ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-577/13 от 05.09.2013 Покровского районного суда (Орловская область)

Дело № 2-577/13Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Покровское 5 сентября 2013 года

Покровский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего Гончаровой О.Н.

при секретарях Никишиной З.В., Самохиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Столбецкого сельского поселения Покровского района Орловской области, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, Управлению Государственного имущества Орловской области об устранении препятствий проведения газификации жилого дома и признании решения схода граждан частично незаконным,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Столбецкого сельского поселения Покровского района Орловской области об устранении препятствий проведения газификации жилого дома.

В обоснование иска истец указала, что в соответствии со свидетельством о праве на наследство по завещанию и свидетельством о государственной регистрации права она является наследником жилого дома и собственником земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв. метра находящихся по <адрес> было газифицировано в 2006 год, однако ее дом газифицирован не был. Она обратилась с заявлением к главе администрации Столбецкого сельского поселения Покровского района Орловской области с заявлением о производстве подписи о подключении объекта газификации природным газом, но ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что жители села при проведении газификации понесли материальные затраты и им необходимо в настоящее время возместить деньги в размере <данные изъяты> рублей. Она не согласна возмещать жителям этих деревень материальные затраты. Считает что отказ ответчика является незаконным и не обоснованным, так как порядок подключения дома к газопроводу определен Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13 февраля 2006 года, которое утверждает правила определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, где в п.8 не требуется согласие по подключение жилого дома к газопроводу.

При подготовке дела к судебном разбирательству в качестве ответчиков были привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92 жители населенных пунктов <адрес> не согласных без получения компенсации, на подключение дома ФИО1 в газопроводу низкого давления.

В судебном заседании 17 июля 2013 года истец ФИО1 исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям и дополнила новыми требованиями, в которых просила привлечь к участию в деле в качестве ответчиков ОАО «Орелоблгаз», Межрайонный газовый трест Покровскоемежрайгаз и обязать ОАО «Орелоблгаз подключить дом ФИО1 к газопроводу низкого давления от точки врезки трассы до конечной точки трассы надземного газопровода. В обосновании требований указала, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами. Нормативно -правовых актов, в которых предусмотрено право администрации муниципального образования на взимание с потребителей газа какой-либо платы за присоединение к газопроводу, не предусмотрено. В качестве обоснования такого право не может приниматься ссылка на положения ст. 209 ГК РФ, предоставляющая собственнику имущества право пользования, владения и распоряжения своим имуществом, так как собственником имущества является орган власти муниципального района, имеющий бюджетное финансирование и определенные законом источники доходов. Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 317 от 17 мая 2002 года, правила Госгортехнадзора РФ от 18 марта 2003 года № 9 не предусматривают в качестве условия для подключения к системам газораспределения оплату части денежных средств, затраченных органом местного самоуправления на их проектирование и строительство. Денежные средства, собираемые у населения имели целевой характер, направлены на газификацию жилого фонда. Действующим законодательством предусмотрено участие населения в решении вопросов местного значения, это относится и к решению вопроса о газоснабжении. Такая возможность согласно закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляется путем самообложения граждан. Размер самообложения устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, с возможностью уменьшения размера платежей для некоторых категорий граждан. Подобные решения могут быть приняты на сходах граждан и на местном референдуме. Поступающие от самообложения средства и будут отнесены к собственным доходам местных бюджетов. Принудительное собирание с населения каких-либо сборов для решения вопросов местного значения законодательством не предусмотрено. Учитывая, что газопровод низкого давления был построен в 2006 году, в том числе за счет средств местного бюджета, собственник газопровода не установлен, у администрации сельского поселения не было законных оснований для отказа в даче согласия на подключение дома ФИО1 к газопроводу низкого давления.

Определением Покровского районного суда от 17 июля 2013 года в качестве соответчиков по делу были привлечены ОАО «Орелоблгаз» и Межрайонный газовый трест «Покровскоемежрайгаз».

В судебном заседании 19 августа 2013 года истец ФИО1 и представитель истца ФИО93 исковые требования уточнили, просили заменить соответчика ОАО «Орелоблгаз» на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований и признать частично незаконным решение схода граждан Столбецкого сельского поселения Покровского района Орловской области от 13 июля 2012 года в части взыскания суммы в размере <данные изъяты> рублей. Требования обосновали тем, что присутствующие на сходе жители <адрес> не являются собственниками газовой трубы низкого давления, соответственно они не имели права устанавливать какую-либо плату за указанную трубу. Просили суд привлечь в качестве соответчика Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, поскольку газопровод низкого давления находится в собственности Орловской области. В остальной части исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Определением суда от 19 августа 2013 года в качестве соответчика по делу был привлечен Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области.

В судебном заседании 5 сентября 2013 года истец ФИО1 и представитель истца ФИО93 отказались от иска в части предъявления требований к Межрайонному газовому тресту «Покровскоемежрайгаз» об обязании подключить жилой дом ФИО1 к газопроводу низкого давления. В остальной части исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив, что разрешение собственника газопровода низкого давления –Управления государственного имущества Орловской области получено, следовательно все условия по подключению жилого дома ФИО1 к газопроводу соблюдены. Ни граждане ни администрация Столбецкого сельского поселения не являются собственниками спорного газопровода, соответственно компенсировать им затраты не нужно. Просили суд обязать администрацию Столбецкого сельского поселения Покровского района Орловской области не чинить препятствия проведения газификации жилого дома ФИО1 и признать сход граждан частично незаконным.

Гражданское дело в части предъявления требований к Межрайонному газовому тресту «Покровскоемежрайгаз» об обязании подключить жилой дом ФИО1 к газопроводу низкого давления было прекращено отдельным определением.

Представитель ответчика администрации Столбецкого сельского поселения ФИО94 исковые требования не признала, пояснив, что сельское поселение не препятствует ФИО1 в проведении газификации ее жилого дома. Жители населенных пунктов <адрес> принимали участие в проведении газовой трубы низкого давления в указанные деревни. Вопрос о газификации жилых домов граждан, не принявших ранее участие в оплате проектно-сметной документации и долевом участии в оплате за внутрипоселковый газопровод указанных населенных пунктов, рассматривался на сходе граждан 13 июля 2013 года. ФИО1 присутствовала на данном сходе и не возражала против установления суммы компенсации гражданам в размере <данные изъяты> рублей. Сход граждан был проведен в соответствии с установленными требованиями и оснований для признания его частично недействительным не имеется.

Ответчики ФИО2, ФИО22, ФИО24, ФИО55, ФИО58, ФИО60, ФИО66, ФИО71, ФИО81, ФИО84, ФИО90, ФИО49, ФИО76, ФИО3, ФИО7, ФИО86, ФИО83, ФИО56, ФИО85, ФИО53 исковые требования не признали, указав, что в 2004 году началась работа по газификации населенных пунктов <адрес>. Администрация Столбецкого сельского поселения Покровского района Орловской области проводила сходы жителей указанных населенных пунктов, где решался вопрос об оплате расходов за проектно-сметную документацию и по проведению газовой трубы. За проектно-сметную документацию они оплачивали по <данные изъяты> рублей, а за проведения газовой трубы по <данные изъяты> рублей. Суммы для них были большими и многие брали ссуды в банках. Считают, что вновь подключаемые абоненты должны компенсировать их затраты.

Ответчики ФИО4 ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9 ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО54, ФИО55, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО82, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО91, ФИО92, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.

Представитель Управления государственного имущества Орловской области ФИО95 надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства повесткой не явилась, направила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Также представила объяснения, согласно которым Управление государственного имущества Орловской области является правопреемником Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области, осуществляющее функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере государственного имущества, в том числе в области земельных отношений. Управление формирует и ведет Реестр государственной собственности Орловской области, осуществляет контроль за использованием областной собственности. Газопровод низкого давления в н.п. <адрес> Покровского района Орловской области, протяженностью 2813,50 м в 2009 году был принят в государственную собственность Орловской области от ОАО «Облстройзаказчик» и значится в Реестре государственной собственности Орловской области. Согласно правилам подключения объекта капитального строительства, которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающее в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов. Подключение включает в себя следующие этапы: подача заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объема подключаемой нагрузки; заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее получаемых заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек; исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и проверка сторонами выполнения этих мероприятий; присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика; выполнение условий подачи ресурсов. Управление не возражает относительно осуществления газификации жилого дома по <адрес> при соблюдении вышеприведенных и иных условий установленных действующим законодательством.

Представитель третьего лица ОАО «Орелоблгаз» ФИО96 в судебное заседание, надлежащим образом извещенная о времени и месте повесткой, не явилась, направила ходатайство, в котором просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя, по существу заявленных требований поддержала позицию, изложенную ранее в судебном заседании. Согласно которой ОАО «Орелоблгаз» готов произвести все необходимые мероприятия по подключению объекта истца сетям газораспределения на основании соответствующего договора, при наличии согласия собственника газопровода. Правоотношения сторон по подключению объекта капитального строительства к сетям газоснабжения, не принадлежащим на праве собственности организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, прямо не урегулированы законодательством РФ. В соответствии с позицией Верховного Суда РФ учет интересов основного абонента, то есть лица, которому существующие сети инженерно-технического обеспечения принадлежат на право собственности или на ином законном праве, согласуется с требованиями ст. 304 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. Законодательством не предусмотрена возможность подключения к сетям газоснабжения без согласия владельца на безвозмездной основе, так как газопровод построен на деньги граждан, они принимали участие в строительстве указанного газопровода и этот факт никем не оспаривается.

Выслушав объяснения сторон, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона или иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хоты бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из приказа Управления сельского хозяйства и продовольствия от 12 ноября 2004 года № 257 усматривается, что после рассмотрения проектно-сметной документации на строительство газовых сетей для н.п. <адрес>, данный объект был включен в программу «Социальное развитие села до 2010 года» на 2005 год. Общая сметная стоимость строительства газопроводов в текущем уровне цен за 3 квартал 2004 года составила <данные изъяты> тыс. рублей (т.2 л.д.51).

Согласно договору от 29 марта 2004 года ОАО «Гражданпроект» взял обязательства по подготовке и разработке для Столбецкой сельской администрации Покровского района Орловской области рабочей документации на строительство газовых сетей для н.п. <адрес>. Стоимость указанных работ составила <данные изъяты> рублей (т.2 л.д. 53-57).

Согласно распоряжению Коллегии Администрации Орловской области от 24 февраля 2005 года № 37-р, а также учитывая многочисленные обращения сельских тружеников и ветеранов ВОВ по ускорению ввода мепоселковых газопроводов до населенных пунктов <адрес> из областного бюджета на изготовление проектно-сметной документации и строительство межпоселковых газопроводов до указанных населенных пунктов были выделены 2 млн. рублей (т.2 л.д.65)

Жители населенных пунктов <адрес> в 2005 году оплачивали расходы на строительство межпоселковых газопроводов в сумме <данные изъяты> рублей и на изготовление проектно-сметной документации в сумме <данные изъяты> рублей, согласно представленному списку, составленному администрацией Столбецкого сельского поселения Покровского района Орловской области (т.2 л.д.75-80).

Тот факт, что жители населенных пунктов принимали участие в строительстве газопровода и несли соответствующие расходы не оспаривался истцом ФИО1 и представителем истца ФИО93, которые в судебном заседании при предъявлении квитанции к приходному кассовому ордеру об оплате расходов по проведению внутрипоселкового газопровода указали, что не оспаривают факт оплаты жителями своей доли(т.2 л.д.15).

Довод истца ФИО1 и представителя истца ФИО93 о том, что жители населенных пунктов <адрес> не являются собственниками газопровода низкого давления, суд считает несостоятельным.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что на основании действий администрации Орловской области, администрации Столбецкого сельского поселения Покровского района и жителей населенных пунктов <адрес> была разработана проектно- сметная документация, и в соответствии с действующим законодательством осуществлено строительство газопровода низкого давления, который был введен в эксплуатацию и используется по назначению.

Из анализа вышеуказанных обстоятельств следует, что газопровод низкого давления был создан в порядке долевого участия жителями указанных населенных пунктов, а также за счет выделения средств из областного бюджета с соблюдением закона и имевших место правовых актов, что по смыслу положений ч.1 ст. 218, ст. 244 ГКРФ свидетельствует о возникновении у них права общей долевой собственности на возведенный объект.

Все последующие жители, изъявившие желание подключиться к газопроводу, уплачивали участникам строительства денежный взнос в качестве возмещения части средств, затраченных гражданами на осуществленное ими проектирование и строительство. Указанный факт подтверждается представленными администрацией Столбецкого сельского поселения Покровского района Орловской области расписками (т.1 л.д. 37-38).Соответственно они также являются участниками долевой собственности на тот же объект.

Согласно ч.1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридических лицам.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограничено оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

Положения ГК РФ не содержат ограничений относительно нахождения в собственности граждан распределительных газопроводов.

Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» также не установлены в отношении физических лиц какие-либо ограничения или запреты на владение на праве собственности газопроводами низкого давления, как не установлены и условия ограничивающие или исключающие оборот таких газопроводов, независимо от того, являются они распределительными или нет.

В соответствии с п.10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, также порядок подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Вопросы выдачи компетентной организацией технических условий подключения регламентируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83.

В соответствии с п. 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законом основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов, технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом, технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.

В п. 4 Правил подключения капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения перечислены этапы подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе 1) подача заявления о подключении, 2)заключение договора о подключении с учетом технических условий ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка,3) исполнение сторонами условия договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и проверка сторонами этих мероприятий,4) присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующие техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика.

В п. 6 Правил подключения капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения предусмотрена необходимая документация, подлежащая представлению в компетентный орган для выдачи технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, к числе которой, кроме четко определенных, относятся указание на иные документы, которые в зависимости от вида сетей инженерно-технического обеспечения должны быть представлены в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике и о газоснабжении.

В суде установлено, что согласно свидетельству о праве на наследство и свидетельству о государственной регистрации права ФИО1 принадлежат на праве собственности жилой дом и земельный участок под ним, расположенный по <адрес> ( т.1 л.д. 4-6).

Истец обратилась в ОАО «Орелоблгаз» с заявлениями о подключении объекта газификации природным газом, на выдачу условий для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природным газом и изготовление проекта газификации и с запросом на выдачу технических условий подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети (т.1 л.д.7-9).

Согласно решению схода граждан, содержащемуся в протоколе от 13 июля 2012 года по вопросу газификации жилых домов граждан, не принявших ранее участие в оплате проектно-сметной документации и долевом участии в оплате внутрипоселкового газопровода, большинством голосов была установлена единая цена на оплату газопровода в размере <данные изъяты> рублей на каждое домовладение с учетом затрат населения и инфляцией (т.1 л.д.17).

Довод истца ФИО1 и представителя истца ФИО93 о том, что они согласны оплатить компенсацию только собственнику газопровода Управлению государственного имущества Орловской области, суд считает несостоятельным.

Согласно ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Как установлено в судебном заседании наряду с Управлением государственного имущества Орловской области, ответчики по делу также являются собственниками газопровода низкого давления.

Ими было принято решение о компенсации произведенных затрат на строительство газопровода новыми участниками желающими подключиться к газопроводу низкого давления.

Следовательно, жители населенных пунктов, принимавших участие в газификации населенных пунктов <адрес>, имеют право на установление и получение компенсации произведенных ими затрат. Отсутствие документов государственной регистрации прав собственников газопровода, не свидетельствует об отсутствии у данных лиц прав по владению, пользованию и распоряжению указанным объектом.

Законодательством не предусмотрена возможность подключения к сетям газоснабжения без согласия владельца на безвозмездной основе.

Таким образом, в суде установлено, что Столбецкое сельское поселение Покровского района Орловской области не препятствует истцу в проведении газификации ее домовладения, а действия главы, заключающиеся в получении предусмотренного законом согласия всех собственников газопровода низкого давления, расположенного в н.п. <адрес>, суд считает обоснованными.

В судебном заседании также установлено, что у истца ФИО1 имеется другая возможность газифицировать свое домовладение.

Как пояснил допрошенный в суде в качестве свидетеля <данные изъяты> межрайонного газового треста «Покровскоемежрайгаз» ФИО112, ФИО1 имеет возможность без согласия собственников газопровода низкого давления подключить свой дом от газопровода высокого давления, проведя отдельную газовую трубу.

Довод истца ФИО1 о том, что вопрос о газификации населенных пунктов решался за счет самообложения граждан, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Согласно ответу архивного отдела Управления делами администрации Покровского района Орловской области от 6 августа 2013 года , в книге протоколов сходов граждан за 2005 год решений о самообложении граждан в целях ускорения работ по газификации не имеется (т.2 л.д. 26).

Относительно правомерности проведенного 13 июля 2012 года схода граждан по вопросу газификации жилых домов граждан, не принявших ранее участие в оплате проектно-сметной документации и долевом участии в оплате внутрипоселкового газопровода и принятого на нем решения, суд пришел к убеждению, что истцом не представлено доказательств незаконности проведения данного схода.

Довод истца о том, что голосовавшие на сходе граждане, не являются собственниками газопровода низкого давления, поэтому не могли принимать решение о выплате компенсации, суд считает необоснованным.

Судом установлено, что на сходе граждан 13 июля 2012 года большинством голосов было принято решение о том, что подключение к газопроводу низкого давления будет производиться при компенсации произведенных затрат новыми участниками, желающими подключить свои домовладения к газопроводу в сумме <данные изъяты> рублей.

ФИО1 присутствовала на указанном сходе граждан и не возражала против установления данной суммы компенсации, как пояснила в судебном заседании, она не выражала своего мнения по рассматриваемому вопросу.

Суд пришел к выводу о том, что требование участников долевой собственности о внесении им платы за подключение к возведенному ими объекту представляет из себя способ защиты права в соответствии с положениями ст. 304 ГК РФ, поскольку включение новых участников в имеющуюся долевую собственность приводит к уменьшению доли настоящих участников, что должно быть им компенсировано.

Других доказательств подтверждающих неправомерность принятого на сходе жителей решения суду не представлено.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования ФИО1 об устранении препятствий проведения газификации жилого дома и признании решения схода граждан частично незаконным не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Столбецкого сельского поселения Покровского района Орловской области, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92 Управлению Государственного имущества Орловской области об устранении препятствий проведения газификации жилого дома и признании решения схода граждан частично незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Покровский районный суд Орловской области.

Судья О.Н. Гончарова

Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2013 года