ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5921/20 от 17.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

к делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2020 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Ряднева В.Ю.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО ПКЦ «Формат» к ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ООО ПКЦ «Формат» обратилось в суд с административным иском об оспаривании решения ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0140012:59, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ <адрес>.

Административным истец просит суд признать наличие технической и (или) методологической ошибки, выраженной в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, кадастровый , площадью 985,3 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> размере 36 519 343,59 рублей.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что кадастровая стоимость здания магазина с кадастровым номером: 23:43:0140012:59, расположенного по вышеуказанному адресу, рассчитана ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» и утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. Техническая ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости, состоит в неверном присвоении класса конструктивной системы, группы капитальности и срока службы. Так как при их определении учитывается основной материал ограждающих конструкций (стен). При этом, согласно техническому паспорту, выполненному Краснодарским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, материал наружных стен объекта недвижимости с кадастровым номером: 23:43:0140012:59, сэндвич-панели смешанная конструкция. Не согласившись с результатами кадастровой оценки задания магазина с кадастровым номером: 23:43:0140012:59, 000 ПКЦ «Формат» обратилось в Краевое БТИ с заявлением об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Краевым БТИ было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в пересчете кадастровой стоимости при рассмотрении обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером: 23:43:0140012:59.

В обоснование отказа указано, что ошибок не выявлено, использование сведений, содержащихся в техническом паспорте на указанный объект недвижимости, при определении кадастровой стоимости не осуществлялось. В пункте ДД.ММ.ГГГГ разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером: 23:43:0140012:59, указан: материал наружных стен объекта недвижимости: из прочих материалов.

Административный истец не согласен с данным решением и считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанного объекта недвижимого имущества являются неверными и нарушают его права. Просит признать незаконным решение ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0140012:59, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ <адрес>.

В судебное заседание представитель административного истца ООО «ПКЦ «Формат» по доверенности заявленные требования поддержал и наставал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по доверенности против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая, что при рассмотрении заявления о наличии технической и (или) методологической ошибки, выраженной в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, кадастровый , приняты во внимание сведения и материалы, содержащиеся в отчетных документах по итогам определения кадастровой стоимости, размещенным в фонде данных государственной кадастровой оценки. Административным истцом не представлены доказательства наличия описки, опечатки, арифметической ошибки при определении кадастровой стоимости объекта. Просит в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из основных задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Пункт 1 ст. 4 КАС РФ предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 226 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч.9 ст. 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 ст.226 КАС РФ на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании действий (решений) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями при наличии совокупности двух условий: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием и не соответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 1).

При отсутствии совокупности этих условий, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон -Ф3) бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:

единичная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная техническая ошибка);

системная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная техническая ошибка);

единичная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная методологическая ошибка);

системная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная методологическая ошибка).

С обращением об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в бюджетное учреждение вправе обратиться юридические лица и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Обращение об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, должно содержать:

фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего обращение об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости (объектов недвижимости), в отношении которого подается обращение об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

суть обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, с указанием (по желанию) номеров страниц отчета, на которых содержатся соответствующие ошибки;

информацию о необходимости предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.

К обращению об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, прилагаются документы, подтверждающие наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:

1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.

Бюджетное учреждение информирует лицо, подавшее обращение, о принятом решении в соответствии с порядком рассмотрения обращений об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Бюджетное учреждение рассматривает обращение об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение тридцати дней со дня его поступления.

Административный истец ОО ПКЦ «Формат» обратился в ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0140012:59. К указанному обращению прилагались:

доверенность представителя от 15.03.2019г.;

копия технического паспорта Краснодарского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю составленного по состоянию на 04.03.2011г.

Заявление было зарегистрировано Учреждением ДД.ММ.ГГГГ вх. .

После поступления обращения об исправлении технической и (или методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, о ДД.ММ.ГГГГ вх. специалистами управления государственной кадастровой оценки в соответствии с требованиями пункта 11 Порядка рассмотрения бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Росси от ДД.ММ.ГГГГ, указанное обращение было проверено на соответствие требованиям частей 4, 5, 8 и 9 статьи 21 Федерального закона -Ф3.

Обращение от ДД.ММ.ГГГГ вх. было признано соответствующим указанным требованиям Федерального закона -Ф3.

В результате рассмотрения указанного обращения ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» было принято решение от 03.04.2019г. об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0140012:59 в связи с отсутствием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

В адрес заявителя был направлен ответ от 05.04.2019г. , содержащий информацию о принятом решении.

В ответе от 05.04.2019г. , направленном в адрес заявителя в результате рассмотрения обращения от 20.03.2019г. , было указано, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0140012:59 были использованы сведения, содержащиеся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (далее - Перечень), сформированном органом регистрации прав в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 237-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной кадастровой оценке».

В частности, при определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости были использованы содержащиеся в Перечне, сведения о материале стен - «из прочих материалов», что отражено в пункте 2.3.2 разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0140012:59, приложенных к ответу.

Источники информации о значении ценообразующих факторов перечислены в пункте 5.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Среди указанных источников указаны, в том числе, архивы органов и организаций технической инвентаризации.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007г. - ФЗ «О кадастровой деятельности» технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетнотехническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта Российской Федерации. Хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) относится к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации.

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 13.09.2016г. утверждено Положение о порядке постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, и порядке предоставления копий технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации и содержащихся в них сведений, и взимания (возврата) платы за предоставление их копий и содержащихся в них сведений (далее - Положение).

В соответствии с разделом 2 Положения, архив - совокупность технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, расположенных на территории Краснодарского края (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобное), переданных организации, осуществляющей хранение технической документации, а также система научно-справочного аппарата к таким документам.

Полномочиями по безвозмездному хранению технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации наделено государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ», правопреемником которого является ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ (подпункт 1 пункта 3 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-р; договор хранения от 28.09.2016г.).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в архиве, сформированном на основании технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, хранение и использование которого осуществляет ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ», технический паспорт по состоянию на 04.03.2011г. инв. на здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, подготовленный Краснодарским городским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, отсутствовал.

Указанный технический паспорт в соответствии с требованиями пункта 2.4 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ должен был быть передан филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» на хранение в ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» (ранее - ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ») по акту приема-передачи.

Однако, в связи с тем, что указанный технический паспорт в установленном порядке не передавался на хранение в ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ», он не является частью архива, в связи с чем содержащиеся в нем сведения, в том числе о материале стен здания, не подлежат использованию в соответствии с требованиями Методических указаний по государственной кадастровой оценке.

Исходя из сведений о материале стен, содержащихся в Перечне («из прочих материалов»), при отсутствии иной информации о значении указанного ценообразующего фактора, расчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0140012:59 был осуществлен с отнесением его к 3-му классу конструктивной системы (КС-3). При этом отнесение к 3-му классу конструктивной системы осуществлено в соответствии с требованиями пункта 5.1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, согласно Перечню наименований материалов основных ограждающих конструкций, соответствие материалов основных ограждающих конструкций классам конструктивных систем и группам капитальности (Приложение к Методических указаниям о государственной кадастровой оценке), где значению основного материала «Из прочих материалов» соответствует класс конструктивной системы КС-3.

Также необходимо отметить, что рассмотрение замечаний к определению кадастровой стоимости, осуществляется в соответствии со статьей 14 Федерального закона -Ф3 и разделом 11 Методических указаний о государственной кадастровой оценке в ходе проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, а не в ходе рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, установленном статьей 21 Федерального закона -Ф3 и Порядком рассмотрения бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 19.02.2018г. .

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона 237-ФЗ замечания к промежуточным отчетным документам представляются в бюджетное учреждение в течение пятидесяти дней со дня размещения сведений и материалов, указанных в части 12 статьи 14 указанного Федерального закона, в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах по итогам определения кадастровой стоимости, были размещены в фонде данных государственной кадастровой оценки 22.05.2018г.

В течение срока, установленного частью 15 статьи 14 Федерального закона -Ф3, замечания к промежуточным отчетным документам в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0140012:59 в ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» не поступали.

Согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлены доказательства наличия описки, опечатки, арифметической ошибки и иной подобной ошибки (технической ошибки), допущенной ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0140012:59. Также не приведены доказательства несоответствия определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости положениям Методических указаний о государственной кадастровой оценке (отсутствует ссылка на конкретный пункт Методических указаний о государственной кадастровой оценке, который был нарушен). Обращение заявителя от ДД.ММ.ГГГГ вх. было рассмотрено Учреждением в соответствии с установленным статьей 21 Федерального закона -Ф3 порядком и в установленный срок.

С учетом изложенного, в удовлетворении административного искового заявления ООО ПКЦ «Формат» о признании незаконным решения ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» от 03.04.2019г. об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0140012:59 следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ООО ПКЦ «Формат» о признании не законным решения ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» от 03.04.2019г. об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0140012:59 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий: