения в колонках означают замену работ за счет сметы по другим работам, они не учитываются. Работы по 1 подъезду стоят 41645 руб. без учета НДС, умножаются на коэффициент 4,21 – цены на 2019 год. 33 тыс. руб. – это стоимость на 2001 год. Фактическая стоимость работ указаны в акте выполненных работ в 11 колонке при суммировании строк 25-32. Работы проводились в рамках программы «Доступная среда», от жителей дома ... заявлений о том, что они являются инвалидами не поступало, если бы они направили им такие заявления они бы сделали работы с учетом потребностей инвалидов. В протоколе собрания собственников про наличие инвалидов не указано. После того, как в 2018 году были проведены работы по благоустройству придомовых территорий согласно муниципального контракта до настоящего времени ничего не изменялось, все осталось в том виде, в котором было на момент приемки выполненных работ. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании показала, что она работает ... отдела благоустройства Администрации, сводные сметные расчеты производились по ценам 2001 года, по нормативам цены текущего года переводились с учетом установленного коэффициента, процент определяется постановлением Госстроя. В смете и акте выполненных работ указана общая стоимость работ по обустройству подъездов дома, по разделам они итоги не делают. Общая стоимость указана на все подъезды, стоимость одного подхода к подъезду они не высчитывали, в акте выполненных работ указана общая стоимость работ по 4 подъездам, нужно сложить 11 графу по строкам с 25 по 32. По факту расчет производился на 4 подъезда, а не на 6 подъездов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив материалы дела, материалы следственной проверки №..., суд приходит к следующему.

В соответствии п.19 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Постановлением Правительства РБ от 30.08.2017 N 401 "Об утверждении государственной программы "Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан" утвержден перечень дворовых территорий многоквартирных домов муниципальных образований Республики Башкортостан, нуждающихся и подлежащих благоустройству в 2018 – 2022 годах, в которые включены дворовые территории г.Белорецк РБ.

Согласно п.9 Постановления Правительства РБ от 15.03.2017 N 88 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды» минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, на которые направляются субсидии из бюджета Республики Башкортостан в 2017 году, включает в себя ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установку скамеек, урн для мусора.

Как установлено в судебном заседании Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства в ходе которой установлено, что в ... администрацией городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ ... утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды городского поселения г. Белорецк на 2017 год», в которую вошло благоустройство территории 36 многоквартирных домов г.Белорецка.

Постановлением Правительства РБ от 30.08.2017 года № 401 утвержден перечень дворовых территорий многоквартирных домов муниципальных образований Республики Башкортостан, нуждающихся и подлежащих благоустройству в 2018 - 2022 годах, в который включены следующие дворовые территории г. Белорецка, благоустроенные в рамках рассматриваемой программы в 2017 году: ...

Согласно приложения № 6 к указанному постановлению и в соответствии с п. 10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и. муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 включение органами местного самоуправления в муниципальные программы на 2018 - 2022 годы мероприятий по благоустройству осуществляется на основании результатов инвентаризации, которая проводится органами местного самоуправления поселений. Данными правовыми актами утвержден порядок её проведения.

Также в ходе прокурорской проверки установлено, что из-за отсутствия первичного обоснования необходимости выполнения мероприятий по благоустройству (инвентаризации) ряда придомовых территорий минимальный перечень работ, предусмотренный п. 9 постановления Правительства РФ от 15.03.2017 № 88 и муниципальной программой «Формирование современной городской среды городского поселения г. Белорецк на 2017 год», не выполнен. Так, во всех дворовых территориях, на которых выполнялись работы, отсутствуют урны, скамейки, освещение выполнено только на территории 13 многоквартирных домов (...) из 36, заявленных в программе.

... года в адрес Администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ было направлено представление, на которое ответчиком был дан ответ №... согласно которому по вопросу необходимости выполнения минимального перечня работ сообщалось, что в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ на 2017 год» собственниками помещений МКД совместно с управляющими компаниями были выбраны виды работ необходимые для благоустройства данной дворовой территории и отражены в протоколе собрания.

В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что после того, как в 2018 году были проведены работы до настоящего времени ничего не изменялось, все в том виде, в котором было, доказательств обратного суду не предоставлено.

Таким образом, судом установлено, что во всех дворовых территориях, на которых выполнялись работы, отсутствуют урны, скамейки, освещение выполнено только на территории 13 многоквартирных домов (...) из 36, заявленных в программе, что не соответствует требованиям п. 9 Постановления Правительства РБ от 15.03.2017 N 88, устанавливающим, что минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, на которые направляются субсидии из бюджета Республики Башкортостан в 2017 году, включает в себя ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установку скамеек, урн для мусора.

С учетом, изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора об обязании администрацию городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ обеспечить выполнение работ, предусмотренных п. 9 постановления Правительства РФ от 15.03.2017 года № 88, в отношении дворовых территорий многоквартирных домов г.Белорецка, принявших в 2017 году участие в муниципальной программе «Формирование современной городской среды», поскольку доказательств установления урн, скамеек и организации освещения на территории всех многоквартирных домов, заявленных в муниципальной программе «Формирование современной городской среды городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ на 2017 год» ответчиком суду не предоставлено.

Доводы представителя ответчика о том, что перечень работ определялся исходя из решений собраний собственников МКД суд находит несостоятельными ввиду того, что определение собственниками МКД конкретного перечня работ по благоустройству дворовых территорий не освобождает орган местного самоуправления от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание придворовых территорий независимо от того, упоминаются ли в решении (протоколе) собрания собственников помещений в МКД соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Согласно ст.34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для: 1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.

В соответствии со ст.ст. 16-19 указанного закона планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения: планов закупок; планов-графиков. Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также с учетом установленных статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 169 предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения, составленного в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно находящейся в открытом доступе официальной информации с сайта Единой информационной системы в сфере закупок Администрацией городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ опубликована закупка №..., которая связана с позицией №... плана-графика, и уникальным номером плана графика - №....

Из локального сметного расчета №... на ремонт дворовых территорий по ... МКД №... в ... РБ, утвержденного ..., следует, что в смету расходов на ремонт дворовых территорий указанного дома включены расходы на подходы к подъездам – 6 шт.

Из акта о приемке выполненных работ №... от ... следует, что подрядчиком ООО «Башспецстрой» выполнены работы по ремонту дворовых территорий многоквартирных жилых домов в микрорайонах №... в ... РБ на объекте – ремонт дворовых территорий по ... МКД №... в ... РБ.

В том числе из указанного акта о приемке выполненных работ №... от ... следует, что выполнены подходы к подъездам – 6 шт.

В то же время из материала следственной проверки №... по сообщению о служебном подлоге – внесении заведомо ложных сведений в акты выполненных работ от ... следует, что в многоквартирном ... РБ фактически имеется только 4, а не 6 подъездов, что не оспаривается ответчиком.

Таким образом, при планировании рассматриваемой закупки в конкурсной документации указаны недостоверные сведения о количестве закупаемых услуг, а именно указано 6 подходов к подъездам, вместо 4-х подходов к подъездам, существующих фактически в данном доме.

На представление прокурора, направленное ... в адрес Администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ ответчиком был дан ответ ...№... согласно которому сообщил, что работы по благоустройству дворовой территории указанного многоквартирного дома выполнены в полном объеме и оплата произведена за фактически выполненные работы.

Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии со ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работ определена муниципальным контрактом.

В соответствии со ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

В то же время ответчиком не представлены доказательства, что фактически вся указанная в акте о приемке выполненных работ №... от ... сумма на ремонт походов к подъездам полностью была израсходована только на 4 подхода к подъездам.

Более того, в силу вышеприведенных положений ст. 720 Гражданского кодекса РФ при обнаружении неточностей в сметной документации и приемке выполненных работ ответчик как заказчик при приеме выполненных работ обязан был при обнаружении отступлений от договора подряда ( т.е. обнаружив, что фактически выполнялись работы по 4 подъездам, а не по 6-ти подъездам) указать в акте приемке выполненных работ №... от ..., что он принял работы по 4-м подходам к подъездам, чего им сделано не было.

Поскольку общая стоимость работ по проведению ремонта указанных 6 подходов к подъездам составила 15580 руб. (сумма строк 25-32 по столбцу 11), следовательно, стоимость одного подхода к подъезду составляет: 2596,66 руб. исходя из расчета: 15580 руб. / 6 подъездов.

Следовательно, завышение объемов работ и несоответствие фактически выполненных работ с актом о приеме-передаче выполненных работ привело к излишнему расходу бюджетных средств в размере 5193,33 руб. (исходя из расчета 2 подхода к подъездам * 2596,66 руб.), которые подлежат возмещению в бюджет, как необоснованно затраченные на оплату работ по благоустройству.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Истцом заявлены требования о возмещении ответчиком в бюджет 4767 руб., в то же время федеральный закон, позволяющий суду выйти за пределы заявленных требований, отсутствует.

С учетом изложенного, суд с учетом положений ч.3 ст.196 ГПК РФ удовлетворяет исковые требования в размере заявленном истцом, обязывая администрацию городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ принять меры к возмещению в бюджет 4 767 рублей, которые необоснованно затрачены на оплату работ по обустройству 6 подходов к подъездам многоквартирного дома № ....

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) обеспечивают инвалидам включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Также согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

Согласно п. 5.1.5 Свода правил СП 59.1330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 года №798/пр, в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути обустраивают съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.

Согласно п. 5.1.9 Свода правил СП 59.1330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 года №798/пр, высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м. Перепад высот бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должен превышать 0,025 м.

Согласно заключению экспертов Белорецкой городской и районной организации Башкирской республиканской организации «ООО ВОИ» от ..., проводивших обследование дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, ..., по указанному адресу допущены, в частности, следующие нарушения: не соблюдены уклоны путей движения; бордюры на всем протяжении имеют значительные превышения, сплошь залиты бетоном, как следствие сточным водами некуда уходить; возле подъезда №..., после укладки асфальта, образовались нарушения уклонов, в результате чего в данном месте постоянно стоит глубокая лужа мешающая движению как вдоль дома, так и в сам подъезд; мероприятия по устройству системы безопасности не выполнены, нет выделенных пешеходных путей, были убраны «лежачие полицейские», снижающие скорость движения по двору, где гуляет большое количество детей и пожилых людей.

Также из содержания указанного заключения экспертов Белорецкой городской и районной организации Башкирской республиканской организации «ООО ВОИ» от ... следует, что высота бортового камня и высота бордюрного камня превышает соответственно 5 см и 4 см, установленные п.5.1.9. и п.5.1.5 Свода правил СП 59.1330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Кроме того, из содержания указанного заключения экспертов следует, что автостоянки выполнены с нарушениями, в том числе не оборудованы знаками и разметкой для парковки инвалидов, что нарушает права инвалидов и других маломобильных групп населения на обеспечение доступности к действующим объектам инфраструктуры, жилых домов и внутридомовых территорий, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

На представление прокурора, направленное ... в адрес Администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, ответчиком был дан ответ ...№... согласно которому сообщил, что в протоколе собрания собственников помещений МКД не указаны инвалиды.

В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что после того, как в 2018 году были проведены работы по благоустройству придомовых территорий согласно муниципального контракта до настоящего времени ничего не изменялось, все осталось в том виде, в котором было на момент приемки работ.

Таким образом, судом установлено, что при благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, ..., Администрацией не были соблюдены в полной мере требования Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.1330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в том числе высота бордюрного камня пешеходной дорожки и высота бортового камня в местах пересечения тротуара с проезжей частью превышает установленные нормативы, автомобильные стоянки не оборудованы знаками и разметкой для парковки инвалидов.

Доводы представителя ответчика о том, что в протоколе собрания собственников не говорилось о том, что в данном доме имеются инвалиды не освобождает орган местного самоуправления от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обустройство дворовых территорий с учетом потребностей инвалидов и иных маломобильных групп населения независимо от того, упоминаются ли в протоколе собрания собственников помещений в МКД наличие таких групп лиц.

Кроме того, суд учитывает, что уже в ... после получения представления прокурора ответчик достоверно знал о нарушении прав инвалидов при благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, ..., но на протяжении более полугода не предпринимал никаких мер для устранения выявленных нарушений.

С учетом изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора об обязании администрации городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ устранить нарушения СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на дворовой территории дома ... в части высоты бордюрного камня пешеходной дорожки, бортового камня в местах пересечения тротуара с проезжей частью, оборудования автомобильных стоянок знаками и разметкой для парковки инвалидов.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ об устранении нарушений федерального законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ:

- обеспечить выполнение работ, предусмотренных п. 9 постановления Правительства РФ от 15.03.2017 года № 88, в отношении дворовых территорий многоквартирных домов ..., принявших в 2017 году участие в муниципальной программе «Формирование современной городской среды»;

- принять меры к возмещению в бюджет 4 767 рублей, которые необоснованно затрачены на оплату работ по обустройству 6 подходов к подъездам многоквартирного ... РБ;

- устранить нарушения СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на дворовой территории ... РБ в части высоты бордюрного камня пешеходной дорожки, бортового камня в местах пересечения тротуара с проезжей частью, оборудования автомобильных стоянок знаками и разметкой для парковки инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено ....

Председательствующий судья: С.В. Бондаренко