ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-578/2021270013-01-2021-000850-48 от 07.06.2021 Амурского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2- 578/2021 27RS0013-01-2021-000850-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07.06.2021 г.Амурск

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Лошмановой С.Н.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2,

при секретаре Сизых Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Амурске Хабаровского края гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Амурска» к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения г. Амурска» (далее – КГКУ «ЦЗН», истец) обратилось в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 06.05.2020 ФИО2 (далее ФИО2, ответчик), обратился в КГКУ «ЦЗН» с целью содействия в поисках подходящей работы. В период действия на территории Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме путем заполнения заявления в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. При заполнении заявления о предоставлении государственной услуги содействия в поисках подходящей работы в электронной форме граждане знакомятся с условиями регистрации в качестве безработного и назначения пособия по безработице, и подтверждают факт ознакомления с вышеуказанными условиями путем проставления отметки. Также граждане уведомляются об ответственности за сокрытие обстоятельств, влияющих на право получения пособия по безработице (ст. 35 Закона о занятости и ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество при получении выплат».

ФИО2 был зарегистрирован в качестве безработного с 07.05.2020 с назначением пособия по безработице на период с 07.05.2020 на 6 месяцев.

10.11.2020 из Пенсионного фонда Российской Федерации поступила информация о том, что ФИО2 осуществлял трудовую деятельность с 01.06.2020 по 10.06.2020. Каких-либо документов от гражданина о начале осуществления трудовой деятельности не поступало. Выплата пособия по безработице ФИО2 прекращена приказом № 315П113/2003 от 10.11.2020 с 01.06.2020, одновременно с этим ФИО2 снят с регистрационного учета за получение пособия обманным путем. В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

На основании полученных из Пенсионного фонда Российской Федерации данных, а также в целях исполнения пункта 19 Временных правил центром занятости населения 23.12.2020 в адрес ФИО2 была направлена претензия о возврате незаконно полученного пособия по безработице. В добровольном порядке вернуть пособие по безработице в размере 75151,87 рубля ФИО2 отказался.

Регистрация гражданина в ЦЗН в качестве безработного носит заявительный характер, по смыслу закона гражданин обязан сообщать о себе достоверные сведения и представлять документы, являющиеся основаниями для признания его безработным и сохранения статуса безработного. Виновное (недобросовестное) поведение ФИО2, не сообщившего своевременно в ЦЗН о факте трудоустройства в период безработицы, повлекло за собой незаконное получение пособия по безработице за период с 01.06.2020 по 01.10.2020 на сумму 75151 руб. 87 коп. Данную сумму просит взыскать с ответчика в пользу истца как сумму неосновательного обогащения (л.д.2-7).

В судебное заседание представитель истца ФИО1 поддержала исковые требования, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что пособие по безработице удерживается не за то время, когда человек работал, а за все время выплаты пособия. Информацию с Пенсионного фонда запрашивают ежемесячно, но портал ещё не отработан, информация на портал поступает поздно, в данном случае она поступила только 04.11.2020. Это не первое обращение ФИО2 в службу занятости. В данном случае он обращался через портал, там есть все инструкции, и ему изначально известны требования для выплаты пособия. Ответчик должен быт представить приказ о приеме на работу или написать заявление о снятии его с учета. По другим причинам ЦЗН не может снять человека с учета, тем более, когда были приняты эти временные правила, согласно которым перерегистрация должна быть согласно данным ПФ РФ. Но на тот момент система ПФ не была отработана, не все работодатели вовремя предоставляли приказы о приеме на работу. ФИО2 сам должен был представить документ о своем трудоустройстве.

В судебном заседании ответчик ФИО2 исковые требования признал частично – в размере 50% от суммы, требуемой ко взысканию. Своё трудоустройство он воспринимал как обучение, по результатам которого будет решаться вопрос, примут ли его на работу. Когда ему позвонили и предложили прийти за деньгами, он понял, что ошибался. Он позвонил работнику ЦЗН, объяснил ситуацию. Ему сказали, что это плохо, сказали, что будут принимать решение о лишении его пособия. Считает, что часть вины лежит на истце. Он звонил сотрудникам ЦЗН, ему перезванивали. Он решил, что они все проверили по порталу. Действительно, он не первый раз обращался за получением пособия. Истец заявляет, что он (ответчик) был осведомлен о необходимости предоставления сведений о трудоустройстве. Однако законодательство меняется почти каждый месяц. Он не имел намерения обманывать истца о своем трудоустройстве, всю ситуацию объяснил по телефону и считал, что все вопросы к нему исчерпаны.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно карточке персонального учета гражданина (л.д.56-65) 06.05.2020 ФИО2 обратился в Центр занятости населения для предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, 07.05.2020 зарегистрирован как обратившийся в ЦЗН, предоставил необходимые для регистрации документы.

С 07.05.2020 ФИО2 признан безработным, ему назначено пособие по безработице с выплатой с 07.05.2020 на 6 месяцев по 06.11.2020, что подтверждается приказами № 132Д51/2003 от 11.05.2020, № 133П24/2003 от 12.05.2020, № 181П109/203 и № 181Д107/2003 от 29.06.2020, № 232П175/2003 от 19.08.2020(л. <...>) и справками об отсутствии сведений о трудовой деятельности (л. <...>).

04.11.2020 истцу поступили сведения (л.д.76) о приеме на работу ФИО2 с 01.06.2020 и об увольнении с 10.06.2020.

Приказами от 10.11.2020 № 315Д13/2003 и № 315Д14/2003 (л. д. 77) ФИО2 прекращена выплата пособия по безработице, и он снят с регистрационного учета в качестве безработного.

Согласно справке от 10.11.2020 № 1203 (л.д.55) с мая по ноябрь 2020г. ФИО2 выплачено пособие по безработице в размере 91729,28 руб., незаконно полученное пособие составило 75151,87 руб.

14.12.2020 истец направил ответчику претензию (л.д.53,54), предложив добровольно вернуть сумму незаконно полученного пособия по безработице.

Из распечатки с портала государственных услуг (л.д.97-131) следует, что на вкладке «встать на учет в качестве безработного» размещена информация об условиях получения пособия по безработице.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) занятыми считаются граждане, в том числе, работающие по трудовому договору; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуги.

Согласно ст. 3 Закона о занятости, безработными не могут быть признаны граждане, относящиеся к категории занятых.

В соответствии с п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее – Временные Правила) Центры занятости населения ежемесячно, с использованием информационно-аналитической системы, направляют запрос в Пенсионный Фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.

Согласно п. 52 Методических рекомендаций при получении сведений, подтверждающих получение пособия обманным путем, центр занятости осуществляет прекращение выплаты пособия по безработице и снятие с учета безработного гражданина.

Из п. 19 Временных правил следует, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

В силу п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В судебном заседании установлено, что в период получения пособия по безработице ответчик был трудоустроен и получил денежные средства, какие-либо документы о трудоустройстве в ЦЗН ФИО2 не предоставил; в связи с чем выплаченная сумма денежного пособия подлежит взысканию с ответчика, а исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что он не знал, что трудоустроен, что есть вина и истца, в том что он-ответчик получал пособие после трудоустройства; не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку факт наличия трудовых отношений ответчик не оспорил в судебном или ином порядке; получив заработную плату, продолжал получать пособие по безработице.

При рассмотрении вопроса о возложении на ответчиков обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных истцом, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, сумма госпошлины в размере 2454,56 руб. подлежит взысканию с ответчика в бюджет Амурского муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования краевого государственного казенного учреждения « Центр занятости населения города Амурска» к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, в пользу краевого государственного казенного учреждения « Центр занятости населения города Амурска» сумму неосновательного обогащения в размере 75 151 руб. 87 коп.

Взыскать с ФИО2 госпошлину в бюджет Амурского муниципального района в размере 2454 руб.56 коп.

Копию решения направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья С.Н. Лошманова

Мотивированный текст решения изготовлен 15 июня 2021 г.

Судья С.Н. Лошманова