Дело №2-572/2014
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации г. Нарьян-Мар 20 мая 2014 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Щеголихиной К.Ю.,
при секретаре Кузьминой Д.Д.,
с участием помощника прокурора Воронина Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа незаконным, возложении обязанности принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и форму разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа,
установил:
первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее – администрация МО «Юшарский сельсовет») незаконным, возложении обязанности принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и форму разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа проверкой в деятельности администрации МО «Юшарский сельсовет» были выявлены нарушения бюджетного законодательства. Так, до настоящего времени администрацией не утверждены порядок и форма разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа. Просил признать бездействие администрации МО «Юшарский сельсовет» незаконным в части непринятия нормативного правового акта, регламентирующего порядок и форму разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа, обязать администрацию МО «Юшарский сельсовет» принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и форму разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа.
В судебном заседании помощник прокурора Воронин Е.В. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал.
Представитель администрации МО «Юшарский сельсовет» Вылко Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о слушании дела, представил заявление о признании требований прокурора в полном объеме. Согласно отзыву на заявление, в целях осуществления среднесрочного бюджетного планирования администрацией МО «Юшарский сельсовет» было вынесено постановление от 26.11.2013 №92-п «Об утверждении проекта среднесрочного финансового плана МО «Юшарский сельсовет» на очередной 2014 финансовый год и плановый период 2015-2016 годы» и от 14.02.2014 №19-п «О внесении изменений в постановление от 26.11.2013 №92-п». Порядок разработки среднесрочного финансового плана МО «Юшарский сельсовет» будет принят, данный вопрос контролируется главой администрации МО «Юшарский сельсовет».
Совет депутатов МО «Юшарский сельсовет» НАО в судебное заседание представителя не направил.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например, при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа проверкой в деятельности администрации МО «Юшарский сельсовет» были выявлены нарушения бюджетного законодательства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением бюджета, относится к вопросам местного значения поселения. При этом указанные полномочия в силу ч. 3 ст. 52 Закона № 131-ФЗ осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и Законом № 131-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 5 ст. 3 БК РФ на органы местного самоуправления возложены обязанности по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ.
Согласно абз. 4 п. 4 ст. 169 БК РФ в случае, если проект местного бюджета составляется и утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального образования разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования.
В силу п. 1 ст. 174 БК РФ под среднесрочным финансовым планом муниципального образования понимается документ, содержащий основные параметры местного бюджета. Значения показателей среднесрочного финансового плана муниципального образования и основных показателей проекта местного бюджета должны соответствовать друг другу (абз. 3 п. 2 ст. 174 БК РФ).
Среднесрочный финансовый план муниципального образования ежегодно разрабатывается по форме и в порядке, которые установлены местной администрацией муниципального образования, с соблюдением положений БК РФ (п. 2 ст. 174 БК РФ).
Подпунктом 3 п. 3.1 Положения о бюджетном процессе в МО «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа, утвержденного решением Совета депутатов МО «Юшарский сельсовет» НАО от 25.12.2013 №7, установлено, что проект местного бюджета составляется и утверждается сроком на один год в соответствии с решением Совета депутатов. Согласно п. 3.4 Положения среднесрочный финансовый план муниципального образования ежегодно разрабатывается по форме и в порядке, установленном Администрацией, с соблюдением требований бюджетного законодательства.
Установлено, что до настоящего времени Администрацией порядок и форма разработки среднесрочного финансового плана МО «Юшарский сельсовет» НАО не утверждены.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и в судебном заседании не оспаривались.
Суд приходит к выводу, что непринятие Администрацией МО «Юшарский сельсовет» нормативного правового акта, регламентирующего порядок и форму разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования, не позволяет, в том числе достоверно спрогнозировать общие объемы доходов и расходов местного бюджета, определить нормативы отчисления от налоговых доходов, установить верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, нарушает принципы построения бюджетной системы России, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципалитета.
Учитывая, что в отзыве на заявление глава МО «Юшарский сельсовет» признал наличие выявленных проверкой нарушений, указал на проводимую работу с целью их устранения, что подтверждает наличие в действиях администрации МО «Юшарский сельсовет» установленных прокурором нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, требования первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа подлежат удовлетворению.
С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика госпошлины не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил: заявление первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа незаконным, возложении обязанности принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и форму разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа в части непринятия нормативного правового акта, регламентирующего порядок и форму разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа.
Обязать администрацию муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и форму разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий К.Ю. Щеголихина
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2014 года.