Дело № 2-5825/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Терехина А.А.,
при секретаре судебного заседания Марусовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 30 ноября 2017 года гражданское дело по заявлению УМВД России по городу Омску о признании изъятого оружия бесхозяйным и его уничтожении,
УСТАНОВИЛ:
УМВД России по городу Омску обратилось с заявлением о признании изъятого оружия бесхозяйным и его уничтожении, в обосновании указав, что в комнате хранения оружия дежурной части Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску на хранении находится 1 единица оружия, изъятая сотрудниками органов внутренних дел, а именно боевое ручное стрелковое оружие пистолет № год сдачиДД.ММ.ГГГГ, номер квитанции № С момента помещения изъятого оружия на хранение по настоящее время в УМВД России по городу Омску никто за истребованием указанного оружия не обращался. ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по городу Омску направлен запрос в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> по установлению собственников вышеуказанного изъятого оружия. Согласно ответу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанная в запросе 1 единица оружия по данным Сервиса центрального учета оружия МВД России (СЦУО МВД России) в ОЛРР по городу Омску Управления Росгвардии по <адрес> не значится, факт наличия разрешительных документов, а также сведений о собственнике на данное оружие не представляется возможным установить в виду отсутствия учетных дел и иной документации в подразделении ЛРР Управления Росгвардии по <адрес>. В базе данных интегрированного банка данных УМВД России по <адрес>, автоматизированной информационно - поисковой системы «Оружие МВД России» указанное оружие также не числится, не является вещественным доказательством по уголовным делам, что подтверждается справками ООВ УОТО УМВД России по <адрес>, ГАПиУ Отдела полиции № УМВД России по городу Омску. Какими-либо иными документами (сведениями), позволяющими определить собственника (владельца) изъятого оружия, УМВД России по городу Омску не располагает. Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник отказался от своих прав на оружие. Оснований для дальнейшего хранения изъятого оружия у УМВД России по городу Омску не имеется, влечет причинение убытков федеральному бюджету в виде расходов, связанных с его хранением. Изъятая и находящиеся на хранении в УМВД России по городу Омску 1 единица оружия не зарегистрирована в органах внутренних дел Российской Федерации и не зарегистрирована в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес>, в связи с чем продажа указанного оружия запрещена. Данными о том, на чье имя было зарегистрировано оружие в момент его изъятия, УМВД России по городу Омску не обладает, установить обстоятельства изъятия данного оружия в настоящее время также не представляется возможным. Согласно заключению специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ данное изъятое оружие не является историко-культурной ценностью.
На основании изложенного, просит признать бесхозяйным боевое ручное стрелковое оружие пистолет №, год сдачи: ДД.ММ.ГГГГ, номер квитанции №, находящееся на хранении в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску по адресу: <адрес> передать данное оружие в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области для утилизации (уничтожения).
Представитель УМВД России по городу Омску Вепринцев А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении доводам.
Заинтересованные лица - УМВД России по Омской области, ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области», Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом по Омской области, Управление Росгвардии по Омской области о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили. ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» представило ходатайство, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
По смыслу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу части 1 и части 2 статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В силу части 1 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.
В соответствии со статьей 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 238 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
Согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Судом установлено, что в комнате хранения оружия дежурной части Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску на хранении находится 1 единица оружия, изъятая сотрудниками органов внутренних дел, а именно боевое ручное стрелковое оружие пистолет ТТ, Б/Н, год сдачи: 2001, номер квитанции 138.
Из материалов дела следует, что 14.07.2017 года УМВД России по городу Омску направлен запрос в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области по установлению собственников вышеуказанного изъятого оружия.
Согласно ответу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанная в запросе 1 единица оружия по данным Сервиса центрального учета оружия МВД России (СЦУО МВД России) в ОЛРР по городу Омску Управления Росгвардии по <адрес> не значится, факт наличия разрешительных документов, а также сведений о собственнике на данное оружие не представляется возможным установить в виду отсутствия учетных дел и иной документации в подразделении ЛРР Управления Росгвардии по <адрес>.
В базе данных интегрированного банка данных УМВД России по <адрес>, автоматизированной информационно - поисковой системы «Оружие МВД России» указанное оружие также не числится, не является вещественным доказательством по уголовным делам, что подтверждается справками ООВ УОТО УМВД России по <адрес>, ГАПиУ Отдела полиции № УМВД России по городу Омску.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что поскольку собственник отказался от своих прав на оружие, то оснований для дальнейшего хранения изъятого оружия у УМВД России по городу Омску не имеется, влечет причинение убытков федеральному бюджету в виде расходов, связанных с его хранением. Данными о том, на чье имя было зарегистрировано оружие в момент его изъятия, УМВД России по городу Омску не обладает, установить обстоятельства изъятия данного оружия в настоящее время также не представляется возможным.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона РФ от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится: органами внутренних дел в случаях отсутствия разрешений на хранение и ношение оружия; нарушения гражданами установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 27 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее – Правила).
Согласно пункту 79 Правил изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ.
Изъятые, а также конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ (статья 27 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»).
Перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, содержится в пункте 10 Правил. В этот перечень включено и Министерство внутренних дел РФ.
Подпунктом "а" пункта 14 указанных Правил предусмотрено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации.
В силу пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Положения об учете, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 года № 311, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством РФ.
Как следует из материалов дела, изъятая и находящиеся на хранении в УМВД России по городу Омску единица оружия в органах внутренних дел Российской Федерации не зарегистрирована, равно как и не зарегистрирована в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии по Омской области, в связи с чем, с учетом вышеприведенных положений закона, продажа указанного оружия запрещена.
Суд учитывает, что согласно пункту 82 Правил изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющее культурную ценность, либо в отношении, которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации
Из представленного в материалы дела заключения специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что изъятое боевое ручное стрелковое оружие пистолет № год сдачи: ДД.ММ.ГГГГ, номер квитанции № находящееся на хранении в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску по адресу: <адрес>, не является историко-культурной ценностью (л.д. 14-20).
В силу пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма предусматривает исключительно лишь уничтожение запрещенного к обороту оружия, которым является изъятое оружие, хранящееся в УМВД России по городу Омску, как незарегистрированное в органах внутренних дел и не подлежащее регистрации в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес>.
С учетом установленных выше обстоятельств, применительно к приведенным правовым нормам, суд приходит к выводу о том, что боевое ручное стрелковое оружие пистолет №, год сдачи: ДД.ММ.ГГГГ, номер квитанции №, находящееся на хранении в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску по адресу: <адрес>, следует признать бесхозяйным имуществом и передать данное оружие в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> для утилизации (уничтожения).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бесхозяйным боевое ручное стрелковое оружие пистолет №, год сдачи: ДД.ММ.ГГГГ номер квитанции №, находящееся на хранении в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску по адресу: <адрес>, и передать данное оружие в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области для утилизации (уничтожения).
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы в Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.А. Терехин
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2017 года.