ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-566/19 от 27.03.2019 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2-566/2019

УИД 54RS0013-01-2019-000444-74

Поступило 04.03.2019.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Мельчинского С.Н., при секретаре Затонских Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по НСО» о признании права собственности на лодку в порядке приобретательской давности,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился с иском к ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по НСО» о признании за ним в порядке приобретательской деятельности права собственности на лодку «Казанка 5М», год изготовления не известен, идентификационный номер (VIN) , тип ТС – маломерное судно, категория ТС – маломерное судно, материал корпуса алюминий, длина корпуса максимальная – 4,5 м., ширина – 1,6 м., высота бортов - 0,72 м., тип двигателя бензиновый, разрешенная максимальная грузоподъёмность – 400 кг., категория сложности района плавания KCIVPIV.

В обоснование иска указано, что в 1999 году истцом была приобретена указанная лодка, договор купли – продажи в письменной форме не составлялся, правоустанавливающие документы на лодку утеряны, восстановить их не предоставляется возможным, лодкой истец владеет открыто и добросовестно как собственник, свои права на нее не скрывает, владение им осуществляется непрерывно, лодка из владения истца ФИО1 никогда не выбывала, в течении всего срока владения маломерным судном претензий от бывшего собственника и других лиц к истцу предъявлялось, права на лодку никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования лодкой не заявлялось.

С заявлением о регистрации права собственности на вышеуказанную лодку истец обратился в ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по НСО» в феврале 2019 года, но в связи с отсутствием правоустанавливающих документов и подлинника технического паспорта на лодку в проведении государственной регистрации ему было отказано.

Иным путем, кроме обращения в суд, истец лишен возможности признать право собственности лодку.

Истец ФИО1 в судебное заседание исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по НСО» извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Допрошенные в судебном заседании свидетели: К.О. и Я.Н. указали, что ФИО1 открыто пользуется железной лодкой металлического цвета с 1999 годов и о том, что кто-то претендует на указанную лодку им не известно.

Выслушав в судебном заседании истца, свидетелей, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что у спорной лодки отсутствуют заводские номера, правоустанавливающие документы, неизвестен год выпуска. В связи, с чем ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Новосибирской области» истцу было отказано в государственной регистрации лодки (л.д. 11).

Согласно пункту 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являющихся приложением к Приказу МЧС России от 29.06.2005 № 500 следует, что государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов: 1) заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение N 4 - форма для физического лица и приложение N 5 - форма для юридического лица); 2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство; 3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; 4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; 5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета. Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна.

Пункт 27 предусматривает, что основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации. В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если: 1) с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо; 2) не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов (судовой книги); 3) документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; 4) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ на судно, не уполномочено распоряжаться правами на судно; 5) правоустанавливающий документ на судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;6) права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

В силу абз. 2 ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Согласно ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно отчету № 046 Л 2702/2019 от 27.02.2019 об оценке рыночной стоимости объекта оценки следует, что лодка «Казанка 5М», идентификационный номер (VIN) , тип ТС – маломерное судно, категория ТС – маломерное судно, материал корпуса алюминий, длина корпуса максимальная – 4,5 м., ширина – 1,6 м., высота бортов - 0,72 м., тип двигателя бензиновый, разрешенная максимальная грузоподъёмность – 400 кг., категория сложности района плавания KCIVPIV (л.д. 4-15) принадлежит ФИО1

Суд приходит к выводу о том, что ФИО1 владеет объектом недвижимого имущества – лодка «Казанка 5М», идентификационный номер (VIN) добросовестно, открыто, как своим личным имуществом и что отсутствуют третьи лица, которые могут претендовать на указанное имущество, поскольку она была приобретена им в 1999 году, факт владения лодкой не скрывает, обеспечивает ее сохранность, производил оценку данного объекта. Как следует из пояснений истца, лодка находится в его владении непрерывно с 1999 года, более 15 лет, что также подтверждается показаниями свидетелей: К.О. и Я.Н.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

С учетом установленных обстоятельств и представленных доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на моторную лодку «Казанка 5М», год изготовления не известен, идентификационный номер (VIN) , тип ТС – маломерное судно, категория ТС – маломерное судно, материал корпуса алюминий, длина корпуса максимальная – 4,5 м., ширина – 1,6 м., высота бортов - 0,72 м., тип двигателя бензиновый, разрешенная максимальная грузоподъёмность – 400 кг., категория сложности района плавания KCIVPIV.

Решение суда является основанием для регистрации права собственности ФИО1 на моторную лодку «Казанка 5М», год изготовления не известен, идентификационный номер (VIN) тип ТС – маломерное судно, категория ТС – маломерное судно, материал корпуса алюминий, длина корпуса максимальная – 4,5 м., ширина – 1,6 м., высота бортов - 0,72 м., тип двигателя бензиновый, разрешенная максимальная грузоподъёмность – 400 кг., категория сложности района плавания KCIVPIV.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда составлено 27.03.2019 года.

Судья С.Н. Мельчинский