ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-580/2021 от 17.05.2021 Хасынского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-580/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Палатка

Магаданской области 17 мая 2021 г.

Хасынский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Бадулиной Ю.С.,

при секретаре Карвацкой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда Магаданской области гражданское дело по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Омсукчанского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом о возложении на Администрацию Омсукчанского городского округа обязанности провести лесоустройство, возложении на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Омсукчанского городского округа обязанности осуществить постановку городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них,

УСТАНОВИЛ:

Магаданский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Омсукчанского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Омсукчанского городского округа о возложении на Администрацию Омсукчанского городского округа обязанности провести лесоустройство, возложении на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Омсукчанского городского округа обязанности осуществить постановку городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них.

В обоснование исковых требований указали, что в 2005 году на основании положений Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» осуществлена фактическая передача земель лесного фонда площадью 574 га в состав земель населенных пунктов Омсукчанского городского округа, что подтверждается актами натурных технических обследований участков лесного фонда и актами передачи земель лесного фонда в земли поселений, с указанием площадей передаваемых лесных участков и их местоположения. Организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. В соответствии со ст.84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Согласно ст.67 Лесного кодекса РФ помимо земель лесного фонда лесоустройство проводится на землях населенных пунктов, на которых расположены леса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно п.5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает также из содержания ч.2 ст.70 Лесного кодекса РФ. Поскольку основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества является лесохозяйственный регламент лесничества, согласно ч.3 ст.87 Лесного кодекса РФ на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, указанный регламент должен утверждаться органами местного самоуправления. Согласно ст.92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Лесоустройство и разработка лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных в границах Омсукчанского городского округа, в отношении которых государственная собственность не разграничена, принятие мер, направленных на постановку городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них, является обязанностью органов местного самоуправления. Неисполнение органами местного самоуправления обязанностей в отношении городских лесов, расположенных на территории и в границах населенных пунктов, входящих в состав Омсукчанского городского округа исключает возможность надлежащей организации по охране лесов. Отсутствие материалов лесоустройства, препятствует осуществлению постановки лесных участков на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на них, что является препятствием для надлежащего использования и охраны лесов. Неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства влечет нарушение интересов Российской Федерации, нарушает основные принципы в области лесных насаждений, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности, привлечения виновных лиц к ответственности. Отсутствие кадастрового учета может повлечь уменьшение площади городских лесов, вследствие незаконной рубки деревьев, незаконного выделения земельных участков, их несанкционированной застройки, а их сохранение касается интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст.ст.21, 49 Устава муниципального образования «Омсукчанский городской округ» обязанности по проведении лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента должны быть исполнены Администрацией Омсукчанского округа. В соответствии с пунктами 1.2, 2.1.2, 3.235 и 3.2.44 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа обязанность по постановке городских лесов, расположенных на территории Омсукчанского городского округа на государственный кадастровый учет и регистрации муниципальной собственности на них должны быть исполнены Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа. Просил суд возложить на Администрацию Омсукчанского городского округа обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в порядке, установленном Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 года №122, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных в землях населенных пунктов Омсукчанского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда, возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Омсукчанского городского округа обязанность в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении разбирательства дела, ходатайств не заявлял.

Представитель ответчика администрации Омсукчанского городского округа в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, направил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении требований истца отказать. Указал, что в 1994 году с.Купка и с.Буксунда были исключены как фактически не существующие. В 2014 году п.Верхний Балыгычан признан закрывающимся. Тем самым в населенных пунктах Верхний Балыгычан, Купка, Буксунда не осуществляется деятельность в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, следовательно, исключена возможность использования токсичных химических препаратов. Ссылаясь на ст. 87 Лесного кодекса РФ, раздел III Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» указывает, что лесохозяйственные регламенты разрабатываются только для лесничеств, а органы местного самоуправления обеспечивают их разработку и утверждение в пределах их полномочий. Между тем документов, свидетельствующих о существовании (создании) на территории муниципального образования лесничеств, не представлено. Сведений о наличии зарегистрированного права собственности муниципального образования «Омсукчанский городской округ» на лесные участки и городские леса, расположенные в границах муниципального образования, реестр муниципальной собственности не содержит, а фактическое наличие лесов на территории образования, доказательством их нахождения в собственности муниципального образования, не является. Указывая на положения ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полагают, что проектирование лесничеств, закрепление на местности местоположения их границ отнесено к государственным полномочиям, осуществляемым уполномоченным федеральным органам исполнительной власти.

Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в своем заявлении просил суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Ранее представил в суд отзыв, в котором просил в удовлетворении требований истца отказать. В обоснование привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в отзыве представителя ответчика администрации Омсукчанского городского округа (л.д. 66-70).

Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении разбирательства дела ходатайств не заявляли.

Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц в соответствии с ч.ч.3 5 ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В связи с изменением поселковой черты пос.Дукат, муниципальным образованием «Омсукчанский район» Магаданской области испрошен участок в лесном фонде Омсукчанского лесничества Омсукчанского лесхоза выд. в эксплуатационных лесах III группы общей площадью 12га с переводом их в земли иных категорий, о чем составлен акт выбора участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 16-18).

На основании указанного акта выбора участка лесного фонда, инженером ОЗЛ Омсукчанского лесхоза ДД.ММ.ГГГГ составлен акт натурного технического обследования участка лесного фонда (л.д.19-21).

Актом на передачу участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУ «Омсукчанский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Магаданской области передало для управления землями поселений поселок Дукат леса III группы общей площадью 12,0га (л.д.16).

В связи с выделением поселковой черты пос.Верхний Балыгычан, муниципальным образованием «Омсукчанский район» Магаданской области испрошены участки в лесном фонде Верхне-Балыгычанского лесничества Омсукчанского лесхоза выд.,, квартал выд. в эксплуатационных лесах III группы, а также выд. №, , выд. №,, о чем составлены акты выбора участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-25, 29-30).

На основании указанных актов выбора участка лесного фонда, инженером ОЗЛ Омсукчанского лесхоза, ДД.ММ.ГГГГ составлены акты натурного технического обследования участков лесного фонда (л.д.26-28, 31-34).

Актом на передачу участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУ «Омсукчанский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Магаданской области передало для управления землями поселений поселок Верхний-Балыгычан участок общей площадью 307,0га, из которых: леса I группы - 284га, леса III группы 23га; лесные земли 275 га, втом числе покрытые лесом 98га, нелесные земли -32га (л.д.22).

В связи с выделением черты пос.Буксунда, муниципальным образованием «Омсукчанский район» Магаданской области испрошен участок в лесном фонде Омсукчанского лесничества Омсукчанского лесхоза кв. выд., о чем составлен акт выбора участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-38).

На основании указанных актов выбора участка лесного фонда, инженером ОЗЛ Омсукчанского лесхоза, ДД.ММ.ГГГГ составлен акт натурного технического обследования участка лесного фонда (л.д.39-41).

Актом на передачу участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУ «Омсукчанский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Магаданской области передало для управления землями поселений поселок Буксунда участок общей площадью 12,0га, из которых: леса I группы - 12га (л.д.35).

В связи с выделением поселковой черты пос.Купка, муниципальным образованием «Омсукчанский район» Магаданской области испрошены участки в лесном фонде Верхне-Балыгычанского лесничества Омсукчанского лесхоза выд. в защитных лесах I группы, а также выд. №, , в эксплуатационных лесах III группы, о чем составлены акты выбора участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43-45, 49-51).

На основании указанных актов выбора участка лесного фонда, инженером ОЗЛ Омсукчанского лесхоза, ДД.ММ.ГГГГ составлены акты натурного технического обследования участков лесного фонда (л.д.46-48, 52-53).

Актом на передачу участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУ «Омсукчанский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Магаданской области передало для управления землями поселений поселок Купка участок общей площадью 243,0га, из которых: леса I группы - 39га, леса III группы 204га; лесные земли 184 га, в том числе покрытые лесом 184га, нелесные земли -59га (л.д.42).

Как следует из формы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Омсукчанском городском округе земли населенных пунктов, на которых расположены леса, составляют 574га (л.д. 54-57).

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Как следует из пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 7-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с положениями статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится в том числе организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

В силу части 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (пункт 2 части 3 статьи 23 Кодекса).

Лесоустройство, в силу части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации, проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса, в том числе населенных пунктов, на которых расположены леса.

Согласно статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации, на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя:

1) проектирование лесничеств;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;

4) таксацию лесов;

5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 70 Лесного кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения лесоустройства определялся до 03.05.2018 Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 утверждена новая Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция).

Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции определено, что проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 10 Лесоустроительной инструкции, лесничества являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесничества располагаются в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, срок их действия и порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение них изменений.

Согласно пункту 10 указанного Приказа Минприроды России, разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - органы государственной власти и органы местного самоуправления).

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ), государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу статьи 4 Федерального закона № 218-ФЗ, участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе органы местного самоуправления.

Согласно пункту 4 части 11 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В судебном заседании установлено, что 01.11.2005 г. муниципальному образованию из земель лесного фонда для управления землями поселений Дукат, Верхний-Балыгычан, Буксунда, Купка были переданы участки общей площадью 574га.

Сведений об их оформлении в муниципальную собственность, в нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчиками не представлено.

Тем самым в судебном заседании установлено, что в муниципальную собственность данные лесные участки не оформлены, в реестре муниципальной собственности Омсукчанского городского округа лесные участки не значатся. Кадастровый учет в отношении земельных участков под городскими лесами не проводился; земельные участки, на которых расположены городские леса на территории городского округа, не индивидуализированы (не сформированы).

Невыполнение обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства, к предусмотренной законом ответственности.

Доводы ответчиков, что само по себе фактическое наличие на территории Омсукчанского городского округа лесов таким доказательством не является, суд находит необоснованными, поскольку отсутствие оформления указанных лесов в соответствии с действующим законодательством свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией городского округа обязанности по владению, пользованию муниципальным имуществом, а не об отсутствие данных объектов на территории Омсукчанского городского округа как таковых.

Из документов, представленных Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа следует, что постановлением Администрации Магаданской области от 16.03.1994 г. № 62 из учетных данных административно-территориального деления Магаданской области были исключены в числе прочих поселки Буксунда, Купка (л.д.71).

Законом Магаданской области от 16.12.2008 г. № 1071-ОЗ сельское поселение «село Верхний Балыгычан» было упразднено (л.д.75-76).

Постановлением Правительства Магаданской области от 10.04.2014 г. № 299-пп, поселок Верхний Балыгычан, входящий в состав межселенной территории Омсукчанского муниципального района признан закрывающимся (л.д.77).

Вместе с тем, суд полагает, что признание с.Купка и с.Буксунда фактически не существующими, а п.Верхний-Балыгычан закрывающимся, при наличии актов на передачу участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. для управления землями населенных пунктов в администрацию муниципального образования, не освобождают муниципальное образование от выполнения требований действующего законодательства.

Кроме того, из представленных Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа постановления главы администрации муниципального образования «Омсукчанский район Магаданской области» от ДД.ММ.ГГГГ и письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земли, ранее включенные в черты населенных пунктов из земель лесного фонда на общей площади 574 га, в том числе: п.Дукат -12га, с.Верхний Балыгычан -307га, с.Купка -243га, с.Буксунда -12га отнесены к категории земель поселений без изменения их функциональных значений и целевого использования (л.д.72, 73-74).

Доводы ответчиков о том, что проведение лесоустройства осуществляется в отношении лесничеств, суд также находит необоснованными, поскольку субъектом, обладающим полномочиями, по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является муниципальное образование «Омсукчанский городской округ» как орган местного самоуправления, на который возложены соответствующие обязанности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования природоохранного прокурора о проведении лесоустройства в порядке, установленном Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 года №122, разработке и утверждения лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных в землях населенных пунктов Омсукчанского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда, а также постановке городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них, подлежат удовлетворению.

Согласно статьи 24 Устава муниципального образования «Омсукчанский городской округ», принятого решением Собрания представителей Омсукчанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, структуру органов местного самоуправления Омсукчанского городского округа, составляет в том числе администрация Омсукчанского городского округа, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Омсукчанский городской округ».

В соответствии со ст. 47 Устава муниципального образования к компетенции администрации относится осуществление полномочий по решению вопросов местного значения и полномочий для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Магаданской области.

Тем самым, исходя из заявленных требований, суд полагает возможным обязанности по проведению лесоустройства, разработке и утверждении лесохозяйственного регламента возложить на администрацию Омсукчанского городского округа.

Решением собрания Представителей Омсукчанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа (л.д.79).

Согласно пункту 1.2 Положения, Комитет входит в структуру администрации Омсукчанского городского округа, является отраслевым (функциональным) органом администрации Омсукчанского городского округа, осуществляющим от имени муниципального образования «Омсукчанский городской округ» полномочия при решении вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Омсукчанского городского округа.

В соответствии с пунктом 2.1.2 Положения, предметом деятельности Комитета является осуществление полномочий владения, пользования и распоряжения в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности Омсукчанского городского округа, а также земельными участками, находящимися в государственной собственности, распоряжение которых до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления Омсукчанского городского округа (л.д.80).

В силу пунктов 3.2.35 и 3.2.44 Положения, Комитет осуществляет регистрацию права собственности Омсукчанского городского округа на муниципальное имущество в установленном порядке, а также полномочия собственника при государственной регистрации права муниципальной собственности Омсукчанского городского округа на объекты недвижимости и земельные участки.

Таким образом, исходя из заявленных требований, суд полагает возможным обязанность осуществления постановки городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них, возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая временные затраты, необходимые на устранение выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения в части проведения лесоустройства в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а для исполнения решения в части постановки городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию муниципальной собственности на них установить срок в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку ответчики в силу п.п. 19 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты госпошлины, то суд полагает возможным не взыскать с ответчиков в доход бюджета МО «Хасынский городской округ» госпошлину.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Омсукчанского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Омсукчанского городского округа о возложении обязанностей по лесоустройству, - удовлетворить.

Возложить на администрацию Омсукчанского городского округа ОГРН: , ИНН:) обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести лесоустройство в порядке, установленном Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 года №122, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных в землях населенных пунктов Омсукчанского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда.

Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Омсукчанского городского округа (ОГРН:, ИНН:) обязанность в течение 36 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить постановку городских лесов на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности на них.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 17 мая 2021 года.

Председательствующий Ю.С. Бадулина