Дело № 2-5811/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вихман Е.В.,
при секретаре Шараповой Е.А.,
рассмотрев 29 ноября 2017 года в открытом судебном заседании в городе Омске
гражданское дело по заявлению УМВД России по городу Омску о признании изъятого оружия бесхозяйным и его уничтожении,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску (далее – УМВД России по городу Омску) обратилось с заявлением о признании изъятого оружия бесхозяйным и его уничтожении, в обоснование указав, что в комнате хранения оружия дежурной части УМВД России по городу Омску на хранении находится 1 единица оружия, изъятая сотрудниками органов внутренних дел – пистолет газовый, Б/Н, год сдачи 2004, номер квитанции 262. С момента помещения изъятого оружия на хранение по настоящее время в УМВД России по городу Омску за истребованием указанного оружия не обращались, собственника оружия установить не удалось, вещественным доказательством по уголовным делам данное оружие не является. Данными о том, на чье имя было зарегистрировано оружие в момент его изъятия, УМВД России по городу Омску не обладает, установить обстоятельства изъятия данного оружия в настоящее время также не представляется возможным. Обозначенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник отказался от своих прав на оружие. Основания для дальнейшего хранения изъятого оружия у УМВД России по городу Омску отсутствуют, хранение данного оружия влечет причинение убытков федеральному бюджету в виде расходов, связанных с его хранением. Указанное оружие не зарегистрировано в органах внутренних дел Российской Федерации, а так же в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии по Омской области, в связи с чем продажа данного оружия запрещена. Согласно заключению специалиста изъятое оружие не является историко-культурной ценностью.
На основании изложенного, заявитель просил признать бесхозяйным пистолет газовый, Б/Н, год сдачи 2004, номер квитанции 262, находящееся на хранении в УМВД России по городу Омску и передать данное оружие в УМВД России по Омской области для утилизации (уничтожения).
Представители УМВД России по городу Омску, УМВД России по Омской области, ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области», Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом по Омской области, Управления Росгвардии по Омской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
По смыслу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пунктов 1, 2 статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В соответствии с частью 1 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 238 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Пунктами 1, 3 – 5 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Судом установлено, что в комнате хранения оружия дежурной части УМВД России по городу Омску на хранении находится 1 единица оружия, изъятая сотрудниками органов внутренних дел – пистолет газовый, Б/Н, год сдачи 2004, номер квитанции 262.
Из материалов дела следует, что 22.09.2017 УМВД России по городу Омску направлен запрос в Управление Росгвардии по Омской области по установлению собственников указанного изъятого оружия (л.д. 9 – 10).
Согласно сведениям Управления Росгвардии по Омской области указанная в запросе 1 единица оружия по данным Сервиса центрального учета оружия МВД России в отделе лицензионно-разрешительной работы по городу Омску Управления Росгвардии по Омской области не значится, факт наличия разрешительных документов, а также сведений о собственнике на данное оружие не представляется возможным установить в виду отсутствия учетных дел и иной документации в подразделении лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Омской области (л.д. 11 – 12).
В базе данных интегрированного банка данных УМВД России по Омской области, автоматизированной информационно-поисковой системы «Оружие МВД России» указанная единица оружия так же не числится, не является вещественным доказательством по уголовным делам, что подтверждается справками ООВ УОТО УМВД России по Омской области, ГАПиУ Отдела полиции № 1 УМВД России по городу Омску (л.д. 13 – 14).
Иными документами (сведениями), позволяющими определить собственника (владельца) изъятого оружия, УМВД России по городу Омску не располагает.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что поскольку собственник отказался от своих прав на оружие, то оснований для дальнейшего хранения изъятого оружия у УМВД России по городу Омску не имеется, хранение данного оружия влечет причинение убытков федеральному бюджету в виде расходов, связанных с его хранением. Данными о том, на чье имя было зарегистрировано оружие в момент его изъятия, УМВД России по городу Омску не обладает, установить обстоятельства изъятия данного оружия в настоящее время также не представляется возможным.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 27 Закона об оружии изъятие оружия и патронов к нему производится: органами внутренних дел в случаях отсутствия разрешений на хранение и ношение оружия; нарушения гражданами установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 27 Закона об оружии предусмотрено, что порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее – Правила).
Подпунктом «а» пункта 14 Правил предусмотрено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации.
Согласно пункту 79 Правил изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства», Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что изъятая и находящиеся на хранении в УМВД России по городу Омску единица оружия в органах внутренних дел Российской Федерации, а так же Управлении Росгвардии по Омской области не зарегистрирована, в связи с чем с учетом указанных положений правовых актов продажа указанного оружия запрещена.
Согласно пункту 82 Правил изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющее культурную ценность, либо в отношении, которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации
Согласно заключению специалиста от 16.11.2017 № 780-11/17 изъятое оружие пистолет газовый, Б/Н, год сдачи 2004, номер квитанции 262, находящееся на хранении в Управлении МВД России по городу Омску по адресу: 644123, город Омск, ул. Дмитриева, д. 1, не является историко-культурной ценностью (л.д. 15 – 21).
В силу пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма предусматривает только уничтожение запрещенного к обороту оружия, которым является изъятое оружие, хранящееся в УМВД России по городу Омску, как незарегистрированное в органах внутренних дел и не подлежащее регистрации в Управлении Росгвардии по Омской области.
С учетом установленных обстоятельств, применительно к приведенным правовым нормам, суд приходит к выводу о том, что указанное оружие пистолет газовый, Б/Н, год сдачи 2004, номер квитанции 262, находящееся на хранении в УМВД России по городу Омску по адресу: 644123, город Омск, ул. Дмитриева, д. 1, следует признать бесхозяйным имуществом и передать данное оружие в УМВД России по Омской области для утилизации (уничтожения).
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бесхозяйным оружие пистолет газовый, Б/Н, год сдачи 2004, номер квитанции 262, находящееся на хранении в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску по адресу: 644123, город Омск, ул. Дмитриева, д. 1, и передать данное оружие в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области для утилизации (уничтожения).
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы в Кировский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Вихман
Мотивированный текст решения изготовлен 4 декабря 2017 года
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>