ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-566/20 от 11.12.2020 Благодарненского районного суда (Ставропольский край)

№2-567/2020

Уникальный идентификатор дела (материала)

26RS0009-01-2020-001139-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благодарный 11 ­­­декабря 2020 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретаре судебного заседания Правоторовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-566/2020 по исковому заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) к Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевне, ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты и единовременной выплаты, исключении из Федерального реестра инвалидов информации о признании инвалидом,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) обратилось в суд с исковым заявлением к Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевне, ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России с требованиями:

- признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым Эсельбекова Гулюмхан Менглидурдыевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка а. <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, установлена вторая группа инвалидности бессрочно;

- взыскать с Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевны в пользу Управления ПФР незаконно полученные: пенсию по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 507178.64 рубля, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в сумме 137006.10 рубля, а также единовременную выплату за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5000 рублей;

- обязать Федеральное Казённое учреждение «Главное бюро Медико - социальной экспертизы по Ставропольскому краю Минтруда России» исключить из информационного ресурса информацию о признании Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевны инвалидом.

Представитель истца - государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в её отсутствие.

Ответчик Эсельбекова Г.М., надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в её отсутствие.

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России по доверенности Руденко Т.А., надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила в суд отзыв, в котором указала, что в архиве Учреждения отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Эсельбековой Г.М. за ДД.ММ.ГГГГ.

Также отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форм 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро – филиала Учреждения.

Однако в Учреждении сохранился журнал протоколов заседаний бюро МСЭ филиала Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно записи которого Эсельбекова Гульмхан Менглидурдыевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения; <адрес>, пов., была освидетельствована ДД.ММ.ГГГГ, протокол , акт освидетельствования ; группа инвалидности до освидетельствования – 3; группа инвалидности после освидетельствования – 3; причине инвалидности – общее заболевание; срок инвалидности – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно «Книге учета выданных бланков справок МСЭ» Эсельбековой Г.М. , была выдана справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГГ.С.Х. работала в должности руководителя бюро – филиала Учреждения, врача по МСЭ, терапевта.

Согласно поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ с той же даты была уволена по п. 3 части первой статьи 77 ТК РФ (инициатива работника (собственное желание).

ДД.ММ.ГГГГ согласно табелю учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ. бюро МСЭ – филиала Учреждения, а также протоколу заседаний бюро МСЭ – филиала Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ в комиссию входили: З.В.А. – врач-специалист по МСЭ (терапевт); К.Л.И. – врач-специалист по МСЭ (хирург); С.Н.И. – специалист по реабилитации; М.Ю.Ю. – врач-специалист по МСЭ (невролог); К.Т.А. – психолог, С.Н.И. – специалист по реабилитации. Старшей медицинской сестрой, согласно протоколу была Ч.Л.И.

Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В Учреждении существует информационный ресурс для загрузки архивной информации по инвалидам (Реестр архивной информации).

Удалить из Реестра архивной информации сведения о признании инвалидом Эсельбекову Г.М. Учреждение сможет только после признания судом справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ недействительной.

На основании вышеизложенного и учитывая те обстоятельства, что Г.С.Х. признавалась виновной по аналогичным делам, а именно по ч. 1 ст. 286 УК РФ (приговор Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), а согласно действовавшему (действующему) законодательству РФ у Главного бюро Учреждения отсутствовали и отсутствуют основания к проверке всех (100%) актов и протоколов освидетельствования в бюро – филиалах Учреждения, просила требования по иску ГУ –УПФ РФ по Благодарненскому городскому округу (межрайонное) к Эсельбековой Г.М., ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России рассмотреть на усмотрение суда. Одновременно представила ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в ее отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГБУЗ СК «Благодарненская районная больница», надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления труда и социальной защиты населения администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил отзыв о том, что Управлением направление на медико-социальную экспертизу Эсельбековой Г.М. не выдавалось и представлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в её отсутствие.

Выслушав объяснения и рассмотрев доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяются в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил №95 условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Согласно п. 6 Данных Правил №95 наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности (п. 9 Правил).

В п. 13 Правил № 95 указано, что гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к настоящим Правилам; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам). Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В разделе III Правил №95 закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Как следует из пунктов 15-16 Правил №95 гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 №59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. N 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. N 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 №624-н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операции и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза, либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессионально реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Исходя из вышеуказанного следует, что для установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Согласно Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года № 535, которые применялись до 5 апреля 2010 года к основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций); нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.); нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета; нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности: степень - незначительные нарушения, степень - умеренные нарушения, степень - выраженные нарушения, степень - значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Критерием для установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени (способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к передвижению второй степени (способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к ориентации второй степени (способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к общению второй степени (способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);способности контролировать свое поведение второй степени (постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц);способности к обучению третьей, второй степеней (неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий); способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней (неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности, способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц).

В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы. А для установления группы инвалидности бессрочно необходимо к тому же выявление в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25 Правил № 95), что означает непосредственное участие гражданина в самой процедуре проведения медико-социальной экспертизы.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол (пункт 26 Правил №95).

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункт 28 Правил №95).

Форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в учреждении МСЭ отражает факт признания гражданина инвалидом, т.е. это является решением учреждения МСЭ, и содержит подробную информацию, связанную с установлением ему инвалидности – об установленной группе инвалидности, причине и сроке ее установления. Протокол подписывается в ходе проведения медико-социальной экспертизы всеми специалистами, проводившими медико-социальную экспертизу.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации (пункт 36 Правил №95).

Изложенное означает, что на руки гражданину в подтверждение факту установления ему инвалидности выдается документ в виде справки МСЭ, которая содержит решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II и III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжением инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.

Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п. 2 ст. 25 ФЗ №400-ФЗ).

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1 ст. 28 ФЗ №400-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрена обязанность лица, виновного в причинении Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий.

Таким образом, для взыскания с лица причинившего Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб необходимо установление его вины в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно копии выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия <данные изъяты>, выданной филиалом ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ, Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, степень ограничения способности к трудовой деятельности – вторая, инвалидность установлена – бессрочно. Справка подписана руководителем Федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы Г.С.Х..

В журнале протоколов заседаний бюро МСЭ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ под номером указано, что Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию, срок инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Эсельбекова Г.М. обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении ей пенсии по инвалидности.

ДД.ММ.ГГГГ Эсельбекова Г.М. также обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому району Ставропольского края (в настоящее время ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты по категории инвалид II степени в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

На основании представленных документов, Эсельбековой Г.М. была назначена ежемесячная денежная выплата как инвалиду (II степень) с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно, а также трудовая пенсия по инвалидности по категории «инвалид 2 группы», 2 степени ограничения трудовой деятельности) с ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии сообщения ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное Управляющему ГУ - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю следует, что в процессе проверки записей в Книге №12 протоколов заседаний бюро МСЭ – филиала №1 ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» за ДД.ММ.ГГГГ выявлено следующее: по персональным данным Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевны, дела освидетельствования которой в архиве ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России нет.

В протоколе заседаний бюро МСЭ – филиала ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ имеется следующая запись: Фамилия, имя, отчество, адрес – Эсельбекова Гулюмхан Менглидурдыевна, <адрес>, год рождения – ДД.ММ.ГГГГ; Акт освидетельствования ; повт., группа инвалидности до освидетельствования – 3; группа инвалидности после освидетельствования – 3; причина инвалидности – общее заболевание; срок инвалидности – до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сообщению ГБУЗ СК «Благодарненская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, Эсельбековой Г.М. направление в филиал Бюро МСЭ ФГУ «ГБ МСЭ» <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ не выдавалось.

Полученные сведения свидетельствуют о том, что Эсельбекова Г.М. проходила медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ в нарушение действующего законодательства (либо не проходила медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ) и как следствие знала об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ.

В свою очередь и ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» в лице Бюро №1 – филиала также необоснованно проведена и установлена Эсельбековой Г.М. вторая группа инвалидности бессрочно.

Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения Управлением ПФР ежемесячных денежных выплат и пенсии по инвалидности Эсельбековой Г.М. в соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 25 федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, определением Благодарненского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя ответчика по гражданскому делу назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза.

Однако, в связи с тем, что в назначенные для проведения экспертизы даты Эсельбекова Г.М. не явилась, ответить на вопросы, поставленные перед судебно-медицинской экспертной комиссией, не представилось возможным, определение о назначении комиссионной судебно-медицинской экспертизы возвращено без исполнения ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, судом установлено, что ответчиками не представлено доказательств прохождения Эсельбековой Г.М. в установленном порядке медико-социальной экспертизы в бюро МСЭ по Ставропольскому краю, а также медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие заболевания у Эсельбековой Г.М., являющегося основанием для установления ей второй группы инвалидности без срока переосвидетельствования, что свидетельствует о незаконном получении Эсельбековой Г.М. справки МСЭ.

В связи с этим суд приходит к выводу о признании недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке а. <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, установлена вторая группа инвалидности бессрочно.

В соответствии с Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 1506-р, поставщиками информации для формирования и ведения Федерального реестра инвалидов являются: Фонд социального страхования Российской Федерации; Пенсионный фонд Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти органы исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги инвалидам; федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; иные организации, участвующие в предоставлении таких услуг.

Согласно этапности формирования Федерального реестра инвалидов, предусмотренной Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», с 1 января 2017 года поставщиками информации в Федеральный реестр инвалидов являются:

1) ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»;

7) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым пере­даны для осуществления полномочия Российской Федерации в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также путевками на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Федеральный реестр инвалидов содержит в себе всю информацию об инвалидах, что позволяет избежать многократного и разнонаправленного документооборота между органами власти и необходимости предоставления инвалидом документов для получения услуг и повышения эффективности госуправления в области социального обеспечения и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг инвалидам.

Сервис информирования инвалида, который будет доступен зарегистрированным в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре (на сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг) пользователям, будет включать в себя информацию из ФРИ, предоставленную ведомствами-поставщиками данных - в первую очередь от МСЭ, ФСС, ПФР.

Через сервис информирования граждане, признанные инвалидами, смогут отслеживать исполнение различными ведомствами своей программы реабилитации или абилитации, видеть актуальные размеры назначенных социальных выплат и пенсии, дату следующего переосвидетельствования в МСЭ и срок, на который установлена инвалидность.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Минтруда России от 11.10.2012 N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26297) к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Согласно пункту 4 указанного Приказа Минтруда России Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы".

Сведения о гражданах, в отношении которых проводится медико-социальная экспертиза, формируются, в том числе в электронном виде и подлежат включению в федеральный реестр инвалидов в режиме реального времени одновременно с внесением информации в ЕЛВИИЛС специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро).

Следовательно, органам Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» являющимся одним из поставщиков информации в Федеральный реестр инвалидов, необходимо удалить информацию о признании ответчика инвалидом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации исключить из информационного ресурса информацию о признании Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевны инвалидом подлежат удовлетворению.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 12 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 310н (далее – Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизы граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт «б» пункта 6 Порядка).

В соответствии с пунктом 4 Порядка состав бюро медико-социальной экспертизы включает не менее трех специалистов и формируется из врачей по медико-социальной экспертизу, психологов, специалистов по реабилитации (при необходимости – специалистов по социальной работе), которые несут персональную ответственность за соблюдение порядка и условий признания лица инвалидом, соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии; персональная ответственность специалистов бюро закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 №95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); заявление подается по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина( пункт 25); решение о признании гражданина либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36).

Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходы из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленной справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Из частей 1 и статьи 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой, оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключение из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных средств.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце первом пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 года №10-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Горностаевой Н.Н.»гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении него решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина.

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему в обязанности контролировать их действия, притом, что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения.

С учетом норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации признание недействительным решения учреждения медико-социальной экспертизы об установлении гражданину инвалидности и, как следствие, справки об установлении гражданину инвалидности, выданной этим учреждением, послужившей основанием для назначения гражданину пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, само по себе не может служить основанием для взыскания с такого гражданина излишне выплаченных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях гражданина, которому назначена пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Эсельбекова Г.М. прошла освидетельствование ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом и копией книги выданных справок МСЭ.

Согласно выписке из акта освидетельствования серии <данные изъяты> Эсельбековой Г.М. установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Исходя из изложенного, представителем истца не представлено в суд надлежащих, допустимых доказательств, свидетельствующих о наличиисчетной ошибки при начислении и выплате Эсельбековой Г.М. денежных средств, равно как и не было представлено доказательств недобросовестности действий со стороны Эсельбековой Г.М. при назначении и выплате ей пенсий в спорный период.

Ответчик не имеет специальных познаний, как в области медицины, так и в области юриспруденции. При изложенных обстоятельствах приведенные ответчиком доводы о том, что ей не было известно при наличии каких заболеваний устанавливается та или иная группа инвалидности остались не опровергнутыми. Как и не опровергнуты доводы ответчика указывающие на то, что он учитывая состояние своего здоровья, показания медиков о возможности оформления инвалидности, собрал необходимые документы и предоставил их в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, где ей было проведено освидетельствование, по результатам которого установлена инвалидности 2 группы.

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися вКниге протоколов заседаний бюро МСЭ – филиала ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» за ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в протоколе заседаний бюро МСЭ – филиала ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ имеется следующая запись: Фамилия, имя, отчество, адрес – Эсельбеков Гулюмхан Менглидурдыевна, <адрес>, год рождения – ДД.ММ.ГГГГ; Акт освидетельствования ; повт., группа инвалидности до освидетельствования – 3; группа инвалидности после освидетельствования – 3; причина инвалидности – общее заболевание; срок инвалидности – до ДД.ММ.ГГГГ.

Довод истца, указывающий на отсутствие в Федеральном казенном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскомукраю»дела освидетельствования Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевны в архиве ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России, не является доказательством недобросовестности действий ответчика, поскольку факт обращения в данное учреждение Эсельбековой Г.М. подтвержден «Книгой протоколов судебных заседаний бюро МСЭ».

Эсельбекова Г.М. не являлась сотрудником Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю, а потому последствия ненадлежащего хранения и заполнения документов в учреждении не могут быть возложены на неё при отсутствии доказательств её виновности или недобросовестности.

Доводы представителя истца, указывающие на Правила признания лица инвалидом, Правила №95 проведения медико-социальной экспертизы, определяющие необходимые документы для ее проведения, а также отсутствие доказательств, что ответчик проходил длительное лечение в медицинских организациях также не могут являться основанием для взыскания указанных денежных сумм, поскольку именно специалисты учреждения определяют состояние здоровья гражданина, а также наличие или отсутствие оснований для установления инвалидности.

На гражданина обратившегося в учреждение для проведения медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности возлагаются обязанности лишь предоставить необходимые документы и прибыть на освидетельствование.

Сам по себе факт получения Эсельбековой Г.М. справки, подписанной Г.С.Х., которая признавалась виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ по аналогичным делам, не является доказательством, указывающим на недобросовестность ответчика.

Доказательств признания Г.С.Х. виновной в совершении преступления, связанного с выдачей справки Эсельбековой Г.М. в суд не представлено.

Кроме того, то обстоятельство, что Эсельбекова Г.М. проходила медико-социальную экспертизу без направления соответствующего учреждения не может являться обстоятельством, указывающим на её недобросовестность.

При таких обстоятельствах применительно к положениям ст. 1109 ГК РФ оснований для взыскания спорных сумм с Эсельбековой Г.М. не имеется. Поэтому суд приходит к выводу, что требования государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края в части взыскания сЭсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевны в пользу Управления ПФР незаконно полученные: пенсию по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 507178.64 рубля, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в сумме 137006.10 рубля, а также единовременную выплату за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5000 рублей не подлежат удовлетворению.

К искам о взыскании неосновательного обогащения применяется общий трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, который в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

О нарушении своего права истец узнал не позже ДД.ММ.ГГГГ поскольку прекратил с указанной даты выплаты пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты ответчику.

Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороны договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части; срок исковой давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) начисляется по каждому просроченному платежу.

Согласно исковому заявлению истцом заявлены требования о взыскании выплат, произведенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При том, как установлено судом и следует из материалов дела, выплаты пенсии и ежемесячной денежной выплаты осуществлялись истцом в указанный период ежемесячно.

Таким образом, в данном случае момент, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права, определяется датой соответствующей выплаты, что указывает о пропуске истцом срока исковой давности.

Истцом исковые требования заявлены только ДД.ММ.ГГГГ, а потому к требованиям истца о взыскании выплат произведенных в период до ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению общий трехгодичный срок исковой давности.

Судом установлено, что о нарушении права (необоснованно произведенных выплатах) истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, который подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ЭП, поступившим в Государственное учреждение – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации из Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, содержание которого приведено выше, с исковым заявлением ГУ УПФ РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) в Благодарненский районный суд Ставропольского края обратилось ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения трехлетнего срока исковой давности.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса - государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.

С учётом объёма удовлетворённых исковых требований суд полагает необходимым взыскать с соответчиков в доход бюджета Благодарненского городского округа Ставропольского края – государственную пошлину в размере 6000 руб. (требования неимущественного характера) по 1/2 доли с каждого, а именно по 3000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) к Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевне, ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России удовлетворить частично.

Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ выданные филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико- социальной экспертизы по <адрес>», согласно которым Эсельбекова Гулюмхан Менглидурдыевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, установлена вторая группа инвалидности бессрочно.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации исключить из информационного ресурса информацию о признании Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевны инвалидом.

В удовлетворении остальной части искового заявления государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) к Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевне, ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России, а именно: взыскать с Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевны в пользу Управления ПФР незаконно полученные: пенсию по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 507178.64 рубля, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в сумме 137006.10 рубля, а также единовременную выплату за январь 2017 года в сумме 5000 рублей - отказать. ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в сумме 120411.84 руб., а также единовременную выплату за январь 2017 года в сумме 5000 рублей, всего 520386.39 руб. (Пятьсот двадцать тысяч триста восемьдесят шесть рублей 39 копеек).

Взыскать сЭсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки а. <адрес> в доход бюджета Благодарненского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей.

Взыскать сФедерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ОКПО , ОГРН (дата присвоения ОГРН ДД.ММ.ГГГГ), ИНН/КПП , юридический адрес: <адрес>2 в доход бюджета Благодарненского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Р.А. Зинец