ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-57 от 16.02.2012 Пинежского районного суда (Архангельская область)

                                                                                    Пинежский районный суд Архангельской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Пинежский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 - 57/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Карпогоры 16 февраля 2012 года

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самаевской Н.Б., при секретаре Зукаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пинежского района Архангельской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования «J-ское» Пинежского района Архангельской области, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана, правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское», возложении обязанности по незамедлительному принятию решения о подготовке проекта генерального плана муниципального образования «J-ское» Пинежского района Архангельской области, а также в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское»,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования «J-ское» Пинежского района Архангельской области, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана и правил землепользования и застройки, возложении обязанности по незамедлительному принятию решения о подготовке проекта генерального плана, а также по обеспечению утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское», обосновав свои требования тем, что прокуратурой Пинежского района в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и поручением Президента Российской Федерации Медведева Д.А. проведена проверка исполнения градостроительного законодательства, в том числе, на территории муниципального образования «J-ское» Пинежского района Архангельской области, в ходе которой установлено, что главой администрации МО «J-ское» в нарушение ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 2, ч. 1 ст. 9, п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 24, ч.5 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 19 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «J-ское», решение о подготовке проекта генерального плана муниципального образования «J-ское» не принято, как следствие, в J-ском сельском поселении не утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки, что препятствует реализации цели приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и нарушает права граждан на доступное жилье и обеспечение комфортных условий проживания, создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку с 31 декабря 2012 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, а при отсутствии правил землепользования и застройки поселения невозможно предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, отсутствие правил землепользования и застройки в муниципальном образовании «J-ское», препятствует созданию условий для устойчивого развития территории J-ского муниципального образования сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, планировки территории муниципального образования, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, созданию условий для привлечения инвестиций, в том числе, путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Бездействие главы администрации муниципального образования «J-ское», выразившееся в невыполнении полномочий, установленных федеральным законодательством, влечет невозможность участия J-ского сельского поселения в федеральных и региональных программах, реализуемых в рамках приоритетных национальных проектов, направленных на улучшение жилищных условий, а также ограничивает права граждан на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав являются присуждение к исполнению обязанностей в натуре, а также пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в связи с чем, просит признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования «J-ское», возложить на него обязанности по принятию решения о подготовке проекта генерального плана муниципального образования «J-ское», а также в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское».

8 февраля 2012 года старший помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С. в судебном заседании представил суду письменное заявление об изменении заявленных требований, в котором прокурор Пинежского района Архангельской области, помимо признания бездействия главы администрации МО «J-ское» незаконным, просил суд возложить на него обязанность в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в муниципальный Совет муниципального образования «J-ское» генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское» Пинежского района Архангельской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С. заявление о признании бездействия главы администрации МО «J-ское» незаконным и возложении обязанности в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в муниципальный Совет муниципального образования «J-ское» генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское» поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснив, что по результатам проверки соблюдения администрацией муниципального образования «J-ское» градостроительного законодательства установлено, что решение о подготовке генерального плана поселения не принято, не разработан проект генерального плана поселения, не утверждены местные нормативы градостроительного проектирования, не разработаны правила землепользования и застройки.

В настоящее время нарушаются права граждан на доступное и комфортное жилье, определенные приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», поскольку бездействие главы администрации МО «J-ское», выразившееся в невыполнении полномочий, установленных федеральным законодательством, влечет невозможность участия поселения в федеральных и региональных программах, направленных на улучшение жилищных условий. С 2009 года денежные средства на разработку генерального плана и правил землепользования и застройки в бюджет поселения не закладывались.

Заинтересованное лицо - глава администрации муниципального образования «J-ское» Г.Е. надлежащим образом о месте и времени судебного заседания извещена, в судебное заседание не явилась.

В отзыве на заявление прокурора глава МО «J-ское» Г.Е. указала, что заявление в части признания незаконным бездействия главы администрации МО «J-ское», выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана, правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское» удовлетворению не подлежит, поскольку ч.6 ст.18 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено право представительного органа местного самоуправления сельского поселения принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и правил землепользования и застройки. Этим же законом сроки по подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования изменены. 26 мая 2011 года Министерством регионального развития РФ издан приказ № 244, которым утверждены методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, в соответствии с которыми определение исполнителя разработки проекта генерального плана осуществляется путем проведения конкурса, аукциона. Для разработки проектов генерального плана и правил землепользования поселения необходимы значительные финансовые средства, которые в бюджете муниципального образования отсутствуют.

В 2009 году в ООО «Институт территориального планирования «......» была направлена Анкета для определения стоимости разработки документов территориального планирования.

Неоднократно данный вопрос рассматривался на заседаниях глав муниципальных образований поселений МО «Пинежский муниципальный район». По инициативе глав муниципальных образований поселений в районном бюджете на 2012 год предусмотрены средства в виде субсидий по 100 тысяч рублей, которые в соответствии с Порядком предоставления и расходования второй части субсидии на софинансирование вопросов местного значения бюджетам муниципальных образований поселений, утвержденным постановлением администрации МО «Пинежский район» № 0022-па от 9 января 2012 года, поселения вправе использовать на разработку правил застройки и землепользования.

В настоящее время и до 31 декабря 2012 года отсутствие документов территориального планирования поселений не нарушает прав граждан на доступное жилье и не создает угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, просит заявление прокурора о признании незаконным бездействия главы администрации МО «J-ское» оставить без удовлетворения (л.д.20-23).

Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С., исследовав доводы, изложенные в заявлении и материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подле_жит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в частности, органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из положения пункта 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение, в том числе органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, а также осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, а также утверждение правил землепользования и застройки поселений. Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.

Частями 5, 10 ст.45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена подготовка документации по планировке территории уполномоченными органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта; подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.

В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, постановлениями Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 и от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены Федеральные целевые программы соответственно «Жилище» на 2002 - 2010 годы и «Жилище» на 2011 - 2015 годы, которые являются основным инструментом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства.

В рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Программы на 2011 - 2015 годы реализуются мероприятия, направленные на поддержку региональных программ развития жилищного строительства, в том числе, на комплексное градостроительное планирование территорий в целях массового строительства жилья.

Таким образом, разработка документов территориального планирования, правил землепользования и застройки является необходимым условием развития жилищного строительства, что предусмотрено приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Между тем, в силу ч. 4 ст. 9, ч.3 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, которые вводятся в действие с 31 декабря 2012 года, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, также не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.

Кроме того, согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. Федерального закона от 12.12.2011) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с 31 декабря 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.

В соответствии со ст.ст. 2, 4, пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, подготовка и утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

В силу частей 1 и 13 ст.24, ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения. Решение об утверждении генерального плана или об его отклонении и направлении главе местной администрации поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает представительный орган местного самоуправления поселения, при этом, п. 19 ч. 1 ст.7 Устава муниципального образования «J-ское» относит к вопросам местного значения J-ского муниципального образования утверждение генерального плана J-ского муниципального образования, правил землепользования и застройки.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации в соответствии с ч.2 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

При этом, Глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (пункт 3 части 6.1 статьи 37 данного Федерального закона).

Согласно ст.4 Устава муниципального образования «J-ское» органами местного самоуправления являются, в том числе представительный орган муниципального образования «J-ское» - муниципальный Совет J-ского муниципального образования и администрация J-ского муниципального образования (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования «J-ское» (далее местная администрация).

В соответствии со ст. 26 Устава муниципального образования «J-ское» администрация J-ского муниципального образования в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения J-ского муниципального образования, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления J-ского муниципального образования федеральными законами и законами Архангельской области. Возглавляет администрацию J-ского муниципального образования и руководит ею на принципах единоначалия глава J-ского сельского поселения.

В силу п.п. 5 п.1 ст.21 Устава муниципального образования «J-ское» Глава J-ского сельского поселения как Глава местной администрации обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, глава муниципального образования «J-ского» как глава местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) в силу положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ наделен полномочиями, в том числе по обеспечению подготовки и направлению в представительный орган поселения генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское» Пинежского района Архангельской области.

В судебном заседании установлено, что в нарушение положений ст.ст. 2, 9, 24, 32 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ,п.20 ст. 14, ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ», ст.ст.21 и 26 Устава муниципального образования «J-ское», до настоящего времени документы территориального планирования в муниципальном образовании «J-ское» не подготовлены.

Бездействие главы администрации МО «J-ское», выразившееся в невыполнении полномочий, установленных федеральным законодательством, влечет невозможность участия муниципального образования «J-ское» в федеральных и региональных программах, реализуемых в рамках приоритетных национальных проектов, направленных на улучшение жилищных условий, в том числе проживающих в поселении граждан, поскольку одним из условий участия в программе муниципальных образований, на территории которых реализуются инвестиционные проекты, является наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки.

Указанные обстоятельства влекут также нарушение прав и законных интересов граждан на доступное жилье и обеспечение комфортных условий проживания, поскольку формирование системы территориального планирования, разработка правил землепользования и застройки являются необходимыми условиями для развития жилищного строительства, а также создают угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку с 31 декабря 2012 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, а при отсутствии правил землепользования и застройки поселения не допускается предоставление земельных участков для строительства, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что ограничит права граждан на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Как следует из отзыва на заявление прокурора главы МО «J-ское» Г.Е., она не согласна с требованием прокурора о признании незаконным бездействия главы администрации МО «J-ское», выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана, правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское», ссылаясь на то, что данный вопрос рассматривался на заседаниях глав муниципальных образований поселений МО «Пинежский муниципальный район», однако на разработку проектов генерального плана поселения, правил землепользования и застройки необходимы значительные денежные средства, которые в бюджете муниципального образования отсутствуют. В бюджете администрации МО «Пинежский район» на 2012 год предусмотрены средства в виде субсидий по 100 тысяч рублей, которые в соответствии с Порядком предоставления и расходования второй части субсидии на софинансирование вопросов местного значения бюджетам муниципальных образований поселений, утвержденным постановлением администрации МО «Пинежский район» № 0022-па от 9 января 2012 года, поселения вправе будут использовать на разработку правил застройки и землепользования. В ООО «Институт территориального планирования «......» была направлена Анкета для определения стоимости разработки документов территориального планирования (л.д.20-23).

Ссылку главы администрации МО «J-ское» в отзыве на возможность принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и правил землепользования и застройки, которая предусмотрена ч.6 ст.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд считает несостоятельной, учитывая, что такое решение до настоящего времени представительным органом МО «J-ское» не рассматривалось и не принято и, кроме того, в соответствии с ч.6 ст.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации оно может быть принято только при наличии определенных условий, в том числе, если документами территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения, однако, соответствующих доказательств, свидетельствующих об отсутствии необходимости подготовки генерального плана и правил землепользования и застройки МО «J-ское» суду заинтересованным лицом не представлено, в материалах дела таких доказательств также не имеется.

Кроме того, в обоснование отсутствия бездействия по вопросу территориального планирования в отзыве главы МО «J-ское» указано на неоднократность рассмотрения данного вопроса на заседаниях глав муниципальных образований поселений МО «Пинежский муниципальный район».

Между тем, как следует из протокола Совета глав муниципальных образований «Пинежский муниципальный район» № 5 от 6 октября 2009 года, администрациям поселений рекомендовано еще в 2009 году организовать разработку, согласование, обсуждение и утверждение Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании и предусмотреть средства на эти цели в местном бюджете на 2010 год (л.д.26).

Однако, доказательств, свидетельствующих о проведении главой администрации МО «J-ское» каких-либо мероприятий, направленных на разработку документов территориального планирования, в том числе, что в бюджете МО «J-ское» на цели территориального планирования были предусмотрены денежные средства данного поселения, заинтересованным лицом суду не представлено и в материалах дела таких доказательств не имеется.

Довод главы администрации МО «J-ское» в письменном отзыве об отсутствии в бюджете муниципального образования МО «J-ское» денежных средств на разработку документов территориального планирования, в том числе генерального плана и правил землепользования и застройки, суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

При этом, ссылку главы администрации МО «J-ское» на обстоятельство того, что в бюджете района на 2012 год предусмотрены средства в виде субсидий в сумме 100 тысяч рублей, которые поселения вправе использовать на разработку правил застройки и землепользования, суд также считает несостоятельной, поскольку предоставление указанных средств в 2012 году предусмотрено не в местном бюджете МО «J-ском», а администрацией МО «Пинежский район» и, кроме того, в соответствии с Порядком предоставления и расходования указанных средств на софинансирование вопросов местного значения бюджетам муниципальных образований поселений, утвержденным постановлением администрации МО «Пинежский район» № 0022-па от 19 января 2012 года, предусмотрена только возможность предоставления указанной субсидии в 2012 году муниципальным образованиям поселений при соблюдении ими определенных условий, в том числе отсутствии задолженностей бюджетов по оплате труда работников бюджетной сферы, а также оплате проезда к мусту отдыха и обратно работников муниципальных бюджетных учреждений, утверждение ассигнований для оплаты текущих платежей за коммунальные услуги муниципальных бюджетных учреждений и т.д. При несоблюдении указанных условий, перечисление субсидии приостанавливается (л.д.28-29).

Ссылка в отзыве на заседание Правительственной комиссии по территориальному планированию от 19 сентября 2011 года также несостоятельна, поскольку предусматривается возможность в форме содействия органам местного самоуправления в разработке проектов документов территориального планирования путем предоставления субсидии местным бюджетам в случае недостаточности собственных средств, а не полного возмещения расходов на указанные цели.

Довод главы администрации МО «J-ское», изложенный в письменном отзыве, о продлении Федеральным законом № 41-ФЗ от 20 марта 2011 года сроков подготовки документов территориального планирования, суд также находит несостоятельным, поскольку внесенные Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗв Градостроительный кодекс РФ изменения не содержат данных относительно продления сроков подготовки администрациями муниципальных образований документов территориального планирования, предусматривая с 31 декабря 2012 года запрет при отсутствии документов территориального планирования на принятие органами местного самоуправления определенных решений, в том числе связанных с предоставлением земельных участков для строительства.

С учетом указанного правового регулирования, а также того, что формирование системы территориального планирования, разработка правил землепользования и застройки являются необходимыми условиями для развития жилищного строительства, отсутствие генерального плана в МО «J-ское», неисполнение главой местной администрации возложенных на него законом полномочий по обеспечению подготовки документов территориального планирования поселения, нарушает права и законные граждан на доступное жилье и обеспечение комфортных условий проживания в МО «J-ское», а также создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц при осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения устойчивого развития территории поселения.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора Пинежского района Архангельской области, обратившегося в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в части признания незаконным бездействия главы администрации муниципального образования «J-ское» Пинежского района Архангельской области, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское», а также возложении на главу администрации муниципального образования «J-ское» обязанности в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в муниципальный Совет J-ского муниципального образования генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское» Пинежского района Архангельской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,250,258 ГПК РФ,

р е ш и л:

Заявление прокурора Пинежского района Архангельской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования «J-ское» Пинежского района Архангельской области, выразившееся в неосуществлении мероприятий по подготовке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское».

Обязать главу администрации муниципального образования «J-ское» Пинежского района Архангельской области в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в муниципальный Совет J-ского муниципального образования генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «J-ское» Пинежского района Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 21 февраля 2012 года путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.

Судья Самаевская Н.Б.

Решение в законную силу не вступило.