ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5931/2015 от 25.11.2015 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-5931/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2015 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Катасоновой С.В.,

при секретаре Бутаревой Н.Ю.,

с участием

представителя административного истца по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика по доверенности ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Брянской городской администрации о признании незаконным в части приложения к постановлению Брянской городской администрации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилось в суд с настоящим иском, указывая, что она на основании поквартирной карточки является нанимателем квартиры, общей площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

16.07.2014 г. Брянской городской администрацией принято Постановление № 1906-п «Об утверждении списка и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г. Брянска, подлежащего переселению». Пунктом 2 указанного Постановления утвержден список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г. Брянска, подлежащего переселению, который является приложением № 2 к Постановлению. В указанный список включен дом, в котором проживает истец.

Приложением №1 к указанному Постановлению является Протокол заседания межведомственной комиссии Брянской городской администрации, по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания. Однако дом, в котором находится занимаемое истцом жилое помещение согласно указанному протоколу заседания комиссии, не входит в перечень жилого фонда непригодного для постоянного проживания, в связи с чем по мнению истца не подлежит включению в список, являющийся приложением №2 к Постановлению. Считает, что ответчиком нарушены нормы Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 в части того, что на заседании межведомственной комиссии Брянской городской администрации не присутствовали сотрудники Госсанэпиднадзора, пожарного надзора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Росреестра; протокол заседания комиссии утвержден ненадлежащим составом участников; оценка, утвержденная данным составом является необъективной и не соответствует положениям главы III Положения.

Считая Приложение № 2 к Постановление Брянской городской администрации от 16.07.2014 г. № 1906-п «Об утверждении списка и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда Брянска, подлежащего переселению» в части включения в данный список жилого дома по адресу: <адрес> незаконным, просила суд признать Постановление Брянской городской администрации 16.07.2014 г. № 1906-п «Об утверждении списка и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда Брянска, подлежащего переселению» незаконным.

Определением Советского районного суда г. Брянска от 09.10.2015 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Брянская городская администрация, комитет по жилищно- коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в качестве заинтересованного лица.

В уточненных исковых требованиях от 06.11.2015 г. административный истец просил суд признать приложение №2 к Постановлению Брянской городской администрации от 16.07.2014 г. № 1906-п «Об утверждении списка и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда Брянска, подлежащего переселению» в части включения в данный список дома по адресу: <адрес> незаконным.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

В порядке ч.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии административного истца.

Представитель административного ситца по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования ФИО3 поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что истцом не представлено доказательств нарушения ее прав обжалуемым Постановлением Брянской городской администрации.

Представитель заинтересованного лица- Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии заинтересованного лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании частей 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что ФИО3 является нанимателем квартиры, общей площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Постановлением Брянской городской администрации от 28.12.2006 № 4672-П утверждено Положение о межведомственных комиссиях районных и городских администраций по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания (Приложение №1). Создана постоянно действующая межведомственная комиссия городской администрации и утвержден ее состав согласно приложению №2. Постановлено образовать постоянно действующие районные межведомственные комиссии по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания которым делегировано рассмотрение вопросов о ветхости и непригодности жилищного фонда.

Распоряжением администрации Советского района г. Брянска № 20-р от 16.01.207 г. на основании постановления № 4656-П от 27.12.2006 г. Брянской городской администрации, утвержден состав районной межведомственной комиссии, по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания.

Согласно техническому обследованию ГУП «Брянсккоммунпроект» от 2007г. установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес> на день обследования является непригодным для постоянного проживания в нем людей, на основании п. 23,24, 25, 39 МДС 13-21.2007 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», то есть здание имеет полный моральный износ. Здание расположено в центре Советского района, имеет неприглядный внешний вид, основным несущие элементы и здание в целом находятся в ограниченно работоспособном состоянии, то есть имеет значительный физический износ, который составляет 60,6%. Реконструкцию, ремонт здания с устранением физического и морального износа выполнять технически сложно и экономически нецелесообразно. Может производиться только ремонт в объеме охранных мероприятий, обеспечивающих безопасное нахождение в нем людей на необходимый срок (до сноса).

По результатам обследования комиссия приняла решение о признании жилого дома <адрес> ветхим.

10.01.2008 г. на заседании межведомственной комиссии администрации Советского района по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания (протокол №3) принято решение: 16.01.208 г. в 10.00 час. произвести комиссионное обследование жилых домов согласно перечню, прилагаемому к письму МУП «Жилкомсервис» Советского района г. Брянска от 17.12.2007 № 2011, с составлением соответствующих актов и заключения. Просить межведомственную комиссию Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания дополнительно включить в перечень непригодных для постоянного проживания муниципальных жилых домов города Брянска дома согласно составленному заключению.

07.04.2008 года Решением межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания внесены дополнения в список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению на период 2007-2012 годы, куда включен и многоквартирный дом <адрес>.

Постановлением Брянской городской администрации от 30.06.2008 г. № 681-П утвержден протокол заседания межведомственной комиссии Брянской городской администрации от 07.04.2008 г. и дополнения в список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г. Брянска, подлежащего переселению на период 2007-2012 г.г., утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 29.12.2006 № 4732-П «Об утверждении списка ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению на период 2007-2012 г.г.» согласно приложению.

16.07.2014 г. Брянской городской администрацией принято Постановление № 1906-п которым утверждено решение межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов

В связи с необходимостью уточнения списка и очередности сноса ветхого и непригодного для проживания муниципального жилищного фонда, на основании протоколов заседания межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания, 16.07.2014 г. Брянской городской администрацией вынесено Постановление № 906-п, которым утверждено решение межведомственной комиссии от 17.06.2014 г. и утвержден список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению (приложение№2). В указанном списке под номером 89 значится дом <адрес>, включенный в список постановлением от 30.06.2008 г.

Истец, оспаривая указанное выше постановление Брянской городской администрации в части включения в данный список дома в котором она проживает, указывает на его незаконность в виду несоблюдения процедуры признания жилого дома непригодным для проживания.

Согласно п.6 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и домам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с п.п. 11,12 ч.1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся среди прочего определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания.

Вопросы признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления

Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

В соответствии со ст. ст. 15 и 32 ЖК РФ Правительство РФ Постановлением от 28.01.2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения или дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п. 42 разделу IV Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела решение о признании жилого дома <адрес> ветхим принято уполномоченным органом в полном соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 28.01.2006 № 47.

Доводы истца и его представителя о нарушении процедуры признания дома ветхим установленной Постановлением Правительства РФ не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем суд признает их необоснованными.

Судом также не установлено нарушения законных прав и интересов истца оспариваемым Постановлением, при этом достоверных доказательств обратного истцом в суд не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания Приложения №2 к Постановлению Брянской городской администрации от 16.07.2014 г. № 1906-п в части включения в него дома, в котором проживает истица незаконным, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 179, 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО3 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Катасонова С.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.11.2015