ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-564/2021 от 14.07.2021 Енисейского районного суда (Красноярский край)

дело № 2-564/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 14 июля 2021 г.

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Ларионовой Н.М.

при секретаре Матрохиной М.В.,

с участием истцов Леготиной О.Е., Леготина О.А., третьих лиц Леготина Д.О., Леготиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леготиной Ольги Евгеньевны, Леготина Олега Анатольевича к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Леготина О.Е., Леготин О.А. с учетом уточнений обратились в суд с иском к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Требования мотивированы тем, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> истцы проживают с 1994 г. на основании заключенного договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с ФГУ «Енисейский лесхоз».

В качестве членов семьи нанимателя на основании договора социального найма в жилом помещении зарегистрированы: Леготин Дмитрий Олегович (сын), ДД.ММ.ГГГГ г.р., Леготина Любовь Олеговна (дочь), ДД.ММ.ГГГГ г.р., Леготин Олег Анатольевич (супруг) ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно экспликации земельного участка, являющейся приложением Технического паспорта от 1988 года, и иных его разделов, по адресу: <адрес>, расположены:

- многоквартирный дом, имеющий в составе 3 квартиры (1- двухкомнатная, 2-однокомнатные), год постройки 1951, с общей площадью 59,9 кв.м. Литер Ад/ж;

- индивидуальный жилой дом, общей площадью 64,0 кв.м, Литер Бд/ж;

- индивидуальный жилой дом, общей площадью 37,5 кв.м., год постройки 1951, Литер Вд/ж, в котором истцы проживают на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного с ФГУ «Енисейский лесхоз». Это отдельное домовладение, которое строилось лесхозом.

В связи с реорганизацией, имущественный комплекс Енисейского лесхоза был передан из федеральной собственности в государственную собственность субъекта Красноярский край. Две квартиры, расположенные в многоквартирном <адрес>) в 2018 и 2019 году были переданы Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края в муниципальную собственность г. Енисейска. Возможно по причине внесения некорректных, ошибочных сведений в отношении имущественного комплекса лесхоза, ненадлежащего учета имущества, информация о жилом помещении, как о государственной собственности, надлежащим образом не была учтена, и он не был передан в государственную собственность субъекта. Однако, отсутствие таких данных в реестре государственной собственности не свидетельствует об отсутствии собственника спорного объекта, он не является бесхозяйным, поскольку по данным технического паспорта числится за лесхозом; как ранее учтенный объект в реестре муниципальной собственности он никогда не находился.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом Леготиной О.Е. и администрацией города Енисейска был заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (распоряжением главы администрации г. Енисейска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ выше указанный договор социального найма жилого помещения был расторгнут по инициативе администрации г. Енисейска, в связи с отсутствием правовых оснований для его заключения, отсутствием в реестре муниципальной собственности жилого помещения по адресу: <адрес>).

Распоряжением администрации города Енисейска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ-р жилому дому с общей площадью 37,5 кв.м., ранее имеющему адрес: <адрес>, присвоен почтовый адрес: Россия, <адрес> «А».

В связи с чем в 2012 году истцами была инициирована и оплачена, а кадастровым инженером проведена постановка жилого дома на кадастровый учет. Согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому присвоен кадастровый .

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию города Енисейска Красноярского края, с заявлением внести соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности и заключить дополнительное соглашения, в котором отразить, что занимаемое ею и членами ее семьи жилое помещение, является индивидуальным жилым домом с новым почтовым адресом, согласно распоряжению администрации города Енисейска.

Письмом Администрации города Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в связи с совершением ошибки при передаче имущественного комплекса Енисейского лесхоза в государственную собственность Красноярского края.

Согласно, выписок из Росреестра сведения о зарегистрированных правах в отношении указанного дома отсутствуют.

В настоящее время истцы решили воспользоваться правом на приватизацию жилого помещения, однако, в административном порядке сделать это не представляется возможным.

Между тем спорное жилое помещение не находилось и не находится в управлении местной администрации, ранее иному юридическому лицу, в том числе лесхозу, местной администрацией в ведение оно не передавалось. При этом, имущественный комплекс лесхоза не бы приватизирован, а само данное юридическое лицо не признавалось банкротом.

В соответствии с письмом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, спорное помещение в реестре государственной собственности Красноярского края не значится.

Таким образом, занимаемое истцами жилое помещение не включено ни в реестр федеральной собственности, ни в реестр муниципальной собственности, юридически собственника не имеет.

Иск о выселении из жилого помещения (или о прекращении права пользования жилым помещением) к истцам не предъявлялся. Другими лицами о своих правах на жилое помещение не объявлено.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

В соответствии с Постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005 г., если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Ранее свое право на приватизацию истцы не использовали.

На основании изложенного, истцы просят признать на ними право собственности на жилой дом, состоящий из трех комнат, общей площадью 37,5 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, которому ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Енисейска присвоен новый почтовый адрес: Россия, <адрес> «А», с кадастровым номером , в порядке приватизации.

Ответчиком Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края представлен отзыв на исковое заявление, в котором просят в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку представленный истцом в материалы дела договор социального найма от 01.06.2006 № 5, подписанный между ФГУ «Енисейский лесхоз» и Леготиной О.Е., не является доказательством, подтверждающим факт проживания истца и членов его семьи в жилом помещении на условиях социального найма, так как в силу части 3 статьи 49, статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 1 статьи 166, пункта 2 статьи 168, пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является недействительной (ничтожной) сделкой независимо от признания ее таковой судом, поскольку нарушает требования закона и при этом посягает на публичные интересы и права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом (статья 51 ЖК РФ) и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу действующего законодательства Леготина Ольга Евгеньевна не относится к вышеуказанным категориям граждан. Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт признания ее и членов ее семьи в установленном статьями 51,52 ЖК РФ порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно представленному истцом в материалы дела техническому паспорту на жилой дом государственного общественного жилищного фонда, составленному Енисейским БТИ по состоянию на апрель 1988 года, собственником (фондодержателем) домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, 1951 года постройки, является Енисейский лесхоз, категория фонда - государственный.

Енисейский лесхоз на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 № 869 был переименован в федеральное государственное учреждение «Енисейский лесхоз» (далее - ФГУ «Енисейский лесхоз», федеральное учреждение). При этом следует отметить, что собственником имущества ФГУ «Енисейский лесхоз» являлась Российская Федерация (федеральная собственность).

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В 2006 году уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), являлось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (в настоящее время - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва).

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт дачи согласия собственником жилого помещения - Российской Федерацией в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае на передачу в пользование Леготиной Ольге Евгеньевне и членам ее семьи данного жилого помещения на условиях социального найма.

Таким образом, договор от 01.06.2006 № 5 был подписан с нарушением норм действующего законодательства и при этом посягает на публичные интересы и права и охраняемые законом интересы третьих лиц. В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Учитывая вышеизложенное, агентство полагает, что отсутствуют правовые основания для признания права собственности Леготиной Ольги Евгеньевны на спорное жилое помещение в порядке приватизации.

Согласно статье 6 Закона передача жилых помещений государственного жилищного фонда в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, а также государственными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

В силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, в том числе права собственника имущества, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации.

При этом решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного имущества в соответствии со статьей 300 ГК РФ, а также иного имущества. Данные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Как указывалось выше, в 2006 году уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), являлось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.

В соответствии со статьей 300 ГК РФ, частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 22.12.2006 № 07-2036р «О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность Красноярского края» (далее - распоряжение от 22.12.2006 № 07-2036р), акта приема-передачи федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность Красноярского края, утвержденного 10.01.2007 (копии прилагаются), в государственную собственность Красноярского края было передано ФГУ «Енисейский лесхоз», а также закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество.

Как следует из содержания акта приема-передачи федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность Красноярского края, утвержденного 10.01.2007, спорное имущество, а именно: жилое помещение, состоящее из трех комнат в отдельной квартире, общей площадью 37,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, либо жилой дом, имеющий кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> «А», из федеральной собственности в государственную собственность Красноярского края (краевую собственность) не передавалось, в связи с чем в Реестре государственной собственности Красноярского края вышеуказанный объект недвижимости не учитывается.

Кроме того, следует отметить, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нахождения спорного имущества в оперативном управлении ФГУ «Енисейский лесхоз» на момент передачи данного федерального учреждения из федеральной собственности в краевую собственность, а, следовательно, нет оснований утверждать, что спорное жилое помещение входило в состав имущества ФГУ «Енисейский лесхоз» как имущественного комплекса.

Поскольку сведения, указанные в утвержденном 10.01.2007 акте приема-передачи федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность Красноярского края, были сформированы на основании сведений реестра федерального имущества, который формируется на основании правоустанавливающих документов, предоставляемых федеральными учреждениями в отношении имущества, находящегося у них на праве оперативного управления, а также на основании сведений баланса федерального учреждения, то есть основания полагать, что жилое помещение не учитывалось на балансе ФГУ «Енисейский лесхоз» и не было закреплено за ним на праве оперативного управления.

Представленный в материалы дела договор от ДД.ММ.ГГГГ таким доказательством не является поскольку:

во-первых, договор подписан ДД.ММ.ГГГГ, а решение о передаче ФГУ «Енисейский лесхоз» в краевую собственность было принято ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГр); - во-вторых, как указывалось выше, данный договор является недействительной (ничтожной) сделкой независимо от признания ее таковой судом.

Таким образом, отсутствуют доказательства нахождения спорного жилого помещения на балансе ФГУ «Енисейский лесхоз» и закрепления его на праве оперативного управления за данным учреждением на момент передачи федерального учреждения из федеральной собственности в краевую собственность.

В соответствии с пунктами 1.2, 3.40 Положения об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 № 70-п (указанный правовой акт имеется в правовой базе «Консультант плюс»), агентство является уполномоченным органом исполнительной власти края по управлению государственной собственностью Красноярского края (краевая собственность) и выступает в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением краевым имуществом.

Также следует отметить, что собственником имущества, находящегося в краевой собственности является субъект Российской Федерации - Красноярский край, а не агентство, к которому предъявлены исковые требования, в связи с чем, ответчиком в делах о признании права собственности на имущество, находящееся в краевой собственности, выступает Красноярский край в лице агентства.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что уполномоченным федеральным органом не принималось решение о передаче спорного жилого помещения из федеральной собственности в краевую собственность, агентство является ненадлежащим ответчиком по данному делу, и, следовательно, исковые требования Леготиной Ольги Евгеньевны, предъявленные к агентству, не подлежат удовлетворению.

Надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

Истцы Леготина О.Е., Леготин О.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснили, что заселились в данное жилое помещение в 1992 г. на основании заключенного с лесхозом договора, в последующем договор социального найма на данное жилое помещение был заключен с администрацией г. Енисейска. С момента заселения истцы и их дети постоянно в нем проживают, осуществляют ремонт жилого помещения за свой счет, оплачивают коммунальные услуги в полном объеме, ранее также вносилась плата за найм жилого помещения, но после того, как истцы обратились с заявлением в администрацию г. Енисейска на включение их в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья, администрация г. Енисейска расторгла с ними договор социального найма. Дополнительно суду пояснили, что ранее не принимали участия в приватизации жилых помещений.

Третьи лица Леготин Д.О., Леготина Л.О. суду пояснили, что они приходятся детьми истцам, требования своих родителей поддерживают в полном объеме, принимать участия в приватизации спорного жилого помещения не желают, отказ от участия в приватизации является добровольным.

Ответчик Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление представитель Мармалевская А.А. просила о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлено, возражений относительно заявленных требований не представлено.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Енисейского районного суда от 21 мая 2019 г. Леготиной Ольге Евгеньевне отказано в удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию город Енисейск Красноярского края в лице администрации г. Енисейска Красноярского края о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилой дом, взыскании судебных расходов (гражданское дело № 2-664/2019).

В ходе рассмотрения указанного гражданского дела установлено следующее.

Истец Леготина О. Е и члены ее семьи Леготин О.А. (супруг) с 1994 года, а также сын Леготин Д.О. с 2006 года, дочь Леготина Л.Ю. с 2007 года зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Согласно техническому паспорту на жилой дом государственного общественного жилищного фонда, составленному Енисейским БТИ по состоянию на апрель 1988 года, собственником (фондодержателем) домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, 1951 года постройки, является «Енисейский лесхоз», категория фонда - государственный.

Указанное домовладение состоит из трех отдельно стоящих жилых объектов, обозначенных литерами:

- Ад1ж - общей площадью 59,90 кв.м (трёхквартирный жилой дом, в том числе квартира 1 – площадью 31,10 кв.м, квартира 2 – площадью 12,30 кв.м, квартира 3 – - площадью 16,5 кв.м);

- Бд1ж - общей площадью 64 кв.м (одноквартирный дом, учтенный ранее как квартира 5);

- Вд1ж - общей площадью 37,50 кв.м (одноквартирный дом, учтенный ранее как квартира 4).

1 июня 2006 года между ФГУ «Енисейский лесхоз» в лице его директора (наймодатель), и Леготиной О.Е. (нанимателем) заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 3 комнат в квартире, общей площадью 37,5 кв.м, по адресу: <адрес>, для проживания в нем.

Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р жилому дому с общей площадью 37,5 кв.м, ранее имеющему адрес: <адрес>, , присвоен почтовый адрес: Россия, <адрес>, «А», жилому дому с общей площадью 64 кв.м, ранее имеющему адрес: <адрес>, присвоен почтовый адрес: Россия, <адрес> «Б».

Согласно справке из ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости – квартиру, расположенная по адресу: <адрес>, в органе БТИ отсутствуют.

В соответствии с уведомлениями Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю сведения об объекте капитального строительства, расположенным по адресу: <адрес>, Перенсона «А», и о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> «А», в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ Леготиной О.Е. произведена постановка объекта недвижимости – жилого дома, общей площадью 37,5 кв.м, имеющего адрес: <адрес> «А», на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый .

В соответствии с полученной КГБУ «Енисейское лесничество» справкой из органа БТИ права на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> «А», не зарегистрированы.

В соответствии со справкой МКУ «Управление муниципальным имуществом города Енисейска» от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности города Енисейска не числится.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на указанное истцом жилое помещение, имеющего в настоящее время адрес: <адрес> «А», кадастровый отсутствуют.

Согласно представленной в дело справки руководителя КГБУ «Енисейский лесхоз» от 04.04.2019 г., Енисейский лесхоз был реорганизован в Енисейское управление лесами с 01.01.1993 года на основании приказа от 04.12.1192 № 186-к; с 01.01.1994 г. оно было ликвидировано и на основании приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 17.11.1993 № 303 и образован Енисейский лесхоз; с 18.12.2002 г. он переименован в Федеральное государственное учреждение (ФГУ) «Енисейский лесхоз» на основании приказа Министерства природных ресурсов РФ от 18.12.2002 г. № 869. С 07.03.2007 года ФГУ «Енисейский лесхоз» переименовано в Краевое государственное учреждение (КГУ) «Енисейский лесхоз» на основании приказа Агентства лесной отрасли администрации Красноярского края от 26.02.2007 № 25; с 24.12.2007 г. оно переименовано в Краевое государственное учреждение (КГУ) «Енисейское лесничество»; с 18.10.2010 г. переименовано в Краевое государственное бюджетное учреждение (КБУ) «Енисейское лесничество», с 09.06.2011г. оно переименовано в Краевое государственное казенное учреждение (КГКУ) «Енисейское лесничество» и с 13.01.2015 г. оно переименовано в Краевое государственное бюджетное учреждение (КГБУ) «Енисейское лесничество».

Судом также установлено, что во исполнение распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 22.12.2006 № 07-2036р «О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений (лесхозов)», как имущественных комплексов, в государственную собственность Красноярского края, Территориальное управление передало в собственность Красноярского края находящиеся в федеральной собственности имущественные комплексы федеральных государственных учреждений (лесхозов), в том числе ФГУ «Енисейский лесхоз», с находящимся в его составе имуществом, что подтверждено соответствующим актом приема-передачи федеральных государственных учреждений (лесхозов) от 10.01.2007 г., утверждённым руководителем ТУ Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю. Из содержания данного акта следует, что в составе ФГУ «Енисейский лесхоз», как имущественного комплекса, также был передан жилой фонд, в том числе <адрес><адрес>. Сведения об иных жилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, данный акт не содержит.

Также установлено, что в соответствии с решениями Енисейского городского Совета депутатов «О принятии краевого имущества в муниципальную собственность муниципального образования <адрес>», и на основании приказов Агентства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, расположенные в <адрес>, переданы безвозмездно в муниципальную собственность муниципального образования <адрес>, с составлением соответствующих актов приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

Отказывая в удовлетворении исковых требований Леготиной О.Е. к администрации г. Енисейска о возложении обязанности принять жилой дом в муниципальную собственность, суд пришел к выводу о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> «А» является государственной собственность, что следует из содержания технического паспорта, поскольку оно создано в период, когда все имущество находилось в государственной собственности, и до законодательного разграничения государственной собственности, изначально находилось в введении Енисейского лесхоза, а затем и ФГУ «Енисейский лесхоз», соответственно он не является бесхозяйным. Об этом же свидетельствует и то обстоятельство, что часть жилищного фонда, расположенного по этому же адресу (квартиры, расположенные в трёхквартирном <адрес>), возведенного одновременно со спорным жилым помещением и за счет государства, в установленном законом порядке была учтена в качестве государственной собственности, и затем передана из государственной в муниципальную собственность г. Енисейска.

Таким образом, в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-664/2019 установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> установлено, что является государственной собственностью.

Полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

При этом аналогичные функции принадлежали Росимуществу в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691, действовавшим в период деятельности ФГУ «Енисейский лесхоз».

Принимая во внимание, что пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 N 70-п Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее - Агентство) является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в сферах управления государственной собственностью и земельных отношений (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края), а также в области разграничения и перераспределения государственной и муниципальной собственности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, суд приходит к выводу о том, что с учетом ранее установленных Енисейским районным судом обстоятельств, на основании вступившего в законную силу решения, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> вошло в состав имущества, переданного в государственную собственность Красноярского края.

Доводы представителя ответчика Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края о том, что требования истцов не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что уполномоченным федеральным органом не принималось решение о передаче спорного жилого помещения из федеральной собственности в краевую собственность, отклоняются судом, поскольку то обстоятельство, что спорный объект недвижимости не был учтен в реестре федеральной собственности, и не был передан в составе имущественного комплекса лесхоза в собственность Красноярского края, не свидетельствует о том, что он не является государственной собственностью.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (ст. 8, ч. ч. 1, 2 ст. 19, ч. ч. 1, 2 ст. 35, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46).

Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для его осуществления (ч. ч. 1, 2 ст. 40). Соответственно, правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда - исходя из конституционных целей социальной политики Российской Федерации, обусловленных признанием высшей ценностью человека, его прав и свобод, которыми определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации), - должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать гражданам соблюдение конституционного права граждан на жилище.

Согласно ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище устанавливает Закон Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Пункт 8 Постановления предусматривает, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

На основании ст. 11 указанного Закона РФ, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальным жилищном фонде социального использования один раз.

Как установлено судом, и не опровергнуто ответной стороной истцы заселились в спорное жилое помещение в 1994 г., 01 июня 2006 г. между ФГУ «Енисейский лесхоз» и истцом Леготиной О.Е. заключен договор социального найма жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма на спорное жилое помещение заключен с администрацией г. Енисейска.

Таким образом, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истцов при вселении в спорную квартиру не установлено, вселились они не самоуправно, а с согласия ФГУ «Енисейский лесхоз», о чем свидетельствует заключенный ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма, при этом сам факт оформления договора социального найма в 2006 г., не опровергает доводов истцов о вселении в жилое помещение в 1994 г. с согласия наймодателя и приобретения истцами с момента вселения права пользования данным жилым помещением, заключив в 2006 г. договор, стороны надлежащим образом оформили сложившиеся между ними правоотношения.

В связи с этим доводы представителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края о недействительности указанного договора социального найма, основанные на выводах о несоблюдении требований Жилищного кодекса Российской Федерации к порядку предоставления жилых помещений, не могут быть признаны состоятельными, поскольку спорная квартира предоставлена истцам за 12 лет до заключения договора от 01.06.2006 г., а воля его сторон направлена на упорядочение фактически сложившихся до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации отношений социального найма, которые сторонами указанного договора признавались.

Принимая во внимание, что истцы проживали в квартире на основании договора социального найма, однако в последующем договор социального найма, заключенный с администрацией г. Енисейска был расторгнут по обстоятельствам от них не зависящим, доказательств, свидетельствующих о том, что спорная квартира, относится к кругу объектов, которые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат приватизации, материалы дела не содержат, истцы свое право на приватизацию не использовали и лишены такой возможности, как указано выше по независящим от них обстоятельствам, иные лица, а именно Леготин Д.О. и Леготина Л.О. от участия в приватизации отказываются, о чем лично пояснили в ходе судебного заседания, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Леготиной Ольги Евгеньевны, Леготина Олега Анатольевича удовлетворить.

Признать право общей долевой собственности за Леготиной Ольгой Евгеньевной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> и Леготиным Олегом Анатольевичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцем <адрес><адрес> на жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес>А, с кадастровым номером в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий Н.М. Ларионова

мотивированное решение составлено 25 августа 2021 г.

Судья

Н.М. Ларионова