Дело № 2-565-2021
59RS0005-01-2020-008629-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2021года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Опря Т.Н.,
при секретаре Красновой Е.А..
с участием представителя истца Кондрашиной А.С., представителя ответчика Муниципального образования ФИО8, ответчика и представителя ответчика Конева А.В. -Коневой Е.В., представителя третьего лица Филиппенко В.В..
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации города Перми, ИП Коневой Екатерине Викторовне, Коневу Андрею Викторовичу, ИП Горохову Андрею Васильевичу, ИП Закоптелову Юрию Геннадьевичу о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Коневой Е.В., Коневу А.В., ИП Горохову А.В., ИП Закоптелову Ю.Г., Муниципальному образованию г. Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Перми о возложении обязанности. В обоснование иска указали, что Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия, расположенных по <адрес>, о благоустройстве, земельного, градостроительного законодательства. Проверкой установлено, что объект культурного наследия регионального значения-памятник «Представительство компании «Зингер», расположенный по адресу: <адрес> поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры кого края регионального значения», является памятником градостроительства и архитектуры, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия под регистрационным номером №. Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 26.11.2013 г. № установлены территории, утвержден режим использования территории и предмет охраны объекта культурного наследия. Здание находится в собственности и пользовании следующих лиц: Литер А: ИП Конева Е.В. (общая долевая собственность, <данные изъяты>), Конев А.В. (общая долевая собственность, <данные изъяты>) в праве обшей долевой собственности на помещение с –кадастровым №, площадью 268,4 кв.м., подвал, 1 этаж. ИП Конева Е.В. (общая долевая собственность, <данные изъяты>), Конев А.В. (общая долевая собственность, <данные изъяты>) собственники помещения с кадастровым №, площадью 287,8 кв.м., подвал, 1 этаж. Часть указанных помещений площадью 268,4 и 287,8 кв.м, используется арендаторами. Муниципальное образование город Пермь собственник помещения с условным №, 2 этаж, площадью 266,6 кв.м., помещение пустует). Литер Б: ИП Горохов А.В. (общая долевая собственность, <данные изъяты>), Закоптелов Ю.Г. общая долевая собственность, <данные изъяты>) собственники помещения с кадастровым №, площадью 1224,7 кв.м, (антресоль, мансарда, этаж 1,2, цокольный этаж). Муниципальное образование город Пермь собственник помещения с условным №, площадью 117,7 кв.м., 2 этаж помещение пустует).
В ходе проверки объекта культурного наследия регионального значения - памятник «Представительство компании «Зингер», расположенного по адресу: <адрес>, установлены следующие нарушения при эксплуатации указанного объекта: Отсутствие информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия - нарушение ст. 27 Закона. Ненадлежащее состояние объекта: отмостка - отмечено прорастание растительности и кустарников со стороны дворового фасада; стены 1 этажа - загрязнение, стертость, шелушение окрасочного слоя, фрагментарное отпадение штукатурного слоя; частичная окраска фасадов в разные цвета; стены 2-этажа - стертость, загрязнение окрасочного слоя, растрескивание, фрагментарное отпадение штукатурки, утрата лепного декора, множественные отверстия от демонтированных вывесок; крыша - западное крыло покрытие металлическое, восточное крыло - асбестоцементные листы; водосточные трубы и желоба сохранились фрагментарно, водосток не организован. Размещение надписей, рекламных листовок на фасадах здания - в нарушение п. 11.2.1. Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 15.12.2020 N 277. Собственниками здания обязанность по сохранению объекта культурного значения осуществляется ненадлежащим образом, ремонтно-реставрационные работы не выполняются, не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия для поддержания его в надлежащем состоянии, в том числе в соответствии с Правилами благоустройства территории города Перми, что привело к ухудшению состояния здания и влечет угрозу физической сохранности и сохранения историко-культурной ценности объекта культурного наследия регионального значения - памятник «Представительство компании «Зингер», расположенный по адресу: <адрес>.
С учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований просит обязать ответчиков, в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального значения - памятник «Представительство компании «Зингер», расположенный по адресу: <адрес>, в порядке, установленном статьей 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Обязать ответчиков, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия регионального значения - памятник «Представительство компании «Зингер», расположенного по адресу: <адрес>, в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Обязать ответчиков в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение п. 11.2.1. Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 15.12.2020 №, путем устранения с фасадов объекта культурного наследия регионального значения - памятник «Представительство компании «Зингер», расположенного по адресу: <адрес>, частных объявлений, афиш, агитационных материалов, надписей, графических рисунков и иных изображений.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивала в полном объеме, поддержав доводы изложенные в исковом заявлении с учетом уточненных требований.
Представитель ответчика Муниципального образования г. Пермь в судебном заседании с требованиями не согласна, поддержала письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что Департамент имущественных отношений администрации города Перми с заявленными требованиями не согласен в силу следующего. Согласно справке от 18.09.2020г, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2015 № 646 «Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии» общее состояние объекта удовлетворительное. В соответствии с ГОСТ № общее состояние Объекта оценивается как работоспособное. Нежилые помещения, расположенные на 2 этаже здания по адресу <адрес> (лит. Б), общей площадью 117, 7 кв.м., кадастровый № (далее - Объект 1) и нежилые помещения, расположенные на 2 этаже здания по адресу <адрес> (лит. А), общей площадью 366, 6 кв.м., кадастровый № (далее - Объект 2) принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город Пермь. Объект передан МКУ «Содержание муниципального имущества» на обеспечение технической эксплуатации и содержания по договору на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну города Перми от 03.09.2009 №, заключенному между МКУ «Содержание муниципального имущества» и Департаментом. Департаментом выполняются требования ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводятся работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводятся работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; соблюдаются установленные статьей 5.1 Закона об ОКН требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, а также иные требования Закона об ОКН. Из дополнительного отзыва следует, что срок для проведения ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия регионального значения - памятник «Представительство компании «Зингер» (<адрес>) необоснованными, так как не учитывает особенности одного из собственников спорного объекта, а именно муниципальное образование город Пермь. Получение денежных средств на проведение указанных работ регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. Кроме того, согласно информации, представленной подведомственным Департаменту учреждением (МКУ «СМИ») срок проведения ремонтно-реставрационных работ, включая разработку проектной документации прохождение историко-культурной и государственной экспертиз не может составлять менее 31месяц.
Ответчик и представитель ответчика Конева Е.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась в части реставрации фасада, поскольку большая его часть принадлежит муниципалитету.
Ответчик Конев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчики Горохов А.В., Закоптелов Ю.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, по месту регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Гражданский процессуальный кодекса РФ не содержит, каких-либо ограничений связанных с таким извещением произведенным с использованием почтовой связи как доступного средства позволяющего гражданину контролировать получение нужной информации. Ответчики избирая место жительства, должен принимать все необходимые меры для получения корреспонденции, в том числе судебного извещения, содержащего информацию о месте и времени рассмотрения дела. Ответчики каких-либо действий по получению информации о времени и месте судебного разбирательства не предпринимают, почтовую корреспонденцию не получают, т.е. своими действиями самоустранились от получения судебного извещения о дате судебного разбирательства, тем самым распорядились своим правом на участие в судебном разбирательстве.
Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом положения ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Суд, учитывая, что сведений об изменении адреса (места жительства) ответчиков материалах дела не содержится, принимая во внимание направление судебных извещений, которые вернулись в суд с отметкой о не вручении адресату по причине истечения срока хранения, размещение информации о времени и месте судебных заседаний на официальном сайте Мотовилихинского районного суда г. Перми, считает, что требования гражданского процессуального законодательства были соблюдены, по извещению ответчиков о начале судебного процесса, и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, по имеющимся в деле письменным доказательствам, признав ответчиков извещенными о дне, времени и месте судебного заседания.
Ранее, в предварительном судебном заседании представитель ответчиков Горохова А.В., Закоптелова Ю.Г не согласился с заявленными требованиями, пояснил, что предписание об устранении нарушений ответчики не получали, работы не конкретизированы.
Представитель третьего лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, в судебном заседании требования истца поддержал, пояснил, что здание по ул.1905г 18 г.Перми «Представительство компании «Зингер», относиться к объекту культурного наследия, в надлежащем состоянии не содержится. Работы ответчиками должны производиться в соответствии с законом об объектах культурного наследия, заявленный истцом срок является достаточным для проведения работ.
Представитель третьего лица МКУ «Содержание муниципального имущества» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, ответчика и представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно статье 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации".
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 26.11.2013 г. № установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения –памятника «Представительство компании «Зингер», расположенного по адресу <адрес>, утвержден режим использования территории и предмет охраны объекта культурного наследия. ( л.д.8-11)
Справкой начальника отдела государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, подтверждается, что объект культурного наследия регионального значения –памятник «Представительство компании «Зингер», расположенный по адресу: <адрес> поставлен на учет и охраняется государством в соответствии распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 №-р « О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», является памятником градостроительства и архитектуры, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия под регистрационным номером №. Имеются следующие охранные обязательства : от 11.05.2006 б/н Мотовилихинская районная организация Пермской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов (помещения общей площадью 476,9 кв.м. на 2 этаже, лит. А, Б; от 19.01.2006 б/н муниципальное учреждение «Пермское городское имущественное казначейство» (помещения общей площадью 484,3 кв.м. на 2 этаже, лит А,Б); Техническое состояние объекта культурного наследия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2015 № 646 « Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии –удовлетворительное. В соответствии с ГОСТ 55567-2013 общее состояние объекта культурного наследия оценивается как работоспособное. При визуальном осмотре 15 сентября 2020 г. зафиксировано: нарушение ст. 27, ст 47.3 и ст. 45 ФЗ №73 № «Об объектах культурного наследия…» ( л.д.12-14)
Главным специалистом отдела благоустройства совместно с помощником прокурора Мотовилихинского района г. Перми проведен осмотр земельного участка по адресу <адрес> в ходе которого установлено, размещение надписей на фасадах зданий по <адрес>, размещение рекламных листовок на фасаде здания по <адрес>., что зафиксировано в акте осмотра земельных участков, расположенных в границах Мотовилихинского района г. Перми от 15.09.2020г
Кроме того, на объекте культурного наследия отсутствуют информационные надписи, согласно п.1 и 3 ст. 27 Вышеуказанного закона. Зафиксировано размещение надписей, рекламных листовок на фасаде здания. Ненадлежащее состояние объекта : отмостка - отмечено прорастание растительности и кустарников со стороны дворового фасада; стены 1 этажа - загрязнение, стертость, шелушение окрасочного слоя, фрагментарное отпадение штукатурного слоя; частичная окраска фасадов в разные цвета; стены 2-этажа - стертость, загрязнение окрасочного слоя, растрескивание, фрагментарное отпадение штукатурки, утрата лепного декора, множественные отверстия от демонтированных вывесок; крыша - западное крыло покрытие металлическое, восточное крыло - асбестоцементные листы; водосточные трубы и желоба сохранились фрагментарно, водосток не организован.
По результатам обследования составлен акт 15.09.2020 г. и осуществлена фотофиксация объекта культурного наследия регионального значения «Представительство компании «Зингер».
Как следует из актуальных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, здание, расположенное по адресу <адрес> находится в собственности и пользовании следующих лиц: Литер А: Конева Е.В. (общая долевая собственность, <данные изъяты>), Конев А.В. (общая долевая собственность, <данные изъяты>) в праве обшей долевой собственности на помещение с –кадастровым №, площадью 268,4 кв.м., подвал, 1 этаж. Конева Е.В. (общая долевая собственность, <данные изъяты>), Конев А.В. (общая долевая собственность, <данные изъяты>) собственники помещения с кадастровым №, площадью 287,8 кв.м., подвал, 1 этаж. Муниципальное образование город Пермь собственник помещения с условным №, 2 этаж, площадью 266,6 кв.м., помещение пустует). Литер Б: Горохов А.В. (общая долевая собственность, <данные изъяты>), Закоптелов Ю.Г. общая долевая собственность, <данные изъяты>) собственники помещения с кадастровым №, площадью 1224,7 кв.м, (антресоль, мансарда, этаж 1,2, цокольный этаж).. Муниципальное образование город Пермь собственник помещения с условным №, площадью 117,7 кв.м., 2 этаж).
Согласно выписки из реестра муниципального имущества г. Перми от 17.09.2020 объекты нежилого фонда: по адресу <адрес> площадью 117,70 кв.м., и литер А, площадью 366,60 кв.м., включены в реестра муниципального имущества г. Перми на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №, решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 №), находятся в составе имущества муниципальной казны, договор о пользовании отсутствует.
Таким образом установлено, что собственниками помещений здания по <адрес> который является объектом культурного наследия «Представительство компании «Зингер» является ответчики Конева Е.В. Конев А.В., Горохов А.В. Закоптелов Ю.Г., муниципальное образование г.Пермь.
В силу подпунктов 1 и 8 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
На основании пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
На основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.
В случае, если объект культурного наследия принадлежит нескольким лицам, указанным в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется по соглашению, заключаемому между данными лицами, а при его отсутствии лицом (лицами), которому принадлежит наибольшая площадь объекта культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (подпункт 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (статья 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, данная обязанность подлежит выполнению каждым из указанных лиц (пункт 1 статьи 47.3 и пункт 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под ремонтом объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Статьей 43 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что под реставрацией объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Таким образом, установленные в ходе проведенной прокуратурой проверки обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, со стороны собственников объекта.
Судом установлено ненадлежащее состояние объекта культурного наследия регионального значения памятник « Представительство компании «Зингер», расположенного по адресу: <адрес>.
Также судом установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственники объекта культурного значения не принимают мер по сохранности объекта культурного наследия, не проводят работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения памятник « Представительство компании «Зингер», расположенного по адресу: <адрес> Отсутствие мер по сохранению, содержанию и поддержанию в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии объекта культурного наследия в течение длительного периода времени ведет к постепенному разрушению объекта, что в дальнейшем может повлечь за собой полную утрату объекта, представляющего собой историческую и культурную ценность.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Прокурора Мотовилихинского района г. Перми и возложение именно на собственников объекта Коневу Е.В., Конева А.В., Горохова А.В., Закоптелова Ю.Г., Муниципального образования г. Пермь обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования охраны объекта культурного наследия.
Суд считает, что обязанность по сохранению выявленного объекта культурного наследия является для ответчиков солидарной, в соответствии с абз. 1, 5 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ.
Устанавливая срок для исполнения обязанности, суд руководствуется статьей 206 ГПК РФ, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, в соответствии с требованиями статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда, для установления информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия.
Для проведения ремонтно-реставрационных работ, в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, суд считает возможным определить срок в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Как следует из пояснений представителя ответчика муниципального образования г.Пермь, согласно информации представленной третьим лицом МКУ «СМИ» срок проведения ремонтно-реставрационных работ составляет не менее 31 месяца, с учетом разработки проектной документации и государственной экспертизы, в том числе, с учетом получения денежных средств на проведение указанных работ согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации, и ФЗ №44 от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что срок указанный прокурором 12 месяцев является приемлемым, для проведения работ в том числе с учетом разработки проектной документации и государственной экспертизы.
Анализируя представленный представителем ответчика перечень необходимых действий по проведению ремонтно восстановительных работ, с учетом пояснений представителя третьего лица, по срокам их проведения, суд полагает, что срок проведения ремонтно-реставрационных работ следует установить 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Выполнение работ по ремонту и реставрации указанного памятника архитектуры за счет средств, выделяемых из бюджета, не освобождает собственника указанного объекта от выполнения обязанностей, возложенных на него законодательством. Сроки выполнения работ могут быть изменены в случае необходимости при предъявлении обоснованного заявления.
Согласно п.11.2.1 Правил благоустройства территории г.Перми утвержденного решением Пермской городской думы от 18.12.2018г. № запрещается размещать на фасадах зданий, строений, сооружений, включая элементы их декора конструкции, содержащие информацию или изображения с нарушением требований действующего законодательства, а также размещать частные объявления, афиши, агитационные материалы, крепить растяжки, выполнять надписи, графические рисунки и иные изображения. Нарушение указанного требования Правил благоустройства также влияет на сохранность объекта ведет к изменению его облика.
Соответственно требования прокурора в указанной части также являются обоснованными, на ответчиков следует возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, убрать с фасадов объекта культурного наследия частные объявления, афиши, агитационные материалы, надписи, графические рисунки, иные изображения.
Поскольку, судом установлены нарушения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, соблюдение которых собственниками объекта культурного наследия является обязательным в силу закона, требование прокурора о возложении на ответчиков обязанности по их устранению подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации города Перми, Коневу Екатерину Викторовну, Конева Андрея Викторовича, Горохова Андрея Васильевича, Закоптелова Юрия Геннадьевича солидарно в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информационные надписи и обозначения, содержащую информацию об объекте культурного наследия регионального значения- памятник «Представительство компании Зингер», расположенное по адресу <адрес> порядке установленном ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации»
Обязать Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации города Перми, Коневу Екатерину Викторовну, Конева Андрея Викторовича, Горохова Андрея Васильевича, Закоптелова Юрия Геннадьевича солидарно в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия регионального значения- памятник «Представительство компании Зингер», расположенное по адресу <адрес> в порядке установленном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации»
Обязать Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации города Перми, Коневу Екатерину Викторовну, Конева Андрея Викторовича, Горохова Андрея Васильевича, Закоптелова Юрия Геннадьевича солидарно в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушение п.11.2.1 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 15.12.2020г. №, путем устранения с фасадов объекта культурного наследия регионального значения- памятник «Представительство компании Зингер», расположенное по адресу <адрес>, частных объявлений, афиш, агитационных материалов, надписей, графических рисунков, иных изображений.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись копия верна судья