Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Новосибирск дело № 2-574/2022 |
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
судьи | Котина Е.И. |
при секретаре Захорольных И.Р.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-574/2022 по иску ФИО2 к АО «Альфа-Банк» о признании кредитного договора ничтожным, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к АО «Альфа-Банк» о признании кредитного договора ничтожным, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что на имя Истицы в банке открыты счета: зарплатный счет №, счет «Мир» № открыт /дата/ для перечисления детского пособия по случаю рождения ребенка (при открытии счета «Мир» Истица путем сообщения на горячую линию банка (узнавая подробности и правила открытия счета), а также в самом отделении (приходила забирать карту в банк на последнем месяце беременности), поставила в известность Ответчика, для чего и с какой целью она открывает счет), и накопительный счет с начислением процентов на остаток «Альфа-счет» № открыт /дата/. Таким образом, Ответчику было достоверно известно, что Истица стала клиентом банка в период беременности, а в последующем находится в декретном отпуске по уходу за новорожденным ребенком. Также Ответчику было известно, что на зарплатный счет Истицы поступают денежные средства в размере 50 рублей с сентября 2019 года, как ежемесячная выплата на ребенка до 3 лет. В начале /дата/ года Истица прошла регистрацию в личном кабинете на официальном сайте Альфа-банка - «Альфа-Клик», для того чтобы самостоятельно сформировать выписку из лицевого счета за определенный период времени и предоставить ее в мэрию города Новосибирска, так как семья Истицы подавала документы на признание семьи малоимущей и нуждающейся в жилье.
/дата/ в 13:58 по московскому времени, Истице пришло смс-сообщение с официального номера Альфа-Банка, в котором сообщалось, что ей одобрен кредит. На данное сообщение Истица не обратила внимание и даже его не прочитала. Истица в данное время осуществляла уход за дочерью. Территориально в этот период она находилась в гостях у своих родителей по адресу: <адрес>.
/дата/ в 17:41 (время московское), на номер телефона Истицы №, который привязан к счетам в Альфа-Банке, поступил звонок с номера телефона +№ (звонок длился 42 минуты, с 17:41 до 18:23 (время московское, детализация прилагается)). Звонивший представился сотрудником службы безопасности банка, и сообщил, что в данный момент времени третьими лицами был получен доступ к личному кабинету Истицы и они пытаются сменить номер телефона и совершить мошеннические действия на счету Истицы. На сомнения Истицы он ответил: «Я как сотрудник службы безопасности банка несу ответственность за сохранность ваших денежных средств. Необходимо установить защиту на личный кабинет. Я не спрашиваю у вас личные данные, коды, пароли из смс, номера карт. Я сам продиктую вам информацию». После его слов Истица вспоминает о непрочитанном смс-сообщении, открывает вкладку и видит смс-сообщение от /дата/ в 13:58 по московскому времени с текстом об одобренном кредите наличными, и следом следующее смс-сообщение, поступившее этим же числом в 17:43 по московскому времени с текстом «никому, не сообщайте код». Оба сообщения были присланы с официального номера Альфа-Банка, последнее смс пришло уже после того (через 2 минуты), как позвонил сотрудник службы безопасности банка. Истица коды не сообщала, по ссылке не переходила. Понимая то, что она действительно в августе 2020 зарегистрировала личный кабинет на официальном сайте Альфа-банка - «Альфа-Клик», с целью получения выписки из лицевого счета; смс пришли с официального номера телефона Альфа-Банка, чтобы она не сообщала пароль, а сама она никаких действий и финансовых операций не совершала; звонивший не просит сообщить код из смс, кодовое слово, трехзначный код, номер карты и т.д., чем убедил ее в том, что ей действительно звонит сотрудник банка, который зафиксировал подозрительные действия и пытается пресечь мошеннические действия преступников. Истица пришла к выводу, что, действительно, сейчас в ее личном кабинете пытаются совершить мошенничество, а сотрудник банка пытается ей помочь и пресечь мошеннические действия преступников. Далее Истица была уверена, что общается с сотрудником службы безопасности банка. Сотрудник службы безопасности банка сказал, что необходимо скачать приложение в Play Маркете, вбив в поисковую строку «Альфа банк быстрая поддержка». Первым в списке появилось приложение «Team Viewer Quick Support», его он и попросил скачать и сказал, что это будет защита на ее личный кабинет. Истица, находясь в состоянии взволнованности и растерянности, скачала приложение. Она не знала и даже не догадывалась, что это приложение удаленного доступа (в описании приложения все было на английском языке). Затем было соединение Истицы со следующим специалистом, который сказал, что необходимо скачать приложение «add on universal» (как пояснили Истице в дальнейшем в полиции - это было дополнение к предыдущему приложению, которое позволило им управлять ее телефоном со своего устройства). Он попросил включить громкую связь и положить телефон экраном вниз, чтобы установить «фейс-защиту» (т.е. чтобы приложение открывалось, когда перед экраном будет расположено ее лицо), а тем временем помочь ему разобраться, где произошла утечка персональных данных Истицы: какие она сайты посещала, в каких онлайн-магазинах делала покупки, когда последний раз посещала отделение банка и т.д. Как только она положила телефон экраном вниз, не прошло и минуты, как подошла мать Истицы и задала ей вопрос о ее действиях. Истица подняла телефон и увидела, что с ее счетов происходит списание каких- то денежных средств, которых у нее на счетах никогда не было. Истица сразу же выключила телефон. Затем включила телефон и отключила доступ последнего скачанного приложения к своему телефону. Одновременно с этим Истице поступали звонки с номеров телефонов № (18:23 по московскому времени, детализация прилагается) и № (18:23 по московскому времени, детализация прилагается). Истица их скидывала. Зайдя в приложение Альфа-Банк, Истица увидела, что помимо ее трех счетов, появился новый счет - «текущий кредитный» с надписью «задолженность 423 500». На зарплатном счету, вместо предполагаемых 400 рублей, появилась сумма – 148894,03 рубля. Истица поняла, что мошенники каким-то образом оформили на нее кредит, перевели деньги на ее «текущий зарплатный» счет и часть денежных средств, в размере 196 000 похитили. Оставшуюся сумму мошенникам не удалось перевести, так как Истица отключила телефон и приложение перестало работать. Истица сама заблокировала все карты в приложении Альфа-банк и принялась звонить в банк. /дата/ в 18:24 по московскому времени Звонок в банк на номер № с номера телефона Истицы № Звонок-сброс (линия банка настолько перегружена, что Истицу просто выкидывало с линии, детализация прилагается). /дата/ в 18:25 по московскому времени Звонок в банк на № с номера телефона Истицы №. Звонок-сброс (детализация прилагается). /дата/ в 18:25 по московскому времени Звонок в банк на номер № с номера телефона Истицы №. Звонок-сброс (детализация прилагается). Истица взяла телефон своей матери и набрала номер банка 88002000000 с ее телефона. /дата/ в 18:26 по московскому времени Звонок в банк на номер № с номера телефона матери Истицы №. Истица пыталась дозвониться 19 минут, потом ее звонок просто сбросили (детализация прилагается).
/дата/ в 18:35 по московскому времени Звонок в полицию длительностью 6 минут, звонок с номера телефона Истицы №. Истица сообщила, что в отношении нее были совершены мошеннические действия - оформлен кредит и украдена часть средств. Заявку приняли и сказали, чтобы она обязательно дозвонилась в банк и сообщила о совершенном мошенничестве (детализация прилагается). /дата/ в 18:45 по московскому времени Звонок в банк на номер № с номера телефона матери Истицы №. Длительность дозвона плюс разговора 40 минут по детализации (детализация прилагается). /дата/ в 18:57 по московскому времени Звонок из полиции с номера № на номер телефона Истицы №. Тот, кто принимал заявку в полиции, звонил спросить, сообщила ли Истица в банк о совершенном мошенничестве, и был крайне удивлен, что она до сих пор не дозвонилась. Посоветовал позвонить по номеру № (детализация прилагается). /дата/ в 19:03 по московскому времени Звонок в банк на номер № с номера телефона Истицы №. Звонок - сброс (детализация прилагается). /дата/ в 19:06 по московскому времени Истица дозвонилась в Альфа-банк с номера телефона своей матери № и сообщила о совершенном мошенничестве и как всё произошло. Попросила заблокировать все счета, карты и транзакции. О том, что нужно оставить официальную претензию ей не сказали, чем нарушили ее права заявлять об этом в срок до 1 суток с момента происшествия. Об этом узнала позже от следователя (аудиозапись звонка в банке, прилагается жалоба на сотрудника, написанная и заверена в отделении банка, детализация прилагается). /дата/ в 19:13 по московскому времени на номер телефона Истицы № начали приходить смс о блокировке карт (с того же номера, что и смс с кодами ранее, детализация прилагается).
Далее со следователем ОМВД по Азовскому немецкому национальному району Истица отправилась в отделение полиции, где у нее приняли заявление о случившемся в 21:10 по московскому времени. В последствии возбуждено уголовное дело от /дата/ за N№ по статье ст.158 УК РФ в отношении неустановленного лица и Истица признана потерпевшей, с причинением ей ущерба в размере 196000 руб. /дата/ следователем СО ОМВД России по Азовскому немецкому национальному району приостановлено уголовное дело от /дата/ за № по ст.158 УК РФ, в связи с тем, что банк не содействует следствию и до сих пор не дал ответа на запрос № от /дата/, не предоставив данных, запрашиваемых следователем. Виновные лица до настоящего времени не установлены.
/дата/ в 10:00 по омскому времени Истица обратилась в отделение Альфа-Банка № с целью написания претензии о том, что в отношении нее совершены мошеннические действия по взятию кредита и кражи части средств, а также запросить расширенные выписки из лицевых счетов для полиции. Претензию не приняли со ссылкой на то обстоятельство, что в субботу отсутствует начальник отделения банка. При этом сотрудник банка предложил распечатать кредитный договор, по которому перечислены кредитные средства. /дата/ в 12:37 по московскому времени Истица оставила официальную претензию о совершенном мошенничестве на горячей линии банка по оформлению кредита неустановленными лицами и кражи части денежных средств, ей присвоен номер А2010170979.
Истица никакого кредита не просила, не оформляла и не получала, никаких договоров кредитования не одобряла, не подписывала, не заключала, согласия на обработку персональных данных для получения и выдачи кредитов не давала. По мнению Истицы, незаконное оформление кредита стало возможным ввиду недостаточной осмотрительности и халатности работников банка, которые дистанционно выдают кредиты без личного присутствия заемщиков или элементарной связи с клиентом, без указания персонифицированных данных, без предъявления удостоверения личности, не проводят даже элементарные проверки в отношении лиц, желающих взять кредит, а именно: банк не проверил информацию о том, является ли Истица платежеспособной (Истица не работает, находится в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с /дата/ года), не получил справку о доходе Истицы по форме 2 НДФЛ, согласно которой доход Истицы за /дата/ год составил 12 473,83 рубля (премия за /дата/ год после вычета налогов). Ежемесячная выплата на ребенка до 3 лет от работодателя составляет 50 рублей в месяц. Это единственные денежные средства, которые ежемесячно поступали на «текущий зарплатный» счет Истицы с сентября /дата/ года (справки 2НДФЛ прилагаются); банк не звонил работодателю Истицы, чтобы удостовериться в том работает ли она, находится в декретном отпуске или уволена, банк не проверил имущественное положение Истицы, как Заемщика: семья Истицы в августе /дата/ признана малоимущей. Недвижимого, автомототранспорта и иного имущества в собственности Истицы нет; банк не удостоверился, что кредит оформлен именно Истицей: не связался с ней по телефону и даже не запросил «кодовое слово»; банк не провел сверку голосовых данных, которые Истица оставила в банке летом /дата/ года, для защиты от мошенничества (в банке есть аудиозапись звонка); банк не заблокировал сомнительные операции по счету (как только был оформлен кредит, денежные средства мгновенно начали переводиться куда-то суммами по 100 000 рублей. Сотрудники банка осознавали, что производятся нехарактерные транзакции, но совершили перевод денежных средств); банк провел /дата/ заблокированные транзакции от /дата/. (банку о совершении мошенничества было сообщено незамедлительно, аудиозвонок зафиксирован в банке и оставлена претензия на горячей линии банка № (аудиозвонок так же записан в банке), было написано заявление в полицию, о чем тоже было сообщено в банк).
Из всего вышеизложенного следует, что, если бы специалист банка, который одобрил спорный кредит, действительно проверил информацию в отношении Истицы, которую она никогда не скрывала, в получении кредитных средств, а тем более в такой крупной сумме, ей было бы отказано. И в результате вышеуказанных действий Истицы, мошенниками были бы похищены только ее денежные средства, находящихся на дебетовых счетах. Договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «Альфа-Банк» (ДКБО) Истица ФИО2 не подписывала, о существовании такого договора и о его условиях ей ничего не было известно. Из представленных Банком документов Истице стало известно, что Договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «Альфа-Банк» был подписан неустановленным лицом в день оформления кредитного договора, то есть 16.10.2020г. Истица считает действия Ответчика неправомерными и незаконными. Действиями Банка истцу причинен моральный вред, который она оценивает в размере 300000 руб.
Истец просит суд:
признать кредитный договор № № от /дата/, заключенный неустановленным лицом от имени Истицы ФИО2 и ответчиком АО «АЛЬФА-БАНК» ничтожным;
обязать ответчика АО «АЛЬФА-БАНК» направить в Государственный реестр бюро кредитных историй информацию об исключении сведений в отношении ФИО2, /дата/.р.;
взыскать с Ответчика в пользу ФИО2 компенсацию морального ущерба в размере 300 000 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в возражениях на иск указал, что довод истца о заключении кредитного договора №№ от /дата/ не ею, а другими лицами не подтвержден доказательствами, в связи с чем не может быть принят судом во внимание.
Факт заключения оспариваемого кредитного договора именно истцом подтверждается совокупностью представленных ниже доказательств и обстоятельств дела.
Обслуживание физических лиц в Банке осуществляется в соответствии с Договором о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФАБАНК» (ДКБО или Договор) и Тарифами АО «АЛЬФА-БАНК» для физических лиц, заключивших Договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК».
Истец в установленном порядке присоединилась к Договору о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК», обязалась соблюдать его условия. Договор считается заключенным между Сторонами с даты получения Банком от Клиента письменного подтверждения о присоединении к условиям Договора (Анкета клиента от /дата/ с подтверждением о присоединении к ДКБО). В Анкете-клиента, собственноручно подписанной Истцом, Истцом указан номер телефона сотовой связи клиента - №.
В соответствии с ч. 1 ст.450 ГК РФ стороны договорились (п.2.7 ДКБО), что Банк имеет право вносить изменения в условия Договора и Тарифы. Изменения и (или) дополнения, внесенные Банком в Договор, становятся обязательными для Сторон в дату введения редакции в действие. При этом Банк обязан опубликовать новую редакцию Договора либо изменения и (или) дополнения, внесенные в Договор, на официальном сайте Банка в сети Интернет по адресу www.alfabank.ru и разместить в Отделениях Банка не менее чем за 2 календарных дня до даты введения редакции в действие.
В соответствии с п. 2.8 ДКБО Клиент обязан любым доступным ему способом, самостоятельно или через уполномоченных лиц, обращаться в Банк, в т.ч. на официальный сайт Банка в сети Интернет по адресу www.alfabank.ru, для получения сведений о новой редакции, о внесенных изменениях и (или) дополнениях в Договор и (или) Тарифы. В случае неполучения Банком от Клиента до вступления в силу новой редакции Договора и (или) Тарифов, либо изменений и (или) дополнений, внесенных в Договор и (или) в Тарифы, письменного уведомления о расторжении Договора, Стороны соглашаются с тем, что Банк считает это выражением согласия с изменениями условий Договора и (или) Тарифов.
Все редакции Договора и Тарифов Банка размещены в свободном доступе на WEB- странице Банка в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> в разделе «Документы и тарифы».
В рамках комплексного обслуживания Банк предоставляет Клиенту возможность воспользоваться любой услугой, предусмотренной Договором, в том числе услугой мобильного банка «Альфа-Мобайл».
«Альфа-Мобайл» - услуга Банка, предоставляющая Клиенту возможность дистанционно, при помощи электронных средств связи, посредством программного обеспечения, требующегося в целях получения услуги, «Альфа-Мобайл», осуществлять операции, предусмотренные ДКБО (разделы 1 и 8 ДКБО).
Подключение услуги «Альфа-Мобайл» осуществляется Банком Клиенту на основании электронного заявления Клиента, поданного посредством установленного на электронном средстве связи приложения для мобильных устройств «Альфа-Мобайл». Для осуществления данной операции Клиент вправе использовать только реквизиты карты, выпущенной на свое имя, или номер своего счета, а также принадлежащий ему номер телефона сотовой связи. Подключение услуги «Альфа-Мобайл» осуществляется с использованием одноразового пароля, направляемого на номер телефона сотовой связи Клиента. Услуга «Альфа-Мобайл» считается подключенной только после положительных результатов проверки соответствия одноразового пароля, введенного Клиентом, и информации, содержащейся в базе данных Банка, и после успешного формирования Клиентом Кода «Альфа-Мобайл». Код «Альфа-Мобайл» формируется Клиентом самостоятельно при подключении услуги «Альфа-Мобайл» и представляет собой известную только Клиенту последовательность цифровых символов, связанную с мобильным устройством Клиента. После формирования Кода «Альфа-Мобайл» доступ к услуге «Альфа-Мобайл» осуществляется только с его использованием, что позволяет однозначно произвести идентификацию Клиента при использовании Клиентом услуги «Альфа-Мобайл».
В рамках Договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК» Истцом используется услуга «Альфа-Мобайл». Согласно данным из электронного журнала входов в «Альфа-Мобайл» Истец использует услугу с помощью мобильного устройства Xiaomi Redmi 6. /дата/ входы в «Альфа-Мобайл» осуществлялись также только с помощью мобильного устройства Xiaomi Redmi 6.
Согласно ДКБО (п. 8.8) посредством услуги «Альфа-Мобайл» Клиент может осуществлять операции, поименованные в ДКБО, в том числе оформлять электронные документы и подписывать их простой электронной подписью в целях заключения договора кредита наличными в соответствии с Приложением №13 к ДКБО, что соответствует положениям действующего законодательства о потребительском кредитовании.
В силу ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В силу положений ст. 820 ГК РФ кредитный Договор должен быть заключен в письменной форме.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа регулируются Федеральным законом от 21.12.2013г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
В соответствии с требованием п. 14 ст. 7 Закон о потребительском кредите документы, необходимые для заключения договора потребительского кредита (займа) в соответствии с настоящей статьей, включая индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) и заявление о предоставлении потребительского кредита (займа), могут быть подписаны сторонами с использованием аналога собственноручной подписи способом, подтверждающим ее принадлежность сторонам в соответствии с требованиями федеральных законов, и направлены с использованием информационно телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
В соответствии с ч. 2 ст. 5. Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Согласно условиям ДКБО, следуя инструкциям в экранных формах «Альфа- Мобайл», которое выступает средством дистанционного банковского обслуживания, используя функциональные кнопки, клиент инициирует формирование и подписание соответствующего электронного документа или пакета электронных документов, подписываемых одной простой электронной подписью. Ключом простой электронной подписи Клиента при оформлении кредита наличными выступает одноразовый пароль, направляемый на номер телефона сотовой связи клиента. Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью и отправленным в Банк посредством средств дистанционного банковского обслуживания от имени клиента при установлении факта направления и использования одноразового пароля, направленного на номер телефона сотовой связи клиента.
В соответствии с п. 2.13 Приложения №13 к ДКБО электронные документы, подписанные простой электронной подписью Клиента, после положительных результатов проверки Ключа введенного Клиентом, в соответствии с ДКБО, признаются Банком и Клиентом равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, удовлетворяют требованию совершения сделки в простой письменной форме в соответствии с ГК РФ, и влекут юридические последствия, аналогичные последствиям совершения сделки с физическим присутствием Клиента (п. 2.13 Приложения №13 к ДКБО).
/дата/ от имени Истца был осуществлен успешный вход в «Альфа-Мобайл». В «Альфа-Мобайл» от имени Истца было сформировано обращение к Банку на принятие предложения о выдаче кредита наличными.
Банком на основании поступившего запроса был сформирован пакет электронных документов, в том числе, индивидуальные условия №№ от /дата/ договора потребительского кредита, предусматривающего выдачу кредита наличными.
Для целей подтверждения согласия Истца с условиями кредитования и подписания электронных документов Банком на номер телефона сотовой связи Истца № в 18:17:28 (мск) было направлено sms-сообщение с номером одноразового пароля следующего содержания: Никому не сообщайте код: №. Оформление кредита наличными (выписка из электронного журнала).
Одноразовый пароль, направленный Истцу на номер телефона сотовой связи в составе sms-сообщения, был успешно введен в 18:17:47 (мск), чем подтверждено согласие с условиями договора потребительского кредита, предусматривающего выдачу кредита наличными и оформлены электронные документы, подписанные простой электронной подписью (отчет о заключении договора прилагаем), т.е. сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям кредитного договора, предусматривающего выдачу кредита наличными. Таким образом в соответствии с требованием ст. 433 ГК РФ договор считается заключенным.
В связи с подтверждением принятия предложения Банка от имени Истца на кредит в сумме 423 500 рублей и заключением кредитного договора, произведена смена статуса запроса на кредит - денежные средства в размере 423 500 рублей по Договору кредита переведены на текущий кредитный счет Клиента №, отрытый по распоряжению Клиента в рамках Договора кредита, что подтверждается выпиской по текущему кредитному счету Истца.
Далее, после успешного оформления кредита в 18:19:41 (мск) в «Альфа-Мобайл» был осуществлен перевод кредитных денежных средств в сумме 348 273,02 рублей между счетами, открытыми на имя Истца, а именно: с текущего кредитного счета Истца № на текущий счет Истца №.
В 18:20:31 (мск) через мобильное приложение «Альфа-Мобайл» осуществлен «Перевод с карты на карту» - перевод денежных средств с карты Истца ER-MC World CashBach №, выпущенной к текущему счету Истца №, на карту другого банка № в сумме 98 000 рублей. Для подтверждения совершения операции Истцом был использован одноразовый пароль из push-уведомления, направленного согласно условиям ДКБО на мобильное устройство Истца, с помощью которого осуществляется доступ к услугам мобильного банка «Альфа-Мобайл». На момент совершения операции банковская карта Истца № не была утеряна или заблокирована Клиентом.
Комиссия за совершение перевода с карты на карту составила 1 911 рублей согласно Тарифам Банка.
В 18:21:08 (мск) через мобильное приложение «Альфа-Мобайл» осуществлен «Перевод с карты на карту» - перевод денежных средств с карты Истца №, выпущенной к текущему счету Истца №, на карту другого банка №2 в сумме 98 000 рублей. Для подтверждения совершения операции Истцом был использован одноразовый пароль из push-уведомления, направленного согласно условиям ДКБО на мобильное устройство Истца, с помощью которого осуществляется доступ к услугам мобильного банка «Альфа-Мобайл». На момент совершения операции банковская карта Истца № не была утеряна или заблокирована Клиентом.
Комиссия за совершение перевода с карты на карту составила 1 911 рублей согласно Тарифам Банка.
Посредством мобильного банка «Альфа-Мобайл» /дата/ в период с 18:42:06 (мск) до 18:43:01 (мск) соответствии с п.8.8 ДКБО Истцом была произведена блокировка выпущенных на ее имя банковских карт №, №, №. Для подтверждения совершения указанных операций Истцом были использованы одноразовые пароли из push-уведомлений, направленных согласно условиям ДКБО на мобильное устройство Истца, с помощью которого осуществляется доступ к услугам мобильного банка «Альфа-Мобайл». Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из электронного журнала операций через каналы дистанционного банковского обслуживания, выпиской по картам Истца, выпиской из электронного журнала направленных сообщений.
Обращение Истца на телефонную линию Банка поступило /дата/ в 19:06:49 (мск) с номера №. По факту обращения карты Истца, а также доступы к каналам дистанционного банковского обслуживания были заблокированы.
Также за счет предоставленных кредитных средств была списана страховая премия по оформленным от имени Истца договорам страхования в общей сумме 75 226,98 рублей (/дата/ данная сумма была возвращена на текущий кредитный счет Истца № по обращению Истца, поступившему до истечения «периода охлаждения» в соответствии с действующим законодательством).
В настоящее время Истец оспаривает заключение кредитного договора и получение денежных средств, в связи с чем обратилась с иском в Октябрьский районный суд <адрес>.
Между тем, операции от имени Истца совершены с использованием одноразовых паролей из сообщений/уведомлений, все пароли были введены корректно. Кроме того, вход в мобильный банк «Альфа-Мобайл» осуществлялся с помощью мобильного устройства Истца Xiaomi Redmi 6, входов с иных устройств не осуществлялось.
Исходя из вышесказанного следует, что оформление кредита и операции по переводу денежных средств были совершены Истцом лично, либо совершены с согласия Истца, либо Истец нарушил условия Договора, передав данные карты, мобильноеустройство и/или пароли третьим лицам, что повлекло неблагоприятные последствия для Истца, за которые Банк не несет ответственности.
Согласно п. 14.2.2 ДКБО Клиент обязуется не передавать Средства доступа Кодовое слово, КэшКод, Пароль «Альфа-Диалог», Пароль «Альфа-Клик», Пароль «Альфа- Мобайл», Код «Альфа-Мобайл», Пароль «Альфа-Мобайл-Лайт», Код «Альфа-Мобайл- Лайт», Мобильное устройство, использующееся для получения услуги «Альфа-Мобайл», третьим лицам.
В силу п. 14.2.3 ДКБО в случае утраты средств доступа, ПИН, а также в случае возникновения риска использования средств доступа, пароля «Альфа-Мобайл» без согласия Клиента/держателя карты, мобильного устройства, использующегося для получения услуги «Альфа-Мобайл», клиент обязуется незамедлительно уведомить об этом Банк, обратившись в Отделение Банка либо в телефонный центр «Альфа-Консультант».
В соответствии с п. 14.2.15 ДКБО Клиент обязуется в случаях утери, кражи, пропажи и иных случаях утраты SIM-карты и/или Мобильного устройства, а также смены SIM-карты или ее передачи третьим лицам по любым основаниям, в случае компрометации Средств доступа Клиент обязан немедленно обратиться в Банк для изменения информации о Номере телефона сотовой связи Клиента, для доставки паролей на подтверждение операций в Интернет Банке «Альфа-Клик» или посредством услуги «Альфа-Мобайл», и отключения услуги «Альфа-Чек», «Альфа-Мобайл», «Альфа-Мобайл-Лайт», «Альфа- Диалог», «Персональные SMS-уведомления» в порядке, установленном Договором. До получения Банком заявления об отключении услуги «Альфа-Диалог», и/или «Альфа-Чек», и/или «Альфа-Мобайл», и/или «Альфа-Мобайл-Лайт» и заявления об изменении Номера телефона сотовой связи Клиента, Клиент несет ответственность за все Денежные переводы «Альфа-Чек», Денежные переводы «Альфа-Мобайл» (в т.ч. переводы совершенные Доверенным лицом), Денежные переводы «Альфа-Диалог», операции в Интернет Банке «Альфа-Клик» и в «Альфа-Мобайл-Лайт», совершенные иными лицами с ведома или без ведома Клиента
В соответствии с п. 14.2.19 ДКБО Клиент обязан немедленно уведомлять Банк о смене SIM-карты Номера телефона сотовой связи Клиента, обратившись в Отделение Банка или в Телефонный центр «Альфа-Консультант».
В соответствии с п. 14.3.12 ДКБО Банк вправе в случае Утраты Средств доступа, ПИН и/или Карты списывать со Счета денежные средства в размере сумм операций, которые были проведены с использованием Средств доступа, ПИН и/или Карты, до момента блокирования Клиентом Средств доступа или Карты.
Согласно п. 15.2 ДКБО Клиент несет ответственность за все операции, проводимые Клиентом и/или третьими лицами с ведома или без ведома Клиента при использовании услуг «Альфа-Мобайл», «Альфа-Мобайл-Лайт», «Альфа-Чек», «Альфа-Диалог», Интернет Банка «Альфа-Клик», Телефонного центра «Альфа-Консультант».
В соответствии с п. 15.5 ДКБО Банк не несет ответственности в случае, если информация, передаваемая при использовании услуг «Альфа-Чек», «Альфа-Мобайл», «Альфа-Мобайл-Лайт», «Альфа-Диалог», «Персональные SMS-уведомления», Интернет Банка «Альфа-Клик», банкомата Банка и Телефонного центра «Альфа-Консультант», совершении Денежного перевода «Альфа-Оплата», в том числе о Счетах, Картах, Средствах доступа, станет известной иным лицам в результате прослушивания или перехвата канала сотовой и телефонной связи во время их использования, а также в случае недобросовестного выполнения Клиентом условий хранения и использования Средств доступа и/или Мобильного устройства, использующегося для получения услуги «Альфа- Мобайл» с возможностью Аутентификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица Клиента/Держателя Дополнительной карты и/или установки на Мобильное устройство вредоносного программного обеспечения, которая повлекла убытки Клиента по операциям в рамках Договора.
Со стороны Банка, нарушений условий договора или закона не имеется, услуги оказаны в полном соответствии с Договором о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК». Банк свои обязательства по информированию истца исполнил в полном объеме, информация обо всех операциях была доведена до Истца в соответствии с условиями ДКБО (п. /дата/), а также размещена и доступна для Истца в день их совершения, в том числе в мобильном приложении «Альфа-Мобайл».
Сообщение от Истца о совершении операций без ее согласия поступило в Банк после совершения оспариваемых операций и после наступления безотзывности операций.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" распоряжение клиента может быть до наступления безотзывности перевода денежных средств отозвано клиентом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с п. 14 ст.3 указанного закона, безотзывность перевода денежных средств - характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
В случае использования такой формы расчетов, как расчеты посредством банковской карты, безотзывность платежа наступает в соответствии с правилами платежной системы. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О национальной платежной системе" правилами платежной системы определяются порядок осуществления перевода денежных средств в рамках платежной системы, включая моменты наступления его безотзывности, безусловности и окончательности.
Операции по переводу средств совершены с использованием карты Истца ER- MasterCard World CashBach №. В соответствии с главой 7 Правил платёжной системы «Мастеркард» в России (редакция от /дата/) безотзывность перевода денежных средств наступает немедленно после акцепта (приема к оплате) карты стороной, принимающей карту для осуществления операции.
Факт блокировки карты не влияет на момент наступления безотзывности платежей, осуществленных с использованием карты платежной системы Мастеркард до ее блокировки.
Согласно п. 16.4 Общих условий по выпуску, обслуживанию и использованию карт, являющихся приложением № 4 к ДКБО, при оплате товаров (работ, услуг) с использованием карты платежный лимит карты уменьшается на сумму проведенной операции (с учетом комиссии за совершение указанной операции в соответствии с действующими Тарифами Банка и комиссий иных кредитных организаций), т.е. сумма операции с учетом комиссии за совершение указанной операции (при наличии таковой) блокируется (резервируется) на срок до 45 дней на счете карты, с использованием которого совершена соответствующая операция.
Списание Банком «заблокированных» денежных средств со счета плательщика осуществляется в соответствии с ДКБО после окончания процедур платежного клиринга и поступления в Банк реестра операций/электронного журнала из платежной системы (абз.2 п. 2.9 Положения Банка России от 24.12.2004 №266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием», п.16.5, п. 16.13 Приложения №4 к Договору.
В АО «АЛЬФА-БАНК» разработан система мер для безопасного использования банковских продуктов, в том числе банковских карт и средств дистанционного доступа к счетам. Принципы данной системы отражены в текстах договорах с клиентами, в том числе, в виде обязанностей клиентов не передавать никому информацию, необходимую для использования карт, дистанционных средств доступа «Альфа-Клик», «Альфа-Мобайл», мобильные устройства и пр.
Дополнительно на сайте АО «АЛЬФА-БАНК» размещены памятки для клиентов о мерах безопасного использования банковских карт, интернет-банка и пр., а также информация о мерах по защите от мошенников (https://alfabank.ni/about/safetv/l, в том числе, информация о том, что сотрудники Альфа-Банка никогда не потребуют назвать
данные карты, код и пароли из смс, не предложат установить антивирус и другие сторонние приложения, не попросят перевести деньги на другие счета и карты и пр.
Банком на мобильное устройство Истца, с помощью которого осуществляется доступ к услугам мобильного банка «Альфа-Мобайл», /дата/ в 17:52:20 (мск) направлялось push-сообщение следующего содержания: Осторожно мошенники! Никогда и никому не говорите данные карты и пароли из смс. Даже если вам звонят из «банка».
Отсутствуют основания для признания кредитного договора №№ от /дата/ недействительным.
Как поясняется Истцом в иске, а также пояснялось /дата/ при обращении на телефонную линию Банка, что ею на мобильный телефон было установлено мобильное приложение удаленного управления «TeamViewerQuikSupport». Мобильное приложение «TeamViewerQuikSupport» предоставляет возможность доступа третьих лиц мобильному телефону, а значит, в том числе, к мобильному приложению «Альфа-Мобайл» (т.е. доступ ко всем счетам, картам, паролям, уведомлениям, а также возможности осуществлять операции, предусмотренные ДКБО).
При таких обстоятельствах, кредитный договор заключен Истцом либо своей волей и в своем интересе, либо под влиянием обмана со стороны третьих лиц, которым Истец предоставила конфиденциальную информацию. Если истец предоставит доказательства указанных обстоятельств, на которые она ссылается в иске, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, то рассматриваемую в настоящем деле ситуацию следует квалифицировать по ч. 2 ст. 179 ГК РФ. При этом, не имеет правового значения, на какую норму права ссылается истец при заявлении исковых требований, поскольку в силу части 1 ст.196 ГПК РФ именно суд, а не истец, определяет, какой закон должен быть применен по данному делу.
Согласно ч. 2 ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Сделка, совершенная под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось ее представителем или работником! либо содействовало ей в совершении сделки.
Как следует из пояснений ответчика данных выше, при оформлении кредитного договора №№ от /дата/, а также совершении операций по переводу средств, у Банка отсутствовали основания полагать, что данные действия происходят без согласия Истца, либо совершаются третьими лицами, т.к. операции подтверждались одноразовым паролем, направленными на сотовый телефон Истца; вход в мобильное приложение Альфа-Мобайл, произведен корректно, со стороны Истца отсутствовали сообщения об утере Средств доступа или мобильного телефона, на который
поступают одноразовые пароли, смены устройства при входе в мобильное приложение не зафиксировано.
Таким образом, даже если факт совершения сделки Истцом под влиянием третьих лиц подтвердится в судебном заседании, оспариваемый кредитный договор не может быть признан недействительным как заключенный вследствие обмана истца третьими лицами, поскольку вторая сторона сделки (Банк) не знал и не мог знать о таком обмане.
В случае, если Истец считает, что в отношении нее были совершены незаконные действия она вправе обратиться в правоохранительные органы за защитой своих прав для определения виновных лиц, причинивший ей вред и предъявления требований о возмещении причиненного вреда этими виновным лицам. В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом. причинившим вред.
Кроме того, если истец предоставит доказательства обстоятельств, на которые она ссылается в иске, действия истца по установлению мобильного приложения и предоставления доступа к удаленному управлению мобильным телефоном следует рассматривать как нарушение условия ДКБО - контроль над мобильным устройством, использующимся для получения услуги «Альфа-Мобайл», передан Истцом третьим лицам, Истцом разглашены данные карты, средства доступа, одноразовые пароли для совершения операций (п. 14.2.2 ДКБО), вследствие чего стало возможным совершение оспариваемых операций по заключению кредитного договора и списанию денежных средств. В связи с этим исковые требования не подлежат удовлетворению в силу ч. 15 ст. 9 ФЗ «О национальной платежной системе», согласно которой банк не должен возмещать сумму операции, совершенной без согласия клиента, если ее совершение стало возможно в результате нарушения клиентом правил использования электронного средства платежа.
Требование Истца о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, поскольку не подлежит удовлетворению основное требование.
Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Из искового заявления следует, что /дата/ на имя истца посредством дистанционного использования мобильного устройства был оформлен кредит в АО «АЛЬФА-БАНК» на сумму 423 500 руб., часть зачисленных на счет истца денежных средств посредством неправомерных действий третьих лиц была перечислена на счета иных лиц, 196000 руб.
При этом из позиции истца следует, что истец свою волю на заключение кредитного договора не проявлял, кредитный договор подлежит признанию ничтожным.
Оценивая позицию истца и позицию ответчика, суд исходит из следующих норм права.
В силу ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В силу положений ст. 820 ГК РФ кредитный Договор должен быть заключен в письменной форме.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа регулируются Федеральным законом от 21.12.2013г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
В соответствии с требованием п. 14 ст. 7 данного Федерального закона документы, необходимые для заключения договора потребительского кредита (займа) в соответствии с настоящей статьей, включая индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) и заявление о предоставлении потребительского кредита (займа), могут быть подписаны сторонами с использованием аналога собственноручной подписи способом, подтверждающим ее принадлежность сторонам в соответствии с требованиями федеральных законов, и направлены с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
В соответствии с п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Согласно п. 1, 4 ст. 847 ГК РФ права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета.
Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и иными способами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и других средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
В силу п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Банком России /дата/ утверждено Положение "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" N 266-П, согласно п. 2.10 которого клиенты могут осуществлять операции с использованием платежной карты посредством кодов, паролей в рамках процедур их ввода, применяемых в качестве АСП и установленных кредитными организациями в договорах с клиентами.
Судом установлено, что на основании заявления -анкеты клиента ФИО2 от /дата/ истец присоединена к Договору о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК» (используемое банком сокращение - ДКБО), обязалась соблюдать его условия. Анкета подписана истцом собственноручно. Договор считается заключенным между Сторонами с даты получения Банком от Клиента письменного подтверждения о присоединении к условиям Договора (т.1, л.д.119). В Анкете-клиента, собственноручно подписанной Истцом, Истцом указан номер телефона сотовой связи клиента - 79139324074.
На основании данного заявления истцу открыт текущий счет и выдана банковская карта АО «АЛЬФА-БАНК» (расписка в получении карты, т.3, л.д.39).
В рамках комплексного обслуживания Банк предоставляет Клиенту возможность воспользоваться любой услугой, предусмотренной Договором, в том числе услугой мобильного банка «Альфа-Мобайл».
«Альфа-Мобайл» - услуга Банка, предоставляющая Клиенту возможность дистанционно, при помощи электронных средств связи, посредством программного обеспечения, требующегося в целях получения услуги «Альфа-Мобайл», осуществлять операции, предусмотренные ДКБО (раздел 8 ДКБО, т.3, л.д.60).
Подключение услуги «Альфа-Мобайл» осуществляется Банком Клиенту на основании электронного заявления Клиента, поданного посредством установленного на электронном средстве связи приложения для мобильных устройств «Альфа-Мобайл». Для осуществления данной операции Клиент вправе использовать только реквизиты карты, выпущенной на свое имя, или номер своего счета, а также принадлежащий ему номер телефона сотовой связи. Подключение услуги «Альфа-Мобайл» осуществляется с использованием одноразового пароля, направляемого на номер телефона сотовой связи Клиента. Услуга «Альфа-Мобайл» считается подключенной только после положительных результатов проверки соответствия одноразового пароля, введенного Клиентом, и информации, содержащейся в базе данных Банка, и после успешного формирования Клиентом Кода «Альфа-Мобайл». Код «Альфа-Мобайл» формируется Клиентом самостоятельно при подключении услуги «Альфа-Мобайл» и представляет собой известную только Клиенту последовательность цифровых символов, связанную с мобильным устройством Клиента. После формирования Кода «Альфа-Мобайл» доступ к услуге «Альфа-Мобайл» осуществляется только с его использованием, что позволяет однозначно произвести идентификацию Клиента при использовании Клиентом услуги «Альфа-Мобайл».
Как указано ответчиком и не опровергнуто истцом, согласно данным из электронного журнала входов в «Альфа-Мобайл» Истец использует услугу с помощью мобильного устройства Xiaomi Redmi 6. /дата/ входы в «Альфа-Мобайл» осуществлялись также с помощью мобильного устройства Xiaomi Redmi 6 истца (т.2, л.д.213-238). Факт использования истцом функций мобильного приложения ранее подтверждены истцом в иске.
Согласно ДКБО (п. 8.9) посредством услуги «Альфа-Мобайл» Клиент может осуществлять операции, поименованные в ДКБО, в том числе оформлять электронные документы и подписывать их простой электронной подписью в целях заключения договора кредита наличными в соответствии с Приложением №13 к ДКБО (т.3, л.д.62).
В соответствии с п. 2.13 Приложения №13 к ДКБО электронные документы, подписанные простой электронной подписью Клиента, после положительных результатов проверки Ключа введенного Клиентом, в соответствии с ДКБО, признаются Банком и Клиентом равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, удовлетворяют требованию совершения сделки в простой письменной форме в соответствии с ГК РФ, и влекут юридические последствия, аналогичные последствиям совершения сделки с физическим присутствием Клиента (т.3, л.д.120).
Как следует из электронного журнала входов в «Альфа-Мобайл», /дата/ от имени Истца был осуществлен успешный вход в «Альфа-Мобайл». В «Альфа-Мобайл» от имени Истца было сформировано обращение к Банку на принятие предложения о выдаче кредита наличными (т.2, л.д.87-97).
Банком на основании поступившего запроса был сформирован пакет электронных документов, в том числе индивидуальные условия №№ от /дата/ договора потребительского кредита, предусматривающего выдачу кредита наличными с указанием суммы кредита 423500 руб., процентной ставки стандартно 12,99% годовых, процентной ставки с учетом дисконта 8,8 % годовых (т.2, л.д.215-220).
Для целей подтверждения согласия Истца с условиями кредитования и подписания электронных документов Банком на номер телефона сотовой связи Истца № в 18:17:28 (мск) было направлено sms-сообщение с номером одноразового пароля следующего содержания: Никому не сообщайте код: 2215. Оформление кредита наличными (выписка из электронного журнала сообщений, т.2, л.д.81-84).
Одноразовый пароль, направленный Истцу на номер телефона сотовой связи в составе sms-сообщения, был успешно введен в 18:17:47 (мск), чем подтверждено согласие с условиями договора потребительского кредита, предусматривающего выдачу кредита наличными и оформлены электронные документы, подписанные простой электронной подписью (выписка из электронного журнала сообщений, т.2, л.д.83).
Как следует из выписки по счету истца, в связи с заключением кредитного договора денежные средства по договору кредита переведены на текущий кредитный счет Клиента (т.2. л.д.105).
Также как следует из выписки по счету истца и выписки из электронного журнала сообщений, после успешного оформления кредита в 18:19:41 (мск) в «Альфа-Мобайл» был осуществлен перевод кредитных денежных средств в сумме 348 273,02 рублей между счетами, открытыми на имя Истца, а именно: с текущего кредитного счета Истца № на текущий счет Истца №. В 18:20:31 (мск) через мобильное приложение «Альфа-Мобайл» осуществлен «Перевод с карты на карту» - перевод денежных средств с карты Истца, выпущенной к текущему счету Истца, на карту другого банка в сумме 98 000 рублей. Для подтверждения совершения операции Истцом был использован одноразовый пароль из push-уведомления, направленного согласно условиям ДКБО на мобильное устройство Истца, с помощью которого осуществляется доступ к услугам мобильного банка «Альфа-Мобайл».
В 18:21:08 (мск) через мобильное приложение «Альфа-Мобайл» осуществлен «Перевод с карты на карту» - перевод денежных средств с карты Истца, на карту другого банка в сумме 98 000 рублей. Для подтверждения совершения операции Истцом был использован одноразовый пароль из push-уведомления, направленного согласно условиям ДКБО на мобильное устройство Истца, с помощью которого осуществляется доступ к услугам мобильного банка «Альфа-Мобайл» (т.2, л.д.84, 105).
Посредством мобильного банка «Альфа-Мобайл» /дата/ в период с 18:42:06 (мск) до 18:43:01 (мск) соответствии с п.8.8 ДКБО Истцом была произведена блокировка выпущенных на ее имя банковских карт №, №, №. Для подтверждения совершения указанных операций Истцом были использованы одноразовые пароли из push-уведомлений, направленных согласно условиям ДКБО на мобильное устройство Истца, с помощью которого осуществляется доступ к услугам мобильного банка «Альфа-Мобайл» (выписка из электронного журнала операций, выписка по картам Истца, выписка из электронного журнала направленных сообщений).
Указанные действия банка по проведению расходных операций по карте истца на основании одноразовых паролей, направленных на мобильное устройство истца банком, в полной мере соответствует в вышеуказанным положениям ГК РФ и Условиям Договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК».
Довод истца о том, что банк не обеспечил безопасное пользование банковскими услугами, вследствие чего третьи лица получили доступ к счетам истца, судом не принимается, так как в непосредственной причинно-следственной связи со списанием средств с карты истца на счет иного лица состоят именно действия истца, который несмотря на содержащуюся в сообщениях о подтверждении операций информацию о назначении паролей и о недопустимости сообщать их иным лицам, о возможности обращения к клиенту лиц, совершающих мошеннические действия (сообщение, т.2, л.д.81), по своей неосмотрительности предоставил возможность доступа к своему мобильному устройству третьим лицам, что подробно описал в иске, вследствие чего в порядке реализации Условиям Договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК» состоялось заключение кредитного договора на имя истца и перевод части выданных банком средств на иные счета.
Таким образом, суд соглашается с доводами ответчика о том, что в соответствии с требованиями ст. 433 ГК РФ кредитный договор считается заключенным.
В качестве основания недействительности сделки истцом указано на ст. 179 ГК РФ, в силу которой (п.2) сделка, совершенная под влияниемобмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Сделка, совершенная под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось ее представителем или работником либо содействовало ей в совершении сделки.
Из вышеизложенных обстоятельств дела следует, что недобросовестность действиях банка не усматривается, так как банком соблюдались условия Договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК». Совершенные по счету истца операции явились следствием неосмотрительных действий истца.
При этом довод истца о том, что банк не проверил платёжеспособность истца как заёмщика до выдачу истцу кредита, не влияет на законность кредитного договора, так как выдавая кредит, банк исходил из того, что истец является действующим клиентом банка, обладал информацией о предыдущих финансовых операциях истца.
По результатам рассмотрения дела суд приходит к выводу о том, что у суда отсутствуют основания считать, что ответчик нарушил либо ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по ведению банковского счета истца и по совершению расходных операций по нему, выдачи кредита.
Следовательно, основания для удовлетворения основного требования о признании кредитного договора от /дата/ ничтожными и вытекающих из него требований о понуждении ответчика направить в Государственный реестр бюро кредитных историй информацию об исключении сведений в отношении ФИО2 (в порядке ст. 5 ФЗ "О кредитных историях"), о взыскании с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей (в порядке ст. 151 ГК РФ) у суда отсутствуют.
В заявленных истцом требованиях надлежит оказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.
Судья Е.И. Котин
/подпись/
Подлинник хранится в гражданском деле № 2-574/2022 Октябрьского районного суда г. Новосибирска