Дело № 2-590/2021
УИД: 89RS0002-01-2021-000937-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 года г. Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Когаева Г.Ю.,
при секретаре с/заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к акционерному обществу «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда и штрафа за нарушение прав потребителя,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Почта России» (далее – АО «Почта России») о взыскании компенсации морального вреда за нарушение сроков доставки почтового отправления в размере 300 000 рублей и штрафа за нарушение прав потребителя в размере 150 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец является потребителем услуг связи при получении почтовой корреспонденции. АО «Почта России» нарушены контрольные сроки доставки почтовой корреспонденции. Указывает, что ответчиком почтовое отправления из г. Пермь и г. Сыктывкар были доставлены с нарушением контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции. Следовательно, ответчиком были нарушены его права, как потребителя почтовых услуг. Его претензия предприятием почтовой связи, на предмет возмещения причиненного морального вреда, при имевших место обстоятельствах, оставлена без удовлетворения.
Истец ФИО2 в судебном заседании, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель АО «Почта России» ФИО3, в суд не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен. В направленных суду возражениях полагает требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению, поскольку нарушений контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции не установлено.
Государственный орган, привлеченный судом для дачи заключения - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО (далее – Роспотребнадзор) представителя в суд не направило. В заключении по иску ФИО2 представитель Роспотребнадзора указал на то, что исковые требования подлежат удовлетворению в части компенсации морального вреда и штрафа за нарушение прав потребителя на усмотрение суда.
Выслушав истца и изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на судебную защиту.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, что закреплено в ст. 2 Конституции РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО2 отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО на основании приговора суда, имеет правовой статус осужденного.
Материалами дела подтверждено, что истец при указанных в иске обстоятельствах являлся стороной правоотношений, регулируемых как Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», так и Федеральным законом от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи».
Согласно ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с несвоевременной доставкой почтового отправления предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.
Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Видно, что для целей досудебного урегулирования спора истцом в адрес АО «Почта России» направлялась претензия по почтовым отправлениям.
Из ответа руководителя Департамента управления качеством АО «Почта России» ФИО4 от 24.07.2020 следует, что установлены нарушения контрольного срока пересылки, однако поскольку ФИО2 являлся получателем заказных писем с №№, №, то рассмотреть вопрос о выплате неустойки не представляется возможным. По простому отправлению от 19.05.2020 выплачена нейстока в размере 04 руб. 83 коп. (л.д. 7-8).
В соответствие с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительными иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Исходя из положений норм статей 12, 15, 91 УИК РФ, пунктов 54, 58 главы XII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества только через администрацию исправительного учреждения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В соответствии со ст.14 Закона о почтовой связи к основным гарантиям доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования относится обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Согласно п. 1 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), настоящие Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей. В соответствии с подп. «а» п. 46 Правил операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257, утверждены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции.
Как следует из материалов дела и было установлено судом, почтовое отправление - простое письмо было принято 25.04.2020 в отделении почтовой связи Москва 115324 (отправитель – ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москва), 06.05.2020 поступило в адресное отделение почтовой связи (Харп) (срок пересылки составил 12 дней).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как указано в п. 6 Приказа Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:
а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению N 1 к нормативам;
б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов - 2 календарных дня;
в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня;
г) между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа, - 3 календарных дня.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.
Для общего исчисления контрольного срока доставки почтовой корреспонденции необходимо также учитывать доставку из административного центра в конкретное отделение почтовой связи. В нашем случае, также расположенное в ином административном центре.
Исходя из вышеуказанного, срок доставки почтовой корреспонденции по маршруту г. Пермь - пгт. Харп учитывающей контрольные сроки пересылки и нормативы частоты доставки письменной корреспонденции, составляют -17 дней.
Срок доставки с момента подачи письма № в ОПС г. Пермь до прибытия в пгт. Харп составил 11 дней, а письма №, составил 12 дней что соответствует срокам доставки почтовой корреспонденции указанном в Приказе Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257.
Так, заказное письмо №, принятое в г. Пермь 15.05.2020 - маршрут следования письма - г. Пермь - пгт. Харп. Контрольные сроки установлены:
срок доставки по г. Пермь - 2 дня (подпункт «б» п. 6 Приказа);
срок доставки по маршруту г. Пермь - г. Салехард - 6 дней (подпункт «а» п. 6 Приказа);
срок доставки по г. Салехард - 2 дня (подпункт «б» п. 6 Приказа);
срок доставки по маршруту г. Салехард - с. Аксарка - 2 дня (подпункт «в» п. 6 Приказа);
срок доставки по с. Аксарка - 2 дня (подпункт «б» п. 6 Приказа);
срок доставки по маршруту с. Аксарка - пгт. Харп - 3 дня (подпункт «г» п. 6 Приказа).
Итого общий контрольный срок доставки - 17 дней, не считая дня приема. Почтовое отправление шло 11 дней (15.05.2020 - день приема, с 16.05.2020 по 26.05.2020 -10 дней). Контрольный срок пересылки не нарушен.
Заказное письмо №, принятое в г. Пермь 22.05.2020 - маршрут следования письма - г. Пермь - пгт. Харп. Контрольные сроки установлены:
срок доставки по г. Пермь - 2 дня (подпункт «б» п. 6 Приказа);
срок доставки по маршруту г. Пермь - г. Салехард - 6 дней (подпункт «а» п. 6 Приказа);
срок доставки по г. Салехард - 2 дня (подпункт «б» п. 6 Приказа);
срок доставки по маршруту г. Салехард - с. Аксарка - 2 дня (подпункт «в» п. 6 Приказа);
срок доставки по с. Аксарка - 2 дня (подпункт «б» п. 6 Приказа);
срок доставки по маршруту с. Аксарка - пгт. Харп - 3 дня (подпункт «г» п. 6 Приказа).
Итого общий контрольный срок доставки - 17 дней, не считая дня приема. Почтовое отправление шло 12 дней (22.05.2020 - день приема, с 23.05.2020 по 03.06.2020 -11 дней). Контрольный срок пересылки не нарушен.
Срок доставки с момента подачи письма простого письма в ОПС г. Сыктывкар до прибытия в пгт. Харп составил 17 дней, что соответствует срокам доставки почтовой корреспонденции указанном в Приказе Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257.
Так, простое письмо, принятое в г. Сыктывкар 19.05.2020 - маршрут следования письма - г. Сыктывкар - пгт. Харп. Контрольные сроки установлены:
срок доставки по г. Сыктывкар - 2 дня (подпункт «б» п. 6 Приказа);
срок доставки по маршруту г. Сыктывкар - г. Салехард - 6 дней (подпункт «а» п. 6 Приказа);
срок доставки по г. Салехард - 2 дня (подпункт «б» п. 6 Приказа);
срок доставки по маршруту г. Салехард - с. Аксарка - 2 дня (подпункт «в» п. 6 Приказа);
срок доставки по с. Аксарка - 2 дня (подпункт «б» п. 6 Приказа);
срок доставки по маршруту с. Аксарка - пгт. Харп - 3 дня (подпункт «г» п. 6 Приказа).
Итого общий контрольный срок доставки - 17 дней, не считая дня приема. Почтовое отправление шло 17 дней (19.05.2020 - день приема, с 18.05.2020 по 05.06.2020 -16 дней). Контрольный срок пересылки не нарушен.
Таким образом, нарушений требований законодательства в области почтовой связи в данном случае не допущено.
В результате рассмотрения иска доказательств совершения ответчиком каких-либо виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца, не добыто.
Таким образом, доводы истца, приведенные в подтверждение требований о нарушении личных неимущественных прав виновными действиями ответчика, суд находит неубедительными, не основанным на доказательствах и законе, что исключает удовлетворение заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО2 к акционерному обществу «Почта России» о возмещении морального вреда и взыскании штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья...
...
...
...
...