ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-59/2022КОПИ от 24.05.2022 Чернушинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-59/2022 КОПИЯ

УИД № 59RS0042-01-2021-001713-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Клепилиной Е.И.,

при секретаре судебного заседания Черенковой С.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Чернушинского района Пермского края Штенцова Э.П.,

представителя ответчика Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского городского округа, представителя третьего лица Администрации Чернушинского городского округа ФИО1,

представителя ответчика ФИО2 - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа, ФИО2 о признании незаконным образование земельных участков, недействительными договоры аренды земельных участков, отсутствующим и прекращении права муниципальной собственности у администрации Чернушинского городского округа на земельные участки, аннулировании в Едином государственном реестре недвижимости записей о государственной регистрации права собственности, аренды на земельные участки и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости,

установил:

Прокурор Чернушинского района Пермского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа, ФИО2 о признании незаконным образование земельных участков, недействительными договоры аренды земельных участков, отсутствующим и прекращении права муниципальной собственности у администрации Чернушинского городского округа на земельные участки, аннулировании в Едином государственном реестре недвижимости записей о государственной регистрации права собственности, аренды на земельные участки и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости

В обоснование исковых требований с учетом уточнений, указано, что прокуратурой Чернушинского района в рамках осуществления надзора за исполнием земельного законодательства проведена проверка в деятельности Управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа при исполнении полномочий по распоряжению земельными участками. В ходе проверки установлено, что на территории Чернушинского городского округа имеются два сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участка, находящихся в муниципальной собственности, расположенных вблизи с. Слудка Чернушинского городского округа, с кадастровыми номерами <№>, <№>, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для рыбоводства, площадью соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты>. Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа 07.08.2020 года и 26.08.2020 года заключено два договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> с ФИО2 по результатам подготовки и проведения торгов. В ходе проверки установлено, что фактически в границах вышеуказанных земельных участков расположены поверхностные водные объекты – пруды, в отношении которых установлены водоохранные зоны. Также данные водные объекты имеют гидравлическую связь с другими водными объектами речками - р. Гвоздовка, которая в свою очередь впадает в р. Слудка. Образование спорных водных объектов произошло задолго до передачи земельных участков в аренду, о чем свидетельствует выкопировка с аэрофотосъемки 1999 года. Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа в нарушение установленного порядка ФИО2 фактически предоставлены в аренду водные объекты, обладающие признаками объектов, подпадающих под федеральную собственность. По факту допущенных нарушений в администрацию Чернушинского городского округа 02.08.2021 года внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое было рассмотрено, меры к расторжению договора не приняты. Прокурор обратился с иском в защиту Российской Федерации в связи с распоряжением объектами, подпадающими под категорию федеральной собственности и неопределенного круга лиц, так как гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства. Прокурор Чернушинского района просит: признать незаконным образование земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, расположенных вблизи с. Слудка Чернушинского городского округа Пермского края, площадью соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты>; признать недействительными договоры аренды земельных участков, заключенные между Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа и ФИО2 от 07.08.2020 года <№> и от 26.08.2020 года <№>; признать отсутствующим и прекратить право муниципальной собственности у администрации Чернушинского городского округа на земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№> с момента вступления решения суда в законную силу; аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности администрации Слудовского сельского поселения <адрес> Пермского края, права аренды ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, исключении сведений об указанных участках из государственного кадастра недвижимости.

Представитель истца Штенцов Э.П. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме с учетом их уточнения, по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении, и просил суд их удовлетворить и учесть, что о нарушениях прокурору стало известно лишь в период проведения вышеуказанной проверки.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в судебное заседание представителя.

Представитель ответчика ФИО2 - ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, в том числе, поскольку представленными истцом доказательствами не подтверждается обоснованность иска и право на обращение с иском, заявил ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку прокуратура должна была узнать о нарушении в 2012 году, пояснил, что на спорных земельных участках находятся пруды, которые используются его доверителем для рыболовства и рыбоводства, им произведены большие вложения денежных средств для разведения рыб, пользоваться прудами ФИО2 никому не препятствует. Поскольку водные объекты и права на них не зарегистрированы, соответственно с юридической точки зрения они не существуют, гидравлическая связь не имеет значения и истцом она не доказана.

Представитель ответчика Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского городского округа и третьего лица Администрации Чернушинского городского округа Слобожанина О.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что Управлением имущественных отношений Администрации Чернушинского городского округа и ФИО2 заключены 07.08.2020 года и 26.08.2020 года договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами соответственно <№> и <№>. При формировании земельных участков, администрацией Слудовского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края были направлены запросы, согласно ответу Росимущества от 15.10.2012 года спорные земельные участки в реестре федерального имущества не значатся, Министерством по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края предоставлен ответ, о том, что спорные земельные участки в реестре государственной собственности Пермского края не числятся. При постановке на кадастровый учет земельных участков Управлением Росреестра и иными участниками гражданского оборота, в том числе прокуратурой Чернушинского района возражения не представлялись. Дополнительно в судебном заседании пояснила, что не оспаривает наличие водных объектов на спорных земельных участках и гидравлическую связь, поскольку из схемы видно, что речка проходит вдоль прудов, однако пруды образованы искусственным путем – созданием гидротехнических сооружений, являются прудами-копанями. Так же представитель поддержала ходатайство представителя ответчика ФИО2 о пропуске срока исковой давности.

Третьи лица Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Территориальное управление Росимущества в Пермском крае в судебное заседание представителей не направили, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края просило рассмотреть дело без участия представителя. Согласно ранее представленных отзывов, Министерством из справочно-информационного сервиса «Публичная кадастровая карта», установлено, что на спорных земельных участках расположены пруды, сформированные на р. Малая Кигинка в Чернушинском городском округе южнее с. Слудка. Рассматриваемые пруды образованы на водотоке, в связи с чем являются федеральной собственностью. (т. 1 л.д.108, т. 2 л.д. 122).

Согласно ранее представленного отзыва на исковое заявление Территориальное управление Росимущества в Пермском крае просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, просило приобщить к материалам дела выписки из ЕГРН, указав, что иные документы на земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, отсутствуют (т. 2 л.д. 151).

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа заключено два договора аренды земельных участков с ФИО2, однако фактически на земельных участках расположены водные объекты – пруды, имеющие гидравлическую связь с другими водными объектами, следовательно, обладающие признаками объектов подпадающих под федеральную собственность (т. 1 л.д. 6-9). 02.08.2021 года в адрес главы администрации Чернушинского городского округа внесено представление об устранении нарушений требований законодательства (т. 1 л.д. 11-19).

03.09.2021 года главой администрации Чернушинского городского округа дан ответ на представление, согласно которому предоставление земельных участков с кадастровыми номерами <№> и <№> осуществлялось в соответствии с действующим законодательством, 02.07.2012 года они сформированы и поставлены на кадастровый учет. Право собственности на земельные участки было зарегистрировано за муниципальным образованием Слудовское сельское поселение о чем 04.12.2012 года внесены соответствующие записи в ЕГРН. В 2013 году земельные участки с аукциона предоставлены в аренду ФИО2, заключены договоры аренды, которые 22.05.2020 года расторгнуты в связи с окончанием их срока. В последующем ФИО2 вновь обратился с заявление о предоставлении земельных участков в аренду, по итогам аукциона с ним заключены договоры аренды, которые зарегистрированы Управлением Росреестра по Пермскому краю (т. 1 л.д. 20-25).

В соответствии с п. 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

На основании ст. 4 Водного кодекса Российской Федерации (здесь и далее – ВК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) водное законодательство регулирует водные отношения (ч. 1). Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом (ч. 2).

В силу п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты.

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ водные объекты не относятся к недвижимому имуществу.

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно положениям ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (п. 1). На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (п. 2).

Как следует из ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

В рассматриваемом случае таким федеральным законом является ВК РФ.

В силу ст. 1 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4). Водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (п. 5).

В силу положений ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) (п. 2). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п. 3).

Согласно ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (п. 1). Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (п. 2).

Согласно ГОСТу 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения», определены два вида прудов: пруд и пруд-копань. Пруд - это мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км. Пруд-копань - это небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей. Водохранилище - это искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока.

Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8 ВК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.

Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.

Таким образом, пруды, расположенные на водных объектах и ограниченные с одной из сторон плотиной, являются частью данного водотока и находятся в собственности Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, водные объекты, расположенные на водотоках (временных, или постоянных), образованные в результате создания гидротехнического сооружения в составе которого имеются водосбросные и водопропускные сооружения, являются совокупным элементом гидрографической сети и являются федеральной собственностью.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением главы Чернушинского муниципального района <№> от 31.05.2012 года утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане из земель сельскохозяйственного назначения: земельный участок <№> – площадью <данные изъяты>, земельный участок <№> – площадью <данные изъяты>, расположенные южнее <адрес> (т. 1 л.д. 103-104).

Из межевого плана подготовленного кадастровым инженером ООО «ЧКЦ «Земля» - <ФИО>8 25.06.2012 года, следует, что из земельного участка с кадастровым <№> путем раздела, образованы земельные участки - <№> и <№>, площадью соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты>. Из схемы расположения земельных участков, следует, что в границах образуемых земельных участков расположены пруды. (т. 1 л.д. 95-102).

01.07.2012 года на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, расположенные по адресу: <адрес>.

Согласно ответу Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края от 24.09.2012 года на запрос и.о. главы Слудовского сельского поселения Чернушинского муниципального района, земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№> в реестре государственной собственности Пермского края не числятся (т. 1 л.д. 236).

Согласно ответу Территориального управления Росимущества в Пермском крае от 15.10.2012 года земельные участки под пруды с кадастровыми номерами <№>, <№> по состоянию на 08.10.2012 года в реестре федерального имущества не учтены, отсутствие в реестре федерального имущества земельного участка не является основанием отсутствия на него права собственности Российской Федерации (т.1 л.д. 237).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права 04.12.2012 года на основании п. 4 ст. 7 ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» от 03.06.2006 №73-ФЗ за муниципальным образованием Слудовское сельское поселение Чернушинского района Пермского края зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <№> и <№> (т. 1 л.д. 232, 233).

11.07.2013 года между администрацией Слудовского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края и ФИО2 заключен договор <№> аренды земельного участка, с кадастровыми номерами <№>, <№>. Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Пермскому краю 24.07.2013 года. Соглашением от 22.05.2020 года договор расторгнут (т. 1 л.д. 179-197)

07.08.2020 года и 26.08.2020 года между Управлением имущественных отношений Администрации Чернушинского городского округа и ФИО2 заключены договоры аренды земельных участков соответственно с кадастровыми номерами <№> и <№> (т. 1 л.д. 34-37,52-54).

Из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <№> следует, что кадастровый номер ему присвоен 20.07.1993 года. Из указанного земельного участка образованы земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№> (т. 2 л.д. 36-46).

Согласно выпискам из ЕГРН земельный участок местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> 01.07.2012 поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера <№>. Предыдущий номер <№>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: для рыбоводства. 08.09.2020 года зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ФИО2, основание – договор аренды от 26.08.2020 года. 23.06.2021 года зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием Чернушинский городской округ Пермского края. В особых отметках имеются сведения об ограничениях прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с 07.12.2018, реквизиты документа-основания: постановление «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10.01.2009 <№> выдан: Правительство Российской Федерации; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: ГД РФ; приказ «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сива, Буй, Быстрый Танып» от 10.11.2018 №СЭД-30-01-02-1521 выдан: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, вид ограничения (обремения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с 12.04.2019, реквизиты документа-основания: постановление «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10.01.2009 <№> выдан: Правительство Российской Федерации; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: Правительство РФ; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: Правительство РФ; приказ «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сива, Буй, Быстрый Танып» от 10.11.2018 №СЭД-30-01-02-1521 выдан: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Тип зоны: водоохранная зона (т. 1 л.д. 90-91, 203-204, т. 2 л.д. 47-58, 153-164).

Согласно выпискам из ЕГРН земельный участок местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> 01.07.2012 поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера <№>. Предыдущий номер <№>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: для рыбоводства. 14.09.2020 года зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ФИО2, основание – договор аренды от 07.08.2020 года. 23.06.2021 года зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием Чернушинский городской округ. В особых отметках имеются сведения об ограничениях прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с 07.12.2018, реквизиты документа-основания: постановление «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10.01.2009 <№> выдан: Правительство Российской Федерации; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: ГД РФ; приказ «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сива, Буй, Быстрый Танып» от 10.11.2018 №СЭД-30-01-02-1521 выдан: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, вид ограничения (обремения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с 12.04.2019, реквизиты документа-основания: постановление «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10.01.2009 <№> выдан: Правительство Российской Федерации; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: Правительство РФ; ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ выдан: Правительство РФ; приказ «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговой полосы бассейнов рек Сива, Буй, Быстрый Танып» от 10.11.2018 №СЭД-30-01-02-1521 выдан: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Тип зоны: водоохранная зона (т. 1 л.д. 92-93, 211-212, 165-177).

Согласно выписке из правил землепользования и застройки Слудовского сельского поселения, земельные участкки с кадастровыми номерами <№>, <№> находятся в территориальной зоне Сх-5 «Зона прудового хозяйства и отдыха» (т. 1 л.д. 124-126).

Из акта обследования ГТС прудов №<№> на территории Чернушинского муниципального района от 18.09.2017 года следует, что ГТС пруда <№> на реке Кигинка в селе Слудка, водоем образовался в результате подпора насыпью переезда через водоток сельскохозяйственной техники к полям и высокого заложения горизонтально уложенной водопропускной трубы. В настоящее время переездом не пользуются. Водоем спущен, водоток протекает в безнапорном режиме через промоину в насыпи у правого берега. Для нужд населения и как пожарный водоем не используется (т. 2 л.д. 193-194).

Согласно запросу и ответу Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 21.03.2022 года Управлением внесены изменения в имеющиеся учетные документы. Объекты содержащиеся в вышеуказанном акте исключены из перечня гидротехнических сооружений, подпадающих под действие ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ.

В ходе обследования, проведенного 18.11.2021 года главным специалистом-экспертом Чернушинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю, земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> установлено, что земельные участки ограждений на местности не имеют, на земельных участках расположены пруды, образованные по течению р. Гвоздовка, которая впадает в р. Слудка. Земельные участки используются для рыбоводства. К материалам обследования приложены фототаблицы, схематические чертежи, выкопировки с планово-картографического материала, на которых изображены два пруда по течению р. Гвоздовка, впадающей в р. Слудка (т. 1 л. 74-81).

Из публичной кадастровой карты - Россия 2022 года, следует, что в границах спорных земельных участков по течению реки Малая Кигинка впадающей в р. Кигинка расположены водные объекты (т. 2 л.д. 183-186).

Из ответа Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 30.12.2021 года следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами <№>, <№> согласно данным публичной кадастровой карты находятся пруды на реке Малая Кигинка. В государственном водном реестре отсутствуют сведения в отношении данных прудов. Отсутствие сведений о водном объекте в государственном водном реестре не свидетельствует о фактическом отсутствии такого объекта на местности. Рекомендовано обратиться в Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», который осуществляет услуги по предоставлению гидрологической информации, либо в иную организацию, имеющую лицензию в области гидрометеорологии (т. 2 л.д. 132-133).

Согласно ответу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 03.02.2022 года следует, что водные объекты не являются недвижимым имуществом, подлежащим учету и внесению в ЕГРН (т. 2 л.д. 111).

Из ответа Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» от 02.03.2022 года следует, что на основании рассмотрения картографического материала, имеющегося в распоряжении Пермского ЦГМС, публичной кадастровой карты и космоснимков испрашиваемого района установлено, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> протекает р. Малая Кигинка (правобережный приток р. Кигинка), на которой расположены пруды. Для уточнения статуса необходимо проведение рекогносцировачного обследования водных объектов, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, специалистами Пермского ЦГМС (т. 2 л.д. 147, 148).

Согласно сведениям государственного водного реестра России в него включена река Мал. Кигинка, являющаяся притоком р. Кигинка, Камский бассейновый округ, речной бассейн: Кама.

Согласно информации предоставленной Пермским ЦГМС – филиал ФГБУ «Уральское УГМС» от 20.05.2022 года, на основании картографического материала, имеющегося в распоряжении Пермского ЦГМС, материалов онлайн-сервиса «Публичная кадастровая карта» и космоснимков рассматриваемого района установлено, что р. Малая Кигинка берет свое начало в 5 км к юго-западу от с. Слудка Чернушинского городского округа Пермского края, является правобережным притоком р. Кигинка и имеет длину примерно 4 км, площадь водосбора примерно 9 кв.км. На своем протяжении река М. Кигинка имеет ряд притоков. В нижнем течении реки М. Кигинка расположены два водоема (пруда) искусственного происхождения. Дамба «нижнего» пруда расположена на расстоянии примерно 0,16 км от устья, дамба «верхнего» пруда – на расстоянии примерно 0,56 км от устья. «Нижний» пруд имеет неправильную, вытянутую с ЮЗ на СВ форму, длиной примерно 0,33 км и шириной в створе дамбы примерно 0,14 км. Площадь зеркала «нижнего» пруда ориентировочно составляет 31 тыс. кв.м.

Специалистами Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» 26.04.2022 года было проведено рекогносцировочное обследование водных объектов и земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, расположенных вблизи с. Слудка Чернушинского городского округа Пермского края. Обследование проводилось начальником гидротехнического отдела <ФИО>13 и гидрологом гидротехнического отдела <ФИО>9 при непосредственном участии представителя прокуратура Чернушинского района старшего помощника прокурора Штенцова Эдуарда Петровича. Одновременно присутствовали представители отдела судебной защиты правового управления администрации Чернушинского ГО, Чернушинского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю, отдела земельных ресурсов администрации Чернушинского ГО. По результатам обследования установлено, что река Малая Кигинка является водотоком постоянного действия. В нижнем течении реки образованы пруды в результате создания земельных дам (фото 1, 2). В дамбах предусмотрены водопропускные отверстия, позволяющие поддерживать в прудах нормальный подпорный уровень (НПУ). При достижении уровня воды в прудах выше отметки НПУ происходит перелив воды через водопропускные отверстия (фото 3, 4). На момент обследования в «верхнем» пруду отчетливо прослеживается затопленное русло реки М. Кигинка (фото 5). На нижнем «пруду» наблюдался ледостав. В ходе обследования в створе р. М. Кигинка были произведены гидрометрические работы – инструментальное измерение расхода воды. Полученные гидрологические параметры: ширина водотока 2.65 м, глубина максимальная 0,69 м, площадь водного сечения1.42 км.м, скорость течения средняя 0.38 м/с, расход воды составил 0.54 м.куб./сек. Таким образом, установлено наличие водного объекта с характерными признаками водного режима – реки Малая Кигинка, являющейся водотоком постоянного действия. Река протекает по земельным участкам с кадастровыми номерами <№>, <№>. Русло реки М. Кигинка до создания прудов проходило в естественных условиях. На настоящий момент в границах вышеуказанных земельных участков расположены проточные пруды искусственного происхождения в русле реки М. Кигинка. Подписано начальником Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» <ФИО>10 ФГБУ «Уральское УГМС» 20.02.2013 года бессрочно предоставлена лицензия на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.

Из фотографий, приложенных к обследованию следует, что на р. Малая Кигинка расположен верхний и нижний пруды. В районе дамб прудов имеются водопропускные отверстия.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста <ФИО>13 (начальник гидротехнического отдела Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС») суду пояснил, что в полном объеме подтверждает приведенные в вышеуказанном акте обстоятельства, кроме того указал, что при обследовании установлено наличие водного объекта р. Малая Кигинка, на водотоке которой сооружены две земляные дамбы. В границах земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> находятся водные объекты – пруды, образованные на месте естественного русла р. Малая Кигинка, которая является притоком р. Кигинка. р. Малая Кигинка и пруды на спорных земельных участках являются звеньями одной гидрографической сети, гидравлическая связь водных объектов установлена.

Производя оценку вышеуказанному акту обследования, а также показаниям специалиста <ФИО>13, суд оснований сомневаться в их объективности и достоверности не усматривает, не доверять им у суда оснований также не имеется, они даны квалифицированными специалистами, при этом, <ФИО>13 был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, суд признает их достоверными и допустимыми доказательствами, они основаны на анализе документов в отношении спорных объектов недвижимости, согласуются с фактически установленными по делу обстоятельствами, у суда нет оснований не доверять выводам вышеуказанных заключений, в связи с чем, суд полагает возможным положить в обоснование решения суда в качестве доказательств данное заключение специалистов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу о том, что на спорных земельных участках находятся водные объекты – пруды, являющиеся русловыми, поскольку они расположены непосредственно на водотоке, имеющие гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами: Река Малая Кигинка и расположенные на ней пруды, в том числе и указанные выше являются звеньями одной гидрографической сети река Малая Кигинка - река Кигинка, образованы гидротехническими сооружениями, не являются замкнутыми, в связи с чем данные водные объекты относятся к федеральной собственности.

Стороной ответчика доказательств обратного суду не представлено, кроме того ответчики категорически возражали в назначении по делу экспертизы.

Судом установлено, что земельные участки под водными объектами – прудами находятся в собственности Российской Федерации в силу закона и не могут быть сформированы в виде самостоятельных объектов права.

Доказательств прекращения права федеральной собственности суду не представлено. У муниципального образования не имелось правовых оснований регистрировать право муниципальной собственности на спорные земельные участки.

В соответствии со ст. 102 ЗК РФ земельный участок, на котором находится водный объект, относится к землям водного фонда, на которых не осуществляется образование земельных участков. В связи с чем, при наличии водного объекта, у лиц, проводивших межевание земельных участков, отсутствовали правовые основания для проведения работ, поскольку земельные участки образованию не подлежали.

Из приведенных норм права следует, что пруды состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, поэтому если водный объект относится к федеральной собственности, то его составная часть - покрытая поверхностными водами земля в пределах береговой линии также является федеральной собственностью.

При этом земельный участок как объект земельных отношений не формируется и в этом качестве не может быть предоставлен в аренду. В пользование предоставляется водный объект на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 11 ВК РФ).

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Следовательно, если орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предоставил в аренду хозяйствующему субъекту земельный участок земель водного фонда, покрытый поверхностными водами пруда, находящегося в федеральной собственности, такая сделка является недействительной в силу статьи 168 ГК РФ, поскольку противоречит требованиям статей 1, 5, 8 ВК РФ, ст. 102 ЗК РФ, ст. 209 ГК РФ, нарушает права Российской Федерации и посягает на публичные интересы неограниченного круга лиц.

Спорные земельные участки не могли быть переданы Управлением имущественных отношений Администрации Чернушинского городского округа в аренду, поскольку такими полномочиями оно не наделено.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что спорные земельные участки были сформированы и предоставлены в аренду с нарушением требований действовавшего на тот момент законодательства, и находятся в аренде в настоящее время с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.

Договоры аренды земельных участков от 07.08.2020 года и 26.08.2020 года заключенные между Управлением имущественных отношений Администрации Чернушинского городского округа и ФИО2 на сегодняшний день не расторгнуты, что подтверждено как представителем Управленияя имущественных отношений Администрации Чернушинского городского округа, так и представителем ФИО2

В пункте 52 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав " дано разъяснение о том, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Исходя из положений ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

При таких обстоятельствах, поскольку образование земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> осуществлено с нарушением требований законодательства, то суд считает, что требования о признании незаконным образование вышеуказанных земельных участков, исключении сведений о них из государственного кадастра, а так же признании отсутствующим и прекращении права собственности на земельные участки, аннулировании в ЕГРН записей о государственной регистрации права собственности и права аренды подлежат удовлетворению.

По вышеизложенным основаниям доводы стороны ответчика Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского городского округа, представителя ответчика ФИО2 – ФИО3, третьего лица Администрации Чернушинского городского округа, приведенные в отзывах на исковое заявление и судебном заседании, являются необоснованными и подлежат отклонению.

Кроме того, вопреки доводам представителя ответчика ФИО2 – ФИО3 обращение прокурора с настоящим иском в суд связано с защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, то есть отвечает требованиям ст. 45 ГПК РФ. Заявление стороны ответчиков о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности удовлетворению не подлежит, так как согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности, если законом не установлено иное, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно разъяснениям, данным в п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.

Как следует из материалов дела, прокурор Чернушинского района узнал о нарушении законодательства об охране окружающей среды и природопользования в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью в августе 2021 года, поэтому срок исковой давности следует исчислять с момента окончания проверки.

В процессе рассмотрения дела стороной ответчиков не представлено доказательств тому, что до подачи настоящего иска прокуратурой Чернушинского района проводилась проверка и давалась оценка действиям администрации Чернушинского городского округа по передаче в аренду ФИО2 спорных земельных участков. В судебном заседании стороной ответчиков не представлено доказательств, подтверждающих факт проведения надзорной проверки со стороны прокуратуры района, связанной с законностью использования спорного объекта. Материалы дела таких доказательств не содержат.

При изложенных обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа, ФИО2 о признании незаконным образование земельных участков, недействительными договоры аренды земельных участков, отсутствующим и прекращении права муниципальной собственности у администрации Чернушинского городского округа на земельные участки, аннулировании в Едином государственном реестре недвижимости записей о государственной регистрации права собственности, аренды на земельные участки и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости удовлетворить.

Признать незаконным образование земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, местоположение: <адрес>, площадью соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Признать недействительными договоры аренды земельных участков, заключенных между Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа и ФИО2 от 07.08.2020 года <№> и от 26.08.2020 года <№>.

Признать отсутствующим и прекратить право собственности муниципального образования Чернушинский городской округ на земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>.

Аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости записи о государственной регистрации права собственности муниципального образования Чернушинский городской округ, права аренды ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№> и исключении сведений об указанных участках из государственного кадастра недвижимости.

Настоящее решение по вступлении в законную силу является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись Е.И. Клепилина

Решение не вступило в законную силу

Подлинный документ подшит в деле № 2-59/2022

УИД № 59RS0042-01-2021-001713-69

Дело находится в производстве

Чернушинского районного суда Пермского края