ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-575/19 от 28.05.2019 Ишимбайского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-575/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2019 года г. Ишимбай

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шагизигановой Х.Н.,

при секретаре Бадртдиновой Д.Н.,

с участием истцов Гавриловой Л.С., Виденеевой Т.И., Ибраковой Ф.М., Бурцева А.И., Асхаева Ф.Ф., представителя истцов Банникова А.Ю., представителя Асхаева Ф.Ф. Асхаевой В.В., представителей ответчиков Зиновьевой О.А., Валиевой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Гавриловой Л.С., Виденеевой Т.И., Овсянниковой Л.И., Ибраковой Ф.М. к ООО РО «Эко-Сити», Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить в течение 5 дней конкретную информацию и документы, по искам Федоровой Н.В., Поклонской В.П., Бурцева А.И., Асхаева Ф.Ф. к ООО РО «Эко-Сити», Государственному комитету по тарифам, Правительству РБ об обязании предоставить документы экономического обоснования тарифа,

У С Т А Н О В И Л :

Гаврилова Л.С., Виденеева Т.И., Овсянникова Л.И., Ибракова Ф.М., Федорова Н.В., Поклонская В.П., Бурцев А.И., Асхаев Ф.Ф. обратились с иском к ООО РО «Эко-Сити», Государственному комитету Республики по тарифам (далее – ГКТ РБ), Правительству РБ об обязании предоставить в пятидневный срок с момента вынесения решения судом экономического обоснования тарифа, установленного в 70 рублей с человека на территории Ишимбайского района.

В обоснование иска было указано, что истцы на праве собственности владеют недвижимым имуществом в многоквартирных домах (далее – МКД) городского поселения <адрес>, находящихся на обслуживании управляющих компаний ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», <данные изъяты>. Получив платёжный документ за коммунальные услуги за январь 2019 года, установили, что данный платёжный документ содержит строку «<данные изъяты>» и цена услуги составляет 70 рублей. Изучив нормативные акты России, находящиеся в публичном доступе, в частности Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 (ред. от 15.09.2018) "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (вместе с "Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов"); Постановление Правительства РБ № 642 от 26.12.2018; выписку из протокола заседания Правления ГКТ РБ от 30.11.2018 № 113, истцы обратились к ответчикам, сформировавшим тарифы для граждан России, проживающих в Республике Башкортостан, в частности на территории муниципального района Ишимбайский район РБ, с обращением о предоставлении информации - экономического обоснования тарифа. Истцы не имеют возможности установить правильность начисления коммунальной услуги, установленной для вывоза и утилизации твердых бытовых отходов в размере 70 руб. с человека, что ведет к ограничению права потребителя на информацию, предусмотренного ст. 10 ФЗ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей».

Далее, истцы Гаврилова Л.С., Виденеева Т.И., Овсянникова Л.И., Ибракова Ф.М. уточнили исковые требования, в уточненном исковом заявлении просили обязать предоставить в пятидневный срок информацию:

ООО РО «Эко-Сити» - о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО); об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации) за год; об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг; о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, о выручке от регулируемой деятельности (тыс. рублей) с разбивкой по видам деятельности; о себестоимости оказываемых услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей), включающей: производственные расходы, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административные расходы, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату, прочие расходы, которые подлежат отнесению на регулируемые виды деятельности в соответствии основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемым Правительством Российской Федерации; о чистой прибыли по регулируемому виду деятельности с указанием размера ее расходования и финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации (тыс. рублей); об изменении стоимости основных фондов, в том числе за счет их ввода (вывода) в эксплуатации переоценки (тыс. рублей); о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете; об объеме и (или) о массе принятых ТКО (тыс. куб. метров в год, тонн в год); о среднесписочной численности основного персонала (человек); о размере экономически обоснованных расходов, определенном в соответствии с основами ценообразования в сфере обращения с ТКО, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; о предлагаемом методе регулирования; о необходимой валовой выручке по каждому регулируемому виду деятельности в области обращении с ТКО на соответствующий период, в том числе с разбивкой по годам; о годовом объеме (массе) принятых ТКО; о размере недополученных доходов регулируемой организации (при их наличии), исчисленном в соответствии с основами ценообразования в сфере обращения с ТКО, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

ГКТ РБ - о наименовании органа тарифного регулирования, фамилия, имя и отчество руководителя; о перечне организаций, в отношении которых орган тарифного регулирования осуществляет регулирование предельных тарифов в области обращения с ТКО; о принятых органом тарифного регулирования решении об установлении предельных тарифов в области обращения с ТКО; протокол заседания правления (коллегии) органа тарифного регулирования, оформленный в соответствии с требованиями, установленными правилами регулирования тарифов в области обращения с ТКО, утвержденными Правительством РФ; информацию, раскрываемую регулируемыми организациями в информационно-аналитической системе;

Правительство РБ - обоснование нормы накопления (выработки) твердых бытовых отходов (норматив накопления ТКО). В уточненном исковом заявлении дополнительно указали, что услугу по вывозу и утилизации твёрдых бытовых отходов им предоставляет управляющая организация на основании договора управления многоквартирным домом; в платежном документе за январь 2019 года была предусмотрена строка «Обращение с ТКО» с ценой услуги 70 руб. Нормами ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ разъяснена возможность заключения прямого договора на вывоз и утилизацию твёрдых бытовых отходов с региональным оператором. Истцы обратились в управляющую организацию с требованием о разъяснении обоснования тарифа, далее - обратился к ответчикам с требованиями о предоставлении мотивированного ответа по запросам, высланным каждому из ответчиков. Ответчики предоставили ответы в адрес истца, однако эти ответы не отвечали установленным требованиям к раскрытию информации, установленным Постановлением Правительства России от 21.06.2016 г. N 564, тем самым ответчики уклонились от возложенных на них обязательств.

Истцы Овсянникова Л.И., Федорова Н.В., Поклонская В.П., представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, не представили суду доказательства уважительности причини неявки, не просили отложить судебное заседание, в связи с чем суд с учетом мнения явившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. От истцов Овсянниковой Л.И., Федоровой Н.В., Поклонской В.П. заявлений об отказе от иска не поступило.

В судебном заседании истцы Гаврилова Л.С., Виденеева Т.И., Ибракова Ф.М., их представитель Банников А.Ю. поддержали уточненные исковые требования, Бурцев А.И., его представитель Банников А.Ю., Асхаев Ф.Ф., его представитель Асхаева В.В. поддержали свои исковые требования, совпадающие с первоначальными исковыми требованиями Гавриловой Л.С., Виденеевой Т.И., Ибраковой Ф.М., Овсянниковой М.И.

Представители ответчиков ООО региональный оператор «ЭКО-СИТИ», Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам исковые требования не признали, просили в иске отказать.

Гаврилова Л.С. пояснила, что в январе 2019 года получили квитанцию, была строка – 70 руб. с человека, обратились в управляющую компанию – что это означает. Они представили листы голосования и сказали, что из капитального ремонта убрали за вывоз мусора, включили новую строку за обращение с ТКО – 70 руб., с апреля будут прямые договоры с региональным оператором «Эко-Сити». Голосование жителей МКД по ул. Бульварная – 37 было в январе 2019 года, все воздержались от прямых договоров с «Эко-Сити», т.к. не были предоставлены цена услуги и сам договор. Их листы голосования были отправлены в «Эко-Сити», они получили 24.01.2019 через управляющую компанию. Она сама написала обращение в «Эко-Сити», чтобы представили расшифровку цены 70 руб. – из чего он состоит, писала в управляющую компанию. Она с другими истцами, с Виденеевой 06.03.2019 обратилась к трем ответчикам с коллективным заявлением заказной почтой, чтобы они предоставили расшифровку тарифа в 70 руб. Все истцы собрались, обсудили и подписали заявление, они собрались в группе, а потом каждый подписал заявление, в нем было указано, что все ответы будут отправлены Виденеевой. Ответ получили от ГКТ РБ, от Правительства РБ, Виденеева показывала, ознакомились, выписку из протокола №113, постановление ГКТ РБ получили. От «Эко-Сити» - не помнит, получили или нет, Виденеевой должны были дать ответ. Ее не устраивает ответ «Эко-Сити», т.к. не знает - из чего образовалась цена услуги 70 руб., расшифровку не дали. Она является потребителем, т.к. 70 руб. появились в квитанции об оплате, она платила, это нарушает их права. В мае – после уточнения искового заявления они направили второе заявление всем 3 ответчикам, чтобы предоставили расчеты, раскрытие информации. Ей из полученного протокола не понятно, что означает 590 руб., написали из объема потребления и тарифа исходит плата в 70 руб.

Виденеева Т.И. пояснила, что она получала письма – ответы от всех 3 ответчиков, Правительство РБ переслало Минэкологии РБ, всем истцам их предъявляла, все были ознакомлены. Им непонятно, почему в оплату 70 руб. входят усредненные транспортные расходы – что Ишимбай, что Сибай – та же сумма, пенсию не платят усредненную, поэтому с полученными ответами не согласна, простым языком не объяснили. Все сюда тащат мусор, жители города нюхают мусор, да еще платят за транспортные расходы единые со всеми, без скидки.

Бурцев А.И. пояснил, что все делали через Виденееву – у нее собрались, подписали заявление, его не устраивает то, что нет расшифровки 70 руб. в 2018 г. был протокол заседания ГКТ РБ, где утвержден тариф по «Эко-Сити», принят объем твердых коммунальных отходов до 2018 года, он не изменился, 66667 тонн за год с населения, тариф предыдущий был рассчитан с объема ТБО всех организаций, а не только с населения, данный тариф не устраивает, так как дан на всю 3-ю зону, в том числе где требуется много транспортных расходов на перевозку, в том числе Сибай – 400 км., Зианчуринский район и т.д., не учтена транспортная схема, себестоимость 1 тонны, сколько они вывозят - нет в протоколе. Ишимбай – рядом, 2 км, расходы на перевозку минимальные. Не видно расчетов, увеличен объем вывезенных отходов – норма накопления, город в этом проигрывает, они не должны платить за других. 75 % составляет транспортные расходы, они переработкой не занимаются, просто выгружают в котлован, все по ветру летит. В садах мусорка не ездит, мусор не вывозят, почему должны платить? Эко-Сити незаконно собирает. Не согласен с увеличением объема норматива потребления, с увеличением платы до 70 руб. С 2019 года изменилось название с ТБО на ТКО, но это одно и то же.

Асхаев Ф.Ф. в судебном заседании пояснил, что исковое заявление и заявление на представление интересов своей супруге он подписал, но он далек от этого, суть требований не знает, поддерживает то, что написано в иске.

Представитель истцов Банников А.Ю. суду пояснил, что истцы представляют интересы МКД, являются активными жильцами, хотят перейти на прямые договоры, но собственники не могут добиться информации – почему тариф 70 руб., а не меньше. В 2015 году для ООО «Эко-Сити» - то же юридическое лицо, тарифная комиссия разрабатывала для жителей Ишимбайского района тарифы – 1.2 тонны на 1 жильца, истцы не понимают – откуда взялось в протоколе №113 от 13.11.2018 597 руб. за утилизацию 1 тонны мусора, откуда – 95 руб. Истцы руководствуются договором, какая цена будет в договоре –не известно. Они являются потребителями – намереваются заключить договор напрямую, поэтому обратились в суд. ООО РО «Эко-Сити» предоставило информацию, что тариф установлен другой организацией, в феврале могло довести до истцов обоснование тарифа.

Представитель ООО РО «Эко-Сити» Валиева Л.Р. пояснила, что заявление в их адрес не поступало, они обратились после уточнения исковых требований, на сегодняшний день их заявление в ООО РО «Эко-Сити» не поступило, по уточненным искам просила отказать. В исковом заявлении просят предоставить информацию в течение 5 дней, постановлением №564 при раскрытии информации предоставление информации предусмотрено в течение 15 дней. Не могла дать точную информацию - получили ли заявление, указанное в первоначальном иске, дан ли ответ. В Стерлитамаке находится абонентский отдел, истцы могут обратиться туда. В настоящее время ведется корректировка базы. Они предоставят ответ после получения заявления, истцы должны сначала обращаться за получением информации к ним. ООО РО «Эко-Сити» предоставляет всю исходную информацию в ГКТ РБ. В ООО РО «Эко-Сити» поступили протоколы о переходе на прямые договоры, но у них некорректные данные, поэтому взяли отсрочку на 3 месяца. Не владеет информацией – какую информацию дали в ГКТ РБ для утверждения предельного тарифа. Их полномочие по сбору ТКО определяется соглашением между Минэкологией РБ и ООО РО «ЭКО-СИТИ» на основе конкурсной документации. В третьей зоне ООО РО «ЭКО-СИТИ» работает, в том числе с привлечением подрядных организаций по договорам подряда с близлежащими районами.

Представитель ГКТ РБ Зиновьева О.А. поддержала письменные возражения, также пояснила, что в феврале в ГКТ РБ поступило и зарегистрировано коллективное обращение граждан – от истцов, кроме Асхаева, Овсянниковой. Они указывали, что являются потребителями коммунальных услуг, председателями МКД, но доказательств, что являются председателями МКД, не представили; просили направить ответ в адрес Видинеевой. На официальном сайте ГКТ РБ размещены как постановление №414, так и выписка из протокола от 13.11.2018. Истцы просили предоставить обоснование тарифа – утилизации и вывоза твердых бытовых отходов согласно экономическому обоснованию ввиду необоснованного и не актуального определения тарифа для населения Ишимбайского района РБ. По закону №59 рассмотрение обращения предусмотрено для ГКТ РБ в течение 30 суток. 14.02.2019 был подготовлен и направлен ответ в адрес Виденеевой, к ответу приложили копию протокола №113, истцы признали получение ответа с приложением. Выписка из протокола подразумевает включение затрат, которые необходимы для оказания услуги. В выписке из протокола №113 ГКТ РБ указал: зона деятельности регионального оператора определяется в соответствии с территориальной схемой, утвержденной постановлением Правительства РБ от 11.11.2018, несколько территориальных образований входят. Принимая во внимание, что региональный оператор осуществляет деятельность на территории большого района, его затраты большие. Расходы регионального оператора на обезвреживание ТКО, связанные с обработкой ТКО, взяты в размере 490607.64 тыс. руб. Минэкологии определило, что только ООО РО «Эко-Сити» будет осуществлять услуги регионального оператора, одна организация оказывает услуги. ГКТ РБ не регламентирует отношения между ООО РО «Эко-Сити» и регулируемой организацией, 597.55 руб. установили предельный тариф на первое полугодие 2019 года. Регулирование подразумевает в первую очередь ведение бухгалтерской отчетности; организация единая, зона единая – третья, бухгалтерская отчетность одна, по закону ГКТ РБ не может требовать от ООО РО «Эко-Сити» разделить расходы по районам. Дали ответ в течение 6 дней, ГКТ РБ не отвечает за уровень образования граждан, каждый из них имеет право обращаться за квалифицированной помощью. ГКТ РБ не оказывает какие-либо услуги, осуществляет только свои функции, поэтому по отношению к комитету истцы не являются потребителями, закон РФ о защите прав потребителей не может быть применен. Госкомитет устанавливает тарифы, тариф - цена за единицу услуги, в выписке №113 указал, что в территориальной зоне 3 установлена территориальная схема. Тариф ТКО действует с 01.01.2019, госкомитет устанавливает в тоннах и кубах.

Выслушав вышеуказанных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ст. 5 закона).

Согласно ст. 10 названного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 того же закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 г. N 564 утверждены «Стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными расходами», в которых установлены состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - регулируемые организации), а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, и органами местного самоуправления, которым в соответствии с законами субъектов Российской Федерации переданы полномочия по утверждению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения.

В п. 3 предусмотрено: регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования", опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, а также представления информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя регулируемой организации, предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители), а также запросов, поступивших в электронном виде, в порядке, установленном настоящим документом. Перечень информации, подлежащей раскрытию регулируемой организацией, перечислен в пунктах 11-18 Стандартов, порядок и сроки раскрытия информации – в пунктах 19 - 31.

Согласно п. 28 Стандартов предоставление информации по письменному запросу и запросу, поступившему в электронном виде, осуществляется в течение 15 календарных дней со дня его поступления путем направления в адрес потребителя почтового отправления с уведомлением о вручении или выдачи лично потребителю по месту нахождения регулируемой организации либо путем отправки ответа на указанный им адрес электронной почты.

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, информация раскрывается путем опубликования на его официальном сайте в сети "Интернет" посредством передачи информации из информационно-аналитической системы с использованием единых форматов, а также в случае, указанном в абз. 1 п.27 настоящего документа, - путем размещения в информационно-аналитической системе и опубликования на его официальном сайте в сети "Интернет" посредством передачи информации из информационно-аналитической системы с использованием единых форматов. В случае, указанном в абз. 1 п. 27 настоящего документа, информация дополнительно раскрывается в официальных печатных изданиях, в которых публикуются акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, направляется уведомление о раскрытии информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в 3-дневный срок со дня раскрытия им информации (пункт 4). Состав информации, подлежащий раскрытию органами тарифного регулирования, перечислен в п. 36 Стандартов, порядок и сроки раскрытия информации – в пунктах 37-41.

Отношения между истцами и ответчиками Правительством РБ и ГКТ РБ регулируется вышеизложенными нормативно-правовым и актами, на эти отношения Закон РФ о защите прав потребителей не распространяется, т.к. эти государственные органы исполнительной власти какие-либо услуги гражданам не оказывают, осуществляют четко определенные нормативными актами государственные функции., в этой части доводы искового заявления несостоятельны. Отношения между истцами и ООО РО «ЭКО-СИТИ», помимо вышеназванных нормативных актов, регулируются еще и Законом РФ о защите прав потребителей, в статьях 8 и 10 которого закреплено право потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах.

Государственное регулирование в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и Сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации на 2020- 2024 годы.

На территории Республики Башкортостан полномочия по установлению и регулированию тарифов (цен) на продукцию и услуги на регулируемых рынках в пределах своей компетенции закреплены за Госкомитетом, согласно Положению о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 г. № 404 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам».

Судом установлено, что Виденеева Т.И., Бурцев А.И., Виденеев А.И., Федорова Н.В., Асхаева В.В., Гаврилова JI.C., Галимова Т.М., Ибракова Ф.М., Кравченко А.С., Поклонская В.П. направили ответчикам коллективное обращение, которое поступило 08.02.2019 в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам - вх. №56-ГР, 06.02.2019 года - в Правительство Республики Башкортостан - вх. № 2Г-928, ответчик ООО региональный оператор «ЭКО-СИТИ» не предоставил суду информации о дате поступления данного обращения и номере регистрации входящей корреспонденции.

Согласно тексту обращения ООО РО «ЭКО-СИТИ» обращение было направлено по адресу: <адрес>, который был указан в выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 15.01.2019 как официальный адрес места нахождения юридического лица, начиная с 03.12.2018, до этого времени по сведениям ЕГРЮЛ местом нахождения юридического лица считался адрес: <адрес>; с 19.04.2019 - километр 5-1 (автодорога <данные изъяты>), адм. здание, кабинет <данные изъяты>. Согласно отслеживанию почтовой корреспонденции с почтовым идентификатором обращение истцов в заказном письме прибыло в место вручения в <адрес> 06.02.2019,, 07.02.2019 была неудачная попытка вручения, 09.02.2019 в связи с отсутствием адресата выслано обратно отправителю. Ввиду частого изменения своего официального места нахождения юридического лица, направления обращения истцами по официальному адресу места нахождения согласно ЕГРЮЛ, в силу положений ст. ст. 54 и 165.1 ГК РФ (юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя; сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу) суд считает, что данное обращение было доставлено ответчику ООО РО «ЭКО-СИТИ».

В данном обращении вышеперечисленные лица просили предоставить им ООО РО «ЭКО-СИТИ» - обоснование утвержденных расходов на утилизацию и доставку мусора на Ишимбайский полигон твердых бытовых отходов; ГКТ РБ - обоснование тарифа – утилизации и вывоза твердых бытовых отходов согласно экономическому обоснованию ввиду необоснованного и не актуального определения тарифа для населения Ишимбайского района, Правительство РБ - обоснование данного тарифа – утилизации и вывоза твердых бытовых отходов согласно экономическому обоснованию ввиду необоснованного и не актуального определения тарифа для населения Ишимбайского района, ответ просили направить на почтовый адрес: <адрес> (адрес Виденеевой Т.И.).

Согласно ст. 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2). Суд осуществляет правосудие, защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, и не может подменять государственные органы, организации и юридические лица.

Таким образом, истцы имеют право обратиться в суд только в случае нарушения их прав - не получения или несвоевременного получения ответа на свое обращение от государственных органов, юридических лиц, получения неполного ответа.

Как следует из текста обращения, других материалов дела, истцы Асхаев Ф.Ф., Овсянникова Л.И. с какими-либо обращениями, заявлениями о предоставлении информации к ответчикам не обращались, отказ в предоставлении информации не получали, то есть их права и законные интересы ответчиками при отсутствии какого-либо обращения к ним не нарушены; Овсянниковой Л.И. обращение в числе других истцов (по отслеживанию и кассовому чеку – от имени Виденеевой Т.И. 13.05.2019, а уточненный иск предъявлен 06.05.2019) направлено только после предъявления уточненного иска, при этом текст обращения и содержащееся в нем требование суду не представлены, срок его рассмотрения к моменту рассмотрения дела не истек, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований этих 2 истцов, поэтому в удовлетворении их исковых требований суд отказывает.

По тем же основаниям суд отказывает в удовлетворении уточненных исковых требований Гавриловой Л.С., Виденеевой Т.И., Ибраковой Ф.М. ко всем трем ответчикам, поскольку о предоставлении конкретной информации, перечисленной в уточненном исковом заявлении (перечислено выше), до предъявления уточненного иска эти истцы к ответчикам не обращались, доказательства нарушения их прав своевременное рассмотрение обращения, на получение информации, на раскрытие информации суду не представлены. Суду на судебном заседании были представлены кассовые чеки и отчет об отслеживании о получении Правительством РБ 16.05.2019, ГКТ РБ – 20.05.2019, о неудачной попытке вручения ООО РО «ЭКО-СИТИ» 21.05.2019 заказного письма, однако суду не представлены текст обращения и содержание требования истцов ответчикам или заказного письма, доказательства совпадения содержащихся в их последнем обращении требований с требованиями в уточненном исковом заявлении; также суд отмечает, что к моменту рассмотрения дел и вынесения решения предусмотренные законом сроки рассмотрения обращения не истекли, что также свидетельствует о преждевременном обращении в суд с уточненным иском в отсутствие нарушения прав на своевременное рассмотрение их обращения, на получение, раскрытие информации. Кроме того, в вышеуказанных стандартах не предусмотрено предоставление Правительством РБ какой-либо информации в указанной сфере гражданам. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении уточненных исковых требований перечисленных истцов (Гавриловой Л.С., Виденеевой Т.И., Ибраковой Ф.М.)

Судом установлено, что истцам Бурцеву А.И., Федоровой Н.В., Поклонской В.П. на почтовый адрес Виденеевой Т.И. были направлены ответы Правительством РБ (о передаче их обращения на разрешение компетентному государственному органу) и ГКТ РБ за исх. № от 14.02.2019 с приложением копии протокола № от 20.11.2018, эти ответы полностью соответствуют вышеприведенным Стандартам раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными расходами, истцы не отрицали получение этих ответов, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований Бурцева А.И., Федоровой Н.В., Поклонской В.П. к ответчикам Правительству РБ и ГКТ РБ не имеется. Не согласие истцов с этими ответами, недопонимание ими ответа ГКТ РБ в силу отсутствия специального образования в данной области не являются основаниями для удовлетворения исковых требований.

С 01.01.2019 произошел окончательный переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Башкортостан, других субъектах Российской Федерации. На территории Республики Башкортостан по результатам проведенного конкурсного отбора работают 4 региональных операторов - каждый в своей зоне ответственности и с этого момента вступили в действие предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. В муниципальном районе Ишимбайский район Республики Башкортостан услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывает ООО РО «ЭКО-Сити». ООО РО «ЭКО-Сити» наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора с 23 апреля 2018 года.

Госкомитетом на текущую дату утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне их деятельности. Постановлением Госкомитета от 30.11.2018 № 414 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-Сити» в зоне деятельности регионального оператора № 3 Республики Башкортостан» установлены тарифы на 2019 год в размере:

Период действия единых тарифов

Показатель с 1.01.2019 по 30.06.2019 с 1.07.2019 по 31.12.2019

руб./куб.м руб./куб.м

Население (с НДС)* 597,55 620,33

В целях информационной открытости принимаемых решений указанное постановление Госкомитета размещено на официальном сайте https://tariff.bashkortostan.ru в разделе Документы/ Действующие документы (расширенный поиск)/ Постановление, дата, номер.

Постановлением № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. При утверждении единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год применен метод экономически обоснованных расходов (затрат). Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности. Единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами являются предельными, т.е. согласно п. 4 Основ ценообразования регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов.

При установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами учтены экономически обоснованные затраты организации. С экономическим обоснованием затрат, включенных в предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами граждане могут ознакомиться на официальном сайте ГКТ РБ ((<данные изъяты> в разделе «Документы» - «Действующие документы» - далее через расширенный поиск в «Прочие».

Принятые решения о величине предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год, оказываемую ООО РО «ЭКО-сити», а также информация о принятых в ходе экспертизы представленных материалов в адрес ГКТ РБ обоснованных затратах, из которых сложились величины тарифов, размещены в Протоколе № от 30.11.2018, и доступны по ссылке: - <данные изъяты>/.

Плата за услугу по обращению с ТКО согласно действующему законодательству рассчитывается как произведение тарифа и объема накопления твердых коммунальных отходов на 1 человека (пункт 148(30) Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354).

Согласно пункту 3.94.4. Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 № 200, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан осуществляет полномочия по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Действующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2017 года № 466.

Так как тарифы регионального оператора являются предельными, при выставлении платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не могут превышать установленных значений.

Таким образом, указанная информация имеется в открытом доступе, при этом суд отмечает - Правительство РБ и ГКТ РБ не устанавливали тариф в 70 руб., о чем указано в исковых заявлениях истцов, указанный размер платы за обращение с ТКО установлен ООО РО «ЭКО-СИТИ».

Вместе с тем, при разрешении исковых требований Федоровой Н.В., Поклонской В.П., Бурцева А.И.(которые не уточняли исковые требования, поддержали первоначальный иск) к ответчику ООО РО «ЭКО-СИТИ» суд исходит из следующего.

Как было указано выше, суд посчитал доставленным данному ответчику письменного обращения Бурцева А.И., Федоровой Н.В., Поклонской В.П., поданного в феврале в коллективном обращении с другими гражданами Виденеевой Т.И., Виденеева А.И., Асхаевой В.В., Гавриловой JI.C., Галимовой Т.М., Ибраковой Ф.М., Кравченко А.С. Однако до настоящего времени этим истцам, являющимся потребителями услуг в смысле Закона РФ о защите прав потребителей, ответ не направлен, доказательства обратного суду не представлены. Таким образом, ответчиком ООО РО «ЭКО-СИТИ» нарушено право истцов Бурцева А.И., Федоровой Н.В., Поклонской В.П. на получение необходимой, достоверной информации, документов по экономическому обоснованию тарифа, на основании которого установлена плата за обращение с ТКО в 70 руб. с человека, проживающего на территории Ишимбайского района, в рамках информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 15 и 16 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 N 564.

В связи с изложенным, суд частично удовлетворяет исковые требования Бурцева А.И., Федоровой Н.В., Поклонской В.П., возложив на ООО РО «ЭКО-СИТИ» обязанность предоставить им в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу документы по экономическому обоснованию тарифа, на основании которого установлена плата за обращение с ТКО в 70 руб. с человека, проживающего на территории Ишимбайского района, в рамках информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 15 и 16 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 N 564.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить частично исковые требования Федоровой Н.В., Поклонской В.П., Бурцева А.И. в отношении ответчика ООО РО «Эко-Сити» - обязать Общество с ограниченной ответственностью региональный оператор «ЭКО-СИТИ» предоставить Федоровой Нине Валентиновне, Бурцеву Анатолию Ивановичу, Поклонской Валентине Павловне в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу документы по экономическому обоснованию тарифа, на основании которого установлена плата за обращение с ТКО в 70 руб. с человека, проживающего на территории Ишимбайского района, в рамках информации, подлежащих раскрытию в соответствии с пунктами 15 и 16 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 N 564).

Отказать в удовлетворении исковых требований Федоровой Н.В., Поклонской В.П., Бурцева А.И. к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам, Правительству РБ об обязании предоставить документы экономического обоснования тарифа в 70 руб.

В удовлетворении исковых требований Гавриловой Л.С., Виденеевой Т.И., Овсянниковой Л.И., Ибраковой Ф.М. к ООО РО «Эко-Сити», Государственному комитету по тарифам, Правительству РБ об обязании предоставить в течение 5 дней конкретную информацию и документы, указанных в уточненном исковом заявлении, в удовлетворении исковых требований Асхаева Ф.Ф. к ООО РО «Эко-Сити», Государственному комитету по тарифам, Правительству РБ об обязании предоставить документы экономического обоснования тарифа отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме – 02.06.2019 г.

Судья подпись Х.Н.Шагизиганова