ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-594/2023 от 29.11.2023 Красногвардейского районного суда (Оренбургская область)

УИД: 56RS0016-01-2023-000565-51

дело №2-594/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Плешаново 29 ноября 2023 года

Красногвардейский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.,

при секретаре Миллер Л.В.,

с участием представителя административного истца- помощника прокурора Красногвардейского района Оренбургской области Бояркина П.Д.,

представителя административного ответчика - администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области Шаповалова С.В., действующего на основании доверенности от 12 августа 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области, министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Красногвардейский районный суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

Заявленные административные исковые требования мотивированы следующим.

Прокуратурой Красногвардейского района во исполнение поручения прокуратуры Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что на территории МО Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области размещена несанкционированная свалка бытовых отходов: на участке местности в 1250 м северо-западнее с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области.

Земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка, не поставлен на кадастровый учет, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В Оренбургской области вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах поселения относятся к вопросам местного значения сельских поселений.

Кроме того, Уставом муниципального образования Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области к вопросам местного значения поселения также отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

По результатам проверки в адрес главы администрации МО Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области внесено представление. Однако администрацией МО Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области не предпринято мер по организации ликвидации указанной несанкционированной свалки.

Администрация муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области, являясь в силу статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распорядителем земельных участков, собственность на которые не разграничена, где обнаружена свалка, будучи безусловно осведомленной о наличии такой свалки, также не обеспечила ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Бездействие административных ответчиков выражается в непринятии мер по организации ликвидации указанных несанкционированных свалок бытовых отходов.

При этом возложение обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на муниципалитеты не вступает в противоречие с правовыми позициями, высказанными Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе, в Постановлении от 30 мая 2023 года № 27-П по делу о проверке ряда положений о порядке ликвидации несанкционированных свалок, которым указано на необходимость определения судом при рассмотрении дел данной категории объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона об отходах производства и потребления, предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.

Абзацем 16 статьи 6 указанного Закона регламентировано, что полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению, (в том числе, раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Полномочия по осуществлению деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области возложены на министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Правительством Оренбургской области по постановлению от 25.12.2018 года № 892-пп утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды Оренбургской области». Государственная программа разработана, в том числе, с целью создания устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза.

С целью оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований Оренбургской области соответствии с закрепленными полномочиями, связанных с участием в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований Оренбургской области разработаны Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов по ликвидации несанкционированных свалок.

Указанными правилами предусмотрено, что предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета по муниципальным образованиям устанавливается правовым актом Правительства Оренбургской области в порядке, определенном в постановлении Правительства Оренбургской области от 20.06.2016 года № 430-п «Об утверждении правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области».

С учетом позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30.05.2023 №27-П, прокуратура района считает необходимым возложить на министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области обязанность по софинансированию мероприятий по ликвидации спорной несанкционированной свалки в размере не менее 99,0 процента от необходимых расходов.

Размещение отходов на несанкционированных свалках оказывает отрицательное влияние на окружающую среду, ухудшает экологическую обстановку на территории МО Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области.

Данные факты являются недопустимыми, поскольку приводят к причинению вреда окружающей среде, влияют на экологическую безопасность, а также нарушают прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Прокурор просит суд признать бездействие администрации МО Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на участке местности в 1250 м северо-западнее с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области и рекультивации указанного земельного участка незаконным. Признать бездействие администрации МО Красногвардейский район Оренбургской области, выразившееся непринятии мер по организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на участке местности в 1250 м северо-западнее с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области и рекультивации указанного земельного участка незаконным. Обязать администрацию МО Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области и администрацию МО Красногвардейский район Оренбургской области принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на участке местности в 1250 м северо-западнее с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области в срок до 31.12.2025, а также провести последующую рекультивацию данного земельного участка в срок не позднее одного месяца после ликвидации свалки. Возложить на Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области обязанность по софинансированию мероприятий по ликвидации указанной свалки в размере не менее 99% от необходимых расходов.

В судебном заседании помощник прокурора Красногвардейского района Оренбургской области заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – и.о. главы администрации МО Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области Фролова Н.Г. извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. В направленном суду заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, не соглашаясь с заявленными требованиями, поскольку земельный участок, на котором находится свалка на кадастровом учете не стоит, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, собственность: государственная не разграниченная. Свалка не входит в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Оренбургской области в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Оренбургской области от 06.12.2019 года № 606 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Оренбургской области». Территория свалки твердых бытовых отходов с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области это исторически сложившееся место размещения отходов населения и берет свое начато приблизительно с 1960 года, находится в 1025 м. по направлению на север от с. Староникольское. С целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под размещение свалки твердых бытовых отходов с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области, выделялся земельный участок площадью 5000 кв.м, в соответствии с актом выбора и обследования земельного участка государственной собственности, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области от 23 ноября 2009 года № 870-п «Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов». Юго-Западным территориальным отделом Роспотребнадзора по Оренбургской области 31.10.2008 было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие эпидемиологическим правилам и нормативам размещение полигона,-, ТБО в с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области. В свою очередь, администрация сельсовета в 2021 году обустроила площадку накопления твердых бытовых отходов в населенном пункте Староникольского сельсовета Красногвардейского района Оренбургской области с. Староникольское. В п. Гремучий нет проживающего населения. Контейнерная площадка на 5 контейнеров и место для сбора крупногабаритного мусора. Закуплено 5 контейнеров на общую сумму 30000,00 рублей. Так же учитывая то, что региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области (ООО «Природа») пока не осуществляется вывоз твердых бытовых отходов от населения на территории Староникольского сельсовета, ликвидация свалки может повлечь неблагоприятные последствия для населения и территории муниципального образования. При этом обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит не только на органах местного самоуправления.

Представитель административного ответчика – администрации МО Красногвардейский район Оренбургской области, Шаповалов С.В. просил в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. В соответствии с актом выбора и обследования земельного участка государственной собственности, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области от 23.11.2009 года № 870-п «Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов» для цели постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под размещение свалки твердых бытовых отходов с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области, выделялся земельный участок размером 100м х 500 м. площадью 50000 кв.м, расположен на территории муниципального образования Староникольский сельсовет в 1025 м. по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного по адресу <данные изъяты>. Земельный участок, отведенный для размещения полигона твердых бытовых отходов расположен за границами с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью 1 005 914 кв. м категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, адрес (местоположение): <данные изъяты>. Находится в постоянном (бессрочном) пользовании у муниципального образования Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области регистрация №56:14:1505001:13-56/014/2019-1 от 27.11.2019. Юго-Западным территориальным отделом Роспотребнадзора по Оренбургской области от 31.10.2008 было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на пригодность земельного участка для полигона ТБО в с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области. Так же учитывая то, что региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области (ООО «Природа») пока не осуществляется вывоз твердых бытовых отходов от населения на территории Староникольского сельсовета, ликвидация свалки может повлечь неблагоприятные последствия для населения и территории муниципального образования. При этом обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит не только на органах местного самоуправления.

Представитель административного ответчика - министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В направленном суду отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражая против удовлетворения заявленных требований. Указал, что в административном исковом заявлении указывается, что земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка, не поставлен на кадастровый учет. Координаты земельных участков в границах которых сформировались несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, административным истцом не указаны. В административном исковом заявлении указывается, что несанкционированные свалки размещены в границах земельных участков, относящихся к неразграниченной государственной собственности. При этом министерство не наделено полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок ТКО. На сегодняшний день в законодательстве только проектируется правовое регулирование вопроса ликвидации несанкционированных свалок, в том числе определение органов, к обязанностям которых будут отнесены вопросы выявления и ликвидации. Оренбургская область не является правообладателем спорных земельных участков, или органом, уполномоченным на выполнение обязанностей, предусмотренных земельным законодательством, следовательно, не уполномочена предпринимать меры по ликвидации несанкционированных свалок. Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок. Возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

По поводу финансирования ликвидации свалок отмечается, что заявок от Староникольского сельсовета Красногвардейского района для участия в отборе на предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов по ликвидации несанкционированных свалок ТКО в 2020-2023 гг. не поступало, в связи с чем они не участвовали в отборе. Исходя из совокупности вышеуказанных норм и применительно к рассматриваемой ситуации, усматривается наличие обязанности муниципалитетов принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования. Со стороны министерства отсутствуют нарушения прав интересов неограниченного круга лиц, министерство является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом споре. Основания для возложения обязанности софинансировать ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов на министерство отсутствуют. При этом в административном исковом заявлении не указано в течение какого срока административный истец просит провести мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, хотя такого рода мероприятия требуют значительных временных (3-4 года на подготовку проектно-сметной документации по ликвидации (рекультивации) свалок, ее согласование и проведение работ) и финансовых затрат (в пределах 100,0-400,0 млн. рублей).

Представитель заинтересованного лица – ООО «Природа, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовал.

Заслушав участвующих в деле лиц, огласив письменные отзывы, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами: соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 поименованного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Из материалов дела установлено, что прокуратурой Красногвардейского района Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Староникольского сельсовета Красногвардейского района Оренбургской области.

На основании требования о проведении проверки, направленного в Отд МВД России по Красногвардейскому району, ст. УУМ Отд МВД России по Красногвардейскому району Буллер С.А., при участии и.о. главы администрации муниципального образования Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области Фроловой Н.Г., с выездом на место, проведено обследование территории о чем составлен акт обследования состояния мест складирования отходов от 18 июля 2023 года.

При проведении осмотра земельного участка выявлена несанкционированная свалка, расположенная на местности в 1250 метрах по направлению на северо-запад от с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области на площади 0,5 га, что является открытым участком местности.

Согласно информации администрации МО Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области от 20 июля 2023 года № 228 территории Староникольского сельсовета находиться несанкционированная свалка бытовых отходов в 1250 м. по направлению на северо-запад от с, Староникольское, Красногвардейского района Оренбургской области размером 0,5 га. Участок на кадастровый учет не поставлен, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, собственность: государственная неразграниченная.

После проведения проверки фактического нахождения несанкционированных свалок на территориях муниципальных образований Красногвардейского района Оренбургской области прокуратурой района и администрацией муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области составлен акт сверки земельных участков, на которых находятся несанкционированные свалки бытовых отходов от 18 июля 2023 года, в который включены несанкционированные свалки на территории Красногвардейского района, в том числе, свалка, расположенная на территории Староникольского сельсовета в с. Староникольское площадью 0,5 га, <данные изъяты>

Судом установлено, что в соответствии с актом выбора и обследования земельного участка для свалки ТБО на землях государственной собственности, находящихся на территории муниципального образования Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области произведен выбор земельного участка для свалки твердых бытовых отходов: Земельный участок государственной собственности сельскохозяйственного назначения сельхозугодья-пастбища размером 100 м. х 500 м., площадью 50000 кв. м. расположен на территории муни­ципального образования Староникольский сельсовет в 1025м. по направлению на север от ориентира жилой дом по адресу: <данные изъяты>

Соответствующий акт выбора и обследования земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов утвержден постановлением администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области от 23 ноября 2009 года № 870-п. Одновременно указанно на необходимость уточнения при проведении кадастровых работ местоположения и площади земельного участка.

В соответствии с заключением санитарно-эпидемиологическим заключением от 31 октября 2008 года № 56.08.05.000.Т.000265.10.08, отвод земельного участка для размещения полигона твердых бытовых отходов в с. Староникольское, Оренбургская область, Красногвардейский район, в 1025 м на север от с. Староникольское соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Вместе тем, как установлено в судебном заседании, кадастровые работы проведены не были, земельный участок на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости поставлен не был, право собственности на земельный участок не зарегистрировано.

При том суд не может согласиться с доводами административного ответчика – администрации МО Красногвардейский район Оренбургской области о том, что участок, на котором располагается свалка ТБО, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, поскольку фактически земельный участок, на котором размещена свалка ТБО, располагается в северо-западной части кадастрового квартала <данные изъяты> и на кадастровом учете не состоит, что усматривается из содержания акта административного обследования объекта земельных отношений № 11 от 11 декабря 2019 года, подготовленного Управлением Росреестра по Оренбургской области, информации администрации Староникольский сельсовет.

В судебном заседании представитель администрации Красногвардейского района Шаповалов С.В. пояснил, что, при написании отзыва местоположение свалки определялось на основании акта выбора земельного участка, в котором указано, что свалка находится в 1025 м на север от с. Староникольское.

В материалах дела отсутствуют сведения о нахождении спорного объекта размещения ТКО и земельного участка под ним в собственности физических лиц, юридических лиц или муниципальных образований.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

Пунктом 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24 июня года 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что до 1 января 2026 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2026 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 06 декабря 2019 года № 606 утверждена территориальная схема обращения с отходами Оренбургской области.

В приложении А17 к указанному приказу имеется перечень несанкционированных мест размещения отходов, подлежащих ликвидации и рекультивации (ликвидации). Под номером 295 указан Красногвардейский район Староникольский сельсовет (с. Староникольское).

Согласно общедоступной информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, какой-либо объект размещения отходов на территории Староникольского сельсовета в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен.

Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, под размещение отходов надлежащим образом не отведен и не оборудован под данный вид деятельности, в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не находится. Накопление большого количества отходов на свалке, ее размеры свидетельствуют о том, что накопление отходов происходит в течение длительного времени и свалка к числу вновь образуемых не относится.

В период с 29 октября 2019 года по 10 декабря 2019 года специалистом-экспертом Межмуниципального отдела по Грачевскому, Красногвардейскому района Управления Росреестра проведено административное обследование земельных участков, на которых находятся полигоны твердых бытовых отходов, в том числе, на территории Староникольского сельсовета Красногвардейского района.

Согласно Акту административного обследования объекта земельных отношений № 11 от 11 декабря 2019 года, под номером 17 указана свалка в п. Кристалка. В отношении свалки в п. Кристалка указано, что: емельный участок, примерное местоположение: Оренбургская область, Красногвардейский район, Староникольский сельсовет с. Староникольское, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, <данные изъяты>, примерная площадь 0,3 га.

В 2023 году сведения о несанкционированных свалках на территории Красногвардейского района Оренбургской области были актуализированы администрацией района, информация о них по запросу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 04 июля 2023 года за № 01/701 была направлена в Министерство.

Согласно Приказу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № 309 от 18 июля 2023 года «О ведении перечня мест несанкционированного размещения отходов и объектов накопленного вреда окружающей среде и осуществлении контроля за разработкой проектной документации и ликвидацией несанкционированных мест размещения отходов в муниципальных образованиях Оренбургской области», в указанный перечень вошли несанкционированные места складирования отходов, в том числе несанкционированная свалка бытовых отходов в с. Староникольское на территории Староникольского сельсовета Красногвардейского района, с указанием места нахождения свалок, кадастрового номера земельного участка, координат земельного участка, площади загрязненного земельного участка, года образования (номер по Перечню: 223; земельный участок не разграничен, <данные изъяты>, площадь 4,0, год образования – 1994.

Доводы административных ответчиков о не указании административным истцом координат земельного участка, в границах которого сформировалась несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, не могут быть приняты во внимание, ввиду отсутствия определения границ земельного участка под местом несанкционированного складирования отходов. При этом свалка представляет собой не географическую точку, а участок местности площадью 0,5 га. Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что информация о несанкционированных местах размещения отходов (свалок), находящихся в границах муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области, была взята административным истцом в том числе из информационного письма администрации МО Красногвардейский район Оренбургской области от 04 июля 2023 года № 01/1701, которое для сведения было направлено в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Также наличие одной несанкционированной свалки в с. Староникольское на территории Староникольского сельсовета Красногвардейского района Оренбургской области сторонами не оспаривается.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы административного дела не представлены, в ходе проведенной прокурорской проверки такие собственники не установлены.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

При этом статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного покрова), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы создания защитных лесных насаждений (пункт 5).

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, которыми, в том числе определено, что:

- рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже норм показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сель хозяйственных угодий (пункт 5).

При этом на основании приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 16 сентября 2019 года были утверждены этапы рекультивации (ликвидации) несанкционированных мест размещения отходов в муниципальных образованиях Оренбургской области. В соответствии с указанным нормативным актом провести рекультивацию несанкционированной свалки на территории с. Староникольское Староникольского сельсовета Красногвардейского района планировалось на III этапе рекультивации (ликвидации) свалок (2022-2023 годы).

Учитывая изложенное, в целях восстановления земельного участка под несанкционированной свалкой для возможности его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, после ликвидации несанкционированной свалки, земельный участок подлежит рекультивации.

В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Частью 3 статьи 14 того же Закона регламентировано, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Статьей 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» предусмотрено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются в том числе вопросы, предусмотренные пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, в Оренбургской области вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах поселения относятся к вопросам местного значения сельских поселений.

Уставом муниципального образования Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области к вопросам местного значения поселения также отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 20 части 1 статьи 5).

В пункте 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена презумпция государственной собственности на землю: земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования Староникольский сельсовет, в результате которой установлено, что на землях сельскохозяйственного назначения Староникольского сельсовета Красногвардейского района Оренбургской области, государственная собственность на которые не разграничена, выявлено несанкционированное место складирования бытовых отходов в с. Староникольское.

Поскольку свалка образовывалась не за один год, а за много лет, что не отрицалось представителями ответчиков, указанная свалка создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняет ущерб окружающей среде, соответственно обязанность по организации мероприятий по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка лежит, в том числе, и на администрации МО Красногвардейский район Оренбургской области.

Таким образом, в силу приведенных выше требований федеральных законов, принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения, входящего в состав Красногвардейского района Оренбургской области, ответственность за его надлежащее содержание (ликвидацию свалки и рекультивацию земельного участка) должно быть возложено не только на органы местного самоуправления сельского поселения, но и на органы местного самоуправления муниципального района.

Между тем, как усматривается из материалов дела, администрация муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области, являясь в силу статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распорядителем земельных участков, собственность на которые не разграничена, где обнаружена свалка отходов, будучи безусловно осведомленной о наличии такой свалки, также не обеспечила ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абзац пятый).

В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Закона о местном самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Из правового анализа приведенных норм следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории указанного муниципального района Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения, входящего в состав Красногвардейского района Оренбургской области, ответственность за его надлежащее содержание (ликвидацию свалки и рекультивацию земельного участка) должно быть возложено не только на органы местного самоуправления сельского поселения, но и на органы местного самоуправления муниципального района.

Уставом муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области к вопросам местного значения муниципального района также отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района (пункт 16 части 1 статьи 4).

При таких обстоятельствах суд приходит выводу о том, что свалка расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена, и находится в ведении администрации муниципального образования Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области и администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области, а потому с их стороны имеет место быть бездействие, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки.

Доводы административного ответчика – администрации МО Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области о том, что ими проводится активная работа по оборудования мест складирования твердых бытовых отходов контейнерными площадками не исключают предусмотренную законом обязанность ответчика по организации сбора и вывоза бытовых отходов.

При этом доводы административного ответчика – администрации МО Красногвардейский район Оренбургской области о наличии заключения уполномоченного органа о пригодности земельного участка для полигона ТБО не исключают предусмотренную законом обязанность ответчика по организации сбора и вывоза бытовых отходов, поскольку наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.

Не могут быть приняты во внимание и доводы административных ответчиков о преждевременности ликвидации несанкционированной свалки, так как при надлежащем исполнении уполномоченным органом обязанностей и реализации предоставленных законом полномочий в сфере обращения с отходами ликвидация несанкционированной свалки не повлечет негативных последствий.

Вместе с тем суд принимает во внимание доводы административного ответчика – администрации МО Красногвардейский район Оренбургской области о распределении обязанностей по ликвидации несанкционированных свалках между различными ветвями власти и отмечает, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 30.05.2023 года № 27-П постановил, что положения статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:

на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;

притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование.

С учетом вышеуказанного постановления и учитывая, что несанкционированная свалка расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена, суд полагает, что должны быть определены параметры софинансирования субъекта Российской Федерации в осуществлении мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на территории Староникольского сельсовета Красногвардейского района.

Довод административного ответчика о необходимости отказа в софинансировании мероприятий ввиду того, что накопление отходов вызвано действиями органа местного самоуправления или его должностного лица, судом отклоняется, поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 года № 892-пп утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды Оренбургской области». Приложением 4 к программе являются Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидии из областного бюджета, источником финансового обеспечения которой в том числе являются средства федерального бюджета, бюджетам городов и городских округов Оренбургской области (далее - муниципальное образование (муниципальные образования) на софинансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, в том числе для достижения целей, показателей и результатов регионального проекта «Чистая страна» (далее - субсидия).

Главным распорядителем средств областного бюджета, до которого как до получателя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством доведены в установленном порядке бюджетные ассигнования (лимиты бюджетных обязательств) на предоставление субсидии на текущий финансовый год и на плановый период, является министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - МПР области) (п. 2 Правил).

Порядок определения размера субсидии приведен в пункте 8 Правил, причем определено, что предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета по муниципальным образованиям устанавливается правовым актом Правительства Оренбургской области в порядке, определенном в постановлении Правительства Оренбургской области № 430-п.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года № 430-п утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области.

В соответствии с п. 13 Правил предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникших при реализации мероприятий (результатов) по ликвидации несанкционированных свалок, включая ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Оренбургской области», принимается равным 99,0 процента, за исключением городских округов (муниципальных районов), доля дотаций в доходах местных бюджетов которых составляет от 0,0 до 20,0 процента, предельный уровень софинансирования расходного обязательства которых из областного бюджета принимается равным 98,0 процента.

Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную выше, недостаточность средств местного бюджета на самостоятельную ликвидацию несанкционированной свалки, суд полагает необходимым установить уровень софинансирования бюджета Оренбургской области в размере 99 %.

При этом, суд обращает внимание административных ответчиков (администрации муниципального образования Староникольский сельсовет и муниципального образования Красногвардейский район) на заявительный характер получения вышеуказанной субсидии и предоставление её по результатам отбора заявок.

В судебном заседании установлено, что, не смотря на действующие в Оренбургской области программы по софинансированию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, по итогам проводимых министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области отборов в 2020-2023 годах проектов муниципальных образований области на софинансирование расходов из областного бюджета по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, заявок от ответчиков, в том числе, от администрации МО Староникольский сельсовет, на территории которой расположена несанкционированная свалка, причиняющая вред, прежде всего жителям указанного муниципального образования, не поступало.

Устанавливая административным ответчикам (администрации МО Староникольский сельсовет и администрации МО Красногвардейский район) срок, в течение которого ответчики обязаны организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного на участке местности в 1250 м северо-западнее с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области, площадью 0,5 га, суд, с учетом принципов разумности и справедливости, а также обеспечения баланса публичных и частных интересов считает достаточным срок, о котором просит административный истец (до 31 декабря 2025 года) и полагает возможным установить срок для организации мероприятий по ликвидации свалки бытовых отходов в срок до 31 декабря 2025 года с последующей рекультивацией данного земельного участка в срок не позднее одного месяца после ликвидации свалки.

При этом не может быть принят во внимание и довод административного ответчика – администрации МО Красногвардейский район Оренбургской области о недостаточности предоставленного срока для ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, поскольку суд исходил из предложенного прокурором разумного срока, не опровергнутого ответчиком в ходе судебного разбирательства и не предоставившего доказательств в подтверждение иной продолжительности разумного срока.

Кроме того, при наличии объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, орган местного самоуправления в соответствии со статьей 189 КАС РФ вправе обратиться в суд, рассмотревший дело, с ходатайством о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда.

На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области, министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области и администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области по непринятию мер по организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на участке местности в 1250 м северо-западнее с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области и рекультивации указанного земельного участка.

Обязать администрацию муниципального образования Староникольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области и администрацию муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на участке местности в 1250 м северо-западнее с. Староникольское Красногвардейского района Оренбургской области в срок до 31 декабря 2025 года, а также провести последующую рекультивацию данного земельного участка в срок не позднее одного месяца после ликвидации свалки.

Возложить на Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области обязанность по софинансированию в установленном законодательством порядке мероприятий по ликвидации указанной несанкционированной свалки в размере не менее 99% от необходимых расходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Красногвардейский районный суд Оренбургской области.

Судья: Стройкина Д.Р.

Решение в окончательной форме принято 08 декабря 2023 года.

Судья: Стройкина Д.Р.