Гр. дело №2-588/2019 Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2019 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Кулыгиной С.Н.
при секретаре Данилец В.В.
с участием истца: ФИО1
представителя ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 27.12.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Кировска Мурманской области об обязании произвести перерасчет периодов оплаченных отпусков с учетом единовременного поощрения и материальной помощи, обязании произвести выплату премии по результатам работы за год, взыскании компенсации морального вреда, об обязании выплатить проценты (денежную компенсацию) за задержку причитающихся выплат,
У С Т А Н О В И Л
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Кировска Мурманской области об обязании произвести перерасчет периодов оплаченных отпусков с учетом единовременного поощрения и материальной помощи, обязании произвести выплату премии по результатам работы за год. В обоснование исковых требований указала, что состояла с ответчиком в трудовых отношениях, в период с ... года по ... года замещала должность муниципального служащего «...». Распоряжением от ... года №... ей было назначено единовременное денежное поощрение за многолетнюю безупречную службу. 28 сентября 2018 года ею было подано заявление о перерасчете отпускных, выплаченных за периоды очередного отпуска в 2018 году, в том числе: в периоды с 26 февраля 2018 года по 09 марта 2018 года, с 24 апреля по 28 апреля 2018 года, с 13 июня 2018 года по 03 июля 2018 года, с 13 августа 2018 года по 12 сентября 2018 года в связи с тем, что оплата отпусков была произведена с расчетом среднего заработка без учета указанного единовременного денежного поощрения. Письмом от 30 октября 2018 года в осуществлении перерасчета ей было отказано. Кроме того, в расчет отпускных в течение 2017-2018 г.г. не была включена дополнительная выплата, предусмотренная системой оплаты труда, в виде материальной помощи в размере 2-х должностных окладов в год. Также по итогам работы за 2018 год ей не была выплачена премия. Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет отпускных за периоды отпуска в 2018 году: с 26 февраля 2018 года по 09 марта 2018 года, с 24 апреля 2018 года по 28 апреля 2018 года, с 13 июня 2018 года по 03 июля 2018 года, с 13 августа 2018 года по 12 сентября 2018 года с учетом единовременного денежного поощрения за многолетнюю безупречную службу, обязать произвести выплату годовой премии по результатам работы за 2018 года с учетом количества времени, отработанного в расчетном периоде с 01 января по 31 октября 2018 года; обязать произвести перерасчет отпускных за периоды с 27 февраля 2017 года по 10 марта 2017 года, с 06 июня 2017 года по 14 июля 2017 года, с 11 сентября по 30 сентября 2017 года, с 26 февраля 2018 года по 09 марта 2018 года, с 24 апреля 2018 года по 28 апреля 2018 года, с 13 июня 2018 года по 03 июля 2018 года, с 13 августа 2018 года по 12 сентября 2018 года с учетом выплаченной материальной помощи в размере 2-х должностных окладов в год и произвести выплату невыплаченной суммы.
Определением суда от 28 августа 2019 года приняты дополнительные требования истца ФИО1 к администрации города Кировска об обязании выплатить проценты (денежную компенсацию) в размере 1/150 действующей на момент увольнения ключевой ставки ЦБ России (7,5%) от не выплаченных сумм, за каждый день задержки, начиная с 01 ноября 2018 года по день фактического расчета включительно, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 30000 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивая на их удовлетворении, за исключением требования об обязании произвести перерасчет отпускных за период с 27 февраля 2017 года по 10 марта 2017 года с учетом с учетом выплаченной материальной помощи, уточнила один из периодов спорного перерасчета отпускных, а именно вместо 06 июня 2017 года - 05 июня 2017 года по 14 июля 2017 года, в дополнение с учетом заявленного представителем ответчика к применению судом нарушенного, по мнению ответчика, срока обращения в суд за защитой нарушенного права, пояснила, что предусмотренный частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок ею не нарушен, поскольку о нарушенном праве ей стало известно, когда при окончательном расчете при увольнении 31 октября 2018 года перерасчет сумм отпускных ей работодателем не был произведен. В случае, если данный срок является пропущенным, ходатайствует о его восстановлении, поскольку расчетные листки по оплате в спорный период ей выдавались не за все расчетные периоды, а с расчетными данными по среднему заработку отпускных она была ознакомлена только в 2019 году.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы представленных отзывов на исковое заявление, в которых указано, что истцом при оспаривании начисленных отпускных не указан размер подлежащих взысканию сумм, в связи с чем, отсутствует предмет спора. В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска единовременное поощрение за многолетнюю безупречную муниципальную службу и материальная помощь являются выплатами социального характера, не связаны с выполняемой сотрудником работой и не имеют отношения непосредственно к оплате труда. Данные выплаты связаны не с оценкой выполнения работниками их трудовых обязанностей, а с наступлением обстоятельств, не обусловленных деятельностью администрации города Кировска – достижением работником определенного возраста и стажа и подачей заявления о предоставлении материальной помощи. Произведенные истцу выплаты не связаны с оплатой труда и правомерно не были учтены при расчете оплаты за предоставленные отпуска, в связи с чем, основания для перерасчета отсутствуют. Денежные средства на выплату единовременного поощрения за многолетнюю муниципальную службу при формировании фонда оплаты труда не предусмотрены, что также является подтверждением, что данные выплаты не входят в систему оплаты труда. Единовременное поощрение было выплачено истцу за счет средств местного бюджета, а не из средств субвенций, предоставляемых за счет средств областного бюджета местному в соответствии с законом Мурманской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Оспариваемая истцом премия по результатам работы за год не является гарантированной выплатой обязательного характера, является правом работодателя, выплачивается только по решению руководителя, которое в отношении истца не принималось. Кроме того, приказ о премировании работников был издан после увольнения истца, в связи с чем, на момент его издания истец служащим администрации города Кировска уже не являлась. Считает, что истцом пропущен срок, предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора, который по требованиям об оспаривании сумм оплаты предоставленных истцу отпусков является истекшим соответственно 23 февраля 2018 года - по требованию о перерасчете отпускных за период с 27 февраля по 10 марта 2017 года, 01 июня 2018 года - по требованию о перерасчете отпускных за период с 05 июня по 14 июля 2017 года, 07 июля 2018 года - по требованию о перерасчете отпускных за период с 11 по 30 сентября 2017 года, 22 февраля 2019 года - по требованию о перерасчете отпускных за период с 26 февраля по 09 марта 2018 года, 20 апреля 2019 года - по требованию о перерасчете отпускных за период с 24 по 28 апреля 2018 года, 09 июня 2019 года - по требованию о перерасчете отпускных за период с 13 июня по 03 июля 2018 года. Требования истца о взыскании денежной компенсации морального вреда заявлены из нарушения имущественных прав, которые, по мнению истца, были допущены в связи с неполной выплатой причитающихся сумм отпускных, следовательно, на данные требования также распространяется срок исковой давности, который истцом пропущен. При этом, в дополнительных требованиях к иску истцом в обоснование не указано, в чем заключаются причиненные ей нравственные страдания, размер денежной компенсации определен произвольно, без обоснования. Дополнительные исковые требования о взыскании процентов являются производными от спорных требований, первоначально заявленных истцом, против которых представлены возражения, в связи с чем, также не подлежат удовлетворению. Просит суд в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно статье 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с муниципальной службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 22 Закона Мурманской области от 06 мая 2009 № 1094-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определенных настоящим Законом. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада и дополнительных выплат, а также порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом соответствующего муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ...; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь. Муниципальным служащим производятся другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 26 Закона Мурманской области от 06 мая 2009 № 1094-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области» виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом соответствующего муниципального образования (а в случае, предусмотренном пунктом 2.1 настоящей статьи, - каждым органом местного самоуправления, избирательной комиссией муниципального образования) в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.
За безупречную и эффективную муниципальную службу применяются следующие виды поощрения и награждения: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования; иные виды поощрения и награждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации; иные виды поощрения и награждения, предусмотренные Законом Мурманской области "О наградах и премиях Мурманской области".
Пунктом 2.1 указанной статьи 26 Закона Мурманской области от 06 мая 2009 года №1094-01-ЗМО предусмотрено, что правовым актом органа местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования), принимаемым в соответствии с трудовым законодательством, может быть установлено, что муниципальному служащему, замещающему должность муниципальной службы в указанном органе (избирательной комиссии муниципального образования), достигшему возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, производится единовременное поощрение за многолетнюю безупречную муниципальную службу при наличии стажа муниципальной службы не менее 12,5 лет, исчисленного в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 25 и пунктом 2 статьи 37 настоящего Закона, в том числе не менее 5 лет стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований (избирательных комиссиях муниципальных образований) Мурманской области. Размер единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу устанавливается указанным правовым актом органа местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования) и не может быть более пятикратной среднемесячной заработной платы поощряемого муниципального служащего, фактически начисленной ему за последние 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа) до дня принятия решения о его поощрении. (абзац 2 пункта 2.1). Основанием для принятия решения о единовременном поощрении за многолетнюю безупречную муниципальную службу являются выслуга муниципальным служащим необходимого для данного поощрения стажа муниципальной службы и достижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. Поощрение не производится в период, когда у муниципального служащего имеются неснятые дисциплинарные взыскания. Единовременное поощрение за многолетнюю безупречную муниципальную службу может производиться муниципальному служащему только один раз за все время прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований (избирательных комиссиях муниципальных образований) Мурманской области. Единовременное поощрение за многолетнюю безупречную муниципальную службу не производится, если в трудовой книжке муниципального служащего имеется запись о том, что ему уже производилось данное поощрение, либо запись об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Решение о поощрении или награждении муниципального служащего в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 2, пунктом 2.1 настоящей статьи принимается представителем нанимателя (работодателем), решение о поощрении или награждении муниципального служащего в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи принимается по представлению представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решение о поощрении или награждении муниципального служащего в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 настоящей статьи принимается по представлению нанимателя (работодателя) в порядке, установленном законодательством Мурманской области. Выплата муниципальному служащему единовременного поощрения, предусмотренного подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящей статьи, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя (работодателя) в пределах установленного фонда оплаты труда муниципальных служащих. (пункт 4 ). Решения о поощрении или награждении в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 2, пунктом 2.1 настоящей статьи оформляются правовым актом органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, а в соответствии с подпунктами 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи - в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело муниципального служащего. (пункт 5 )
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 в соответствии с распоряжением Главы администрации города Кировска №... от ... года с ... года принята на должность .... Распоряжением заместителя Главы администрации города Кировска №... от 26 октября 2018 года ФИО1 уволена с занимаемой должности муниципальной службы с 31 октября 2018 года по инициативе работника в связи с выходом на страховую пенсию, действие трудового договора от ... года №..., заключенного с ФИО1 прекращено.
В соответствии с разделом IV (пункт 9 «а»), заключенного с истцом трудового договора от ... года №..., истцу, как муниципальному служащему, установлено денежное содержание, которое состоит из должностного оклада, ежемесячных надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, за выслугу лет на муниципальной службе, за особые условия муниципальной службы, премии по итогам работы в соответствии с Положением «О денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска», ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере трех должностных окладов в год, других выплат, предусмотренных федеральными законами, законами Мурманской области и нормативными актами органов местного самоуправления муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией.
Согласно дополнительному соглашению к указанному трудовому договору от 31 мая 2016 года (пункт 12) установленное истцу денежное содержание, как муниципальному служащему, определено как состоящее их должностного оклада и дополнительных выплат, к числе которых, помимо перечисленных надбавок, отнесены премия за выполнение особо важных и сложных заданий, премия по результатам работы, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 1 (одного) должностного оклада, материальная помощь в размере 2 (двух) должностных окладов.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 09 апреля 2018 года пункт 12 изложен в новой редакции, из дополнительных выплат денежного содержания исключена премия по результатам работы, выплата материальной помощи и условия её выплаты оставлены в предшествующей редакции.
Распоряжением Главы администрации города Кировска №... от ... года принято решение о выплате истцу единовременного поощрения за многолетнюю безупречную службу в размере пятикратной среднемесячной заработной платы, как поощряемому муниципальному служащему, фактически начисленной за последние 12 календарных месяцев.
Как следует из расчетного листка за сентябрь 2017 года начисление и выплата единовременного поощрения за многолетнюю безупречную службу в указанном размере в сумме ..., с учетом удержанного НДФЛ, произведено истцу 18 сентября 2017 года.
Распоряжением и.о. Главы администрации города Кировска №... от ... года на основании заявления ФИО1 от 02 февраля 2017 года истцу предоставлена часть оплачиваемого отпуска с 27 февраля по 10 марта 2017 года с выплатой материальной помощи в размере двух должностных окладов.
Распоряжением начальника организационно-правового отдела администрации города Кировска №... от ... года на основании заявления ФИО1 от 11 мая 2017 года истцу предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска с 05 июня по 14 июля 2017 года.
Распоряжением начальника организационно-правового отдела администрации города Кировска №... от ... года на основании заявления ФИО1 от 11 августа 2017 года истцу предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска с 11 сентября по 30 сентября 2017 года.
Распоряжением зам. Главы администрации города Кировска №... от ... года на основании заявления ФИО1 от 01 февраля 2018 года истцу предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска с 26 февраля по 09 марта 2018 года.
Распоряжением зам.Главы администрации города Кировска №... от ... года на основании заявления ФИО1 истцу предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска с 24 по 28 апреля 2018 года с выплатой материальной помощи в размере двух должностных окладов.
Распоряжением зам. Главы администрации города Кировска №... от ... года на основании заявления ФИО1 от 14 мая 2018 года истцу предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска с 13 июня по 03 июля 2018 года.
Распоряжением зам. Главы администрации города Кировска №... от ... года на основании заявления ФИО1 от 23 июля 2018 года истцу предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска с 13 августа по 12 сентября 2018 года.
28 сентября 2018 года истцом на имя и.о. Главы администрации города Кировска подано заявление о перерасчете отпускных, выплаченных за периоды очередных отпусков в 2018 году с учетом среднего заработка выплаченного единовременного поощрения за многолетнюю безупречную службу.
Отказ в адрес истца письмом от 30 октября 2018 года на заявление от 28 сентября 2018 года о перерасчете отпускных послужил основанием для обращения истца в суд.
Как следует из представленных расчетов начислений по каждому из перечисленных периодов предоставленных истцу ежегодных оплачиваемых отпусков в 2018 году, при исчислении необходимого для оплаты отпусков среднего заработка начисленное истцу в сентябре 2017 года единовременное поощрение за многолетнюю безупречную службу в сумме ..., не учитывалось.
Также при начислении отпускных за оспариваемые периоды не учитывались произведенные истцу выплаты материальной помощи в размере двух должностных окладов на основании распоряжения и.о. Главы администрации города Кировска №... от ... года и распоряжения зам.Главы администрации города Кировска №... от ... года.
Данные обстоятельства, по мнению суда, является нарушением прав истца, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, устанавливается единый порядок ее исчисления.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, установлены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. При этом в расчет не принимаются выплаты социального характера, не связанные непосредственно с оплатой труда (пункт 3 Положения).
К таким выплатам относятся, в частности, премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (подпункт "н" пункта 2 Положения).
Доводы представителя ответчика о том, что единовременное поощрение за многолетнюю безупречную муниципальную службу и материальная помощь являются выплатами социального характера, не связаны с выполняемой сотрудником работой и не имеют отношения непосредственно к оплате труда, суд полагает ошибочным, исходя из следующего.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В соответствии с разделом 8 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденного распоряжением администрации города Кировска, в целях морального и материального поощрения за добросовестный труд в отношении сотрудником могут применяться меры поощрения. Виды поощрений и порядок их применения определяется в Положении о видах и награждений сотрудников администрации города Кировска и порядке их применения (Приложение №2).
Пунктами 5.1-5.6 Положения о видах и награждений сотрудников администрации города Кировска и порядке их применения в приложении №2 к Правилам внутреннего трудового распорядка предусмотрен порядок выплаты муниципальным служащим единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу аналогичный установленному пунктом 2.1 статьи 26 Закона Мурманской области от 06 мая 2009 года №1094-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области».
Пунктом 5.5 Положения о видах и награждений сотрудников администрации города Кировска и порядке их применения предусмотрено, что выплата единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу производится в пределах установленного фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Ввиду изложенного, произведенная истцу в сентябре 2017 года выплата единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу относится к поощрительной выплате и предусмотрена системой оплаты труда, применяемой в администрации города Кировска.
Порядок учета премий и вознаграждений при определении среднего заработка определен пунктом 15 Положения, в соответствии с которым учитываются, в том числе вознаграждение по итогам работы за год, иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения (абзац 4 пункта 15 Положения)
Следовательно, независимо от времени начисления истцу единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу, оно подлежит учету, если было начислено за период работы в течение учетного периода для определения среднего заработка для оплаты отпуска.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению уточненные требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет оплачиваемых отпускных по среднему заработку для оплаты отпусков, предоставленных истцу в периоды: с 26 февраля 2018 года по 09 марта 2018 года, с 24 апреля по 28 апреля 2018 года, с 13 июня 2018 года по 03 июля 2018 года, с 13 августа 2018 года по 12 сентября 2018 года, с учетом единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу, назначенного распоряжением Главы администрации города Кировска №... от ... года.
Как следует из раздела 2 «Денежное содержание муниципальных служащих» Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска, утвержденного Советом депутатов города Кировска с подведомственной территорией №6 от 30 января 2018 года, денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, определенных статьей 22 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 года №860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области». Пунктом 2.3 данного раздела к числу дополнительных выплат относится материальная помощь.
В соответствии с разделом 3.8 Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска указанная материальная помощь выплачивается один раз в финансовом году, независимо от месяца, по его заявлению (пункт 3.8.1), в отношении муниципальных служащих, проработавших менее 6 месяцев применяется расчет по определению размера материальной помощи пропорционально отработанному времени (пункт 3.8.2). Также определены условия, при которых материальная помощь муниципальному служащему не выплачивается, а именно в случае увольнения служащего по инициативе работодателя при наличии виновных действий работника (пункты 5 - 7.1, 11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5.1 Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска также предусмотрено, что при формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска (в расчете на один финансовый год) предусматриваются в том числе, фонд выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех должностных окладов по каждой штатной единице с применением районного коэффициента и полярной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Проанализировав указанные положения локального нормативного акта, регламентирующего оплату труда муниципальных служащих администрации города Кировска, условия заключенного с истцом трудового договора и положения статьи 22 Закона Мурманской области от 06 мая 2009 № 1094-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области», суд приходит к выводу, что произведенные истцу выплаты материальной помощи в размере двух должностных окладов на основании распоряжения и.о. Главы администрации города Кировска №... от ... года и распоряжения зам.Главы администрации города Кировска №... от ... года, является гарантированной частью заработной платы муниципального служащего и не относятся к выплатам социального характера.
То обстоятельство, что данные выплаты материальной помощи производятся по заявлению работника не меняет правовой природы данных выплат, которая является обязательной при соблюдении служащего условия подачи соответствующего заявления, формируется за счет средств фонда оплаты труда и входит в состав денежного содержания муниципального служащего.
Таким образом, требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет отпускных за период с 05 июня 2017 года по 14 июля 2017 года, с 11 сентября 2017 года по 30 сентября 2017 года, с 26 февраля 2018 года по 09 марта 2018 года, с учетом выплаченной материальной помощи в размере двух должностных окладов, назначенной распоряжением и.о. Главы администрации города Кировска №... от ... года, а также с 13 июня 2018 года по 03 июля 2018 года, с 13 августа 2018 года по 12 сентября 2018 года, с учетом выплаченной материальной помощи в размере двух должностных окладов, назначенной распоряжением зам. Главы администрации города Кировска №... от ... года, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая, что выплаченная истцу материальная помощь в размере двух должностных окладов, назначенная распоряжением зам. Главы администрации города Кировска №... от ... года не охватывается расчетным периодом для определения среднего заработка по предоставленному истцу отпуску за период с 24 апреля 2018 года по 28 апреля 2018 года - с апреля 2017 по март 2018 года, оснований для перерасчета указанного периода не имеется, в связи с чем, в указанной части суд исковые требования полагает не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 17 марта 2004 года определено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца в части возмещения денежной компенсации морального вреда, поскольку в силу статьи 237 Трудового Кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает характер и объем физических и нравственных страданий, причиненных истцу, а именно: необоснованного отказа со стороны работодателя в выплате истцу перерасчета отпускных причитающегося истцу к выплате при увольнении своевременно.
Учитывая изложенное, суд полагает отвечающим требованиям разумности и справедливости размер денежной компенсации морального вреда в сумме 3000 рублей, в остальной части исковые требования в сумме 27000 рублей подлежат отклонению (30000,00 – 3000,00).
Дополнительные исковые требования ФИО1 о понуждении ответчика к выплате причитающегося перерасчета отпускных с учетом с уплатой процентов (денежной компенсации) суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В силу статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №272-ФЗ) предусмотрена ответственность работодателя перед работником за нарушение установленного срока выплат, причитающихся работнику в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Учитывая, что все выплаты в виде окончательного расчета должны были быть произведены истцу в день увольнения - 31 октября 2018 года, выплату спорных перерасчетов по оплате отпусков ответчик обязан произвести с учетом требований статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных сумм за каждый день задержки, начиная с 01 ноября 2018 года по день выплаты фактического расчета включительно.
Исковые требования ФИО1 об обязании ответчика произвести выплату премии по результатам работы за 2018 год, пропорционально отработанному рабочему времени с 01 января по 31 октября 2018 года, суд полагает не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление системы премирования, порядка и размеров выплаты премий, а также условий лишения или снижения премиальных выплат является исключительной прерогативой работодателя.
Установление критериев для лишения премии или снижения ее размера относится к компетенции работодателя, за исключением случаев, когда условия премирования определены в соглашении.
Из приведенных нормативных положений трудового законодательства в их системной взаимосвязи следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Установленная работнику трудовым договором оплата труда, включая выплаты стимулирующего характера (премии, иные поощрительные выплаты) должны быть предусмотрены законом или действующей у работодателя системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, соглашениями, другими локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Аналогичным образом вопрос, связанный с регулированием материального стимулирования работника, действует в отношении работника, являющегося муниципальным служащим.
Статьями 26 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закона Мурманской области от 29 июня 2007 года № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области» такой вид поощрения муниципального служащего как выплата премии по результатам работы за год не предусмотрена.
Положением о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска предусмотрены премия за выполнение особо важных и сложных заданий, устанавливаемая в процентном отношении к должностному окладу (пункт 2.6.4) и премия по итогам работы за квартал (по результатам выполнения ключевых показателей эффективности) (раздел 4.1), условием для назначение которой являются результаты выполнения ключевых показателей эффективности и принятое решение представителя работодателя.
Как следует из пояснений представителя ответчика, предусмотренный пунктом 4.1.2 Положения перечень указанных критериев, порядок из расчета и критерии оценки соответствующим правовым актом органа местного самоуправления города Кировска не утверждены.
Пунктом 5.3 Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска предусмотрено, что при наличии в органе местного самоуправления города Кировска экономии фонда оплаты труда, сформированного в соответствии с настоящим Положением, муниципальным служащим данного органа по решению представителя работодателя может выплачиваться премия по результатам работы. В качестве расчетного периода для выплаты премии по результатам работы принимается период времени (месяц, квартал, год). Размер премии определяется представителем работодателя в пределах экономии фонда оплаты труда в расчетном периоде с учетом личного вклада муниципального служащего в достижении результатов соответствующего органа местного самоуправления в указанном периоде (пункт 5.4). Выплата премии производится в месяце, следующем после окончания расчетного периода. В случае принятия представителем работодателя решения о выплате премии по итогам работы за год, выплата указанной премии производится в декабре текущего календарного года (пункт 5.5).
Пунктом 5.7 Положения предусмотрено, что лицам, уволенным по основаниям, предусмотренным пунктами 5-7.1, 11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации премия по результатам работы не выплачивается. Лицам, уволенным по другим основаниям, премия по результатам работы выплачивается с учетом количества времени, отработанного в расчетном периоде, с учетом применения пункта 5.6 настоящего Положения.
Исходя из анализа приведенных положений, суд приходит к выводу о том, что выплата премии по результатам работы за год, в отношении которой возник настоящий спор, как выплаты материального поощрения, связаны с наличием обязательного условия - экономии фонда оплаты труда, зависит от усмотрения работодателя, не является обязательной и безусловной частью денежного содержания муниципального служащего, в связи с чем доводы истца в указанной части, суд полагает несостоятельными.
Предусмотренный пунктом 5.7 Положения порядок выплаты премии по результатам работы, пропорционально отработанному времени в расчетном периоде, не является условием гарантированности и обязательности её выплаты.
Невыплата премии по итогам работы за год не нарушает права истца на гарантированное вознаграждение в рамках заключенного с работодателем трудового договора и статьи 22 Закона Мурманской области от 06 мая 2009 № 1094-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области».
В ходе рассмотрения настоящего спора представителем ответчика заявлено ходатайство о применении судом срока, предусмотренного трудовым законодательством, при разрешении трудового спора.
Истец, в свою очередь, указала, что данный срок по требованиям о перерасчете отпускных за 2018 года пропущенным не является, и заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора по требованиям о перерасчете отпускных за 2017 год в связи с наличием уважительных причин, при этом, истец ссылался на следующие обстоятельства – претензионное обращение к работодателю, а также осведомленность о нарушенном праве со дня получения расчетных листков и расчетов по оплате начисленных отпускных, которые ей были выданы бывшим работодателем только 14 мая 2019 года.
Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Приведенные разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации могут быть применены и к отношениям, когда трудовые отношения с работником прекращены, однако заработная плата работодателем была начислена, но не выплачена.
Приведенные нормативные положения, определяющие сроки обращения в суд за разрешением спора о взыскании заработной платы и порядок исчисления этих сроков, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, свидетельствуют о том, что имеющими значение для правильного разрешения вопроса о соблюдении истцом срока на обращение в суд за разрешением спора о взыскании заработной платы, о применении которого было заявлено ответчиком, являются выяснение следующих обстоятельств: прекращены или нет трудовые отношения с работником, начислялись ли работнику выплаты, по существу которых возник спор, а также конкретная дата (число, месяц, год), когда истец узнал или должен был узнать о наличии у работодателя перед ним задолженности по выплате спорных сумм.
Как установлено в судебном заседании, начисление и выплата отпускных в 2017 и 2018 году истцу производилась в сроки, предусмотренные трудовым законодательством.
Вместе с тем, настоящий спор возник в связи с неверным исчислением среднего заработка при начислении указанных отпускных, о чём истцу стало известно 28 сентября 2018 года, свидетельством чему является поданное ею заявление о перерасчете среднего заработка по отпускным в 2018 году, то есть до её увольнения, вследствие чего, у ФИО1 возникли правомерные ожидания, что её трудовые права будут восстановлены во внесудебном порядке.
30 октября 2018 года истец была информирована об отказе в пересчете ей отпускных.
Таким образом, по мнению суда, именно с этого момента ФИО1 стало известно о нарушении её прав на выплату спорного перерасчета.
Из пояснений истца следует, что об обстоятельствах неприменения работодателем при расчете среднего заработка при начислении отпускных в 2017 году выплат материальной помощи ей стало известно в мае 2019 года, когда ею были получены расчеты по начислению отпускных в 2017 году.
Данные пояснения истца и представленное истцом сопроводительное письмо от 14 мая 2019 года о направлении в её адрес расшифровки отпускных за периоды отпуска в 2017 – 2018 г.г., суд полагает заслуживающими внимания, поскольку в представленных суду расчетных листках о начислении истцу заработной платы, в том числе в спорные периоды отпускных в 2017 – 2018 г.г., не отражены сведения о том, по какому алгоритму и с учетом каких сумм расчетного периода производился работодателем расчет среднего заработка.
Данные обстоятельства свидетельствуют, по мнению суда, о наличии причин, объективно препятствовавших ФИО1 своевременно обратиться в суд для разрешения индивидуального трудового спора по требованиям о перерасчете начисленных отпускных в 2017 и 2018 году.
Принимая во внимание, что ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском 24 июля 2019 года, то есть в течение одного года после того, как ей стало известно о нарушенном праве (28 сентября 2018 года – по требованиям о перерасчете среднего заработка по отпускным за 2018 год и 14 мая 2019 года – по требованиям о перерасчете среднего заработка по отпускным за 2017 год), суд считает, что предусмотренный частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, нарушенным истцом не является.
Учитывая изложения, доводы возражений представителя ответчика об отказе в иске только по данным основаниям, подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Администрации города Кировска Мурманской области об обязании произвести перерасчет периодов оплаченных отпусков с учетом единовременного поощрения и материальной помощи, обязании произвести выплату премии по результатам работы за год, взыскании компенсации морального вреда, об обязании выплатить проценты (денежную компенсацию) за задержку причитающихся выплат – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Кировска Мурманской области произвести ФИО1 перерасчет оплачиваемых отпускных по среднему заработку для оплаты отпусков, предоставленных ФИО1 в следующие периоды: с 26 февраля 2018 года по 09 марта 2018 года, с 24 апреля по 28 апреля 2018 года, с 13 июня 2018 года по 03 июля 2018 года, с 13 августа 2018 года по 12 сентября 2018 года, с учетом единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу, назначенного распоряжением Главы администрации города Кировска №... от ... года.
Обязать Администрацию города Кировска Мурманской области произвести ФИО1 перерасчет оплачиваемых отпускных по среднему заработку для оплаты отпусков, предоставленных ФИО1 в следующие периоды: с 05 июня 2017 года по 14 июля 2017 года, с 11 сентября 2017 года по 30 сентября 2017 года, с 26 февраля 2018 года по 09 марта 2018 года, с учетом выплаченной материальной помощи в размере двух должностных окладов, назначенной распоряжением и.о. Главы администрации города Кировска №... от ... года.
Обязать Администрацию города Кировска Мурманской области произвести ФИО1 перерасчет оплачиваемых отпускных по среднему заработку для оплаты отпусков, предоставленных ФИО1 в следующие периоды: с 13 июня 2018 года по 03 июля 2018 года, с 13 августа 2018 года по 12 сентября 2018 года, с учетом выплаченной материальной помощи в размере двух должностных окладов, назначенной распоряжением зам. Главы администрации города Кировска №... от ... года
Выплату вышеприведенных перерасчетов по оплате отпусков произвести ФИО1 с учетом требований статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных сумм за каждый день задержки начиная с 01 ноября 2018 года по день выплаты фактического расчета включительно.
Взыскать с Администрации города Кировска Мурманской области в пользу ФИО1 денежную компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации города Кировска Мурманской области о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 27000 рублей, обязании произвести выплату премии по результатам работы за 2018 год, пропорционально отработанному рабочему времени с 01 января по 31 октября 2018 года, произвести перерасчет оплачиваемого отпуска за период с 24 апреля 2018 года по 28 апреля 2018 года с учетом выплаченной материальной помощи в размере двух должностных окладов, назначенной распоряжением зам. Главы администрации города Кировска №... от ... года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме
Судья : С.Н. Кулыгина