ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-595/20 от 01.06.2020 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело №2-595/2020

76RS0008-01-2020-000390-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Переславль-Залесский 01 июня 2020 г.

Переславский районный суд Ярославской области в составе:

Судьи Охапкиной О.Ю.,

при секретаре Рубищевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению образования администрации г. Переславля-Залесского о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии на замещение вакантной должности директора образовательного учреждения, признании незаконным и отмене приказа о назначении на должность, расторжении трудового договора, возложении обязанности по проведению повторного конкурса,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в лице представителя по доверенности Борисова В.В. обратилась в Переславский районный суд с административным иском к Администрации городского округа г. Переславля-Залесского, Управлению образования Администрации г. Переславля-Залесского. Просит признать незаконным и отменить решение конкурсной комиссии Администрации городского округа на замещение вакантной должности директора МОУ СШ №6 от 15 января 2020г.; признать незаконным и отменить приказ начальника Управления образования от 27 января 2020г. о назначении на должность директора МОУ СШ №6 с 18 февраля 2020г. ФИО2; обязать Администрацию городского округа организовать и провести повторный конкурс на замещение вакантной должности директора МОУ СШ №6 с соблюдением всех требований и правил к проведению данной процедуры, исключив из комиссии лиц, виновных в нарушении законодательства об образовании, при проведении предыдущего конкурса.

Требования мотивировали тем, что с 23.11.2018г. ФИО1 исполняет обязанности директора МОУ «Средняя школа №6» г.Переславля-Залесского. 27.01.2020г. приказом начальника Управления образования на должность директора школы была назначена ФИО2, которая приступила к исполнению своих обязанностей с 18.02.2020г. Основанием для назначения ФИО2 на должность явилось решение конкурсной комиссии на замещение вакантной должности директора МОУ СШ №6, проведенного 15.01.2020г. О проведении конкурса истцу стало известно только в конце января 2020г. О проведении данного конкурса никому из педагогического коллектива школы известно не было. Принять участие в конкурсе удалось только одному кандидату – ФИО2 Истица работает в образовательном учреждении с 2008 года. Имеет не только опыт руководства школой, но и большой педагогический стаж работы именно в этой школе. При проведении прокурорской проверки по коллективному обращению родителей учеников СШ №6 было установлено, что участие в конкурсе принял единственный кандидат – ФИО2, пакет документов на участие в конкурсе был подан ею 14.01.2020г. В представленном пакете отсутствовала справка о наличии (отсутствии) судимости, информация об отсутствии сведений о кандидате в реестре дисквалифицированных лиц. Несмотря на отсутствие указанных документов кандидат был допущен к участию в конкурсе и конкурсной комиссией принято решение рекомендовать начальнику Управления образования осуществить прием ФИО2 на должность директора МОУ СШ №6 по мере представления всех необходимых документов. При принятии указанного решения конкурсной комиссией нарушены требования п.1.4, 3.10 Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального образовательного учреждения. Кроме этого, должностными лицами Управления образования и администрации городского округа допущены нарушения ст.ст. 25, 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Допущенные нарушения негативно влияют на организацию и проведение образовательного процесса в МОУ СШ №6. Нарушено право истицы на равный доступ к замещению должности руководителя образовательной организации.

Определением судьи Переславского районного суда от 10 марта 2020г. исковое заявление ФИО1 принято к производству Переславского районного суда в порядке гражданского судопроизводства (л.д.1-2).

В ходе судебного разбирательства исковые требования ФИО1 были уточнены. С учетом уточненного искового заявления от 26.05.2020г. исковые требования предъявлены только к Управлению образования Администрации г. Переславля-Залесского. В качестве третьих лиц по делу привлечены Администрация городского округа и ФИО2 (л.д.184). Дополнительно к ранее заявленным требованиям о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии от 15 января 2020г., приказа начальника Управления образования от 27 января 2020г. о назначении на должность директора МОУ СШ №6 ФИО2, истица просит обязать начальника Управления образования администрации г. Переславля-Залесского расторгнуть трудовой договор с ФИО2 в связи с нарушением закона при его заключении; обязать Управление образования организовать и провести повторный конкурс на замещение вакантной должности директора МОУ СШ №6 с соблюдением всех требований и правил к проведению данной процедуры, исключив из комиссии лиц, виновных в нарушении законодательства об образовании при проведении предыдущего конкурса (л.д.185).

В качестве дополнительных оснований указывает на нарушение ответчиком требований п.п.4.3.,4.4. Положения о проведении конкурса, поскольку по результатам конкурса в течение 5 дней начальник Управления образования заключает трудовой договор и издает приказ о назначении на вакантную должность. Информация о результатах конкурса в течение 5 дней размещается на сайте. Трудовой договор с ФИО2 был заключен позднее 5 календарных дней. Вся совокупность нарушений закона в данной ситуации была обусловлена тем, что Управление образование не рассматривало других кандидатур на вакантную должность кроме ФИО2, нарушив тем самым право работников данного образовательного учреждения на должностной рост на конкурсной основе.

В судебном заседании ФИО1, её представители по ордерам и доверенности адвокат Борисов В.В. (л.д.15, 16), адвокат Трухачев М.А. (л.д.16, 142) заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

ФИО1 пояснила, что исковые требования она поддерживает по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что в ноябре 2018г. была назначена и.о. директора школы №6. Исполняла обязанности директора школы до февраля 2020г. Истица готовилась к должности директора, готовила программу развития школы, повышала свою квалификацию. Полагала, что для руководителя такой большой школой нужен опыт. В течение 2019г. истица неоднократно повышала свою квалификацию, была намерена участвовать в конкурсах на замещение должности директора школы. Неоднократно обращалась в Управление образование по вопросам проведения конкурса. В течение 2019г. конкурсы на замещение должности директора объявлялись несколько раз. Истица намеревалась в них участвовать, но документы не подавала, т.к. иных кандидатов не было. Конкурсы признавались несостоявшимися. В управлении образования ей говорилось, что в этом случае подавать документы нет необходимости. Информация о конкурсах размещалась на сайте Администрации. Истица с указанными извещениями была знакома. В ноябре 2019г. вновь был объявлен конкурс. Истице вновь было сказано, что нет необходимости подавать документы, т.к. желающих нет. Информация о конкурсе была размещена на сайте администрации, в разделе «вакансии». Истица с ней была знакома. О том, что конкурс не состоится, ей сообщала секретарь конкурсной комиссии Т.О., сотрудник Управления образования.

Представитель Борисов В.В. полагал, что имеет место нарушение прав истицы. Нарушено право на должностной рост в данном образовательном учреждении на конкурсной основе. До истицы не довели информации, что она может быть назначена на должность директора школы и как единственный участник конкурса. В течение года истица ждала назначения повторных конкурсов, чем также нарушалось её право на должностной рост.

Представитель Трухачев М.А. дополнительно пояснил, что ответчиком допущены отступления об общих правил в пользу конкретного кандидата, что не допустимо.

Представитель Управления образования администрации г. Переславля-Залесского по доверенности ФИО3 (л.д.143) против удовлетворения исковых требований ФИО1 возражала по доводам, изложенным в отзыве на иск (л.д.41-43). Полагает, что конкурс на замещение вакантной должности директора МОУ «Средняя школа №6» был проведен в соответствие с требованиями закона. Права истицы при проведении конкурса нарушены не были, поскольку она участником конкурса не являлась. Документы, поданные ФИО2, не были возвращены конкурсной комиссией, поскольку сведения, которые содержатся в справке о наличии / отсутствии судимости, в реестре дисквалифицированных лиц, были известны членам конкурсной комиссии и были проверены на момент проведения конкурса. На момент заключения трудового договора с ФИО2 документы, подтверждающие факт отсутствия судимости, дисквалификации, были ею предоставлены.

Представитель третьего лица Администрация городского округа г. Переславля-Залесского в судебном заседании не участвовал, судом извещен надлежаще. В адрес суда направил письменный отзыв на иск, в котором поддержал правовую позицию Управления образования и ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.144-145).

ФИО2, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица (л.д.180), против удовлетворения требований ФИО1 возражала. Пояснила, что права истицы нарушены не были. Конкурс проводился несколько раз, истица ни разу документы не подала. Истица о своем намерении участвовать в конкурсе не заявляла. Пояснила, что с 2006г. работала в должности директора МОУ Школа №5. На 2020г. обладала большим опытом руководства школой. Решила принять участие в конкурсе. Документы были поданы 14.01.2020г. На момент подачи не было 2 справок, которые были получены позднее. 15.01.2020г. с ней проводилось собеседование, в здании администрации города. После представления справок был заключен трудовой договор. Полагает, что решение комиссии является законным.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.

Приказом Управления образования от 23.11.2018г. №435/06-06 ФИО1, заместитель директора по безопасности муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №6», была назначена исполняющим обязанности директора муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №6» с 24.11.2018г. (л.д.114).

Приказом Управления образования от 27.01.2020г. <номер скрыт> на должность директора муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №6» назначена ФИО2 (л.д.198). 27.01.2020г. с ФИО2 заключен трудовой договор №65 (л.д.199-204).

Из материалов дела установлено, что назначение ФИО2 на должность директора муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №6» произведено по результатам проведенного Управлением образования администрации г.Переславля-Залесского конкурса на замещение вакантной должности директора образовательного учреждения. Соответствующее решение принято конкурсной комиссией на заседании 15.01.2020г. (протокол заседания – л.д.63).

Указанное решение, а также приказ о назначении ФИО2 на должность, ФИО1 оспариваются по мотиву существенных нарушений, допущенных при проведении конкурса.

В соответствие со ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу положений ст. 16 Трудового Кодекса РФ одним из оснований для возникновения трудовых отношений является трудовой договор, заключенный в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности.

В соответствие со ст. 18 Трудового кодекса РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Возможность установления процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность), предусмотрена статьей 275 Трудового кодекса РФ.

Кроме этого, статьей 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право учредителя образовательной организации назначать руководителя образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствие с п.5.4. Устава МОУ «Средняя школа №6» руководитель Учреждения назначается учредителем по итогам конкурса на замещение вакантной должности и осуществляет свою деятельность на основании заключенного с учредителем срочного трудового договора.

Из выше приведенных положений законодательства Российской Федерации и Устава образовательной организации следует, что заключение трудового договора с директором муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №6» осуществляется по итогам конкурса.

Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального образовательного учреждения, подведомственного Управлению образования Администрации г. Переславля-Залесского утверждены приказом Управления образования Администрации г. Переславля-Залесского от 17.08.2011г. №271/01-06 ( с изменениями от 23.01.2014г., от 31.12.2015г. (л.д.45-48, 49, 50).

В соответствие с п. 1.2. Положения конкурс проводится на основании приказа Управления образования Администрации г. Переславля-Залесского при наличии вакантной должности руководителя муниципального образовательного учреждения. Право на участие в конкурсе имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие установленным квалификационным требованиям к вакантной должности руководителя (п. 1.3 Положения). Управление образования Администрации г.Переславля-Залесского публикует в газете «Переславская неделя» извещение о приеме документов и условиях проведения конкурса не менее чем за 20 календарных дней до проведения конкурса, а также размещает информацию о проведении конкурса на официальном сайте органов местного самоуправления г. Переславля-Залесского в сети «Интернет» (п.2.1). Для проведения конкурса приказом Управления образуется конкурсная комиссия (п.3.1 Положения).

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на вакантную должность руководителя либо отказа в таком назначении (п.4.1). Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оформляются протоколом (п.4.2). По результатам конкурса в течение 5 календарных дней начальник Управления заключает трудовой договор и издает приказ о назначении победителя конкурса на вакантную должность руководителя муниципального образовательного учреждения (п.4.3).

Из материалов дела установлено, что приказом Управления образования от 18.11.2019г. №661/01-04 принято решение о проведении повторного конкурса на замещение вакантной должности директора муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №6»; утверждено извещение о проведении конкурса согласно приложению; сформирована конкурсная комиссия (л.д.51-55).

Извещение о проведении конкурса на замещение вакантной должности директора МОУ «Средняя школа №6» опубликовано в газете «Переславская неделя» 28.11.2019г. (л.д.56), а также размещено на сайте Администрации городского округа г. Переславля-Залесского в разделе «Вакансии и кадровый резерв» 19.11.2019г. (л.д.65, 68).

Опубликованное извещение о проведении конкурса содержит всю информацию, предусмотренную п. 2.2, 2.3 Положения, в том числе содержит квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу (опыту) работы; к профессиональным знаниям и навыкам; сведения о пакете документов для участия в конкурсе, о месте и времени приема документов для участия в конкурсе, сроке, до истечения которого принимаются документы (л.д.52-53, 56, 68).

В соответствие с утвержденным и опубликованным Извещением последней датой подачи документа указано 14 января 2020г.

Таким образом, требования пунктов 1.2, 2.1-2.3, 3.1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя образовательного учреждения, Управлением были выполнены. Соответствующие доказательства в материалы дела представлены.

ФИО1 в судебном заседании 01.06.2020г. показала суду, что о проведении повторного конкурса ей было известно. Узнала о проведении конкурса в ноябре 2019г., соответствующее извещение она нашла на сайте Администрации городского округа.

В связи с чем суд приходит к выводу, что права и законные интересы ФИО1 на участие в конкурсе на замещение вакантной должности директора школы, а также на должностной рост, нарушены не было. Соответствующая информация была доведена Управлением образования до всех заинтересованных лиц путем размещения в свободном доступе, в сроки и способами, предусмотренными нормативно-правовым актом.

Обязанности известить о назначении повторного конкурса лично ФИО1 ни у Управления образования, ни у членов конкурсной комиссии не было. Такая обязанность законом не предусмотрена. Реализация права истицы на участие в конкурсе осуществляется путем обеспечения организатором заблаговременной публикации соответствующего решения, опубликования условий и порядка участия в конкурсе. Данные требования ответчиком были выполнены.

Возможность обратиться с соответствующим заявлением, предоставив необходимые документы, у ФИО1 имелась. В судебном заседании 01.06.2020г. истица поясняла, что у нее необходимые справки имелись, была подготовлена программа развития образовательного учреждения, предъявляемым квалификационным требованиям к должности директора она соответствовала и по образованию и по стажу работы. Т.е. препятствий для обращения с соответствующим заявлением у истицы не имелось, доказательства обратного ею суду не представлены. Соответствующие доводы в ходе судебного разбирательства не заявлялись.

По смыслу ст. 12 ГК РФ, ст. 3, ст. 4 ГПК РФ лицо, обращающееся в суд с требованием об оспаривании результатов конкурса, должно доказать наличие защищаемого права или интереса, соответствие избранного способа защиты нарушенному праву.

Поскольку ФИО1 лицом, подавшим заявление на участие в конкурсе (претендентом), лицом, принявшим участие в конкурсе на замещение вакантной должности (кандидатом), не являлась, её права и законные интересы ни решением конкурсной комиссии, ни последующим приказом Управления образования, не затрагиваются и не нарушаются. Признание решения конкурсной комиссии от 15.01.2020г. незаконным, отмена приказа Управления образования к восстановлению прав ФИО1, о нарушении которых она заявляет, привести не может. В связи с чем в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения конкурсной комиссии, приказа Управления образования о назначении на должность, должно быть отказано.

В соответствие с п. 3.5, п. 4.7 Положения решения конкурсной комиссии вправе обжаловать претендент на замещение вакантной должности руководителя образовательного учреждения, не допущенный к участию в конкурсе, либо кандидат, участвовавший в конкурсе, но непризнанный победителем конкурса (л.д.46-47).

Поскольку ФИО1 заявление на участие в конкурсе не подавала, она не является ни претендентом, ни кандидатом. В связи с чем правом на оспаривание решения конкурсной комиссии не обладает.

Отказывая в иске ФИО1, суд также принимает во внимание следующее.

Судом установлено, что для участия в конкурсе на замещение вакантной должности директора средней школы №6 было подано заявление только одним кандидатом – ФИО2 Заявление ФИО2 было подано в последний день приема документов – 14.01.2020г. (л.д.57), что никем из лиц, участвующих в деле не оспаривается.

При подаче заявления о допуске к участию в конкурсе, ФИО2 были представлены документы согласно перечню (л.д.57-60, 61-62, 230-239).

В нарушение требований п. 2.3. Положения о проведении конкурса в документах, представленных ФИО2, отсутствовали: справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (подп. «ж» п.2.3); информация о наличии (отсутствии) дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (Федеральная налоговая службы) (подп. «з» п. 2.3).

Вместо указанной информации ФИО2 при подаче заявления на участие в конкурсе представлены документы, подтверждающие факт обращения за получением соответствующих справок (л.д.230, 237-238, 239).

В соответствие с п.1.4 Положения не может участвовать в конкурсе гражданин, не соответствующий квалификационным требованиям, а также имеющий или имевший судимость, подвергавшийся или подвергающийся уголовному преследованию, в иных предусмотренных законодательством случаях.

Согласно п.3.5 Положения проверка достоверности и полноты пакета документов осуществляется конкурсной комиссией по истечении срока подачи документов. В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствие с законодательством РФ и Положением поступлению гражданина на должность руководителя, конкурсная комиссия принимает решение о допуске гражданина к участию в конкурсе либо об отказе.

Таким образом, само по себе отсутствие справок, предусмотренных подп. «ж», «з» п.2.3 Положения, не являлось основанием для отказа в допуске ФИО2 к участию в конкурсе.

Согласно п. 3.10 Положения в случае, если подано только одно заявление кандидата на участие в конкурсе, конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений:

-рекомендовать начальнику Управления образования осуществить прием гражданина, изъявившего желание участвовать в конкурсе на должность руководителя;

-провести повторный конкурс.

Повторное проведение конкурса допускается, если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности руководителя муниципального образовательного учреждения (п.3.11 Положения).

Исходя из системного анализа пунктов 3.8, 3.10, 3.11 Положения следует, что решение о рекомендации осуществить прием гражданина на должность руководителя может быть принято только в случае соответствия кандидата квалификационным требованиям к вакантной должности, и соблюдения установленных законом ограничений и запретов.

Из материалов дела установлено, что ФИО2 квалификационным требованиям, предъявленным к должности директора МОУ «Средняя школа №6», в части образования, опыта работы, наличия требуемых знаний и навыков, соответствовала (л.д.210-211, 212-227). Сведения о её дисквалификации, наличии судимости, уголовного преследования отсутствовали как на момент проведения конкурса, так и на момент рассмотрения гражданского дела судом.

Таким образом, принятое конкурсной комиссией решение о рекомендации ФИО2 к назначению на должность директора средней школы №6, соответствует пунктам 3.8, 3.10, 3.11 Положения. Принято с соблюдением кворума, установленного п. 3.9 Положения. В связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется.

Отсутствие у ФИО2 судимости, факта уголовного преследования, сведений о её дисквалификации подтверждается справкой об отсутствии судимости <номер скрыт> от 22.01.2020г., выданной ИЦ УМВД России по Ярославской области (л.д.208), справкой об отсутствии запрашиваемой информации из реестра дисквалифицированных лиц, выданной АИС «ФЦОД» ФНС 13.01.2020г. (л.д.209).

Из материалов дела следует, что указанные справки были представлены ФИО2 до момента заключения с нею трудового договора и издания приказа о назначении на должность 27.01.2020г. (л.д.198, 199-204).

По смыслу ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают не с момента проведения конкурса, а с момента заключения трудового договора.

На момент заключения трудового договора соответствие ФИО2 предъявляемым требованиям было подтверждено в предусмотренной законом форме. В связи с чем оснований для признания соответствующего приказа Управления образования незаконным и расторжения трудового договора с ФИО2 не имеется.

Нарушение предусмотренного п. 4.3 Положения 5-дневного срока, допущенное Управлением образования при заключении трудового договора с ФИО2 (л.д.198-204), на законность проведенного конкурса и принятого конкурсной комиссией решения не влияет. Допущенное нарушение затрагивает права только ФИО2, которая каких-либо требований в указанной части не заявляла.

Поскольку ФИО2 являлась единственным претендентом на участие в конкурсе и единственным кандидатом, допущенным к участию в конкурсе, принятие решения о её рекомендации к назначению на должность чьи-либо права не нарушило.

Допущенное ответчиком нарушение п. 4.4 Положения, основанием для отмены принятого конкурсной комиссией решения являться не может. Отсутствие информации о результатах конкурса на сайте органов местного самоуправления о нарушении прав ФИО1, не участвовавшей в конкурсе, не свидетельствует.

При отсутствии оснований для признания незаконным и отмене решения конкурсной комиссии, приказа Управления образования о назначении ФИО2 на должность, оснований для возложения на Управление образования обязанности расторгнуть трудовой договор с ФИО2 от 27.01.2020г., организовать и провести повторный конкурс на замещение вакантной должности, не имеется. В удовлетворении исковых требований ФИО1 должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2020 года

Судья Охапкина О.Ю.