дело № 2-843/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Пушкино 23 апреля 2014 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Лютой О.В.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МВД России к Г. о взыскании денежных средств,
установил:
МВД России обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании денежных средств, полученных следствие неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>
В обоснование иска указал, что ответчику, как бывшему дежурному по разбору с доставленными и задержанными дежурной части штаба УВД Южнопортового района УВД ЮВАО г.Москвы, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ назначена и выплачивалась пенсия за выслугу 20 лет по линии МВД России. ДД.ММ.ГГГГ. Г. обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г.Москве с уведомлением о прекращении ему выплаты пенсии по линии МВД России в связи с поступлением на службу в таможенные органы РФ, в котором взял на себя обязательства вернуть переполученную пенсию по первому требованию. ДД.ММ.ГГГГ в Королевское отделение Среднерусского Банка Сбербанка России истцом направлено указание о прекращении выплаты пенсии ответчику в связи с поступлением его на службу в таможенные органы ФТС России, из Королевского отделения Среднерусского Банка СБ РФ поступил закрытый лицевой счет о прекращении выплаты пенсии ответчику с ДД.ММ.ГГГГ. При проверке правильности выплаты пенсии выявлена переплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты>. Ответчику неоднократно направлялись письма с просьбой прибыть в ЦПО для решения вопроса о погашении задолженности по переполученной пенсии по линии МВД, до настоящего времени задолженность не погашена. Истец считает, что денежные средства за вышеуказанный период, направленные на пенсионное обеспечение Г., получены им неправомерно и подлежат возврату в федеральный бюджет.
В судебном заседании представители истца по доверенности В., С. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Ответчик иск не признал, пояснив, что на законных основаниях получал пенсию по линии МВД России. При поступлении в таможенные органы ознакомился с федеральным законом о службе в таможенных органах, в соответствии с которым он не относится к числу военнослужащих. Служба в таможенных органах – это специфическая служба, которая не относится к перечню служб, при поступлении на которые прекращается выплата пенсии. Также пояснил, что переполученные денежных средства должны быть взысканы лишь за последние три года. МВД России не могло не знать о его поступлении на службу в таможенные органы, поскольку направляло в ФТС России ответы на запросы, характеристику, форму допуска к секретным сведениям за период службы его в органах внутренних дел.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ Г. уволен со службы в органах внутренних дел РФ по пп. "в" ч. 7 ст. 19 Закона "О милиции" по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ Г. обратился к Начальнику пенсионного отдела ФПУ ГУВД г.Москвы с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет (л.д.11). Пенсия назначена ответчику с ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>. (без учета ежемесячной доплаты в сумме <данные изъяты>) (л.д.8), с ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии составлял с учетом надбавок и повышений – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> (л.д.15-18).
Приказом ФТС России № от ДД.ММ.ГГГГ. Г. зачислен на службу в таможенные органы РФ на должность младшего инспектора-помощника начальника смены 5 отдела таможенной охраны № (объект «Молодая Гвардия») службы таможенной охраны ФТС России, ему присвоено специальное звание прапорщик таможенной службы (л.д.30). Ответчик в судебном заседании пояснил, что в настоящее время ему присвоено специальное звание – майор таможенной службы.
ДД.ММ.ГГГГ. в пенсионную службу органов МВД России Г. подано уведомление о поступлении на службу в таможенные органы РФ, в котором также указал, что пенсионное удостоверение он сдал, переполученную пенсию обязуется вернуть по первому требованию, справку о прекращении пенсии просил выдать на руки (л.д.27).
Выплата пенсии ответчику приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ
За период с ДД.ММ.ГГГГ. Г. выплачена пенсия в размере <данные изъяты> (л.д.20-26).
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с ч. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" действие рассматриваемого закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, п. 2 ст. 44 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" и п. 1 ст. 50 ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов им членов их семей осуществляется на условиях и по нормам которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел и их семей.
Указанным Постановлением Конституционного Суда РФ, разъяснено, что в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Предписание указанного Федерального закона, касающееся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, отсылают не к отдельным положениям Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ в Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в таможенных органах (а также в органах налоговой полиции, учреждениях и органах прокуратуры), либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая таможенные органы.
При таких данных, доводы ответчика о том, что в перечень органов, поступление на службу в которые является основанием для приостановления выплаты пенсии, таможенные органы не входят, являются несостоятельными.
Пенсия за выслугу лет предоставляется согласно ст. 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы по достижении установленной законом выслуги. Применительно к лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии, при этом право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Поступление Г. на службу в таможенных органах влекло приостановление ему назначенной пенсии за выслугу лет на период прохождения службы.
С учетом действующего законодательства, с ДД.ММ.ГГГГ., т.е. с момента поступления на службу в таможенные органы, выплата ответчику пенсии истцом МВД России должна быть приостановлена.
При таких данных, учитывая, что полученные денежные средства ответчиком не возвращены, исковые требования МВД России о взыскании с Г. денежных средств в размере <данные изъяты> как неосновательно полученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Все обращения должностных лиц по инстанции, влекущие распорядительные действия, предусмотрены в форме рапорта (заявления). Учитывая данное обстоятельство, ответчик обязан был подать заявление о приостановлении ему выплаты пенсии в связи с поступлением на службу по контракту в таможенные органы.
Ссылка ответчика на то, что МВД России не могло не знать о его поступлении на службу в таможенные органы, поскольку направляло в ФТС России ответы на запросы, характеристику, форму допуска к секретным сведениям за период службы его в органах внутренних дел, не свидетельствует о выполнении ответчиком принятых на себя обязательств по сообщению в пенсионную службу о поступлении на работу.
В силу ст.196 ГК РФ срок исковой давности исчисляется в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст.200 ГК РФ).
Заявление о прохождении службы в таможенных органах и решении вопроса о получении пенсии в этом ведомстве подано ответчиком истцу только ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, о трудоустройстве ответчика в таможенные органы РФ истец узнал лишь ДД.ММ.ГГГГ., получив соответствующее уведомление. При таких обстоятельствах срок исковой давности истцом не пропущен.
Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика. МВД России заявлены требования имущественного характера, подлежащего оценке, в связи с чем, в силу ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета «Пушкинский муниципальный район» в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск МВД России к Г. о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Г. в пользу МВД России, денежные средства, полученные вследствие неосновательного обогащения, в размере <данные изъяты>
Взыскать с Г. в доход бюджета «Пушкинский муниципальный район» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: