ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5821/16 от 21.12.2016 Мытищинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2016 года г. Мытищи

Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Юнусовой О.В., при секретаре Налбандян А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5821/16 по исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> об отмене постановления о принятии нежилого помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, признании диспетчерской лифтовой местами общего пользования в многоквартирном доме в соответствии с данными БТИ и технического паспорта на жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа <адрес>, с учетом уточнений просит отменить постановление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – нежилого помещения по адресу: <адрес> признав помещение диспетчерской лифтовой имуществом, относящимся к местам общего пользования в многоквартирном доме согласно данным Мытищинского БТИ.

Свои требования истец обосновал тем, что он является собственником <адрес> по адресу: <адрес> площадь помещения диспетчерской лифтовой в соответствии с техническим паспортом на жилой дом и данным Мытищинским БТИ входит в площадь мест общего пользования и является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем постановление Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нарушает его права и законные интересы.

ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель Администрации городского округа <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования ФИО1 не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель МУП «Управление заказчика» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Учитывая положения ст. 35 ГПК РФ, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования об отмене постановления о принятии нежилого помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества подлежащим удовлетворению, а требования о признании диспетчерской лифтовой местами общего пользования в многоквартирном доме в соответствии с данными БТИ и технического паспорта на жилой дом – подлежащими оставлению без рассмотрения, учитывая следующее.

Судом установлено, что ФИО1 на основании Договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ была сделана запись регистрации .

Постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ управлению земельно-имущественных отношений администрации городского округа <адрес> было поручено осуществить юридические и организационные действия для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии нежилого помещения общей площадью 19, 4 кв.м по <адрес> на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

Оспаривая законность данного постановления, ФИО1 указал, что площадь помещения диспетчерской лифтовой не является бесхозяйной, входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Представитель администрации указывает на то, что спорное помещение с момент постройки дома использовалось по самостоятельному назначению, в целях, не связанных с обслуживанием только <адрес>, не использовалось в качестве общего имущества собственниками помещений.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

В силу статьи 236 Гражданского кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из сообщения Администрации городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района <адрес> следует, что в соответствии с техническим паспортом многоквартирного <адрес> нежилое помещение площадью 17, 2 кв.м обозначено как диспетчерская (лифтовая), до 2000 года диспетчерская (лифтовая) использовалась для обслуживания лифта в данном многоквартирном доме. После диспетчеризации лифтового хозяйства Мытищинского муниципального района и по настоящее время данное помещение используется по назначению, как лаборатория по ремонту электронных плат для нужд лифтового хозяйства Мытищинского муниципального района и по настоящее время данное помещение используется по назначению, как лаборатория по ремонту электронных плат для нужд лифтового хозяйства и обеспечения безопасности эксплуатации лифта в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах городского поселения Мытищи. ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация МУП «Управление заказчика ЖКХ» заключила договор с ООО «ЯузаТехномонтаж» о надлежащем содержании нежилого помещения и своевременной оплате за жилищно-коммунальные услуги. ООО «ЯузаТехномонтаж» своевременно оплачивает вышеназванные услуги.

Из сообщения ГУ МО «Государственная жилищная инспекция <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по информации, предоставленной Администрацией городского поселения Мытищи, нежилое помещение диспетчерской (лифтовой) по адресу: <адрес> данное помещение в соответствии с техническим паспортом многоквартирного дома является нежилым помещением площадью 17, 2 кв.м в экспликации обозначено как лифтовая, до 2000 года лифтовая использовалась для обслуживания лифта в данном многоквартирном доме. На данный момент в указанном помещении размещены лаборатория по ремонту электронных плат для нужд лифтового хозяйства и диспетчерский пункт контроля безопасности эксплуатации 12 жилых многоквартирных домов.

Мытищинской городской прокуратурой была проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу использования МУП «Управления заказчика ЖКХ» нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>

В период проверки было установлено, что нежилое помещение площадью 19, 4 кв.м по адресу: <адрес> используется МУП «Управления заказчика ЖКХ» для размещения ремонтно-эксплуатационного участка содержания общего имущества группы домов, документы о закреплении указанного нежилого помещения на праве оперативного управления за МУП «Управления заказчика ЖКХ» или другом праве отсутствуют, по информации, полученной из администрации Мытищинского муниципального района, указанное нежилое помещение не является муниципальной собственностью.

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Согласно данным, имеющимся в инвентарном деле , помещение диспетчерской лифтовой площадью 17,2 кв.м и туалет площадью 2,2 кв.м. учтены в составе площади мест общего пользования 528,3 кв.м многоквартирного дома по адресу: <адрес>, Олимпийский проспект, <адрес>.4, что следует из письма ГУП МО БТИ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, помещение диспетчерской лифтовой - нежилое помещение площадью 19,4 кв.м по адресу: <адрес> не является бесхозяйным, что в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, препятствует в постановке на учет в качестве бесхозяйного, поскольку имеют место правопритязания на указанное имущество собственников многоквартирного дома.

Сведений о том, что указанное помещение не является общим имуществом многоквартирного дома в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, суд отменяет постановление Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – нежилого помещения по адресу<адрес>

Как следует из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> корпус 3 по Олимпийскому проспекту в городе Мытищи, ФИО1 избран председателем совета МКД.

Полномочия председателя МКД определены в ст. 161.1. ЖК РФ.

В силу п.4.3. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может принять решение о наделении председателя совета МКД полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

ФИО1 заявлено требование о признании диспетчерской лифтовой местами общего пользования в многоквартирном доме в соответствии с данными БТИ и технического паспорта на жилой дом.

Исходя из доводов, изложенных в заявлении, допустимо рассматривать требования ФИО1 как требования о признания диспетчерской лифтовой имуществом, относящимся к помещениям общего пользования или общедомовым имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в МКД, так как в ЖК РФ законодатель использует понятия «помещения общего пользования» или «общее имущество».

Статья 46 Конституции РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод.

Статьей 290 ГК РФ предусмотрено, что общие помещения в многоквартирном доме, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам квартир в многоквартирном доме.

Согласно ст. 36 ЖК РФ, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В статье 11 ГК РФ закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; в статье 12 ГК РФ перечислены способы защиты гражданских прав, а также содержится указание на возможность применения иных способов, предусмотренных законом.

Таким образом, требования о признании диспетчерской лифтовой общим имуществом заявлены ФИО1 в интересах всех собственников помещений в МКД.

В соответствии с частью 1 статьи 48 ГПК РФ, гражданин вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.

На основании части 1 статьи 53 ГПК РФ, полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ч. 1 ст. 185 ГК РФ).

По смыслу статьи 54 ГПК РФ, представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия.

Суд также обращает внимание на положения ст. 247 ГК РФ, по смыслу которой правом на обращение в суд обладают все участники общей долевой собственности, связанные совместной волей, которая при подаче иска должна быть выражена в установленном законом порядке.

Надлежащей формой выражения такой воли по вопросам владения и пользования общим имуществом является решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном ст. 44 - 48 ЖК РФ, которое является надлежащим доказательством наличия волеизъявления всех собственников жилых и нежилых помещений на предъявление требований к ответчику о признания диспетчерской лифтовой имуществом, относящимся к помещениям общего пользования или общедомовым имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в МКД.

Кроме того, суд учитывает, что согласно Решению Совета депутатов городского округа Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ признано недействующим Решение Совета депутатов городского поселения Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении состава общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Таким образом, перечень общего имущества собственников помещений многоквартирного <адрес> корпус 4 по Олимпийскому проспекту, указанный в приложении к данному решению, также является недействующим, что не препятствует его определению по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на что неоднократно указывалось судом заявителю при рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах, суд исходит из того, что заявленные требования фактически направлены на защиту законных прав и интересов не только истца, но и других собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, тогда как заявление подано лицом, у которого отсутствуют полномочия на его подписание и предъявление в суд от других собственников многоквартирного жилого дома, и оставляет данные требования без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> об отмене постановления о принятии нежилого помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - удовлетворить.

Отменить постановление Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – нежилого помещения по адресу: <адрес>

Исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> о признании диспетчерской лифтовой местами общего пользования в многоквартирном доме в соответствии с данными БТИ и технического паспорта на жилой дом – оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья