Дело №*** 19 мая 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО3 по <адрес> и <адрес>, ФКУ «Исправительная колония №***ФИО3 по <адрес> и <адрес>» о признании решения незаконным, включении периода работы в стаж службы, обязании произвести перерасчет
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском.
Изменив заявленные требования в ходе судебного разбирательства, истец указала следующее.
ФИО1 проходила службу в Уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. На основании рапорта от **.**.**** уволена с должности начальника склада группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения отдела охраны ФКУ ИК-2 ФИО3 по <адрес> и <адрес> в звании старшего прапорщика внутренней службы **.**.****ФИО7 ФКУ ИК-2 ФИО4 по <адрес> и <адрес> от **.**.****№***-лс по пункту 2 части 1 статьи 84 (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации) Федерального закона от **.**.**** № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В соответствии с вышеуказанным ФИО7№***-лс выслуга лет на **.**.**** составила: в календарном исчислении - 20 лет 03 месяца 19 дней; в льготном исчислении 29 лет 08 месяцев 15 дней.
В трудовую книжку внесена запись, о том, что общая продолжительность службы в учреждениях и органах - 19 лет 00 месяцев 21 день.
Отдел пенсионного обеспечения ФИО3 по <адрес> и <адрес> начислил пенсию за выслугу лет в соответствии с ФИО7 ФКУ ИК-2 от **.**.****№***-лс.
В ответе на обращение истца от **.**.****, исх. №***/то/28-00-4376 ФИО3 по <адрес> и <адрес> указано, что оснований для зачета работы до зачисления на службу в качестве рабочих и служащих в лечебно-профилактическом учреждении (ОУ-250/4), нет.
С расчетом выслуги лет истец не согласна. Считает, что объединение исправительных колоний №*** Онежского управления лесных исправительных учреждений (ОИК-4 Онежского УЛИУ, условное наименование - учреждение ОУ-250/4) относится к исправительным учреждениям, в связи с чем, спорный период работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы должен быть засчитан в выслугу лет для назначении мне пенсии в календарном исчислении.
Истец считает, что ее позиция подтверждается письмом ФИО3 по <адрес> от **.**.**** № Ol-29/TO/l - 597, Архивной справкой ФИО3 по <адрес> от **.**.**** и выписками из ФИО7 МВД РФ от **.**.****№*** «О реорганизации УЛИТУ, расположенных а Архангельской, Пермской и Свердловской областях» и ФИО7 ГУИН МВД ФИО4 от **.**.****№*** «О реорганизации Каргопольского УЛИТУ и внесении изменений и дополнений в структуру Онежского УЛИТУ».
Кроме того, в период службы в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №*** Управления федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 по <адрес> и <адрес>» при начислении заработной платы спорный период в выслугу лет засчитывался.
Таким образом, истец считает решение ответчиков об отказе включить в стаж службы (выслуги лет) для начисления пенсии в календарном исчислении время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении ОУ-250/4 в должности медсестры палатной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** до **.**.****, незаконным.
Истец ФИО1 просит признать решение Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №*** Управления федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 по <адрес> и <адрес> и Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 по <адрес> и <адрес> об отказе ФИО1 включить в стаж службы (выслуги лет) для начисления пенсии в календарном исчислении время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении ОУ-250/4 в должности медсестры палатной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** до **.**.****, незаконным, обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №*** Управления федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 по <адрес> и
<адрес> включить в стаж службы (выслуги лет) для начисления пенсии в календарном исчислении ФИО1 время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении ОУ-250/4 в должности медсестры палатной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** по **.**.****, обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №*** Управления федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 по <адрес> и <адрес>: внести изменения в ФИО7 ФКУ ИК-2 ФИО3 по <адрес> и <адрес> от **.**.****№***лс «О назначении, увольнении и объявлении выслуги лет» в части касающейся стажа службы (выслуги лет) ФИО1 по состоянию на **.**.**** в календарном исчислении и льготном исчислении включив время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении ОУ-250/4 в должности медсестры палатной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** по **.**.****, произвести новый расчет стажа службы (выслуги лет) для начисления пенсии ФИО1 по состоянию на **.**.****, включив в стаж службы (выслуги лет) для начисления пенсии в календарном исчислении время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении ОУ- 250/4 в должности медсестры палатной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** по **.**.****, предоставить в Управление Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 по <адрес> и <адрес>ФИО7 о внесении изменений в ФИО7 от **.**.****№***лс «О назначении, увольнении и объявлении выслуги лет» и новый расчет стажа службы (выслуги лет) по состоянию на **.**.**** для начисления и перерасчета пенсии ФИО1
Истец ФИО1 просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ФИО3 по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее иск не признал, в своих объяснениях указал, что ФИО3 прав истца не нарушало, расчет выслуги был сделан ИК-2, ФИО3 выплачивает пенсию на основании этого расчета.
Представитель ФКУ «Исправительная колония №***ФИО3 по <адрес> и <адрес>» в судебное заседание не явился, представил суду возражения на исковое заявление, в которых указал следующее.
Истец просит признать решение ФКУ ИК-2 об отказе ФИО1 включения в стаж службы (выслуги лет) для начисления пенсии в календарном исчислении время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении ОУ-250/4 в должности медсестры платной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** до **.**.**** незаконным.
Согласно п.99 ФИО2 от **.**.****№*** «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний» в деятельности ФИО2 создается комплекс организационно-распорядительных документов: ФИО7, распоряжения, положения, правила, инструкции, регламенты, решения (коллегии ФИО2), протоколы заседаний (совещательных, координационных, экспертных и др. органов), акты, аналитические справки, докладные и служебные записки, договоры (контракты, соглашения). На сегодняшний день в ФКУ ИК-2 отсутствует такой документ, как «Решение об отказе ФИО1 включения в стаж службы (выслуги лет) для начисления пенсии в календарном исчислении время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении (ЗУ-250/4 в должности медсестры палатной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** до **.**.**** года». Кроме того, отсутствует данный документ и в качестве приложения к исковому заявлению (п.4 ст. 132 ГПК РФ). Данные факты свидетельствуют о невозможности исполнения данного требования - невозможно признать недействительным документ, которого нет, а, следовательно, его нецелесообразности.
Относительно требования о включении в стаж службы (выслуги лет) для начисления пенсии в календарном исчислении время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении ОУ-250/4 в должности медсестры платной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** до **.**.**** поясняем, что ФКУ ИК-2 является учреждением, структурно входящим в ФИО3 по <адрес> и <адрес>.
Так, управление учреждением осуществляют ФИО2, ФИО3 по <адрес> и <адрес> и руководство Учреждения (п.4.1. раздела IV Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №***ФИО3 по <адрес> и <адрес>» (далее-Устав)).
Из содержания п.1.12. (структура и штатное расписание Учреждения утверждается ФИО3 по <адрес> и <адрес>), п.п.4п.4.3 раздела IV Устава (ФИО3 по <адрес> и <адрес> в отношении Учреждения осуществляет другие полномочия), ФИО3 по <адрес> и <адрес>№*** от **.**.**** «Об утверждении штатных расписаний учреждений ФИО4 по <адрес> и <адрес>, п.66 Приложения ФИО7 от **.**.****№*** ФКУ ИК-2 «Положения об отделе кадров и работы с личным составом Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №***ФИО3 по <адрес> и <адрес>» следует, что в ФКУ ИК-2 отдел, уполномоченный утверждать стаж службы (выслугу лет), отсутствует, а также, что ФКУ ИК-2 уполномочено осуществлять только подготовку документов, необходимых для назначения пенсий, и предоставлять данные документы в отдел пенсионного обеспечения ФИО3 по <адрес> и <адрес>. При этом расчет выслуги лет на пенсию предварительно согласовывается и корректируется у заместителя начальника финансово-экономического отдела ФИО3 по <адрес> и <адрес>.
Из представленных документов следует, что ФКУ ИК-2 подавало расчеты стажа службы (выслуги лет) с учетом оспариваемого периода в ФИО3 по <адрес> и <адрес>. Однако, уполномоченный отдел ФИО3 по <адрес> и <адрес> данный период не зачел.
Весь перечень документов, подготовленных и переданных в отделение пенсионного обеспечения финансово-экономического отдела ФИО3 по <адрес> и <адрес> для назначения пенсии ФИО1, указан в исх. №***/ТО/52/12.1-1157 от **.**.****.
Также, согласно материалов, предоставленных истцом, а именно: ответом ФИО3 по <адрес> и <адрес> на обращение ФИО1( исх.№***/ТО/28-ОГ-4376 от **.**.****), в выслугу лет не зачитывается оспариваемый период на основании справки Федерального казенного учреждения объединенных исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №***ФИО3 по <адрес> об исчислении выслуги лет ФИО1 (исх. 29/ТО/59/6-856 от **.**.****), а не расчета выслуги лет.
Все материалы, необходимые для назначения пенсии хранятся в отделе пенсионного обеспечения ФИО3 по <адрес> и <адрес>. Именно туда истец прибывала для ознакомления с Расчетом выслуги лет, в котором поставила свою подпись. Согласно ст. 153, п. 1 ст. 160 ГК РФ ФИО1 подписав документ, подтвердила его подлинность, придала ему юридическую силу, однако в своих исковых требованиях об этом не упоминает. Никаких досудебных процедур с целью выяснения обстоятельств, повлиявших на назначение пенсии, истцом проведено не было.
Внесение изменений в ФИО7 ФКУ ИК-2 от **.**.****№***лс возможно только на основании нового Расчета выслуги лет, который без согласования отдела пенсионного обеспечения ФИО3 по <адрес> и <адрес> не действителен. Указанный отдел, Расчет выслуги лет с учетом оспариваемого периода не принимает, ссылаясь на справку ФКУ ОИУ ОУХД №***ФИО3 по <адрес>.
Ответчик ФКУ ИК-2 просит в удовлетворении иска ФИО1 отказать.
Изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО7 ФКУ ИК-2 ФИО3 по <адрес> и <адрес>№***-лс от **.**.****ФИО1 уволена со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по пункту 2 части 1 статьи 84 (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
В соответствии с данным ФИО7 стаж службы (выслуга лет) ФИО1 на **.**.**** составляет: в календарном исчислении – 20 лет 03 месяца 19 дней; в льготном исчислении 29 лет 08 месяцев 15 дней.
Расчет выслуги лет на пенсию составлен начальником ОК и РЛС ФКУ ИК-2 ФИО3 по <адрес> и <адрес>.
Указанный расчет, по своей сути, и является решением о включении в специальный стаж истца периодов службы, дающих право на пенсию, и, соответственно, не включение в выслугу лет периодов работы, обоснованно расценено истцом как решение об отказе во включении указанного периода в выслугу лет для назначения пенсии.
При этом суд полагает, что подпись ФИО1 под указанным расчетом, вопреки позиции ответчика ФКУ ИК-2, не свидетельствует о согласии с ним.
Ответом от **.**.**** на обращение истца ФИО3 по <адрес> и <адрес> подтвердило правильность исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
Вместе с тем, суд полагает расчет выслуги лет на пенсию не обоснованным, нарушающим права истца, в части не включения в выслугу спорного периода.
Возражения представителя ФИО3 по <адрес> и <адрес> в части того, что Управление назначило пенсию на основании расчета сделанного ИК-2, и не нарушало прав истца, суд находит не состоятельными.
ФИО7 Минюста РФ от **.**.**** N 258 утверждена Инструкция об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе.
Согласно Инструкции, оформление документов для назначения пенсий лицам, уволенным со службы в УИС, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников УИС производится кадровыми подразделениями учреждений и органов УИС по последнему месту службы (пункт 2.1).
Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника УИС проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды, подлежащие календарному исчислению и исчислению на льготных условиях, после чего на сотрудника, увольняемого с правом на пенсию или на ежемесячное социальное пособие, составляется расчет выслуги лет, который согласовывается с пенсионный органом (пункт 2.2).
Материалы о назначении пенсии представляются кадровым подразделением в пенсионный орган по месту жительства пенсионера не позднее 10 дней со дня поступления заявления о назначении пенсии либо не позднее 10 дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления (пункт 2.3).
Таким образом, в определении размера выслуги лет в целях назначения пенсии уволенному сотруднику УИС участвует как кадровое подразделение по последнему месту службы сотрудника, так и пенсионный орган, согласовывающий предварительный расчет выслуги лет.
Согласно записям в трудовой книжке истца, **.**.**** она назначена медсестрой палатной хирургического отделения БПО, **.**.**** назначена акушеркой поликлиники БСП, **.**.**** назначена медсестрой терапевтического отделения БСП, **.**.****ФИО1 принята стажером младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ИК-2. ФИО2 от **.**.****№*** ГУ ОИК-4 Онежского УЛИУ УИН Минюста ФИО4 по <адрес> переименовано в ФГУ ОИУ ОУХД-4 ФИО3 по <адрес>.
С **.**.**** вступил в силу Федеральный закон от **.**.**** N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В соответствии со ст. 72 указанного закона, порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в уголовно-исполнительной системе, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы регулируется Законом Российской Федерации от **.**.**** N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Согласно ст. 18 данного Закона порядок исчисления выслуги лет регулируется Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 941.
Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (абз. 14 п. 1) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях.
Статья 36 Закона Российской Федерации от **.**.**** N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" устанавливает, что сотрудникам уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что для включения оспариваемого периода работы истца в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии необходимо установить, что учреждение, в котором она работала до зачисления на службу в органы уголовно-исполнительной системы, являлось учреждением, исполняющим наказание, входило в объединение учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности с правами и обязанностями учреждений, исполняющих наказания.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от **.**.**** N 5473-1 установлено, что виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Ранее виды исправительно-трудовых учреждений определялись Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.
В соответствии со ст. 12 ИТК РСФСР, исправительными учреждениями, исполняющими наказания в виде ограничения свободы и лишения свободы, являются: исправительные центры, исправительные колонии, колонии - поселения, тюрьмы и воспитательные колонии.
Согласно ч. 9 ст. 16 УИК РФ, наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой.
Решая вопрос о включении спорного периода работы истца в выслугу лет, ответчики должны были руководствоваться вышеприведенными нормами.
При этом, в распоряжении ответчиков имелась архивная справка ФИО3 по <адрес>№***/ТО/22/1/1-555 от **.**.****, которой подтверждается, что ФИО1 действительно работала в подразделениях Каргопольского управления лесных исправительно-трудовых учреждений (сокращенного Каргопольское УЛИТУ, условно – учреждение П-233), в дальнейшем в отделении исправительных колоний №*** Онежского УЛИУ (условно – учреждение ОУ-250/4) в периоды с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****.
Суд полагает, что основания сомневаться в том, что указанные учреждения являлись учреждениями, исполняющими наказания, отсутствуют. Указанное подтверждается представленными архивными справками и ответами ФИО3 по <адрес>.
Таким образом, указанные периоды подлежали включению в выслугу лет ФИО1 для назначения пенсии.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №***ФИО3 по <адрес> и <адрес> и Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 по <адрес> и <адрес> об отказе ФИО1 включить в стаж службы (выслуги лет) для начисления пенсии в календарном исчислении время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении ОУ-250/4 в должности медсестры палатной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** до **.**.****, незаконным.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №***ФИО3 по <адрес> и <адрес> включить в стаж службы (выслуги лет) для начисления пенсии в календарном исчислении ФИО1 время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении ОУ-250/4 в должности медсестры палатной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** по **.**.****.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №***ФИО3 по <адрес> и <адрес>» внести изменения в ФИО7 ФКУ ИК-2 ФИО3 по <адрес> и <адрес> от **.**.****№***лс «О назначении, увольнении и объявлении выслуги лет» в части стажа службы (выслуги лет) ФИО1 по состоянию на **.**.**** в календарном исчислении и льготном исчислении включив время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении ОУ-250/4 в должности медсестры палатной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** по **.**.****, произвести новый расчет стажа службы (выслуги лет) для начисления пенсии ФИО1 по состоянию на **.**.****, включив в стаж службы (выслуги лет) для начисления пенсии в календарном исчислении время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в учреждении ОУ- 250/4 в должности медсестры палатной хирургического отделения БПО в период с **.**.**** по **.**.****, предоставить в Управление Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 по <адрес> и <адрес>ФИО7 о внесении изменений в ФИО7 от **.**.****№***лс «О назначении, увольнении и объявлении выслуги лет» и новый расчет стажа службы (выслуги лет) по состоянию на **.**.**** для начисления и перерасчета пенсии ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк