Дело № 2-5966/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2015 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - Говоруха Л.Л.
при секретаре – Эн Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю М.И.В о возложении обязанности представить в Межрайонную ИФНС России № 3 по Сахалинской области налоговую декларацию по налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с данным иском, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований налогового законодательства в части своевременности и полноты предоставления в налоговый орган сведений о доходах (налоговых деклараций). В результате проверки установлено, что в Межрайонной ИФНС России № 3 по Сахалинской области зарегистрирован индивидуальный предприниматель М.И.В, которая в установленный срок не представила налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за ДД.ММ.ГГГГ. Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов не позволяет проверить соответствие сведений о суммах начисленных и фактически уплаченных налогов (сборов) налогоплательщиком суммам, подлежащим уплате каждым налогоплательщиком, что влечет нарушение государственных интересов. В связи с чем, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ просит возложить на ответчика обязанность предоставить в Межрайонную ИФНС России № 3 по Сахалинской области налоговую декларацию по налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по делу.
Прокурор <данные изъяты>, действующий в интересах Российской Федерации, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил.
Ответчик индивидуальный предприниматель М.И.В в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в МРИФНС России № 1 по Сахалинской области. С ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее применяется упрощенная система налогообложения. Налоговая отчетность по упрощенной системе налогообложения за требуемый период ею была представлена в МРИФНС России № 1 по Сахалинской области. В связи с чем, полагает, что у нее отсутствует обязанность предоставлять декларации по единому налогу на вмененный налог по фактическому месту осуществления предпринимательской деятельности. При этом не возражала, что действительно оформляла заявление о постановке на учет в Межрайонной ИФНС России № 3 по Сахалинской области, которое до настоящего времени ею не отозвано, снятие с учета не произведено. Заявила ходатайство о снижении размера государственной пошлины, в случае удовлетворения заявленных требований прокурора.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной ИФНС России № 3 по Сахалинской области, Межрайонной ИФНС России №1 по Сахалинской области, в судебное заседание не явились, представили заявления, в котором просят рассмотреть дело в свое отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст.18 НК РФ Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
В соответствии со ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
В силу статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 346.28 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе:
по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта);
по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.
Анализируя изложенное, следует, что законодатель определяет в качестве надлежащего налогового органа, в который в данном случае подлежит представлению налоговая декларация по налогу на вмененный доход - налоговый орган по месту учета плательщика налога на вмененный доход.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в МРИФНС России № 1 по Сахалинской области, в настоящее время является действующим индивидуальным предпринимателем.
С ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее применяется упрощенная система налогообложения. Налоговая отчетность по упрощенной системе налогообложения за требуемый период ею была представлена в МРИФНС России № 1 по Сахалинской области.
Между тем, из представленных суду, МРИФНС России № 3 по Сахалинской области, документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ от ИП М.И.В поступило заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя - налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход.
В указанном заявлении в качестве вида предпринимательской деятельности определено – «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарные торговые сети, имеющие торговые залы», адресом места осуществления предпринимательской деятельности указан <адрес> а. В силу п. 2 ст. 346.28 НК РФ, ИП М.И.В, исходя из вида осуществляемой деятельности в установленном законом порядке, поставлена на учет в качестве плательщика налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Следовательно, надлежащим налоговым органом, в который надлежит представить налоговую декларацию по налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ является налоговый орган, в котором ответчик состоит на учете в качестве плательщика единого налога на вмененный доход, в данном случае МРИФНС России № 3 по Сахалинской области.
При этом, исходя из п. 3 ст. 346.28 Кодекса снятие с учета налогоплательщика единого налога на вмененный доход при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой указанным налогом.
Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход направляет ему уведомление о снятии его с учета.
Обязанность по уплате единого налога на вмененный доход прекращается у налогоплательщиков только в случае снятия их с учета в налоговых органах в качестве плательщиков вышеуказанного налога.
Поэтому налогоплательщики, окончательно прекратившие осуществление деятельности в сферах, подпадающих под действие законодательства о едином налоге на вмененный доход, в том числе по одному из видов предпринимательской деятельности или же по отдельно расположенному месту осуществления такой деятельности, утрачивают обязанность по представлению налоговой декларации по единому налогу на вменённый доход и обязанность по уплате единого налога на вмененный доход после снятия с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.
Соответствующего заявления о снятии ответчика с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в МРИФНС России № 3 по Сахалинской области, ею не подавалось, следовательно, ответчик, имеющая статус индивидуального предпринимателя обязана, путем представления соответствующей декларации отчитываться в налоговом органе, в котором состоит на учете в качестве налогоплательщика единого налога.
В свою очередь, в установленный законом срок ответчиком налоговая декларация по единому налогу на вменённый доход за ДД.ММ.ГГГГ в указанный налоговый орган не предоставлена. Ответчиком доказательств обратному суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд признает, что ответчик свою обязанность по предоставлению в налоговый орган декларации по единому налогу на вменённый доход за ДД.ММ.ГГГГ не исполнила, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Учитывая положения статьи 206 ГПК РФ, принимая во внимание объем необходимых мероприятий по предоставлению сведений о доходах физических лиц, с учетом мнения прокурора, суд находит необходимым определить срок предоставления ответчиком в налоговый орган налоговую декларацию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - <данные изъяты>.
Как установлено пунктом 1 статьи 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, то есть юридические лица.
Поскольку в рассматриваемом случае требования заявлены в интересах Российской Федерации, а истец по настоящему иску освобожден от уплаты государственной пошлины, постольку в доход муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании ответчик заявила ходатайство о снижении размера государственной пошлины.
Согласно пункту 2 статьи 333.20 НК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает возможным уменьшить размер подлежащих взысканию с ответчика сумм государственной пошлины до <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю М.И.В удовлетворить.
Обязать Индивидуального предпринимателя М.И.В представить в Межрайонную ИФНС России № 3 по Сахалинской области налоговую декларацию по налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ИП М.И.В государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> с зачислением в местный бюджет.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий судья подпись Л.Л. Говоруха
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2015 года
Председательствующий судья подпись Л.Л. Говоруха