ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-576/20 от 12.10.2020 Ардонского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2-576/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>ДД.ММ.ГГГГг.

Ардонский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Туаева А.Т.,

при секретаре ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета РСО-Алания по занятости населения к ФИО2 о взыскания суммы субсидий в размере 200 000 рублей,

у с т а н о в и л:

Комитет РСО-Алания по занятости населения обратился в Ардонский районный суд к ФИО2 о взыскания суммы субсидии в размере 200 000 рублей и в обоснование заявленного иска сослался на следующие обстоятельства:

ДД.ММ.ГГГГФИО2 (далее - Ответчик) обратилась в Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения (далее - Комитет) с заявлением на участие в конкурсном отборе в целях получения единовременной выплаты на стимулирование предпринимательской деятельности в целях создания новых рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан.

ДД.ММ.ГГГГ между Ответчиком и Комитетом был заключен Договор № 37 о предоставлении единовременной выплаты на стимулирование предпринимательской деятельности в целях создания новых рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан в рамках Государственной программы РСО-Алания «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2018 году» (далее - Договор).

В соответствии с п.2.2.1. Комитет обязуется перечислить работодателю на расчетный счет субсидию в размере 200 000(двести тысяч) рублей.

На основании указанного Договора Комитет перечислил на лицевой счет Ответчика субсидию размере 200 000 (двести тысяч) рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГг.).

В соответствии с п. 4.1. Договор вступает в силу с даты подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ.

По условиям п.п.2.1.2, п.2 Договора Ответчик обязался осуществлять предпринимательскую деятельность в течение срока действия договора (т.е. с 12.08.2018г. по 12.09.2019г.).

Однако указанное условие договора Ответчиком исполнено не было, что подтверждается записью выписки из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что ответчик ФИО2 прекратила осуществлять деятельность в качестве ИП ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3.1. Договора работодатель обязуется возвратить сумму субсидии в полном 100 процентном объеме в доход бюджета в течение 30 дней со дня направления Комитетом уведомления, при неисполнении условий, указанных в пунктах 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.1.4, 2.1.7., а также в случае ликвидации работодателя, или прекращением работодателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее истечения срока действия договора.

На основании вышеизложенного ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Комитет направил в адрес ФИО2 уведомления с указанием на то, что Ответчиком нарушен п.п.2.1.2, п.2 Договора, в виду чего просил в течение 30 дней с даты получения уведомления вернуть сумму единовременной выплаты в размере 200 000 тысяч рублей в добровольном порядке. В противном случае Комитет будет вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

С данными уведомлениями Ответчик был ознакомлен лично ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями почтовых уведомлений, однако каких-либо действий для устранения указанных в уведомлении нарушений им предпринято не было, тем самым нарушив существенные условия Договора.

В соответствии с п. 2.3.1. Комитет вправе осуществлять контроль над соблюдением работодателем целей и условий расходования субсидии, в том числе путем проведения плановых и (или) внеплановых выездных документарных проверок по месту ведения предпринимательской деятельности.

Актом плановой документарной проверки реализации Комитета дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Комитета было выявлено нарушение ФИО2 по основаниям указанным в направленных уведомлениях, что подтверждает факт неисполнения Ответчиком обязательств по договору.

Таким образом, Ответчик не выполнил взятые на себя условия по Договору, а именно прекратил осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ранее окончания срока действия Договора.

Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст.310 ГК РФ в случае если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В соответствии со ст. 408 ГК РФ только надлежащее исполнение прекращает обязательство.

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидии, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п.1 ст.1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В силу ст.2 и ст. 3 БК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным кодексом.

Согласно ст.28 БК РФ Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В силу п.1 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (п. 3 ст.78 БК РФ).

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение «О порядке предоставления единовременной выплаты на стимулирование предпринимательской деятельности в целях создания новых рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан».

Согласно п.3.1 ст.78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из положений п.1 ст.78, ст.28 БК РФ, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий и их использования не по целевому назначению. Таким образом, исходя из принципа объективности и достижения наивысших экономических и социальных результатов, следует, что условия и цели выдачи субсидии фактически Ответчиком не выполнены.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подтвержденной в ряде принятых судебных постановлений, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано

Между тем, на субъект малого предпринимательства возложена обязанность возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры поддержки начинающего субъекта малого предпринимательства, при наличии данных о недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

На основании изложенного, Комитет считает, что Ответчиком существенно нарушены условия договора от ДД.ММ.ГГГГ, в виду чего сумма субсидии подлежит возврату.

Представитель истца Комитета РСО-Алания по занятости населения, ФИО4 на судебное заседание не явилась, однако представила в суд заявление, которым просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие и удовлетворить исковые требования.

Ответчик по делу ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в строгом соответствии с ч. 4 ст. 113 ГПК РФ.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение «О порядке предоставления единовременной выплаты на стимулирование предпринимательской деятельности в целях создания новых рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан».

Согласно п. 1 настоящее Положение определяет порядок предоставления субсидий из средств федерального и республиканского бюджетов на создание дополнительных рабочих мест предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории РСО-Алания, и безработными гражданами, открывшими собственное дело, в рамках реализации Государственной программы РСО-Алания «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2018 году», утвержденной постановлением Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы РСО-Алания «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2018 году» и внесении изменения в постановление Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня государственных программ РСО-Алания».

Целью мероприятия является создание и стимулирование предпринимательской деятельности, создание дополнительных рабочих мест, трудоустройство на них незанятых граждан и снижение напряженности на рынке труда в РСО-Алания. 3. Единовременная выплата на стимулирование предпринимательской деятельности в целях создания новых рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан (далее - субсидия) предоставляется Комитетом РСО-Алания по занятости населения (далее - Комитет) предпринимателям и безработным гражданам в пределах объемов бюджетных ассигнований, в соответствии с Правилами предоставления и распределения в 2018 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, утвержденных постановлением2

Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», и настоящим Положением. 4. Мероприятие по предоставлению единовременной выплаты на стимулирование предпринимательской деятельности осуществляется в отношении: безработных граждан, желающих осуществлять предпринимательскую деятельность, при условии создания не менее двух рабочих мест и трудоустройства на них незанятых граждан; индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - предприниматели), желающих развивать предпринимательскую деятельность, при условии создания не менее двух дополнительных рабочих мест и трудоустройства на них незанятых граждан.

Субсидии предоставляются на конкурсной основе в размере 200 000 рублей при условии создания не менее двух рабочих мест и трудоустройства на них незанятых граждан. Сумма субсидии не может быть использована на выплату заработной платы, оплату аренды, коммунальных платежей, налогов и кредитных обязательств.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Комитетом был заключен Договор о предоставлении единовременной выплаты на стимулирование предпринимательской деятельности в целях создания новых рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан в рамках Государственной программы РСО-Алания «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2018 году» (далее - Договор).

На основании указанного Договора Комитет перечислил на лицевой счет Ответчика субсидию размере 200 000 (двести тысяч) рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГг.).

В соответствии с п. 4.1. Договор вступает в силу с даты подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ.

По условиям п.п. 2.1.1 п. 2 Договора ФИО2 обязалась в течении 45 дней с даты зачисления Субсидии создать 2 рабочих места и трудоустроить на них незанятых граждан. Период в течение которого получатель субсидии сохраняет создание рабочие места и обеспечивает на них трудоустройство незанятых граждан, должен составлять не менее 12 месяцев.

Согласно п.п.2.1.2, п.2 Договора Ответчик обязался осуществлять предпринимательскую деятельность в течение срока действия договора (т.е. с 12.08.2018г. по 12.09.2019г.).

В соответствии с пунктом 2.1.3 работодатель также в течение 45 дней со дня зачисления средств субсидии на счет обязан использовать сумму субсидии в соответствии с представленным технико-экономическим обоснованием, трудоустроить незанятых граждан на вновь созданные рабочие места в количестве, указанном в п. 2.1.1. настоящего договора и предоставить в комитет: отчет о целевом использовании суммы субсидии с приложением заверенных копий отчетных документов, подтверждающих его фактические затраты (копии договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, товарных чек, товарная (товарно-транспортная) накладная, платежное поручение, кассовый чек и копия кассового чека или приходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру, оформленных в установленном порядке, копии счетов, копии счетфактур, актов сдачи-приемки товаров, работ, услуг, заверенные работодателем, квитанция-бланк строгой отчетности или иных документов, подтверждающих целевое расходование средств субсидии). Номенклатуру созданных рабочих мест с приложением копий документов, подтверждающих трудоустройство незанятых граждан на созданных дополнительных рабочих местах.

Однако указанное условие договора Ответчиком исполнено не было, что подтверждается записью выписки из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что ответчик ФИО2 прекратила осуществлять деятельность в качестве ИП ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3.1. Договора работодатель обязуется возвратить сумму субсидии в полном 100 процентном объеме в доход бюджета в течение 30 дней со дня направления Комитетом уведомления, при неисполнении условий, указанных в пунктах 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.1.4, 2.1.7., а также в случае ликвидации работодателя, или прекращением работодателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее истечения срока действия договора.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Согласно п.3.1 ст.78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований Комитета РСО-Алания по занятости населения о взыскании суммы субсидии с ответчика в размере 200 000 рублей.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в связи с чем с ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства, которая составляет 5 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Комитета РСО-Алания по занятости населения к ФИО2 о взыскания суммы субсидий в размере 200 000 рублей – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Комитета РСО-Алания по занятости населения сумму в размере 200 000 (двести тысячи) рублей.

Взыскать с ФИО2 в доход государства государственную пошлину в размере 5 200 (пять тысячи двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РСО-Алания через Ардонский районный суд в течение месяца, со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий А.Т. Туаев

Копия верна