ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-595/2018 от 01.06.2018 Шебекинского районного суда (Белгородская область)

Дело № 2-595/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июня 2018 года г.Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Подрейко С.В.,

при секретаре судебного заседания Клюкиной Н.Н.,

с участием: представителя административного истца ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Белгородэнерго» по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика Шебекинского РОСП УФССП по Белгородской области по доверенности и соответчика судебного пристава-исполнителя Шебекинского РОСП УФССП России по Белгородской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Белгородэнерго», судебному приставу-исполнителю Шебекинского РОСП УФССП по Белгородской области ФИО2, УФССП по Белгородской области о признании незаконными бездействия,

установил:

ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Белгородэнерго» обратилось в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 12.12.2014 года было возбуждено исполнительное производство в отношении ФИО3 об обязании должника за свой счет осуществить снос объекта незавершенного строительства недвижимого имущества сарай с координатами Х=369484.66 У2133738.31; Х=369480.30 У 2133744.92; Х= 369476.30 У 2133742.27; Х = 369480.66 У 2133735.67, находящийся на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, в пролете опор №23-24 ВЛ 10 кВ №1ПС <адрес> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу. До настоящего времени решение суда не исполнено, объект незавершенного строительства не снесен, чем нарушены права взыскателя. В целях принудительного освобождения земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию (ч.8 ст.107 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Привлечение соответствующей специализированной организации для исполнения требований исполнительного документа за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и указанием ФССП России от 31.01.2011 года №12/08-1872-ВМ. Судебный пристав-исполнитель ФИО2 представила список специализированных организаций, из которых будет определена организация для выполнения работ по сносу объекта самовольного строительства в охранной зоне, и заверила о вынесении постановления об участии в исполнительном производстве специализированной организации и направлении его в адрес взыскателя, а также в выполнении необходимых работ по принудительному исполнению исполнительного листа до мая 2018 года. 26.02.2018 года судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об участии в исполнительном производстве специализированной организации ОООО «ШСРМУ» и ООО «СтройНео». 9.04.2018 года в Шебекинский РОСП взыскателем направлено ходатайство о совершении исполнительных действий с целью направления информации в адрес взыскателя о том, какая конкретно организация привлечена для осуществления сноса построек, и в какой период времени будут выполняться работы по принудительному исполнению судебного решения. В нарушение требований ст.64.1 Федерального закона от 2.10.1997 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ответ на заявление взыскателя Шебекинским РОСП в установленный законом срок не направлялся. Указанное бездействие нарушает права взыскателя на получение необходимой информации и на участие в исполнительном производстве. Судебным приставом-исполнителем не предприняты меры по исполнению исполнительного листа, по принудительному сносу объекта незавершенного строительства.

Уточнив исковые требования, административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Шебекинского РОСП УФССП по Белгородской области ФИО2, выразившееся:

- в не направлении информации в адрес взыскателя о том, какая конкретно организация привлечена для осуществления сноса построек ФИО3, и в какой период времени будут выполняться работы по принудительному исполнению судебного решения;

- в не составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ;

- в непринятии мер по ограничению должника ФИО3 в выезде за пределы РФ;

- в непринятии мер принудительного сноса объекта незавершенного строительства.

Обязать судебного пристава-исполнителя Шебекинского РОСП УФССП по Белгородской области ФИО2:

- направить информацию в адрес взыскателя о том, какая конкретно организация привлечена для осуществления сноса объекта незавершенного строительства, расположенного <адрес>, в пролете опор №23-24 ВЛ 10 кВ №1ПС <адрес>, и в какой период времени будут выполняться работы по принудительному исполнению судебного решения;

- составить протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ;

- ограничить должника ФИО4 в выезде за пределы РФ;

- принять меры принудительного сноса объекта незавершенного строительства, расположенного в с<адрес>

- устранить допущенные нарушения по исполнению исполнительного листа ВС от ДД.ММ.ГГГГ об обязании ФИО7 осуществить снос объекта незавершенного строительства недвижимого имущества сарай с координатами Х=369484.66 У2133738.31; Х=369480.30 У 2133744.92; Х= 369476.30 У 2133742.27; Х = 369480.66 У 2133735.67, находящийся на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, в пролете опор №23-24 ВЛ 10 кВ №1ПС <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Белгородэнерго» по доверенности ФИО1 поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить. Уточнила, что административный истец оспаривает бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в непринятии мер принудительного сноса объекта незавершенного строительства в период с декабря 2017 года до настоящего времени.

Административный оответчик судебный пристав-исполнитель Шебекинского РОСП УФССП России по Белгородской области ФИО2 в судебном заседании требования не признала. Пояснила, что исполнительное производство в отношении ФИО3 находится у нее на исполнении с декабря 2017 года. 29.12.2017 года из администрации Шебекинского района поступили сведения о наличии на территории г.Шебекино специализированных организаций, имеющих лицензию на снос нежилых зданий. Постановлением от 26.02.2018 года для участия в исполнительном производстве в исполнительном производстве привлечены специализированные организации ООО «ШСРМУ» и ООО «СтройНео». На данные постановления организации не отреагировали, и 21.05.2018 года вынесены постановления о привлечении пяти специализированных организаций. 31.05.2018 года ООО «СтройНео» представлены расценки на осуществление работ по демонтажу строений. После поступления сведений из других организаций будет определена конкретная организация, сделана заявка на финансирование. Ходатайство взыскателя было удовлетворено, копии постановлений о привлечении специализированных организаций направлены в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Белгородэнерго» 25.05.2018 года.

Представитель административного ответчика УФССП по Белгородской области, заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч.1 ст.5 Закона №229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии частью 1 статьи 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе.

В силу части 2 статьи 68 этого же Закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

В соответствии с ч.1 ст.64 Закона №229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из материалов дела усматривается, что решением Шебекинского районного суда Белгородской области от 11.08.2014 года на ФИО3 возложена обязанность осуществить за свой счет снос объекта незавершенного строительства недвижимого имущества сарай с координатами Х=369484.66 У2133738.31; Х=369480.30 У 2133744.92; Х= 369476.30 У 2133742.27; Х = 369480.66 У 2133735.67, находящийся на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес> пролете опор №23-24 ВЛ 10 кВ №1ПС <адрес> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

16.09.2014 года судебным органом выдан исполнительный лист, который предъявлен для исполнения в Шебекинский РОСП УФССП по Белгородской области и возбуждено исполнительное производство -ИП.

Статьей 107 Федерального закона N 229-ФЗ определены особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об освобождении земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций.

Согласно части 8 указанной статьи в целях принудительного освобождения земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию.

В соответствии с частью 9 статьи 107 Федерального закона N 229-ФЗ в целях обеспечения принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника.

Кроме того, ФССП РФ от 31 марта 2014 года были разработаны и утверждены "Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений". Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций, сфера его действия может применяться при исполнении требований исполнительных документов об освобождении земельных участков путем сноса строений либо их отдельных частей, о сносе отдельных элементов зданий и сооружений (этажей, надстроек, пристроек) и других исполнительных документов аналогичного характера.

При этом снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе, в соответствии с положениями статьи 107 Закона.

В целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями Закона.

В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера в соответствии с положениями статьи 105 Закона обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.

Расходы по сносу самовольного строения относятся к расходам по совершению исполнительных действий и подлежат возмещению за счет должника в соответствии с главой 16 Закона "Об исполнительном производстве".

Последовательность действий работников территориальных органов ФССП России по возмещению расходов по совершению исполнительных действий, определена Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24.07.2013 N 01-10 (пункт 4.6)

Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений разъясняют порядок действий, как территориальных подразделений, так и УФССП субъектов РФ при исполнении требований исполнительного листа указанной категории.

Требование исполнительного листа не возлагает обязанность снести самовольное строение на службу судебных приставов-исполнителей и указывает на снос строений за счет должников. Однако, данное обстоятельство не освобождает должностных лиц подразделения от выполнения возложенных на них законом и должностной инструкцией обязанностей.

Решением Шебекинского районного суда от 14.12.2017 года нным бездействие судебного пристава-исполнителя Шебекинского РОСП УФССП по Белгородской области ФИО8., выразившееся в непринятии мер по привлечению специализированной организации в целях принудительного осуществления сноса объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в пролете опор №23-24 ВЛ 10 кВ №1ПС <адрес>, на судебного пристава-исполнителя Шебекинского РОСП УФССП по <адрес>ФИО6 возложена обязанность совершить исполнительские действия по привлечению специализированной организации в целях принудительного осуществления сноса объекта незавершенного строительства, расположенного в <адрес>, в пролете опор №23-24 ВЛ 10 кВ №1ПС <адрес>.

29.12.2017 года из администрации Шебекинского района поступили сведения о наличии на территории г.Шебекино специализированных организаций, имеющих лицензию на снос нежилых зданий.

Постановлением от 26.02.2018 года для участия в исполнительном производстве в исполнительном производстве привлечены специализированные организации ООО «ШСРМУ» и ООО «СтройНео».

9.04.2018 года представителем ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Белгородэнерго» в адрес Шебекинского РОСП направлено ходатайство о направлении информации о том, какая конкретно организация привлечена для осуществления сноса построек, и в какой период времени будут выполняться работы по принудительному исполнению судебного решения.

В соответствии со ст.64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

21.05.2018 года вынесены постановления о привлечении четырех специализированных организаций, на которые возложена обязанность в течение 10 дней предоставить судебному приставу-исполнителю смету расходов, необходимых для произведения сноса объекта незавершенного строительства.

25.05.2018 года копии постановлений направлены в адрес взыскателя, что подтвердила в судебном заседании представитель административного истца.

31.05.2018 года ООО «СтройНео» представлены расценки на осуществление работ по демонтажу строений.

Таким образом, вышеуказанное ходатайство взыскателя ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Белгородэнерго» рассмотрено и удовлетворено, в адрес взыскателя направлены постановления от 21.05.2018 года, содержащие сведения о привлечении специализированных организаций для осуществления сноса постройки.

Поскольку конкретная организация для осуществления сноса, и в какой период времени будут выполняться работы по принудительному исполнению судебного решения, до настоящего времени не определены, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Шебекинского РОСП УФССП по Белгородской области ФИО2, выразившегося в не направлении информации в адрес взыскателя о том, какая конкретно организация привлечена для осуществления сноса построек ФИО3, и в какой период времени будут выполняться работы по принудительному исполнению судебного решения, нет.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В указанных целях судебный пристав-исполнитель вправе совершать как исполнительные действия (действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе), так и применять меры принудительного исполнения (действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу) (глава 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В силу части 1 статьи 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.

Данный срок не является пресекательным, поскольку по его окончании судебный пристав вправе продолжать исполнительные действия при отсутствии препятствующих для этого оснований, установленных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ.

Вместе с тем, несоблюдение судебным приставом-исполнителем данного срока может свидетельствовать о нарушении установленных законодателем требований, обеспечивающих оперативное принятие мер, направленных на своевременное исполнение исполнительного документа и оценивается судом в совокупности с другими обстоятельствами. Нарушение указанного срока позволяет сторонам исполнительного производства поставить перед судом вопрос о незаконном бездействии со стороны судебного пристава-исполнителя, поскольку в этом случае нарушается принцип обязательности судебного постановления.

Как следует из материалов исполнительного производства, после получения 29.12.2017 года из администрации Шебекинского района сведений о наличии на территории г.Шебекино специализированных организаций, имеющих лицензию на снос нежилых зданий, и до вынесении 26.02.2018 года постановлений о привлечении специализированных организаций, никаких мер для принудительного сноса объекта незавершенного строительства, судебным приставом-исполнителем не принималось.

Постановлением от 26.02.2018 года для участия в исполнительном производстве в исполнительном производстве привлечены специализированные организации ООО «ШСРМУ» и ООО «СтройНео», на которые возложена обязанность в течение 10 дней предоставить судебному приставу-исполнителю смету расходов, необходимых для произведения сноса объекта незавершенного строительства.

Впоследствии, по истечении 10-дневного срока, и до 21.05.2018 года, судебным приставом-исполнителем вновь никаких мер принудительного сноса объекта незавершенного строительства, судебным приставом-исполнителем не принималось.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что вышеуказанным должностным лицом не было принято достаточных мер в рамках предоставленных ему полномочий для принудительного сноса объекта незавершенного строительства, расположенного в <адрес>, в пролете опор №23-24 ВЛ 10 кВ №1ПС <адрес>, в период с 9.01.2018 года (первый рабочий день) до 25.02.2018 года, и с 11.04.2018 года по 20.05.2018 года, следствием чего явилось неисполнение документа в установленный законом срок, что свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя.

При таких обстоятельствах административный иск в части требований о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Шебекинского РОСП УФССП по Белгородской области ФИО2, выразившегося в непринятии мер для принудительного сноса объекта незавершенного строительства, расположенного в <адрес>, в пролете опор №23-24 ВЛ 10 кВ №1ПС <адрес> в период с 9.01.2018 года (первый рабочий день) до 25.02.2018 года, и с 11.04.2018 года по 20.05.2018 года, подлежит удовлетворению.

Что касается требований административного истца о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в не составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ, в непринятии мер по ограничению должника ФИО3 в выезде за пределы РФ, то согласно положениям Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. При этом из смысла того же Закона следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.

Поэтому оснований для удовлетворения административного иска в указанной части нет.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Белгородэнерго» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Шебекинского РОСП УФССП по Белгородской области ФИО2, выразившееся в непринятии мер для принудительного сноса объекта незавершенного строительства, расположенного <адрес>, в пролете опор №23-24 ВЛ 10 кВ №1ПС Н<адрес>, в период с 9.01.2018 года до 25.02.2018 года, и с 11.04.2018 года по 20.05.2018 года.

Обязать судебного пристава-исполнителя Шебекинского РОСП УФССП по Белгородской области ФИО2 принять меры для принудительного сноса объекта незавершенного строительства, расположенного <адрес>, в пролете опор №23-24 ВЛ 10 кВ №1ПС <адрес>

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Подрейко С.В.