Дело № 2-591-13
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации 29 января 2013 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи: Омельченко В.В.,
при секретаре: Ахмадове М.В.,
с участием:
истицы : ФИО1,
представителя ответчика -
администрации г. Пятигорска : ФИО2,
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права на бесплатную приватизацию жилого помещения и признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации, -
у с т а н о в и л :
На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> в
<адрес>, является собственностью Муниципального образования город - курорт Пятигорск. Переход права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество к Муниципальному образованию город - курорт Пятигорск зарегистрирован в установленном законом порядке, в подтверждение чего ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ по <адрес> выдано свидетельство о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состояла в трудовых отношениях с ООО «Жилищно-коммунальная контора»
<адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года ей, как работнику ООО «Жилищно-коммунальная контора» <адрес>, не имеющему жилья, была предоставлена <адрес> (в настоящее время - <адрес>) в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>, где она с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время постоянно проживает и состоит на регистрационном учете.
ДД.ММ.ГГГГ между ЖКК ОАО «Кавминкурортстрой-М»
<адрес>, с одной стороны, ( наймодатель) и ФИО1, с другой стороны, (наниматель), был заключен договор № найма жилого помещения, в отношении <адрес> ( в настоящее время - квартира
№) в жилом доме по <адрес> в <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Промжилстрой» <адрес>, с одной стороны, ( наймодатель) и ФИО1, с другой стороны, (наниматель), был заключен договор № найма жилого помещения, в отношении <адрес> ( в настоящее время - квартира
№) в жилом доме по <адрес> в <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Жилищно-коммунальная контора» <адрес>, с одной стороны, ( наймодатель) и ФИО1, с другой стороны, (наниматель), был заключен договор № найма жилого помещения, в отношении <адрес> ( в настоящее время - <адрес>) в жилом доме по <адрес> в <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Жилищно-коммунальная контора» <адрес>, с одной стороны, ( наймодатель) и ФИО1, с другой стороны, (наниматель), был заключен договор № коммерческого найма жилого помещения, в отношении <адрес> ( в настоящее время - <адрес>) в жилом доме по <адрес> в <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичные договоры между указанными лицами были заключены: ДД.ММ.ГГГГ - на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( договор №), ДД.ММ.ГГГГ - на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( договор №), ДД.ММ.ГГГГ - на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( договор № ), ДД.ММ.ГГГГ - на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( договор №), ДД.ММ.ГГГГ - на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( договор № ).
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, а впоследствии, постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении цели использования жилых помещений муниципального жилищного фонда в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>», принятые в муниципальную собственность жилые помещения многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес>, и в частности, жилое помещение, занимаемое ФИО1, отнесены к категории «жилых помещений коммерческого использования», с сохранением прав нанимателей по договорам, заключенным с ООО «ЖКК» <адрес> до истечения срока их действия.
В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о передаче ей в собственность занимаемого ею жилого помещения - <адрес> доме по <адрес> в <адрес>, в порядке бесплатной приватизации. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ФИО1 в передаче занимаемого ею жилого помещения в собственность в порядке бесплатной приватизации было отказано, со ссылкой на тот факт, что ФИО1 занимает вышеуказанное жилое помещение на условиях коммерческого найма и не имеет права на приобретение в порядке бесплатной приватизации в собственность <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес> в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о признании за ней права пользования жилым помещением - квартирой № ( ранее - <адрес> ) в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>, на условиях договора социального найма, признании права на бесплатную приватизацию указанного жилого помещения и признании права собственности на жилое помещение - <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>, в порядке бесплатной приватизации.
Истица ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные ею к администрации <адрес> исковые требования по основаниям, изложенным в представленном ею суду исковом заявлении.
Просила удовлетворить заявленные ею к администрации <адрес> исковые требования в полном объеме, признать за ней право пользования жилым помещением - квартирой № в жилом доме по <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма, признать за ней право на бесплатную приватизацию указанного жилого помещения и признать за ней право собственности на жилое помещение - <адрес> жилом доме по <адрес> в
<адрес>, состоящую из одной жилой комнаты, общей площадью <данные изъяты>.м, в том числе, жилой площадью <данные изъяты>.м, в порядке бесплатной приватизации.
Представитель ответчика - администрации <адрес> - ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные истицей ФИО1 к администрации <адрес> исковые требования не признал, пояснив в обоснование возражений, что жилые помещения в жилом доме по <адрес> в <адрес> в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, переданы из государственной собственности <адрес> в собственность муниципального образования города - курорта Пятигорска. Переход права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество к Муниципальному образованию городу - курорту Пятигорск зарегистрирован в установленном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ года Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ по <адрес> выдано свидетельство о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
Истица ФИО1 занимает <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес> на основании договора коммерческого найма, заключенного ею ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Жилищно-коммунальная контора» <адрес>, пользовавшимся помещениями в указанном жилом доме по <адрес> в <адрес> на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с бывшим собственником - Министерством имущественных отношений Ставропольского каря. Переданные из государственной собственности <адрес> в собственность муниципального образования города - курорта Пятигорска жилые помещения, расположенные по указанному адресу обременены договорами коммерческого найма и использовались ООО «ЖКК» <адрес> как жилищный фонд коммерческого найма.
Согласно ст. 675 ГК РФ, - переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение, не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма. В соответствии со ст. 684 ГК РФ, - если наймодатель не отказался от продления договора найма жилого помещения, то указанный договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок. Таким образом, с момента передачи жилых помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес> в муниципальную собственность, за ФИО1 сохраняется право пользования жилым помещение по договору коммерческого найма, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, а наймодателем по данному договору является МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>». В исполнение вышеуказанной нормы закона, постановлением администрации
<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принятые в муниципальную собственность жилые помещения многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес>, и в частности, жилое помещение, занимаемое истицей ФИО1, отнесены к категории «жилых помещений коммерческого использования».
Гражданским кодексом Российской Федерации ( часть вторая ), с 1995 года, предусмотрена в соответствие со ст. 671 ГК РФ, возможность предоставления жилого помещения на возмездных условиях ( условия коммерческого найма). Кроме того, Гражданский кодекс РФ ( часть вторая ) уже с 1995 года также определил предоставление жилого помещения по договору найма (коммерческий найм) и предоставление жилого помещения по договору социального найма. Пунктом 3 ст. 672 ГК РФ установлено, что договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством РФ. К договору найма жилого помещения ( коммерческий найм ), такие требования не предъявляются. Договор коммерческого найма жилого помещения имеет и ряд других существенных отличий от договора социального найма. Сущность этих отличий может быть сведена к следующему: отношения коммерческого найма, как следует из норм главы 35 ГК РФ, регулируются гражданским законодательством. Отношения же социального найма жилого помещения регулируются по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством; заключение договора коммерческого найма жилого помещения, осуществляется путем достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, а заключению договора социального найма жилого помещения должны предшествовать такие административные предпосылки, как: а) нуждаемость в жилье или в улучшении жилищных условий; б) постановка на учет; в) получение решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма; плата по договору коммерческого найма устанавливается по соглашению наймодателя и нанимателя, а плата по договору социального найма устанавливается нормативно-правовым актом органа местного самоуправления или органа государственной власти, площадь жилища, предоставляемого в коммерческий наем, определяется только по соглашению сторон, а по договору социального найма размер предоставляемых жилых помещений строго нормируется (предоставление жилья производится в пределах нормы жилой площади); договор коммерческого найма всегда срочный, а договор социального найма заключается без указания срока; при договоре коммерческого найма право постоянного проживания с нанимателем имеют граждане, которые могут и не являться членами его семьи, а при договоре социального найма право постоянного проживания принадлежит только членам семьи нанимателя; при договоре коммерческого найма наниматель несет общую ответственность перед наймодателем за действия граждан, постоянно проживающих совместно с ним и нарушающих условия договора, а при договоре социального найма дееспособный член семьи нанимателя несет солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Представленные истицей ФИО1 договоры, на основании которых она пользуется спорным жилым помещением, соответствуют условиям предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма (срок действия договора составляет 1 год, в договоре указана согласованная наймодателем и нанимателем сумма платы за жилое помещение, площадь предоставляемого жилого помещения в коммерческий найм также согласована сторонами договора и т.д.). Истица ФИО1 ранее никогда не оспаривала условия заключенных с ней договоров и была согласна с требованиями, указанными в договорах.
Статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», применяется к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, использовались в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации, - договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Аналогичная норма содержалась и в Жилищном кодексе РСФСР. На момент вселения и проживания в спорное жилом помещении, ФИО1 не состояла ни в трудовых, ни в служебных отношениях с прежним собственником - Комитетом по управлению имуществом СК и не использовала жилое помещение по договору специализированного жилого помещения. Кроме того, жилые помещения в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес> использовались ООО «ЖКК» <адрес> как жилищный фонд коммерческого использования. Таким образом, применить в данном случае положения ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", не представляется возможным. Учитывая изложенное, договоры социального найма могут быть заключены только с теми гражданами, проживающими по адресу: <адрес>, которые состояли в трудовых или служебных отношениях с прежним собственником общежития. У остальных граждан, проживающих по договорам коммерческого найма, сохраняется право проживания на условиях ранее заключенных договоров.
Применить требования, предусмотренные ст. ст. 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые указывают, что жилые помещения муниципального жилищного фонда могут быть предоставлены по договору социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, состоящим на учете в общегородской очереди, также не представляется возможным, поскольку предоставление жилых помещений по договору социального найма, производится, исходя из времени принятия граждан на учет, т.е. в порядке очередности. В настоящее время общегородская очередь нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма насчитывает около пяти тысяч человек, которые состоят в указанной очереди с 1962 года.В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», - правом на приватизацию пользуются только граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма. Тем самым, закон дает право гражданам на приватизацию не любого жилого помещения, а только того, которое гражданин занимает по договору социального найма.
Учитывая, что наниматели жилых помещений по договорам коммерческого найма не обладают правом на их приватизацию, то указанные выше постановления администрации <адрес> не могут лишить граждан, проживающих в данных жилых помещениях, права на приватизацию, которое у них не возникло.
С учетом приведенных доводов возражений, просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании за ней права пользования жилым помещением - квартирой № в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>, на условиях договора социального найма, признании права на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения и признании за ФИО1 права собственности на жилое помещение - <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес> в порядке бесплатной приватизации, - отказать в полном объеме.
Представитель 3-его лица на стороне ответчика - МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» - ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном пояснил, что считает заявленные истицей ФИО1 к администрации <адрес> исковые требования - не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам гражданского дела возражениях на исковые требования, заявленные истицей ФИО1 Поддержал доводы возражений, высказанные против удовлетворения заявленных истицей ФИО1 исковых требований представителем ответчика - администрации <адрес>.
Представитель 3-его лица на стороне ответчика - <данные изъяты>, в судебное заседание не явился, представив ходатайство в письменной форме с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, из которого следует, что Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> просит разрешить заявленные истицей ФИО1 исковые требования в соответствии с нормами действующего законодательства. На основании ст.167 п.5 ГПК РФ, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-его лица на стороне ответчика - <данные изъяты>.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования истицы ФИО1, заявленные к ответчику - администрации <адрес>, - обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из представленных в судебное заседание сторонами письменных доказательств, - на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ - многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> ( ранее - общежитие № по ул.
<адрес> ) в <адрес> является собственностью Муниципального образования город - курорт Пятигорск. Переход права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество к Муниципальному образованию город - курорт Пятигорск зарегистрирован в установленном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ по <адрес> выдано свидетельство о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
Согласно представленных суду истицей в обоснование заявленных исковых требований документов в качестве письменных доказательств : паспорта ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ст. <адрес> Дагестанской АССР (серии №
№ выдан ДД.ММ.ГГГГ УВД <адрес> края ), трудовой книжки, выданной на имя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, карточки квартиросъемщика №, выданной ОАО «Управление жилым фондом» <адрес>, справки от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилищно-коммунальная контора» <адрес>, справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Управление жилым фондом» <адрес>, договоров найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ,
№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, договоров коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанций об оплате за проживание и оплате коммунальных услуг, -
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состояла в трудовых отношениях с ООО «Жилищно-коммунальная контора»
<адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года ей, как работнику ООО «Жилищно-коммунальная контора» <адрес>, не имеющему жилья, была предоставлена <адрес> (в настоящее время - <адрес>) в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>, где она с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время постоянно проживает и состоит на регистрационном учете, производит своевременно и регулярно оплату стоимости найма жилого помещения и потребляемых коммунальных услуг, не имеет задолженности по указанным платежам.
ДД.ММ.ГГГГ между ЖКК ОАО «Кавминкурортстрой-М»
<адрес>, с одной стороны, ( наймодатель) и ФИО1, с другой стороны, (наниматель), был заключен договор № найма жилого помещения, в отношении <адрес> ( в настоящее время - квартира
№) в жилом доме по <адрес> в <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Промжилстрой» <адрес>, с одной стороны, ( наймодатель) и ФИО1, с другой стороны, (наниматель), был заключен договор № найма жилого помещения, в отношении <адрес> ( в настоящее время - квартира
№) в жилом доме по <адрес> в <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Жилищно-коммунальная контора» <адрес>, с одной стороны, ( наймодатель) и ФИО1, с другой стороны, (наниматель), был заключен договор № найма жилого помещения, в отношении <адрес> ( в настоящее время - <адрес>) в жилом доме по <адрес> в <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Жилищно-коммунальная контора» <адрес>, с одной стороны, ( наймодатель) и ФИО1, с другой стороны, (наниматель), был заключен договор № коммерческого найма жилого помещения, в отношении <адрес> ( в настоящее время - <адрес>) в жилом доме по <адрес> в <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичные договоры между указанными лицами были заключены: ДД.ММ.ГГГГ - на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( договор №), ДД.ММ.ГГГГ - на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( договор №), ДД.ММ.ГГГГ - на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( договор № ), ДД.ММ.ГГГГ - на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( договор №), ДД.ММ.ГГГГ - на срок до ДД.ММ.ГГГГ ( договор № ).
Из имеющихся в материалах гражданского дела письменных доказательств следует, что жилой <адрес> литер <данные изъяты> по <адрес> (ныне <адрес> ) в <адрес> возведен в 1964 году, находился на балансе треста «Кавминкурортстрой» <адрес>, являлся объектом государственной собственности <адрес>, и данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Согласно Уставу строительно-монтажного треста «Кавминкурортстрой», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ начальником Главставропольстроя, - трест организован в соответствии с приказом Главставропольстроя от ДД.ММ.ГГГГ №, является государственным предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом СССР «О государственном предприятии», имеет в своем составе производственное объединение и структурные единицы, в т.ч. согласно перечню, являющемуся приложением к Уставу, Жилищно-коммунальную контору, созданную на основании приказа Минпромстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. Распоряжением исполкома <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения, принятого учредительной конференцией треста «Кавминкурортстрой» от ДД.ММ.ГГГГ о создании проектно-строительно-монтажного объединения «Кавминкурортстрой», строительно-монтажный трест «Кавминкурортстрой» ликвидирован с переходом правопреемства к ПСМО «Кавминкурортстрой», учредителями которого согласно перечню (приложение № к протоколу конференции) являлись в т.ч. и арендное предприятие - жилищно-коммунальная контора в <адрес>.
Согласно протокола заседания Совета руководителей проектно-строительно-монтажного объединения «Кавминкурортстрой» от ДД.ММ.ГГГГ, - соучредителем создаваемого АОЗТ «Кавминкурортстрой» явился краевой комитет по управлению имуществом, находящегося на балансе объединения «Кавминкурортстрой» (раз<адрес>.). Учредительным договором участников АОЗТ «Кавминкурортстрой», заключенным решением собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ, доля Комитета по управлению госимуществом складывается в уставном капитале Общества из стоимости государственной собственности, переданной в пользование участникам Общества (ст.10), и Общество вправе от имени Комитета наделять этим имуществом свои дочерние общества и филиалы, передавая его им в пользование с правом выкупа. Условия передачи госимущества дочерним обществам и порядок его выкупа определяется учредительными договорами дочерних Обществ (ст.11). Переход имущества в виде спорного жилого дома в частную собственность в порядке выкупа не был произведен, т.к. вплоть до Распоряжения <адрес> №-рп от ДД.ММ.ГГГГ «О безвозмездной передаче имущества, находящегося на балансе ООО «Жилищно-коммунальная контора» по договору безвозмездного пользования из государственной собственности <адрес> переданы в муниципальную собственность города-курорта Пятигорск» жилые помещения жилого дома литер <данные изъяты>» по <адрес>, расположенные: на 3-м этаже №№, на 4-м этаже №№, на 5-м этаже №№, т.е. указанные помещения являлись государственной собственностью и собственником назначение и пределы его использования не изменялись.
Распоряжением главы администрации <адрес> №р от ДД.ММ.ГГГГ АО «Кавминкурортстрой» преобразовано в АО «Кавминкурортстрой-М», учредителем которого явился, согласно утвержденному Уставу, Комитет по управлению имуществом <адрес>, созданное в соответствии с государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год на базе государственной собственности: СМУ-19, ПМК-132, УММ, УКК, аппарата АО «Кавминкурортстрой».
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению госимуществом <адрес> (Собственник) заключил с АО «Кавминкурортстрой-М» (Пользователь) в соответствии с планом приватизации госимущества, утвержденным решением Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, - договор №, сроком действия 1 год, на пользование государственным имуществом социально- культурного и коммунально - бытового назначения, в соответствии с которым Собственник на основании ст.5 Закона РСФСР «О собственности» закрепил за Пользователем на праве безвозмездного пользования государственное имущество, в частности, в числе объектов ЖККК <адрес> - общежитие по <адрес>, предусмотрев п.4.2. возможность пролонгации договора на тот же срок, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении. Согласно п.3.1 указанного договора, Пользователь наделен правом безвозмездного пользования закрепленным за ним имуществом для осуществления уставных видов деятельности и только в порядке, предусмотренном Уставом пользователя, данным договором и действующим законодательством РФ. В соответствии с п.3.2. договора, Пользователь принял на себя обязательства осуществлять все необходимые меры, связанные с эксплуатацией, содержанием ( в т.ч. текущий и капитальный ремонт) и рациональным использованием имущества, закрепленного на праве пользования. Затраты, с вязанные с эксплуатацией и содержанием имущества, возложены на Пользователя. Пунктом 3.3. и 3.4 договора, переданное в пользование имущество не может быть использовано Пользователем в качестве залога, продано или отчуждено иным способом, сдано в аренду, передано в безвозмездное пользование, либо с баланса на баланс, в управление другим юридическим и физическим лицам без соответствующего распоряжения Собственника, в то время как Собственник реализует свое право на имущество в установленном законом порядке и может произвести отчуждение имущества, переданного на праве пользования, без согласия балансодержателя. Арендодателем переданных по договору объектов выступает Собственник, субаренда не допускается. Неотъемлемой частью договора аренды является договор на коммунальные услуги, заключаемый арендатором с Пользователем для погашения затрат на содержание здания согласно п.3.2. (пропорционально занимаемым площадям).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, - хозяйствующим субъектам, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально культурной сферы, было рекомендовано осуществить их передачу в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи таких объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору № от ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение № между Пользователем - ООО «Промжилстрой» и Собственником - Министерством госимущества <адрес>, согласованное с ОАО «Кавминкурортстрой-М», в соответствии с которым Собственник передал права и обязанности Пользователя на общежитие по <адрес> в <адрес> с ограниченной ответственностью «Промжилстрой» с согласия его учредителя - ОАО «Кавминкурортстрой- М».
ДД.ММ.ГГГГ соглашением № к договору от ДД.ММ.ГГГГ № Собственник - Министерство госимущества <адрес> передало все права и обязанности Пользователя, обусловленные договором № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, на общежитие по <адрес> (бывшая <адрес> ) обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная контора» <адрес> с согласия ОАО «Кавминкурортстрой-М» и ООО «Промжилстрой», которые являются учредителями созданного ими дочернего предприятия, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией федеральной налоговой службы по <адрес> края.
Как следует из представленных суду письменных доказательств, - ООО «ЖКК» <адрес> собственником спорных жилых помещений в жилом доме по <адрес> в <адрес> не являлось, поэтому указанными полномочиями в отношений жилых помещений государственного жилого фонда не обладало.
Анализ содержания договора № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашений к нему, а также письма Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ показывает, что ООО «ЖКК»<адрес> было лишь балансодержателем жилого <адрес> в <адрес> (ранее - <адрес>) и жилых помещений, находящихся в нем, являющихся государственной собственностью и отнесенных к государственному жилому фонду, держателем списков и копий документов, являющихся основанием для вселения граждан в общежитие, т.к. собственником данного имущества оставалось Министерство имущества <адрес>, а Пользователь государственным имуществом в лице ООО «ЖКК» <адрес> обладал теми же правомочиями, которые оговаривались сторонами в договоре № от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. безвозмездного пользования закрепленным за ним имуществом для осуществления уставных видов деятельности и только в порядке, предусмотренном Уставом пользователя, данным договором и действующим законодательством РФ. Суду МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» или администрацией <адрес> не представлено доказательств расширения ограниченных договором правомочий ООО «ЖКК» <адрес> в отношении государственных жилых помещений, изменения их статуса или использования. При передаче жилья в муниципальную собственность от ООО «ЖКК» <адрес> были получены лишь технические паспорта, договор от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительные соглашения к нему, а также последние заключенные с проживающими в общежитии гражданами договоры коммерческого найма, явившиеся основанием для отнесения этих жилых помещений к муниципальному жилищному фонду коммерческого использования и для отказа в удовлетворении заявлений истицы о передаче ей занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, т.к. на момент передачи его в муниципальную собственность оно уже было обременено коммерческим наймом, что исключает возможность приватизации жилья. Других документов, в т.ч. заявлений граждан, разрешений наймодателя, ранее заключенных договоров на право вселения и пользования жилыми помещениями в жилом доме (или общежитии, поскольку доказательств определения в установленном порядке статуса общежития ) новому собственнику не передавалось, такими доказательствами они не обладают, документально опровергнуть приведенные обстоятельства не могут.
Распоряжением <адрес> №-рп от ДД.ММ.ГГГГ «О безвозмездной передаче имущества, находящегося на балансе ООО «Жилищно-коммунальная контора», - по договору безвозмездного пользования из государственной собственности <адрес> переданы в муниципальную собственность города-курорта Пятигорск» жилые помещения жилого дома литер «А» по <адрес>, расположенные: на 3-м этаже №№, на 4-м этаже №№, на 5-м этаже №№ в соответствии с Перечнем имущества, находящегося на балансе ООО «ЖКК», предлагаемого к безвозмездной передаче из государственной собственности в муниципальную собственность, на настоящее время являются муниципальной собственностью <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ на указанные помещения произведена государственная регистрация права, что подтверждается записью в ЕГРП № и свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из имеющегося в материалах дела ответа администрации
<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, возражений МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>», - в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о передаче ей в собственность занимаемого ею жилого помещения - <адрес> доме по <адрес> в <адрес>, в порядке бесплатной приватизации. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ФИО1 в передаче занимаемого ею жилого помещения в собственность в порядке бесплатной приватизации было отказано, со ссылкой на тот факт, что ФИО1 занимает указанное жилое помещение на условиях коммерческого найма и не имеет права на бесплатную приватизацию <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес> в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Поскольку МУ « Управление имущественных отношений администрации <адрес>» и администрация <адрес> в обоснование своих доводов о невозможности приватизации жилья, обремененного «коммерческим наймом», ссылаются на правомочия ООО «ЖКК» <адрес> по сдаче в наем жилых помещений по договору найма, а в соответствии с Жилищным кодексом РФ ( вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ) - по договору коммерческого найма жилых помещений, относящихся к государственному жилому фонду, суд, определяя характер правомочий ООО «ЖКК» <адрес> по договору № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашению к нему № от ДД.ММ.ГГГГ, суд учитывает следующее:
Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочиями владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться имуществом, только фактически владея им. Под правомочием владения понимается основанная на законе (т.е. только юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве, фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.). Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения.
Как следует из договора №, - Пользователю государственное имущество - жилые помещения в жилом доме по <адрес> в <адрес> передавалось в безвозмездное пользование с условием определенных ограничений - переданное в пользование имущество не может быть использовано Пользователем в качестве залога, продано или отчуждено иным способом, сдано в аренду, передано в безвозмездное пользование, либо с баланса на баланс, в управление другим юридическим и физическим лицам без соответствующего распоряжения Собственника.
Следует учесть, что условия данного договора и заключенных к нему Соглашений ни одной из сторон не оспаривались и не признаны недействительны, в т.ч. и в части правомочий сторон по владению, пользованию и распоряжению имуществом, установленных ограничений Пользователя, в связи с чем, суд исходит из заключенного и подписанного сторонами договора, что свидетельствует о достигнутом между сторонами соглашении по всем его условиям ( ст. 432 ГК РФ).
В силу действовавшей на момент заключения ДД.ММ.ГГГГ договора № ст. 342 ГК РСФСР и других положений главы 29 ГК РСФСР, равно как и ст. 689 ГК РФ и других положений главы 36 ГК РФ на момент заключения Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, договор безвозмездного пользования относится к числу безвозмездных сделок, предусматривающих передачу имущества во временное безвозмездное пользование. Получивший имущество в безвозмездное пользование вправе был предоставить это имущество в пользование третьему лицу (ст. 346 ГК РСФСР) лишь с согласия передавшего имущество, оставаясь ответственным перед ним. Такое право ссудополучателя на предоставление полученного имущества в пользование третьему лицу аналогично праву нанимателя, но отличается тем, что наниматель может эту передачу произвести возмездно (поднаем), тогда как ссудополучатель вправе сделать ее только безвозмездно, что определяется самой безвозмездностью получения вещи в пользование ссудополучателя, т.к. доход, который бы мог быть получен путем сдачи подобной вещи в наем, явился бы неосновательным обогащением. Представление имущества ссудополучателем в пользование третьему лицу могло иметь место с согласия ссудодателя. Право ссудополучателя на передачу имущества по договору безвозмездного пользования третьему лицу в некоторых случаях предполагается, в других- исключается, в зависимости от существа отношений между сторонами. При передаче имущества ссудополучателем третьему лицу между ними заключается новый договор безвозмездного пользования имуществом, по которому ссудополучатель по основному договору выступает в качестве ссудодателя, а третье лицо - в качестве ссудополучателя. Сроки, на которые имущество может быть предоставлено в пользование третьему лицу, и объем предоставляемых ему прав не могут выходить за пределы тех, которыми обладает собственник данного имущества, т.к. права ссудополучателя являются вторичными и производными от права собственника, и которые предусмотрены законом. Поэтому так как основной договор № заключен сроком действия 1 год на пользование государственным имуществом социально- культурного и коммунально - бытового назначения, предусмотрев в п.4.2 договора возможность пролонгации на тот же срок, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении, заключение Пользователем договоров найма жилого помещения ФИО1 с указанием срока на 1 год или без указания срока, или с указанием «срок найма жилого помещения устанавливается постоянно» не может расцениваться в качестве бесспорного доказательства достигнутого соглашения с гражданами о заключении договора на условиях коммерческого найма, при том, что согласно доводам, приведенным истицей ФИО1 в обоснование заявленных ею исковых требований, вселяющимся в жилые помещения гражданам, в частности, ФИО1, было известно о принадлежности этих помещений к государственному имуществу и отсутствии прав собственности на них у Пользователя, заключавшего с ними договоры найма.
Исходя из условий договора №, указанных положений закона, с учетом которых заключался данный договор и определялись права Пользователя, принимая во внимание, что переданное в безвозмездное пользование имущество (жилые помещения в жилом доме) являлось государственным и как жилые помещения государственного жилого фонда в жилом доме могло использоваться лишь по прямому назначению - для проживания граждан на условиях социального найма с оплатой коммунальных услуг и других вытекающих из договора платежей, с возложением на нанимателя и наймодателя соответствующих прав и обязанностей ( поскольку иной вид использования государственного жилого фонда -коммерческий найм договором не оговаривался и доказательств имевшегося на это распоряжения собственника не представлено), соответственно жилые помещения Пользователем, выступающим в лице «наймодателя», могли передаваться гражданам («нанимателям») на таких же условиях, т.е. по договору социального найма с оплатой коммунальных услуг по существующим тарифам и вытекающих из договора иных платежей, с возложением на нанимателя и наймодателя соответствующих прав и обязанностей, без цели получения прибыли, что предполагает сам по себе коммерческий найм.
Действительно, договор коммерческого найма жилого помещения может заключаться во всех жилищных фондах, в том числе в частном, государственном и муниципальном. По договору коммерческого найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне - нанимателю жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование для проживания в нем. Таким образом, одной из основных обязанностей нанимателя является внесение платы за жилое помещение, предусмотренной договором коммерческого найма, что собственно, коммерческий наем и имеет одной из главных целей - получение наймодателем от сдачи жилого помещения определенного дохода ( прибыли) за счет платы за жилье. Однако, такой порядок использования муниципального жилья должен соответствовать и обеспечивать деятельность публичного органа, поэтому ограничения (запрет) в приватизации тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после ДД.ММ.ГГГГ, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами. Таких обоснований в отказе в заключении социального найма и передачи жилья в собственность суду не представлено.
Согласно ст.ст. 296, 297 ГК РФ, - казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Предприятие, учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без согласия собственника этого имущества.
Как следует из буквального толкования в соответствии со ст. 431 ГК РФ представленного договора № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашений к нему, собственник государственного жилого фонда не уполномочивал Получателя сдавать его в аренду ( коммерческий найм) без соответствующего распоряжения Собственника. Доказательств наличия такого распоряжения на изменение условий использования государственного жилищного фонда и наделения ООО »ЖКК» правом заключения коммерческих договоров в отношении госимущества суду не представлено, в связи с чем действия ООО «ЖКК» <адрес> по коммерческому использованию переданного ему в пользование (а не принадлежащего ему на праве собственности ) государственного жилого фонда свидетельствуют фактически о распоряжении данным имуществом в нарушение условий договора № от ДД.ММ.ГГГГ и положений п.1 ст.131, ст. 216 ГК РФ, Закона РФ «О государственное регистрации», т.к. право оперативного управления и хозяйственного ведения относится к вещным правам и подлежит государственной регистрации, доказательств которой суду не представлено. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения и распоряжения имуществом.
При оценке действий, связанных с осуществлением предприятиями, учреждениями права хозяйственного ведения или оперативного управления в отношении переданного им имущества, следует учитывать установленные ст.ст. 295, 296 ГК РФ ограничения прав предприятий по распоряжению закрепленным за ним имуществом. Сделки, совершенные предприятиями по распоряжению имуществом вопреки названным ограничениям, являются недействительными как ничтожные.
В связи с тем, что в силу ст. 166 ГК РФ, ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом, что ничтожная сделка не порождает никаких юридических последствий, она признается недействительной с момента ее совершения и последствия ничтожности сделки могут быть применены судом по собственной инициативе, заключение Пользователем по договору № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашениям к нему в отношении переданного ему в пользование государственного имущества (жилых помещений в жилом доме государственного жилого фонда) по его распоряжению путем заключения договоров коммерческого найма с целью извлечения прибыли без соответствующего на то распоряжения собственника, не соответствует условиям договора и требованиям закона, что свидетельствует о ничтожности заключенных ООО «ЖКК» <адрес> с гражданами, в том числе и с истицей ФИО1, договоров коммерческого найма. Соответственно такие договоры при должной правовой оценке МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» получаемого в муниципальную собственность имущества и возникших в отношении его правоотношений сторон по договору найма, не могли и не могут являться тем «обременением коммерческого найма», о котором заявляют представители МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес> и администрации <адрес> и которое явилось основанием при издании постановлений руководителя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, включения спорных жилых помещений, принятых в муниципальную собственность, в список помещений, отнесенных к жилищному фонду коммерческого использования с сохранением прав нанимателей по договорам, заключенным с ООО «Жилищно-коммунальная контора» до истечения срока их действия. Поэтому указанные акты в этой части не могут быть приняты во внимание при разрешении заявленных ФИО1 исковых требований, тем более, что в ходе судебного разбирательства, представители ответчика и 3-его лица на стороне ответчика не обосновали необходимость, целесообразность изменения порядка использования данных помещений муниципального жилого фонда по коммерческому найму, кроме имеющегося «обременения договорами коммерческого найма с ООО «ЖЖК» <адрес> в целях осуществления деятельности публичного органа.
Однако, ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность.
В соответствии со ст.129 ГК РФ, - объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Гражданское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в отношении приобретения и перехода прав на жилые помещения.
Жилищный фонд социального использования формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет ввода новых объектов, предназначенных исключительно для удовлетворения потребности в жилище и обеспечения жилыми помещениями социального использования малоимущих и иных категорий граждан, указанных в законе. Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 4 ст. 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" также отметил, что отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов, в том числе относящихся к жилищному фонду социального использования, эксплуатируемому в интересах населения, носят публично-правовой характер и это должен учитывать законодатель при осуществлении их правового регулирования. Аналогичной позиции придерживается Европейский суд по правам человека, отметивший, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу James and others).
Суд также учитывает, что Законы РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" 1991 года (ст. 18) и "Об основах федеральной жилищной политики" 1992 года (ч. 1 ст. 9) содержали норму, согласно которой "при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности... жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или в оперативном управлении учреждений ( ведомственный фонд ), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений... либо в ведение органов местного самоуправления...". С введением в действие ДД.ММ.ГГГГ части первой Гражданского кодекса РФ, ситуация осталась прежней, значительная часть жилищного фонда осталась на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления у коммерческих организаций - бывших государственных или муниципальных предприятий либо учреждений. Представляется, что нормы указанных выше Законов теперь применяться не должны, поскольку вступили в противоречие с главой 19 ГК РФ, указывающей носителей права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Этот вывод подтверждается и содержанием ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой законодательные и иные правовые акты после введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат нормам Кодекса. Наряду с этим п. 2 ст. 3 ГК РФ устанавливает правило, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Поэтому те хозяйственные общества, которые до настоящего времени имели (имеют) государственный или муниципальный жилищный фонд на своем балансе, по существу содержат его на праве временного пользования до осуществления передачи органам местного самоуправления в соответствии с законодательством о приватизации жилищного фонда.
В связи с этим и в соответствии со ст. 209 ГК РФ, - собственник распорядился своим имуществом по своему усмотрению, передав его из государственной собственности в муниципальную, что не противоречит ранее заключенному договору №, т.к. из смысла ст. 700 ГК РФ следует, что ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи предусмотренным законом способом с переходом к новому собственнику его прав. Подтверждением этому является Распоряжение <адрес> №-рп от ДД.ММ.ГГГГ «О безвозмездной передаче имущества, находящегося на балансе ООО «Жилищно-коммунальная контора» по договору безвозмездного пользования из государственной собственности <адрес> переданы в муниципальную собственность города-курорта Пятигорск», которым жилые помещения жилого дома литер «А» по <адрес>, расположенные: на 3-м этаже - №№, на 4-м этаже - №№, на 5-м этаже - №№, переданы в муниципальную силу ст.209 ГК РФ собственник вправе распорядиться своим имуществом по своему усмотрению, подтверждением чему является аемого собственность, и ДД.ММ.ГГГГ на указанные помещения произведена государственная регистрация права муниципальной собственности, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав № и свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, принимая во внимание объяснения представителей : МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес> и администрации <адрес> о том, что с передачей имущества в муниципальную собственность, ООО «ЖКК» передало администрации <адрес> с технической документацией только последние, заключенные в ДД.ММ.ГГГГ гг. договоры коммерческого найма, в том числе, и на занимаемые истицей ФИО1 жилые помещения, которые фактически являются ничтожными, то действия МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес> и администрации <адрес> по отнесению занимаемого ФИО1 жилого помещения муниципального фонда к коммерческому найму и ограничению тем самым прав нанимателей в пользовании этими помещениями на тех условиях, на которых они были вселены в них, т.е. на условиях договоров социального найма, являются фактически односторонним изменением договора найма жилого помещения, ранее относившегося к государственному жилищному фонду.
Поскольку представители МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес> и администрации <адрес> со ссылкой на ст. 675 ГК РФ считают, что переход права государственной собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение в муниципальную собственность не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения, в связи с чем новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма, следовательно администрация
<адрес> в лице его полномочного органа является правопреемником прав и обязанностей «наймодателя» государственного жилого помещения на тех же условиях, на которых наниматель вселился и проживал в жилом помещении, т.е. на условиях социального найма, т.к. доказательств наличия между сторонами иных правоотношений с признанием ничтожными договоров коммерческого найма, суду не представлено, а согласно ст. 672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
При этом суд учитывает, что из содержания постановления руководителя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и отмененного им ранее изданного постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, объектом передачи из государственной в муниципальную собственность явился многоквартирный жилой дом по <адрес> с расположенными в нем конкретными жилыми и нежилыми помещениями и именно на указанные помещения жилого дома произведена регистрация права муниципальной собственности, что влечет определенные правовые последствия - использование жилья на условиях социального найма, из чего вытекает гарантированное государством право нанимателей на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.
Кроме того, порядок и основания вселения ФИО1 в указанное спорное жилое помещение за весь истекший период с момента ее вселения ни собственником, ни его полномочным лицом («наймодателем» ) или иными заинтересованными лицами не оспаривался и в отношении истицы не ставился вопрос о ее выселении по предусмотренным законом основаниям.
В ходе судебного разбирательства по делу администрацией <адрес> и МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» не оспаривались законность вселения и проживания ФИО1 в спорном жилом помещении, не были опровергнуты в условиях состязательности процесса соответствующими доказательствами доводы истицы о ее нуждаемости в жилье на момент ее вселения в спорное жилое помещение и на настоящее время, об отсутствии у истицы ФИО1 другого жилья на праве собственности или на условиях социального найма, о правомерности вселения истицы на основании соответствующего разрешения и пользования государственными жилыми помещениями на условиях социального найма, о фактическом одобрении собственником жилья условий ее вселения и проживания в жилом помещении, что подтверждается произведенной регистрацией постоянного места жительства ФИО1 в занимаемом ею жилом помещении и отсутствии спора по факту регистрации, о неучастии ранее ФИО1 в приватизации жилья.
При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются одним из доказательств того, состоялось ли между сторонами соглашение о вселении лица в занимаемое жилое помещение и на каких условиях, из чего вытекает, что наличие регистрации постоянного места жительства у ФИО1 по месту ее проживания в жилом доме по <адрес> в <адрес>, свидетельствует о постоянном проживании истицы по указанному адресу и исключает тем самым временный (срочный) характер ее вселения и проживания, чем опровергает доводы возражений, высказанных представителями МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес> и администрации <адрес> о характере правоотношений сторон в отношении спорного жилого помещения.
На основании ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", на которую ссылаются стороны, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Но при этом следует обратить внимание, что в ст. 7 названного Федерального закона, речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" утрачивают статус общежитий в силу закона. Таким образом, данной правовой нормой законодатель определил правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они изначально были предоставлены на законных основаниях, в том числе, как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия, независимо от того, до или после введения в действие ЖК РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органа местного самоуправления, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
В ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища. Одновременно указанная норма закона обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права, в том числе, гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в установленном законом порядке. Таким образом, государство должно гарантировать равенство прав граждан, проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления.
Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в связи с жалобой граждан ФИО6 и ФИО7» и в Постановлении Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности отдельных положений п. 4 ст. 104 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой компании "Т1тЬег Но1»
Необходимо иметь в виду, что согласно Жилищному кодекса РФ, жилые помещения в общежитиях являются специализированными. Изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, соответственно изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма). С учетом изложенного, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в указанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.
Вместе с тем суд, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должен ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение, т.е. хотя он и не наделен правом изменения правового статуса общежитий, но вправе и обязан проверять обоснованность распространения на жилое помещение статуса общежития, в том числе при разрешении исковых требований о приватизации общежития.
С учетом этого, суд учитывает, что в соответствии со ст. 92 ЖК РФ отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда, коммерческого использования, аренды. Указанное положение распространяется как на общежития, имевшие статус такового только по документам, а на деле предназначались и использовались для постоянного проживания, так и в отношении домов, изначально введенных в эксплуатацию не в качестве жилых домов, а в качестве общежитий, которые фактически на настоящее время не отвечают установленным законодательством признакам общежития, содержавшимся в «Примерном положении об общежитиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 109 ЖК РСФСР, «Санитарных правилах устройства, оборудований и содержания общежитий от ДД.ММ.ГГГГ №, а с ДД.ММ.ГГГГ - в ст. 94 ЖК РФ, поскольку не укомплектованы мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, культурно-бытовыми предметами, необходимыми для проживания, занятия и отдыха граждан, в таких домах отсутствует специальный обслуживающий персонал общежития, помещения для культурно-массовых мероприятий, бытового обслуживания, кроме того, отсутствует разрешение санэпидемстанции на заселение жилого дома как общежития. К тому же такое общежитие может полностью соответствовать требованиям, предъявляемым квартирам в жилых домах согласно п. 2.2 СНиП 2.08-01-89 "Жилые здания", поскольку состоят из изолированных жилых комнат, кухонь, коридоров, санузлов. Указанное подтверждается тем, что ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" подлежит применению не только к жилым помещениям, находящимся в домах, введенных в эксплуатацию как многоквартирный жилой дом, но и в домах, изначально использовавшихся в качестве общежития.
В ходе судебного разбирательства из представленных документов установлено, что с 1964 года дом по <адрес> ( впоследствии - <адрес> ) в <адрес> значится как жилой дом, стороны не представили данных о принятии в установленном порядке решения исполкома на момент строительства и сдачи в эксплуатацию или в последующее время о придании ему статуса общежития определенной категории ( семейное, коечного типа и др.). Следовательно, можно сделать вывод о том, что граждане, правомерно занимающие указанное жилье (а данный факт МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» и администрацией <адрес> не оспорен), в случае отсутствия решения полномочного органа (органа местного самоуправления или органа, осуществляющего управление жилищным фондом) о признании жилого дома общежитием, пользуются жилыми помещениями в таком доме на условиях социального найма, и поэтому вправе в судебном порядке признавать право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, когда, как указано в ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", для ее применения жилые дома переданы в ведение органов местного самоуправления. Под передачей общежития в ведение органов местного самоуправления понимается не только вынесение органами местного самоуправления соответствующего решения, но и регистрация права в Федеральной службе государственной регистрации.
В силу изложенного, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истицы ФИО1 о признании за ней права пользования жилым помещением - квартирой № в жилом доме по <адрес> в <адрес> на условиях социального найма и права ФИО1 на участие в бесплатной приватизации указанного жилого помещения.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда», в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений они вправе обратиться в суд. В силу чего ФИО1 имеет юридическую заинтересованность в разрешении спора, т.к. по независящим от нее причинам, она не может реализовать свое законное право на приватизацию занимаемого ею по договору социального найма жилого помещения, и вправе обратиться в суд с иском о признании за ней права собственности на жилое помещение в судебном порядке.
Суд считает возможным при изложенных обстоятельствах согласиться с позицией истицы ФИО1 о целесообразности разрешения и удовлетворения заявленных ею исковых требований о признании права собственности на спорную квартиру в судебном порядке, поскольку имеется определенно высказанная позиция МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» и администрации <адрес> по отказу в удовлетворении заявлений граждан о передаче им жилья в собственность в порядке приватизации путем заключения соответствующих договоров и такой иск соответствует избранному истицей способу защиты, не противоречат закону и является более эффективной защитой нарушенного права истицы, поскольку решение вопроса об удовлетворении иска судебным решением по вступлении его в законную силу создает у гражданина право собственности на жилое помещение и является основанием для государственной регистрации такого права, а в противном случае гражданин даже при признании за ним права на приватизацию и использование жилья на условиях социального найма вынужден еще добиваться его исполнения и заключения договора передачи жилья в собственность в порядке приватизации, что, как свидетельствует практика, требует действий по принудительному исполнению и необоснованно затягивает по времени достижение правового результата - приватизации жилья.
Статья 11 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из представленных в судебное заседание истицей ФИО1 письменных доказательств : справки ОАО «Управление жилым фондом»
<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Пятигорским филиалом ГУП <адрес> «Крайтехинвентаризация», выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной ДД.ММ.ГГГГ Пятигорским отделом Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ по <адрес>, следует, что ФИО1 ранее в бесплатной приватизации жилых помещений в
<адрес> ( т.е. по местам регистрации по месту жительства) участия не принимала, жилых помещений в собственности на территории <адрес> на момент рассмотрения спора не имеет. В ходе судебного разбирательства по делу, на основании вышеприведенных доказательств достоверно установлено, что ФИО1 является нанимателями спорного жилого помещения фактически на основании договора социального найма при вселении ее в спорное жилое помещение и проживает в указанном жилом помещении муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, исполняя надлежащим образом обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма. лено также, что ФИО8 является нанимателем и проживает в государственном жилом помещении, приобретенном тав
С учетом установленных фактических обстоятельств в ходе судебного разбирательства по делу в условиях состязательного процесса, приведенных норм закона, - суд считает исковые требования, заявленные ФИО1 к администрации <адрес>, о признании за ней права на получение в собственность в порядке бесплатной приватизации жилого помещения, занимаемого и используемого на условиях договора социального найма - <адрес> жилом доме по <адрес> в
<адрес>, - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 38, 55-59, 167, 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 129, 166, 209, 295-297, 431, 432, 672, 675, 678, 687, 689 ГК РФ, ст. ст. 69, 92-94 ЖК РФ, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ» «О введении в действие Жилищного кодекса РФ », -
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права на бесплатную приватизацию жилого помещения и признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации, - удовлетворить.
Признать за ФИО1 право пользования жилым помещением - квартирой № в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м, в том числе, жилой площадью <данные изъяты>.м, на условиях договора социального найма жилого помещения.
Признать за ФИО1 право на бесплатную приватизацию жилого помещения - <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты>м, в том числе, жилой площадью <данные изъяты>.м.
Признать за ФИО1 право собственности на жилое помещение - <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м, в том числе, жилой площадью <данные изъяты>м, в порядке бесплатной приватизации.
Настоящее решение является основанием для Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ по <адрес> ( через отдел по <адрес> ) осуществить государственную регистрацию права собственности на жилое помещение - <адрес> многоквартирном жилом доме, расположенном по <адрес> в <адрес>, на имя ФИО1.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: В.В. Омельченко