84RS0001-01-2018-000670-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2018 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Васильева А.В.,
при секретаре Гонштейн С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-572 по иску ФИО1 к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, о признании незаконным постановление администрации от 28.03.2018 в части снятия ФИО1 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и возложении обязанности восстановить ФИО1 в списке граждан, имеющих такое право, с даты постановки на учет,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился с указанным выше иском к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В период с 12.09.1985 по 13.05.1998 истец осуществлял трудовую деятельность в с. Хатанга Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, то есть в районах Крайнего Севера. В мае 1998 года уволился из Хатангского торга Таймырского оптово-розничного объединения и временно выехал в <данные изъяты> область, где проживал и работал до июня 2001 года. Выезд за пределы районов Крайнего Севера был обусловлен тяжёлым положением в семье. Осенью 2003 года снова вернулся в с. Хатангу и с 21.10.2003 по 08.09.2009 продолжил свою трудовую деятельность в качестве <данные изъяты>, а затем <данные изъяты> в коммунальных предприятиях села. В настоящее время является пенсионером, нигде не работает, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. В 2006 году обратился в администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого района с заявлением о постановке на учёт, как гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Все необходимые документы, подтверждающие право на получение выплаты, были предоставлены в уполномоченный орган, было сформировано учётное дело. Однако, в апреле 2018 года ответчик в лице отдела по миграционной и жилищной политике администрации Таймырского района своим письмом от 29.03.2018 № 307 сообщил, что истец снят с регистрационного учёта в связи с тем, что выезжал в 1998 году из районов Крайнего Севера, стаж работы в районах Крайнего Севера прерывался, на момент выезда из с. Хатанга имел стаж 12 лет 08 месяцев 01 день, поэтому не вправе претендовать на получение социальной выплаты по федеральному закону № 125-ФЗ. Отдел по миграционной и жилищной политике администрации района известил о том, что истец снят с регистрационного учёта на основании постановления администрации района от 28.03.2018 № 252 «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера». Истец считает, что его право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с федеральным законом было нарушено. На момент постановки на регистрационный учёт в администрации района истец не имел в собственности жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имел общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 лет. Таким образом, на момент постановки на учёт соответствовал требованиям, указанным в федеральном законе от 25.10.2002 № 125-ФЗ, и имел право на получение социальной выплаты в соответствии с вышеуказанным законом. Разъяснения министерства регионального развития РФ от 13.12.2011 № 34438- ГЕ/07, на которые ссылается ответчик в обоснование своего решения, не зарегистрированы в установленном порядке в министерстве юстиции Российской Федерации, не были официально опубликованы, поэтому не могут рассматриваться в качестве допустимого доказательства при разрешении настоящего спора. Кроме того, ни федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ, ни принятые в соответствии с ним положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, не содержат прямого указания о наличии в качестве обязательного условия предоставления жилищной субсидии гражданам общей продолжительности непрерывного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет. Данное требование в законе отсутствует. Выезжая в 1998 году из районов Крайнего Севера, истец не имел намерений выехать в <данные изъяты> область на постоянное место жительства. Временный выезд был вызван тяжёлым семейным положением, возникшим на тот момент. То обстоятельство, что около 5 лет истец проживал в <данные изъяты> области, по его мнению, не может являться безусловным основанием для снятия с регистрационного учёта. В связи с этим истец просит суд признать незаконным постановление администрации Таймырского муниципального района от 28.03.2018 № 252 в части снятия его с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и обязать администрацию района восстановить его в списке граждан, имеющих такое право, с даты постановки на учёт.
Истец ФИО1 в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлен, ходатайств о рассмотрении дела в своё отсутствие или об отложении слушания дела суду не представил.
Представитель ответчика – администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлена, представила ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, а также письменные возражения, где указала, что право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления установлены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Статьей 1 федерального закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не мене пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностей не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исходя из буквального толкования указанной нормы для приобретения права на получение жилищной субсидии гражданин должен прибыть в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 01.01.1992 и с момента прибытия проработать в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее пятнадцати календарных лет. ФИО1 состоял на учете в администрации муниципального района с 28.07.2006 в категории очередности «пенсионеры». ФИО1 дал согласие на получение социальной выплаты в 2018 году в соответствии с законом Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в <...>». При формировании учетного дела и проверки представленных документов согласно записям в трудовой книжке истец приступил к беспрерывной трудовой деятельности в районах Крайнего Севера с 12.09.1985 года. 13.05.1998 истец увольняется с места работы и снимается с регистрационного учета на постоянное место жительства в <данные изъяты> область. Вновь приступает к работе в районах Крайнего Севера с 21.10.2003, что подтверждено записями в трудовой книжке. Таким образом, истец на дату выезда в 1998 году из сельского поселения Хатанга на постоянное место жительства в <данные изъяты> область не имел 15-летнего трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поэтому он не подпадает под категорию граждан, указанных в статье 1 Федерального закона. Вновь истец прибыл в районы Крайнего Севера и зарегистрировался в поселке сельского поселения Хатанга с 19.11.2002, то есть после 01.01.1992, поэтому повторное прибытие истца в районы Крайнего Севера не дает основания для получения им социальной выплаты в рамках вышеуказанного Федерального закона, положениями которого не предусмотрена возможность суммирования (зачета) трудового стажа, поскольку факт прекращения его трудовой деятельности в 1998 году и выезд из района Крайнего Севера является юридическим препятствием для сложения его с трудовым стажем, выработанным после возвращения в 2002 году в районы Крайнего Севера. В связи с изложенным, пакет документов ФИО1 рассмотрен 27.03.2018 на заседании комиссии администрации муниципального района по распределению жилья и социальных выплат было принято решение о снятии с учета на получение социальных выплат в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ. При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом. В этой связи, представитель администрации муниципального района просит суд в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела министерство надлежаще уведомлено, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, а также письменный отзыв на исковое заявление, где указано, что право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления установлены федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Статей 1 федерального закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исходя из буквального толкования указанной нормы для приобретения права на получение жилищной субсидии гражданин должен прибыть в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года и с момента прибытия проработать в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 утверждено положение о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с подпунктом «а» пункта 12(1) положения основанием для отказа в постановке на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона. Как следует из материалов дела, ФИО1 проживал и осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера с 12.09.1985 по 13.05.1998, затем выехал и с мая 1998 по октябрь 2003 проживал и осуществлял трудовую деятельность в <данные изъяты> области. На момент выезда общий стаж его работы в районах Крайнего Севера составил менее 15 календарных лет (12 лет 08 месяцев 01 день). В соответствии с трудовой книжкой №, вновь истец прибыл в районы Крайнего Севера в октябре 2003, то есть после 01.01.1992. Повторное его прибытие в район Крайнего Севера не дает правого основания для получения им социальной выплаты в рамках Федерального закона, поскольку положениями данного закона не предусмотрена возможность суммирования (зачета) трудового стажа, а факт прекращения его трудовой деятельности и выезд из местности, приравненной к районам Крайнего Севера является юридическим препятствием для сложения его с трудовым стажем, выработанным после возвращения в районы Крайнего Севера. Поскольку ФИО1 прибыл в районы Крайнего Севера в 2003 году, то есть после 01.01.1992, то права для получения социальной выплаты не приобрел, а повторное прибытие в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностям после 01.01.1992 не дает оснований для получения социальной выплаты. При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания незаконным решения об отказе в постановке на учёт лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учёт и включить в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты не установлено, в связи с чем, требования истца не подлежат удовлетворению. В этой связи министерство просит суд отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с преамбулой к закону РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ от 25.10.2002, настоящий федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего федерального закона.
При этом, статьей 1 Закона РФ № 125-ФЗ от 25.10.2002 установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из представленных суду материалов дела следует, что административный истец ФИО1 с 12.09.1985 осуществлял трудовую деятельность в должности <данные изъяты>, то есть в организации, расположенной в районах Крайнего Севера. 13.05.1998 истец уволился и выехал из районов Крайнего Севера в <данные изъяты> область на постоянное место жительства, на момент выезда его стаж работы в районах Крайнего Севера составлял 12 лет 08 месяцев 01 день. 21.10.2003 истец вновь прибыл в районы Крайнего Севера, где осуществлял трудовую деятельность до выхода на пенсию, то есть до 08.09.2009. В настоящее время продолжает проживать в <адрес>
С 28.07.2006 истец ФИО1 состоял на учете в администрации Таймырского муниципального района в категории очередности «пенсионеры».
13.03.2018 истец обратился к ответчику с заявлением и пакетом документов на предоставление социальной выплаты в соответствии с законом.
27.03.2018 комиссией администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных прав было принято решение о снятии ФИО1 с учета на получение социальной выплаты, в связи с отсутствием 15 календарных лет северного трудового стажа в период первого заезда и повторным прибытием в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей позднее 1 января 1992 года.
28.03.2018 администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района вынесено постановление № 252 об утверждении списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и подлежащих снятию с учета, в котором, в частности, указан и истец ФИО1
Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждены постановлением правительства РФ № 879 от 10.12.2002.
При этом, в соответствии с п. 21, п. 22 положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе, в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений. Снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Статьей 1 Закона Красноярского края № 11-5582 от 21.12.2010 года «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края», полномочиями по принятию решения о снятии граждан с учета, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, наделена администрация Таймырского Долгано- Ненецкого района.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района является надлежащим ответчиком по настоящему делу, оспариваемое решение принято ответчиком в пределах установленной компетенции, в сроки и порядке, установленными регулирующим данные вопросы законодательством.
При этом, материалами дела подтверждено, что истец на дату прекращения трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и выезда в <данные изъяты> область не имел 15 - летнего трудового стажа, в связи с чем, не подпадает под категорию граждан, указанных в ст. 1 Закона РФ № 125-ФЗ от 25.10.2002 года. Вновь истец прибыл в районы Крайнего Севера 19.11.2002 года, тот есть уже после 01.01.1992 года. Факт прекращения им трудовой деятельности и выезда из районов Крайнего Севера до момента выработки необходимого трудового стажа работы в районах Крайнего Севера препятствует в реализации права на получение социальной выплаты, поскольку нормами Закона РФ № 125-ФЗ не предусмотрено суммирование периодов трудовой деятельности в районах Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах, суд находит оспариваемое решение законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, о признании незаконным постановление администрации от 28.03.2018 в части снятия ФИО1 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и возложении обязанности восстановить ФИО1 в списке граждан, имеющих такое право, с даты постановки на учет, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.
Судья А.В. Васильев