ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5747/2016 от 16.11.2016 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе:

Председательствующего: судьи Мухиной И.Г.

При секретаре: Ядыкиной К.О.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

16 ноября 2016 года

Гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Кемеровской области к ФИО1 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,

Установил:

ГЖИ КО обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику ФИО1 о признании ничтожным решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что в ГЖИ КО поступило обращение ФИО2, проживающей по адресу <адрес> по вопросу проверки законности избрания в качестве управляющей компании ООО «Урсадом». При проверке протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения:

1. Отсутствуют сведения о правоустанавливающих документах собственников квартир 48, 51, 50, 53, 54, 55, 60, 59, 58, 27, 24, 22, 21, 23, 28, 30, 34, 35, 36, 37, 38, 4, 9, 10, 12, 15, 16, 76, 73, 62, 65, 67, 70, 71, 74, 78, 79, 2 – их голоса не могут быть учтены при подсчете голосов. Голоса оставшихся лиц в совокупности занимают площадь 696,5 кв.м, что составляет 19,28% от общей площади <адрес> 612,2 кв.м. Кворум отсутствовал, принятые решения ничтожны.

2. Уведомление о проведении общего собрания собственников помещений не соответствует требованиям п.5 ч.5 ст.45 ЖК РФ – отсутствуют сведения об инициаторе собрания, о форме проведения собрания, о месте проведения собрания, о порядке ознакомления с информацией или материалами, которые будут представлены на данном собрании, место или адрес, где с ними можно ознакомиться. Невозможно установить за сколько дней оно было размещено.

3. В уведомлении о проведении собрания заявлено 4 вопроса, а из протокола следует, что собственники приняли решение по 15 вопросам.

4. Протокол собрания подписан лицом, не избранным членом счетной комиссии.

5. Сотрудниками ГЖИ проведен выборочный письменный опрос, которые пояснили, что очного собрания не проводилось, свою подпись в решении к протоколу не подтверждают.

Установленные нарушения являются грубым нарушением закона, нарушения носят неустранимый характер.

Просят признать ничтожными решения собственников МКД по адресу <адрес>, принятые на общем собрании, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик ФИО1 в суд не явился, извещался судом заказными письмами с уведомлением по известным суду адресам, причин неявки не сообщил, возражений не представил.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, дополнительно указала на то, что в реестре голосования и оспариваемом протоколе указаны разные даты, в связи с чем, невозможно установить, когда проходило голосование.

Представитель третьего лица ООО «Урсадом» ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо ФИО2 исковые требования ГЖИ поддержала, пояснила, что объявление о проведении собрания было на информационной доске у подъезда, но она не голосовала, так как к ней в квартиру никто не приходил. Ранее участвовала во всех собраниях и решение об извещениях на досках объявлений о предстоящих собраниях не принималось. За сколько дней до собрания размещено объявление было не знает. В сентябре 2015 года пришли квитанции с новыми тарифами, они сильно изменились в сторону увеличения. ФИО1 во время собрания не было в городе, он не мог ничего подписать.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО5 суду пояснил, что он является единственным собственником <адрес> МКД по <адрес>, в апреле 2015 года в подъезде на информационной доске видел объявление о собрании, решение о таком способе извещения не принималось, объявления всегда размещают на досках. ДД.ММ.ГГГГ проходило собрание во дворе дома, участие в нем принимал, но никакое решение не приняли, так обсуждаемые вопросы не понравились. После данного собрания кто-то ходил по квартирам и собирал подписи, но к нему в квартиру не приходили, нигде не расписывался. В представленном судом реестре подписей напротив своей фамилии подпись не подтвердил, пояснил, что не мог расписываться по этим 15 вопросам. Результаты собрания не видел.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования.

Согласно ст.44 ЖК РФ (ред. от 31.12.2014, действовавшей на момент возникновения правоотношений):

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;

1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;

1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;

3.2) принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания);

3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;

4) выбор способа управления многоквартирным домом;

4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст.45 ЖК РФ (ред. от 31.12.2014, действовавшей на момент возникновения правоотношений):

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

Согласно ст.46 ЖК РФ (ред. от 31.12.2014, действовавшей на момент возникновения правоотношений):

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

3. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

4. Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

7. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст.47 ЖК РФ (ред. от 31.12.2014, действовавшей на момент возникновения правоотношений):

1. В случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).

2. Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

3. В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны:

1) сведения о лице, участвующем в голосовании;

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;

3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".

Согласно ст.48 ЖК РФ (ред. от 31.12.2014, действовавшей на момент возникновения правоотношений):

1. Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.

2. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.

3. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

4. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

5. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, за исключением случая, предусмотренного статьей 47.1 настоящего Кодекса.

6. При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.

Согласно п.1 ст.181.4 ГК РФ 1. Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Согласно п.3 ст.181.4 ГК РФ Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

Согласно п.4 ст.181.4 ГК РФ Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

Согласно п.5 ст.181.4 ГК РФ Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Согласно п.6 ст.181.4 ГК РФ Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.

Согласно п.7 ст.181.4 ГК РФ Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.

Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно ч.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно п.1 ст.46 ГПК РФ В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Согласно п.1.1 ст.20 ЖК РФ Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Согласно п.2.1 ст.20 ЖК РФ Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно п.3 ст.20 ЖК РФ К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.

Согласно п.4 ст.20 ЖК РФ Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

1.1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно п.6 ст.20 ЖК РФ Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.

Пунктом 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.06.2014 N 235 (ред. от 22.05.2015) "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Кемеровской области" установлено, что Государственная жилищная инспекция Кемеровской области (далее - инспекция) является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор на территории Кемеровской области.

В пункте 2 Положения указано, что Основными задачами инспекции являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования) посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований; проведение анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; осуществление жилищного надзора за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг.

Согласно п.3.1 Положения, Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (за исключением управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление) и гражданами обязательных требований к:

жилым помещениям, их использованию и содержанию;

содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

управлению многоквартирными домами;

выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п.3.20 Положения Инспекция (должностные лица инспекции) в целях реализации полномочий имеет право обращаться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальнику Новокузнецкого отдела ГЖИ КО поступило письмо (вх.1525 от ДД.ММ.ГГГГ) из прокуратуры Центрального р-на г.Новокузнецка по факту обращения ФИО2 по вопросу нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д.7). Также представлена копия обращения ФИО2 в прокуратуру Центрального района г.Новокузнецка с указанием обстоятельств, связанных с заключением договора собственников помещений МКД с ООО «Урсадом» и проведения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ и увеличением тарифов. На основании указанного обращения ГЖИ КО проведена внеплановая проверки на предмет нарушения законодательства РФ при проведении общего собрания собственниками МКД и принятия решения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из уведомления о намерении обратиться в суд с исковым заявлением в соответствии с ч.6 ст.181.4 ГК РФ.

Материалами дела подтверждено, что ФИО2 является собственником <адрес> МКД по <адрес> в г.Новокузнецке, о чем представлено свидетельство о праве собственности на недвижимость.

В материалы дела представлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>, проводимого в форме заочного голосования.

Государственная жилищная инспекция КО обратилась в суд с настоящим иском в защиту интересов собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> в г.Новокузнецке в соответствие со ст.46 ГПК РФ, ст.20 ЖК РФ, а также, Положением о государственной жилищной инспекции Кемеровской области.

Согласно вышеуказанному протоколу общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками помещений МКД <адрес> проведено заочное голосование в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, инициатором проведения общего собрания является ответчик ФИО1, являющийся собственником жилого помещения – <адрес> многоквартирном доме по <адрес>.

Из протокола следует, что на повестке дня проведения общего собрания стояло 15 вопросов, в том числе:

- об избрании из числа собственников помещений председательствующего и секретаря собрания, членов счетной комиссии с наделением их правом подсчета голосов и результатов общего собрания, с правом составления протокола общего собрания и его подписания – председатель ФИО1, секретарь собрания (счетной комиссии) ФИО6, член счетной комиссии ФИО7;

- о выборе способа управления МКД – управление управляющей организацией;

- отказе в одностороннем порядке от исполнения всех договоров управления домом, передаче денежных средств на лицевом счете дома вновь избранной управляющей организации;

- об утверждении условий заключения договора управления с ООО «Урсадом»;

- утверждении тарифов по содержанию и ремонту общего имущества МКД в размере 12,25 руб./кв.м. за содержание жилого помещения, 1,30 руб./кв.м. за вывоз и утилизацию ТБО, 5,05 руб./кв.м. за текущий ремонт жилого помещения;

- об установлении общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов;

- об определении места ознакомления с решениями собраний, хранения протоколов, решений общих собраний, актов выполненных работ, актов оказания услуг и др.

Также, согласно данному протоколу, общая площадь помещений дома составляет 3 616,8 кв.м., на собрании присутствовали 54 собственника помещений, занимающие в совокупности площадь 1 935,28 кв.м., что составляет 53,58 % от общей площади помещений дома.

По результатам голосования собственниками помещений дома принято решение по поставленным вопросам. По всем вопросам собственники помещений проголосовали «за» (100% голосов, принявших участие в голосовании, т.е. большинством голосов от общего числа собственников). Протокол общего собрания подписан инициатором собрания ФИО1, секретарем собрания ФИО6 и членами счетной комиссии с правом подписания протокола ФИО8 и ФИО9

На основании оспариваемого протокола и принятых решений между собственниками помещений МКД <адрес> и ООО «Урсадом» заключен договор управления с приложением подписей собственников помещений МКД. Данный договор в материалы дела не представлен, однако из платежных счет-квитанций, выставленных ФИО2 следует, что с августа 2015 года обслуживающей организацией является ООО «Урсадом» ИНН <***>, счет на оплату коммунальных услуг выставляет данная компания. До августа 2015 года обслуживающей компанией являлось ООО «УрсаДом» ИНН <***>, о чем представлена платежная счет-квитанция за июль 2015 г.

При этом, согласно п.1 повестки дня, указанной в протоколе, стоял вопрос об избрании членом счетной комиссии только ФИО7 По вопросу 5 на повестке дня, указанном в протоколе, ФИО10 избран представителем собственников помещений – членом Совета МКД с наделением его полномочий в объеме, предусмотренном ст. 161.1 ЖК РФ, которой не предусмотрено право на подписание протокола общего собрания.

Кроме того, из представленного ГЖИ КО в материалы дела уведомления о проведении общего собрания следует, что на повестку дня поставлены 4 вопроса: 1. выбор способа управления, 2. установка приборов учета, 3. план работ по текущему ремонту на 2015 год, 4. разное. Вопросы и принятые по ним решения не указаны в данном уведомлении. Также, в этом уведомлении указано, что собрание состоится только ДД.ММ.ГГГГ в 18.00 час., а в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что собрание проходило с 08.00 час. ДД.ММ.ГГГГ по 24.00 час. ДД.ММ.ГГГГ. При этом, в отдельно оформленном решении общего собрания (Приложение к Протоколу общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ) указаны две даты проведения собрания: ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. Данные нарушения противоречат п.5 ст.45 ЖК РФ. Представителем ООО «Урсадом» в материалы дела представлена копия извещения о проведении общего собрания, согласно которому проведение очного собрания назначено на ДД.ММ.ГГГГ на 19.00 час., а в случае отсутствия кворума будет проведено заочное голосование с 08.00 час. ДД.ММ.ГГГГ до 24.00 час. ДД.ММ.ГГГГ. В извещении указана повестка дня по 15 вопросам, которые отражены в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ и решении собственников. Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что он принимал участие в очном собрании, оно проходило в конце апреля 2015г., на нем обсуждались вопросы, связанные с управлением домом, голосования не было. Однако, в оспариваемом протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ не отражено сведений о проведении очного собрания и отсутствии кворума на нем. Протокол очного собрания от ДД.ММ.ГГГГ также не представлен.

Таким образом, судом установлен факт, что о проведении заочного голосования отдельным уведомлением после проведения очного собрания, признанного несостоявшимся, собственники не извещались, поскольку решение о проведении заочного голосования принято еще до проведения очного собрания, в случае если не будет иметь кворума. Между тем, законодательством, действовавшим на момент проведения общего собрания в доме по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведение собрания в смешанной форме (форме очно-заочного голосования) не было предусмотрено. Следовательно, заочное голосование проведено с нарушением ст.45 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент проведения собрания, соответственно, доводы истца о ненадлежащем уведомлении о проведении заочного голосования нашли свое подтверждение.

Также, из объяснений третьих лиц и свидетеля, следует, что жители дома уведомлялись о проведении заочного голосования путем вывешивания объявлений в подъездах. Однако, доказательств того, что такое решение принималось собственниками, в материалы дела не представлено. Третьи лица и допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель указали на то, что решения об уведомлениях об общих собраниях посредством размещения на досках объявлений не принималось. В соответствии с п.4 ст.45 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, инициатором собрания должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Следовательно, невыполнение указанного требования является существенным нарушением, влекущим незаконность принято на собрании решения.

Кроме того, из представленной копии реестра голосования собственников помещений МКД по <адрес>, участвовавших в общем собрании, проведенного в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в котором не указаны поставленные вопросы повестки дня общего собрания, следует, что, отдельные листы для голосования каждого собственника отсутствовали, вопросы на повестке дня указаны только в одном из вариантов уведомления о проведении собрания и решении, составленном после проведения голосования, соответственно, собственники помещений, принявшие участие в голосовании, не могли знать о поставленных вопросах, отдельных бюллетеней для каждого из собственников с перечнем вопросов повестки дня суду не представлено, что не опровергнуто представителем ООО «Урсадом». Голосование же по единому списку, а не отдельными бюллетенями для каждого собственника, не обеспечивает в полной мере реализацию права собственника на участие в общем собрании, проводимом в форме заочного голосования. Между тем, по смыслу ч.5 ст.48 ЖК РФ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ и на день голосования, голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществлялось только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, то есть каждый собственник должен иметь возможность оформить свое отдельное решение по каждому вопросу повестки дня.

Также, нашли подтверждение доводы истца о том, что на собрании отсутствовал кворум.

А именно, свидетель ФИО5, указанный в реестре проголосовавших и имеющий на праве собственности квартиру площадью 42,3 кв.м., в судебном заседании пояснил, что в реестре не расписывался, по указанным в решении вопросам не голосовал, к нему с бюллетенем или реестром никто не приходили.

В ходе проведения плановой проверки ГЖИ КО по факту обращения ФИО2, специалистами ГЖИ КО посредством получения письменных объяснений установлено, что собственник <адрес> площадью 45,7 кв.м. ФИО11 в голосовании не участвовала, очного собрания не проводилось, хотя ее голос учтен в реестре голосования. Собственник <адрес> площадью 57,5 кв.м. ФИО12 не помнит о проведении собрания и голосовании, ее голос также учтен в реестре голосования.

Также, из указанных письменных объяснений следует, что инициатором собрания являлся не ФИО1, а две женщины, являющиеся сотрудницами ООО «Урсадом».

При подсчете голосов в протоколе указано, что проголосовало 54 собственника помещений, в совокупности занимающие площадь 1 935,28 кв.м., что составляет 53,58% от общей площади <адрес> 612,2 кв.м. (50 % от общей площади дома составляет 1 806,1 кв.м.).

В нарушение п.3 ст.47 ЖК РФ кроме отсутствия отдельного бюллетеня для голосования, в реестре голосования не указаны сведения о документах, подтверждающие личности проголосовавших, а именно, собственников квартир 48, 51, 50, 53, 54, 55, 60, 59, 58, 27, 24, 22, 21, 23, 28, 30, 34, 35, 36, 37, 38, 4, 9, 10, 12, 15, 16, 76, 73, 62, 65, 67, 70, 71, 74, 78, 79, 2 в совокупности занимающие площадь 1 279,09 кв.м.

Собственники квартир №, 49, 1, 3, 5, 11, 7, 8, 13, 17, 18, 19, 63, 72 указали лишь на свидетельство о праве собственности, но не указали серию и номер свидетельства. Серия и номер свидетельства указали только собственники квартир 41, 44 и 47.

Таким образом, неправомерно учтена площадь 1 279,09 кв.м. Площадь помещений, которая могла быть учтена при подсчете голосов, в совокупности составляет 696,5 кв.м. (19,28% от общей площади <адрес> 612,2 кв.м.). Поскольку площадь помещений, которая может быть учтена в подсчете голосов, составляет менее 50 % собрание не имеет кворума.

Таким образом, заочное голосование, проходившее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено с существенным нарушением норм действующего законодательства, что не обеспечило всем собственникам в равной мере возможность реализовать свое право на участие в собрании и является основанием для признания решения, принятого на этом собрании, недействительным.

Суд, оценив объяснения сторон по гражданскому делу, исследованные по делу письменные доказательства в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу, что инициаторами общего собрания в апреле 2015 нарушена процедура проведения общего собрания. Допущенные нарушения являются существенными, привели к ущемлению прав собственников МКД и дают суду основание для признания недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> в г.Новокузнецке.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции Кемеровской области к ФИО1 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома удовлетворить.

Признать недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного дома по <адрес> в г.Новокузнецке, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в форме заочного голосования.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21.11.2016.

Председательствующий: (подпись) И.Г. Мухина